I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
В соответствии со Стратегией развития науки и инноваций в
Российской Федерации на период до 2015 года основу государственного
сектора науки и высшего образования в перспективе составят технически
оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными
кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и
образовательные организации.
В этот период предусматриваются реформирование системы управления
государственным сектором науки и высшего образования, реструктуризация
государственных научных учреждений и вузов, трансформация
организационно-правовой структуры государственного сектора науки и
высшего образования, совершенствование системы государственных научных
центров. В целом с учетом приоритетных задач социально-экономического
развития Российской Федерации, потребностей экономики, приоритетов
научно-технической и инновационной политики, а также в интересах
обеспечения эффективного функционирования государственных организаций
науки и их взаимодействия с организациями частного сектора
государственный сектор науки и высшего образования составит
научно-технологическую основу национальной инновационной системы,
обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях.
Указанные преобразования будут осуществлены в течение переходного
периода и потребуют активного участия современных научных и
научно-педагогических кадров высшей квалификации, подготовку и
закрепление которых в государственном секторе науки и высшего
образования необходимо осуществлять одновременно со структурными
преобразованиями.
В Программе социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы),
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19
января 2006 г. N 38-р, отмечается, что для обеспечения инновационной
направленности экономического роста требуется повышение роли научных
исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из
основных ресурсов устойчивого экономического роста путем кадрового
обеспечения инновационной экономики. В поручении Президента Российской
Федерации от 10 декабря 2007 г. N Пр-2197 предлагается принять меры,
обеспечивающие сохранение, подготовку и закрепление квалифицированных
кадров в оборонно-промышленном комплексе.
Отсутствие программной поддержки воспроизводства научных и
научно-педагогических кадров со стороны государства в создавшихся
условиях может привести к снижению инновационной направленности
экономического роста Российской Федерации, к неиспользованию научного
потенциала в качестве основного ресурса устойчивого экономического
роста.
Одной из острейших проблем современной российской науки является
сохранение научных традиций и широкого спектра направлений научных
исследований. Из-за хронического недофинансирования в 90-е годы
прошлого века оказалась подорванной система воспроизводства научных
кадров. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в
абсолютном сокращении числа исследователей во всех государственных
секторах науки и высшего образования, быстром старении и изменении их
качественного состава, нарушении преемственности научных и
педагогических школ.
Двадцать первый век станет веком экономики, одним из основных
ресурсов которой является кадровый потенциал науки, образования и
высокотехнологичных секторов экономики. Мировой опыт организации науки
свидетельствует о том, что потерю научных традиций, ученых высшей
квалификации даже при благоприятных экономических условиях нельзя
восполнить за короткий срок. Для создания полноценных научных школ
необходимо 2 - 3 поколения. Типичный пример - наука в Китайской
Народной Республике, в которой прогресс уже в течение десятилетий
лимитируется не финансовыми ресурсами, а наличием квалифицированных
ученых.
За период с 1990 по 2005 год общая численность персонала,
занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58
процентов. В абсолютных цифрах наука потеряла более миллиона человек.
Сокращение кадров в науке происходило за счет интенсивного
перехода исследовательских и обслуживающих науку кадров в другие
отрасли экономики и области занятости в России ("внутренняя
миграция"), эмиграции исследователей за рубеж ("утечка умов") и
естественной убыли ученых старших поколений.
Процесс перехода научных кадров в другие сферы деятельности
определялся как развитием кризисных процессов в самой науке, так и
изменением потребностей этих сфер в квалифицированных кадрах. Поэтому
сокращение научного персонала происходило в течение последнего
десятилетия очень неравномерно.
По данным исследований, резкий спад численности персонала,
занятого в секторе исследований и разработок, пришелся на 1992 -1998
годы, причем за период 1992 - 1994 годов численность исследователей
сократилась на 40 процентов по сравнению с уровнем 1991 года. Эти
процессы были вызваны резким сокращением государственных расходов на
исследования и разработки, а также бурным развитием банковского
финансового бизнеса, телекоммуникационного сектора экономики,
предлагавших существенно лучшие условия оплаты труда для
квалифицированного персонала.
В 1995 - 1998 годах значительная часть ученых попыталась
адаптироваться к новым условиям жизни. Возросли масштабы скрытой формы
"внутренней миграции" кадров. Не только переход в другие сферы, а
часто и совместительство, занимающее основную часть рабочего времени,
неизбежно приводят к снижению квалификации ученого или ее утрате.
Несмотря на то что "утечка умов" имеет по сравнению с "внутренней
миграцией" кадров относительно небольшие объемы, этому каналу
сокращения кадрового потенциала науки справедливо уделяется особое
внимание. Как отмечают исследователи, специализация российских ученых,
работающих за рубежом, относится к передовым и наиболее технологичным
областям - математике, физике, биофизике, вирусологии, генетике и
биохимии, от которых во многом зависит социальный и технологический
прорыв.
Начиная с 2002 года возобновился отток кадров из науки. На этом
фоне отмечается незначительный рост удельного веса молодых ученых
(возрастная категория до 29 лет) и существенное сокращение
исследователей среднего возраста (возрастные категории 30 - 39 лет и
40 - 49 лет).
Отток молодежи из науки происходит прежде всего потому, что она
оказывается группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической
точек зрения.
Через 10 лет ситуация может оказаться катастрофической, поскольку
указанные процессы будут усугублены очередным и очень глубоким
демографическим кризисом.
В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых
ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и
региональном уровнях. Ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500
грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их
научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской
Федерации - молодым докторам наук.
В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук
составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" и в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006
г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи"
осуществляется государственная поддержка талантливой молодежи. Этот
проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во
всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители
всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад и
иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают премии в
размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители
региональных и межрегиональных олимпиад, призеры всероссийских
олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе) получают
премии в размере 30 тыс. рублей.
Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности
талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества
школьников в г. г. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской,
Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых
других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы
бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.
В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года
выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки
кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы
"Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы выполнялось
мероприятие по подготовке кадров для национальной технологической
базы. Однако в федеральной целевой программе "Национальная
технологическая база" на 2007 - 2011 годы решение вопросов подготовки
кадров не предусмотрено.
На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической
программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы намечались мероприятия
по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным
направлениям науки, образования и высоких технологий, по развитию
системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы
аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах,
развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных
научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ
как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров
высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и
разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является
получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а
мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки,
образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно
реализовывать в рамках отдельной программы.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области
воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и
научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс
государственных мер по привлечению и закреплению кадров является
недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение
ситуации.
Принципиальным является отсутствие единой программы,
поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими
жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской
диссертации. Важнейшим элементом является привлекательность для
молодежи карьеры исследователя. Необходимо осуществлять поддержку
ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную
роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и
преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых
научных и научно-педагогических кадров.
В настоящее время невозможно комплексно и эффективно решить
проблемы привлечения молодежи в сферу науки, образования, высоких
технологий и закрепления ее в этих сферах, эффективного
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих
структурные преобразования государственного сектора науки и высшего
образования на федеральном уровне в приемлемые сроки за счет
использования рыночных механизмов. Это может быть осуществлено на
основе программно-целевого метода, применение которого позволит
обеспечить системное решение проблемы, рационально использовать
ресурсы. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его
системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать
ресурсы на выбранных приоритетных направлениях привлечения талантливой
молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, достигнуть
положительной динамики обновления кадрового состава этой сферы в
установленные сроки реализации Программы.
Вариантами решения проблемы являются:
реализация в рамках федеральных и ведомственных целевых программ,
а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с
проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и
привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и
научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
создание единого программного механизма повышения эффективности
воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их
закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при
сохранении существующей системы государственной поддержки молодых
ученых и ведущих научных школ.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии
необходимости формирования нового комплексного механизма и
осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и
организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное
несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной
актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и
выявления точек роста, координации, систематизации и анализа
результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно
решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация
механизма государственной поддержки, управления и координации работ в
области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с
возможностью анализа результативности всей совокупности работ по
решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с длительностью и
сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы
и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного
механизма государственной поддержки, управления и координации работ в
области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере
науки, высшего образования и высоких технологий.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения
проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта
реализации Программы.
|