Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Оценка сложившейся ситуации
     
     Город  Москва по праву относится к лидерам регионального развития
малого предпринимательства. В малом бизнесе города Москвы занято более
одной  трети  всего  экономически активного населения. По состоянию на
начало   2009   г.   в  городе  насчитывалось  более  218  тыс.  малых
предприятий,  на  которых  было  занято  2067 тыс. человек, и 145 тыс.
индивидуальных  предпринимателей.  Количество  средних  предприятий  -
более  1500.  При  этом  вклад  московского малого бизнеса в экономику
составляет  значительную  часть  от  общероссийского показателя в этом
секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов
государственной статистики, оборот московских малых предприятий в 2007
г. превысил 30 процентов оборота всех малых предприятий России. Однако
уровень    развития    малого   и   среднего   предпринимательства   в
научно-технической  и  производственной  сферах  остается  все  еще на
недостаточно   высоком   уровне.   По  экспертным  оценкам  количество
субъектов  малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере
не  превышает  4000  предприятий,  что составляет около 5 процентов от
общего числа малых и средних предприятий.
     Результатом    сплошного    обследования    малых   инновационных
предприятий города Москвы, проведенного в 2008 году Московским центром
развития   предпринимательства  по  заказу  Департамента  поддержки  и
развития  малого  и среднего предпринимательства города Москвы, стало,
что    средние    показатели,   характеризующие   деятельность   малых
предприятий,  у  малых  инновационных  предприятий выше (кроме средней
выручки).  Особое  внимание  заслуживает  тот  факт, что средняя сумма
активов,  приходящихся  на одно малое инновационное предприятие, выше,
чем  у  одного малого предприятия в промышленности или просто у одного
малого  предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия,
осуществляющие  инновационную  деятельность,  крайне  заинтересованы в
поддержке    Правительства   Москвы   на   всех   стадиях   реализации
инновационного проекта.
     Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству
осуществляется  в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом
с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе.
Ежегодно   на   развитие   и   поддержку   малого  предпринимательства
направляется  в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета.
Меры  содействия  развитию  и укреплению малого бизнеса стали одним из
факторов,   позволивших   московским  предпринимателям  этого  сектора
существенно  минимизировать  потери  из-за начавшегося в конце 2008 г.
финансово-экономического  кризиса.  На середину мая 2009 г., по данным
мониторинга,  проводимого  Департаментом поддержки и развития малого и
среднего   предпринимательства   города  Москвы,  отмечается  снижение
оборотов  малых  предприятий  и их прибыльности, в сравнении с ноябрем
2008  г.  эти  показатели  упали  более  чем на 31 процент. Мониторинг
показал,  что  за  период  с  ноября  2008  г. по середину мая 2009 г.
частота  оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной
возросла  в  2,9  раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов,
еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения
в  2009  г.  условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса
ожидают  50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис
оказал и на сектор малого и среднего предпринимательства.
     Таким  образом,  началу реализации плана мероприятий предшествует
общее  нарастание  негативных  тенденций  в малом предпринимательстве,
связанных   с   последствиями  финансово-экономического  кризиса,  что
говорит  о  необходимости  увеличения объемов, поиска и предоставления
новых  мер  поддержки  не  только  на  стадии  ее проектирования, но и
непосредственно  в  процессе ее исполнения в зависимости от фактически
складывающихся условий.
     Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей
Комплексной    целевой   программы   развития   и   поддержки   малого
предпринимательства  на  2007-2009  гг. реализуется план антикризисных
мероприятий  по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную
задачу:  недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере
малого  предпринимательства  и создание условий для интеграции в малый
бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
     Вместе  с тем на территории города Москвы по-прежнему реализуется
значительное  число  программ,  направленных на создание благоприятных
условий для осуществления инновационной деятельности.
     Департаментом    поддержки   и   развития   малого   и   среднего
предпринимательства   города   Москвы   обеспечено   получение  малыми
инновационными    предприятиями    необходимых   финансовых   ресурсов
фактически всех видов.
     На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в
субсидировании  своих  расходов.  В  Департаменте поддержки и развития
малого  и среднего предпринимательства города Москвы в настоящее время
малое   инновационное   предприятие  может  получить  несколько  видов
субсидий.
     За  2006-2009  годы  было  рассмотрено  около  200  инновационных
проектов  малых  и  средних  предприятий.  Свыше  60 проектов получили
финансовую  поддержку  в  виде  субсидий  общим  объемом около 30 млн.
рублей.  Эти  средства  были  использованы  на  патентование, создание
опытных   образцов,  участие  в  мероприятиях  по  продвижению.  Объем
привлеченных   внебюджетных  средств  на  реализацию  данных  проектов
превысил 25 млн. рублей.
     При  непосредственном  участии  Департамента поддержки и развития
малого  и среднего предпринимательства города Москвы было сформировано
два  частно-государственных  венчурных  фонда  общим объемом 1,6 млрд.
рублей.  На  1  рубль, выделенный из бюджета города, было привлечено 2
рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федерального бюджета. На
сегодняшний  день  600 млн. рублей инвестированы в инновационные малые
предприятия,  которые  занимаются  разработкой  и  выпуском наукоемкой
продукции.
     На территории города действуют 7 частно-государственных венчурных
фондов,  созданных  с  участием  ОАО  "Российская венчурная компания".
Общий  объем  средств созданных фондов составляет 18,983 млрд. рублей.
Однако  только ЗАО "ВТБ Управление Активами" в 2008 году инвестировало
средства в малые предприятия на территории города Москвы.
     В  2008  году  на  территории  города  Москвы  осуществляли  свою
деятельность  частные  венчурные  фонды  и объединения бизнес-ангелов.
Примерный  объем  привлеченных  инвестиций  в малые предприятия города
Москвы  составил  2-2,5  млрд. рублей (примерно 10 процентов от объема
прямых инвестиций в России).
     Важное  значение  для  малого  инновационного  предприятия  имеет
возможность    получения    кредитов.   С   целью   развития   системы
гарантирования   кредитов  субъектам  малого  предпринимательства  был
создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
     Активно  на  территории  города работает Фонд содействия развитию
малых  форм  предприятий в научно-технической сфере (по согласованию).
Фонд  содействия  реализует  более  20 программ, которые направлены на
решение  различных задач государственной инновационной политики. Общий
объем финансирования Фондом московских малых инновационных предприятий
в 2008 г. составил более 200 млн. руб.
     Департаментом   науки   и  промышленной  политики  города  Москвы
осуществлялось  размещение заказов среди малых и средних инновационных
предприятий      на      выполнение     научно-исследовательских     и
опытно-конструкторских  разработок.  Общее количество заявок субъектов
малого  предпринимательства, поданных для участия в открытых конкурсах
на   право   заключения   государственного   контракта  на  выполнение
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  разработок в 2008
году  -  95  (30,9  процента  от общего количества заявок). Количество
заявок   субъектов  малого  предпринимательства,  выигравших  открытые
конкурсы  на право заключения государственного контракта на выполнение
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских разработок, в 2008
году  -  64  (26,2  процента  от общего количества выигравших заявок).
Количество   заключенных   государственных  контрактов  на  выполнение
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   разработок   с
субъектами  малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2 процента
от  общего  количества  заключенных государственных контрактов). Общая
стоимость       заключенных       контрактов       на       выполнение
научно-исследовательских   и   опытно-конструкторских   разработок   с
субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 343317,4 тыс. руб.
(25,1 процента от стоимости всех заключенных контрактов).
     Большое  значение  уделяется  вопросам  финансовой  поддержки.  В
Москве  действуют около 20 технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных
по  инициативе  органов  исполнительной  власти  города  Москвы. Общая
площадь,  предназначенная  для размещения малых и средних предприятий,
составляет более 62000 кв. м. Количество предприятий, расположенных на
этих  площадях, составляет 180. Однако в большинстве случаев речь идет
о рыночных условиях размещения.
     При   этом   необходимо   отметить,   что   данные  технопарки  в
недостаточной  степени  реализуют  комплекс  мер  по  имущественной  и
организационной  поддержке  малого инновационного предпринимательства,
предоставляемый   в  развитых  странах.  Отсутствует  единая  политика
предоставления  технопарками  услуг  малым инновационным предприятиям,
поскольку  в  большинстве  случаев  они  действуют как самостоятельные
субъекты и имеют свои программы развития, правила привлечения и работы
с  малыми  инновационными  предприятиями. Отсутствует система контроля
деятельности  технопарков:  не определены ключевые параметры оценки их
деятельности,  а  сама  информация  о  результатах  работы технопарков
сильно  рассредоточена  и  не  подвергается системной централизованной
обработке.
     В  рамках  реализации  Комплексной  целевой  программы развития и
поддержки  малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
в  2008  году  в  Москве  были  созданы  два  технопарка  в Строгино и
Зеленограде,     предоставляющие     помещения     субъектам    малого
предпринимательства  на льготных условиях. На данный момент в Строгино
размещены  52  фирмы-резидента,  идет отбор инновационных компаний для
размещения в бизнес-инкубаторе "Зеленоград".
     В  рамках  реализации  Комплексной программы поддержки и развития
малого  предпринимательства  ведется  постоянная  работа  по повышению
квалификации руководителей и сотрудников малых и средних инновационных
предприятий.
     Действующая  система  подготовки  кадров  имеет  ярко  выраженную
многоуровневую структуру.
     С   целью   кадровой  поддержки  малых  и  средних  инновационных
предприятий  города Москвы в 2007-2009 гг. был организован ряд учебных
проектов различных уровней обучения:
     1.  Профессиональная  переподготовка по программам "Инновационный
менеджмент  и  управление рисками инновационных проектов", "Управление
инновационными   проектами",  в  ходе  которых  было  подготовлено  60
руководителей  и  специалистов  малого и среднего предпринимательства,
получивших   компетенции   по  следующим  направлениям:  инновационное
предпринимательство     (коммерциализация     инноваций);     правовое
регулирование   инновационной  деятельности;  защита  интеллектуальной
собственности  предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное
освоение инноваций.
     2. Повышение квалификации по программам "Инновационный менеджмент
и управление рисками инновационных проектов", "Разработка и реализация
инновационных    проектов    (методы    и    практика)",   "Управление
инновационными   проектами",   "Обучение   инновационному  менеджменту
участников  конкурсов  по  инновационным  проектам  учащейся  молодежи
города   Москвы",   "Инновационный  менеджмент  и  управление  рисками
инновационных  проектов",  по  завершении  которых  было  обучено  278
руководителей  и специалистов малого и среднего предпринимательства, а
также 150 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи.
     3.   Экспресс-семинары  по  тематикам  "Привлечение  внебюджетных
финансовых  ресурсов  при реализации инновационных проектов" и "Защита
интеллектуальной  собственности при реализации инновационных проектов"
помогли   80   руководителям   и   специалистам   малого   и  среднего
предпринимательства   получить   знания  и  навыки  в  области  оценки
коммерческой   привлекательности  разработки  или  новой  бизнес-идеи,
коммерциализации     инноваций,     патентоведения    интеллектуальной
собственности предприятия.
     Следует  также  отметить  программы  "Стратегическое управление и
инновационное   предпринимательство"   и  "Инновационный  и  проектный
менеджмент", которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца
2009  года.  Данные  программы  обучения  рассчитаны  исключительно на
руководителей  и  специалистов  малого и среднего предпринимательства,
имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы
не  менее  2  лет.  Общее  количество  обучаемых  слушателей по данным
программам составляет 40 человек.
     Объем  средств,  использованный  для  реализации учебных программ
инновационной  тематики  по  итогам  2007-2009  гг., составит свыше 25
миллионов рублей.
     Активное  участие Москвы на мировом и региональных рынках высоких
технологий  в  свою  очередь  означает  обеспечение паритетного уровня
доступа  городской  высокотехнологичной продукции на эти рынки. С этой
целью  организации  инфраструктуры поддержки и развития инновационного
предпринимательства ежегодно организуют и принимают активное участие в
московских, региональных и зарубежных выставках и конгрессах, в рамках
которых  осуществляется активная деятельность по продвижению продукции
инновационных предприятий города Москвы.
     В  рамках  реализации  Комплексной  целевой  программы развития и
поддержки  малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
малые  инновационные  предприятия могли принять участие в выставках на
льготных   условиях.  Всего  в  выставках  приняли  участие  около  90
московских   инновационных   предприятий.  Кроме  того,  инновационные
предприятия  могли  принять  участие в деловых миссиях, организованных
Департаментом    поддержки    и    развития    малого    и    среднего
предпринимательства города Москвы.
     Консультационная    поддержка   субъектов   малого   и   среднего
предпринимательства    осуществляется    организациями,    образующими
инфраструктуру     поддержки     субъектов     малого    и    среднего
предпринимательства,  путем предоставления субъектам малого и среднего
предпринимательства  и  их  представителям  адресных  очных  и заочных
консультаций,  организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых
столов", иных мероприятий.
     Однако   остается  нерешенным  целый  ряд  проблем,  сдерживающих
развитие  малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Можно отметить следующие:
     -   отсутствие  спроса  на  инновационную  продукцию  со  стороны
государства и крупных промышленных предприятий;
     -   недостаток   объемов   финансовых   ресурсов   и   адекватных
инвестиционных  механизмов  в  виде  посевных  и  венчурных фондов для
финансирования инновационных компаний ранних стадий;
     -  слабое  развитие  имущественной  и  технологической  базы  для
осуществления    инновационной    деятельности   малыми   и   средними
предприятиями;
     - отсутствие стимулов заниматься инновационной деятельностью;
     -   недостаточная  информированность  коллективов  разработчиков,
особенно  в молодежной среде, о возможностях государственной поддержки
инновационной деятельности;
     -    слабая    координация   программ   поддержки   инновационной
деятельности, реализуемых различными ведомствами, между собой;
     -  низкая  популярность  этой  сферы  деятельности  у  молодежной
аудитории.
     

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2003 - 2024 © НП "НПРС"