2. Оценка сложившейся ситуации
Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития
малого предпринимательства. В малом бизнесе города Москвы занято более
одной трети всего экономически активного населения. По состоянию на
начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс. малых
предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс.
индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий -
более 1500. При этом вклад московского малого бизнеса в экономику
составляет значительную часть от общероссийского показателя в этом
секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов
государственной статистики, оборот московских малых предприятий в 2007
г. превысил 30 процентов оборота всех малых предприятий России. Однако
уровень развития малого и среднего предпринимательства в
научно-технической и производственной сферах остается все еще на
недостаточно высоком уровне. По экспертным оценкам количество
субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере
не превышает 4000 предприятий, что составляет около 5 процентов от
общего числа малых и средних предприятий.
Результатом сплошного обследования малых инновационных
предприятий города Москвы, проведенного в 2008 году Московским центром
развития предпринимательства по заказу Департамента поддержки и
развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, стало,
что средние показатели, характеризующие деятельность малых
предприятий, у малых инновационных предприятий выше (кроме средней
выручки). Особое внимание заслуживает тот факт, что средняя сумма
активов, приходящихся на одно малое инновационное предприятие, выше,
чем у одного малого предприятия в промышленности или просто у одного
малого предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия,
осуществляющие инновационную деятельность, крайне заинтересованы в
поддержке Правительства Москвы на всех стадиях реализации
инновационного проекта.
Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству
осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом
с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе.
Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства
направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета.
Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из
факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора
существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г.
финансово-экономического кризиса. На середину мая 2009 г., по данным
мониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства города Москвы, отмечается снижение
оборотов малых предприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем
2008 г. эти показатели упали более чем на 31 процент. Мониторинг
показал, что за период с ноября 2008 г. по середину мая 2009 г.
частота оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной
возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов,
еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения
в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса
ожидают 50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис
оказал и на сектор малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, началу реализации плана мероприятий предшествует
общее нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве,
связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что
говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления
новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и
непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически
складывающихся условий.
Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей
Комплексной целевой программы развития и поддержки малого
предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных
мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную
задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере
малого предпринимательства и создание условий для интеграции в малый
бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики.
Вместе с тем на территории города Москвы по-прежнему реализуется
значительное число программ, направленных на создание благоприятных
условий для осуществления инновационной деятельности.
Департаментом поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы обеспечено получение малыми
инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов
фактически всех видов.
На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в
субсидировании своих расходов. В Департаменте поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства города Москвы в настоящее время
малое инновационное предприятие может получить несколько видов
субсидий.
За 2006-2009 годы было рассмотрено около 200 инновационных
проектов малых и средних предприятий. Свыше 60 проектов получили
финансовую поддержку в виде субсидий общим объемом около 30 млн.
рублей. Эти средства были использованы на патентование, создание
опытных образцов, участие в мероприятиях по продвижению. Объем
привлеченных внебюджетных средств на реализацию данных проектов
превысил 25 млн. рублей.
При непосредственном участии Департамента поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства города Москвы было сформировано
два частно-государственных венчурных фонда общим объемом 1,6 млрд.
рублей. На 1 рубль, выделенный из бюджета города, было привлечено 2
рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федерального бюджета. На
сегодняшний день 600 млн. рублей инвестированы в инновационные малые
предприятия, которые занимаются разработкой и выпуском наукоемкой
продукции.
На территории города действуют 7 частно-государственных венчурных
фондов, созданных с участием ОАО "Российская венчурная компания".
Общий объем средств созданных фондов составляет 18,983 млрд. рублей.
Однако только ЗАО "ВТБ Управление Активами" в 2008 году инвестировало
средства в малые предприятия на территории города Москвы.
В 2008 году на территории города Москвы осуществляли свою
деятельность частные венчурные фонды и объединения бизнес-ангелов.
Примерный объем привлеченных инвестиций в малые предприятия города
Москвы составил 2-2,5 млрд. рублей (примерно 10 процентов от объема
прямых инвестиций в России).
Важное значение для малого инновационного предприятия имеет
возможность получения кредитов. С целью развития системы
гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства был
создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.
Активно на территории города работает Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере (по согласованию).
Фонд содействия реализует более 20 программ, которые направлены на
решение различных задач государственной инновационной политики. Общий
объем финансирования Фондом московских малых инновационных предприятий
в 2008 г. составил более 200 млн. руб.
Департаментом науки и промышленной политики города Москвы
осуществлялось размещение заказов среди малых и средних инновационных
предприятий на выполнение научно-исследовательских и
опытно-конструкторских разработок. Общее количество заявок субъектов
малого предпринимательства, поданных для участия в открытых конкурсах
на право заключения государственного контракта на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2008
году - 95 (30,9 процента от общего количества заявок). Количество
заявок субъектов малого предпринимательства, выигравших открытые
конкурсы на право заключения государственного контракта на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в 2008
году - 64 (26,2 процента от общего количества выигравших заявок).
Количество заключенных государственных контрактов на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с
субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2 процента
от общего количества заключенных государственных контрактов). Общая
стоимость заключенных контрактов на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с
субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 343317,4 тыс. руб.
(25,1 процента от стоимости всех заключенных контрактов).
Большое значение уделяется вопросам финансовой поддержки. В
Москве действуют около 20 технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных
по инициативе органов исполнительной власти города Москвы. Общая
площадь, предназначенная для размещения малых и средних предприятий,
составляет более 62000 кв. м. Количество предприятий, расположенных на
этих площадях, составляет 180. Однако в большинстве случаев речь идет
о рыночных условиях размещения.
При этом необходимо отметить, что данные технопарки в
недостаточной степени реализуют комплекс мер по имущественной и
организационной поддержке малого инновационного предпринимательства,
предоставляемый в развитых странах. Отсутствует единая политика
предоставления технопарками услуг малым инновационным предприятиям,
поскольку в большинстве случаев они действуют как самостоятельные
субъекты и имеют свои программы развития, правила привлечения и работы
с малыми инновационными предприятиями. Отсутствует система контроля
деятельности технопарков: не определены ключевые параметры оценки их
деятельности, а сама информация о результатах работы технопарков
сильно рассредоточена и не подвергается системной централизованной
обработке.
В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и
поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
в 2008 году в Москве были созданы два технопарка в Строгино и
Зеленограде, предоставляющие помещения субъектам малого
предпринимательства на льготных условиях. На данный момент в Строгино
размещены 52 фирмы-резидента, идет отбор инновационных компаний для
размещения в бизнес-инкубаторе "Зеленоград".
В рамках реализации Комплексной программы поддержки и развития
малого предпринимательства ведется постоянная работа по повышению
квалификации руководителей и сотрудников малых и средних инновационных
предприятий.
Действующая система подготовки кадров имеет ярко выраженную
многоуровневую структуру.
С целью кадровой поддержки малых и средних инновационных
предприятий города Москвы в 2007-2009 гг. был организован ряд учебных
проектов различных уровней обучения:
1. Профессиональная переподготовка по программам "Инновационный
менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Управление
инновационными проектами", в ходе которых было подготовлено 60
руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства,
получивших компетенции по следующим направлениям: инновационное
предпринимательство (коммерциализация инноваций); правовое
регулирование инновационной деятельности; защита интеллектуальной
собственности предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное
освоение инноваций.
2. Повышение квалификации по программам "Инновационный менеджмент
и управление рисками инновационных проектов", "Разработка и реализация
инновационных проектов (методы и практика)", "Управление
инновационными проектами", "Обучение инновационному менеджменту
участников конкурсов по инновационным проектам учащейся молодежи
города Москвы", "Инновационный менеджмент и управление рисками
инновационных проектов", по завершении которых было обучено 278
руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, а
также 150 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи.
3. Экспресс-семинары по тематикам "Привлечение внебюджетных
финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов" и "Защита
интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов"
помогли 80 руководителям и специалистам малого и среднего
предпринимательства получить знания и навыки в области оценки
коммерческой привлекательности разработки или новой бизнес-идеи,
коммерциализации инноваций, патентоведения интеллектуальной
собственности предприятия.
Следует также отметить программы "Стратегическое управление и
инновационное предпринимательство" и "Инновационный и проектный
менеджмент", которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца
2009 года. Данные программы обучения рассчитаны исключительно на
руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства,
имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы
не менее 2 лет. Общее количество обучаемых слушателей по данным
программам составляет 40 человек.
Объем средств, использованный для реализации учебных программ
инновационной тематики по итогам 2007-2009 гг., составит свыше 25
миллионов рублей.
Активное участие Москвы на мировом и региональных рынках высоких
технологий в свою очередь означает обеспечение паритетного уровня
доступа городской высокотехнологичной продукции на эти рынки. С этой
целью организации инфраструктуры поддержки и развития инновационного
предпринимательства ежегодно организуют и принимают активное участие в
московских, региональных и зарубежных выставках и конгрессах, в рамках
которых осуществляется активная деятельность по продвижению продукции
инновационных предприятий города Москвы.
В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и
поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг.
малые инновационные предприятия могли принять участие в выставках на
льготных условиях. Всего в выставках приняли участие около 90
московских инновационных предприятий. Кроме того, инновационные
предприятия могли принять участие в деловых миссиях, организованных
Департаментом поддержки и развития малого и среднего
предпринимательства города Москвы.
Консультационная поддержка субъектов малого и среднего
предпринимательства осуществляется организациями, образующими
инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего
предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных
консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых
столов", иных мероприятий.
Однако остается нерешенным целый ряд проблем, сдерживающих
развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере.
Можно отметить следующие:
- отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны
государства и крупных промышленных предприятий;
- недостаток объемов финансовых ресурсов и адекватных
инвестиционных механизмов в виде посевных и венчурных фондов для
финансирования инновационных компаний ранних стадий;
- слабое развитие имущественной и технологической базы для
осуществления инновационной деятельности малыми и средними
предприятиями;
- отсутствие стимулов заниматься инновационной деятельностью;
- недостаточная информированность коллективов разработчиков,
особенно в молодежной среде, о возможностях государственной поддержки
инновационной деятельности;
- слабая координация программ поддержки инновационной
деятельности, реализуемых различными ведомствами, между собой;
- низкая популярность этой сферы деятельности у молодежной
аудитории.
|