Паспорт Стратегии
---------------------------------------------------------------------------
|1. Наименование Стратегии |Стратегия развития науки и инноваций в|
| |Российской Федерации на период до 2015 года |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|2. Дата, номер и |протокол заседания Правительства Российской|
| наименование |Федерации от 8 июля 2004 г. N 24; |
| нормативного акта о |поручение Председателя Правительства|
| подготовке Стратегии |Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-|
| |П13-4480; |
| |поручение Председателя Правительства|
| |Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N|
| |МФ-П13-40пр; |
| |выписка из протокола заседания Правительства|
| |Российской Федерации от 15 декабря 2005 г.|
| |ПП-48-1 |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|3. Разработчик Стратегии |Министерство образования и науки Российской|
| |Федерации |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|4. Системная социально- | Основная системная проблема заключается в|
| экономическая проблема,|том, что темпы развития и структура|
| решаемая Стратегией |российского сектора исследований и разработок|
| |не в полной мере отвечают потребностям|
| |системы обеспечения национальной безопасности|
| |и растущему спросу со стороны ряда сегментов|
| |предпринимательского сектора на передовые|
| |технологии; при этом предлагаемые российским|
| |сектором исследований и разработок отдельные|
| |научные результаты мирового уровня не находят|
| |применения в российской экономике ввиду|
| |несбалансированности национальной|
| |инновационной системы, а также вследствие|
| |общей низкой восприимчивости к инновациям|
| |российского предпринимательского сектора. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|5. Цель Стратегии | Целью реализации Стратегии является|
| |формирование сбалансированного сектора|
| |исследований и разработок и эффективной|
| |инновационной системы, обеспечивающих|
| |технологическую модернизацию экономики и|
| |повышение ее конкурентоспособности на основе|
| |передовых технологий и превращение научного|
| |потенциала в один из основных ресурсов|
| |устойчивого экономического роста. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|6. Ожидаемые результаты | Создание сбалансированного, устойчиво|
| реализации Стратегии, |развивающегося сектора исследований и|
| целевые индикаторы |разработок, имеющего оптимальную|
| |институциональную структуру, обеспечивающего|
| |расширенное воспроизводство знаний,|
| |конкурентоспособного на мировом рынке. |
| | Создание эффективной инновационной системы,|
| |встроенной в глобальную инновационную|
| |систему, обеспечивающей взаимодействие|
| |сектора исследований и разработок с|
| |отечественным предпринимательским сектором и|
| |соответствующей по основным параметрам|
| |инновационным системам развитых зарубежных|
| |стран. |
| | Технологическая модернизация экономики и|
| |повышение ее конкурентоспособности на основе|
| |передовых технологий. |
| | |
| | Целевыми индикаторами реализации Стратегии|
| |являются: |
| | 1. Устойчивый рост внутренних затрат на|
| |исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010|
| |г. и до 2,5% в 2015 г., при этом|
| |увеличивается доля внебюджетных средств во|
| |внутренних затратах на исследования и|
| |разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015|
| |г. |
| | 2. Укрепление престижа российской науки,|
| |усиление притока молодых кадров в научную|
| |сферу: удельный вес исследователей в возрасте|
| |до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. |
| | 3. Повышение патентной активности, рост|
| |капитализации научных результатов, в|
| |частности: увеличение коэффициента|
| |изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и|
| |5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса|
| |нематериальных активов в общей сумме активов|
| |организаций сектора исследований и разработок|
| |(к 2011 г. до 15% и к 2016 г. до 30%). |
| | 4. Устойчивый рост малых инновационных|
| |предприятий (с ежегодным приростом их числа|
| |до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г.), при этом|
| |ежегодный прирост рабочих мест в малых и|
| |средних предприятиях технологического профиля|
| |составляет не менее 10% в год. |
| | 5. Повышение инновационной активности в|
| |экономике: удельный вес предприятий,|
| |осуществляющих технологические инновации, в|
| |общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20%|
| |к 2016 г., при этом объем собственных затрат|
| |российских компаний на НИОКР растет не менее|
| |чем на 10% в год в сопоставимых ценах. |
| | 6. Рост удельного веса инновационной|
| |продукции как в общем объеме продаж|
| |промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к|
| |2016 г. - до 18%), так и в экспорте|
| |промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к|
| |2016 г. - до 15%). |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|7. Задачи Стратегии | 1. Создание конкурентоспособного сектора|
| |исследований и разработок и условий для его|
| |расширенного воспроизводства. |
| | 2. Создание эффективной национальной|
| |инновационной системы. |
| | 3. Развитие институтов использования и|
| |правовой охраны результатов исследований и|
| |разработок. |
| | 4. Модернизация экономики на основе|
| |технологических инноваций. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|8. Сроки и этапы |2006 - 2015 гг. |
| реализации Стратегии | |
| |Первый этап: 2006 - 2007 годы; |
| |второй этап: 2008 - 2010 годы; |
| |третий этап: 2011 - 2015 годы. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|9. Перечень целевых |Реализация действующих федеральных программ: |
| программ и основных | - федеральная целевая научно-техническая|
| мероприятий |программа "Исследования и разработки по|
| |приоритетным направлениям развития науки и|
| |техники" на 2002 - 2006 годы (в редакции|
| |Постановления Правительства Российской|
| |Федерации от 12 октября 2004 г. N 540); |
| | - федеральная целевая программа|
| |"Национальная технологическая база" на 2002 -|
| |2006 гг.; |
| | - федеральная целевая программа развития|
| |образования на 2006 - 2010 годы. |
| |Разработка и реализация новых программ <1>: |
| | - федеральная целевая программа "Научно-|
| |технологическая база России" на 2007 - 2012|
| |годы; |
| | - федеральная целевая программа|
| |"Трансфер двойных технологий"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Приоритетная поддержка фундаментальных|
| |исследований мирового уровня"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Ориентированные фундаментальные исследования|
| |в вузах России" на 2007 - 2009 годы; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Развитие научного потенциала высшей школы|
| |(2006 - 2008 годы)"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Поддержка уникальных установок и|
| |коллективных форм использования научного|
| |оборудования на 2007 - 2009 годы"; |
| | - федеральные целевые программы|
| |технологического профиля по следующим|
| |направлениям: |
| | - развитие российской авиатехники; |
| | - освоение и использование космического|
| |пространства; |
| | - развитие российской отрасли ИТ; |
| | - развитие рынка специализированных|
| |высокотехнологических медицинских услуг; |
| | - разработка и производство|
| |оптоэлектронных устройств; |
| | - развитие перспективных источников|
| |энергии и средств энергосбережения; |
| | - разработка и производство|
| |высокотехнологичных материалов. |
| |Осуществление программ фондов поддержки|
| |научной и (или) научно-технической|
| |деятельности: |
| | - Российского фонда фундаментальных|
| |исследований; |
| | - Российского гуманитарного научного|
| |фонда; |
| | - Фонда содействия развитию малых форм|
| |предприятий в научно-технической сфере; |
| | - Российского фонда технологического|
| |развития. |
| |Основные комплексы мероприятий: |
| |- осуществление эффективной|
| |государственной поддержки фундаментальной|
| |науки и обеспечение ее опережающего развития; |
| |- совершенствование механизмов и|
| |принципов бюджетного финансирования|
| |прикладных научных исследований и разработок; |
| |- поддержка эффективного воспроизводства|
| |кадрового потенциала науки; |
| |- содействие интеграции науки и|
| |образования; |
| |- реформирование научных организаций и|
| |повышение их капитализации, реструктуризация|
| |государственного сектора исследований и|
| |разработок; |
| |- активное позиционирование сектора|
| |исследований и разработок в глобальной|
| |экономике; |
| |- развитие институтов использования и|
| |правовой охраны результатов исследований и|
| |разработок; |
| |- обеспечение непрерывности|
| |финансирования бизнес-проектов на всех|
| |стадиях инновационного цикла;|
| |перераспределение государственного|
| |финансирования на программы поддержки|
| |инновационных проектов, находящихся на|
| |начальной стадии; |
| |- поддержка формирования и развития|
| |системы государственных научно-технических и|
| |инновационных фондов; |
| |- развитие производственно-|
| |технологической инфраструктуры (технопарки,|
| |инновационно-технологические центры, бизнес-|
| |инкубаторы, центры трансфера технологий,|
| |инжиниринговые центры и т.п.); |
| |- содействие развитию связей в рамках|
| |инновационной деятельности и "диффузии"|
| |знаний, поддержка совместных исследований на|
| |доконкурентной стадии; |
| |- подготовка кадров для инновационной|
| |сферы, обучение инновационному менеджменту; |
| |- стимулирование наукоемкого экспорта и|
| |расширения международной технологической|
| |интеграции; |
| |- стимулирование компаний к производству|
| |новой продукции, технологическому|
| |перевооружению и проведению НИОКР; |
| |- содействие формированию устойчивых|
| |кооперационных связей и инновационных|
| |кластеров; |
| |- системное влияние государства на|
| |формирование предметного перспективного|
| |инновационного спроса в предпринимательском|
| |секторе; |
| |- развитие механизмов частно-|
| |государственного партнерства в реализации|
| |крупных перспективных направлений|
| |инновационного развития; |
| |- формирование системы эффективного|
| |управления в инновационной сфере, в том числе|
| |выработки и реализации долгосрочной|
| |государственной инновационной политики. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|10. Объемы и источники |4052,5 млрд. рублей, из них: |
| финансирования |2688,3 млрд. рублей - средства федерального|
| Стратегии на 2006 - |бюджета; |
| 2015 (в ценах текущих |257,1 млрд. рублей - средства бюджетов|
| лет) |субъектов Российской Федерации <2>; |
| |1107,1 млрд. рублей - средства из|
| |внебюджетных источников <3>. |
---------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<1> Здесь и далее название планируемых программ может быть
изменено.
<2> Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и
инновации, не связанных непосредственно с софинансированием
мероприятий по реализации Стратегии.
<3> Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и
разработки, не связанных непосредственно с софинансированием
мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с
протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля
2004 г. N 24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями
Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. N МФ-П13-40пр. Стратегия
подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от
30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской
Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010
года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от
05.08.2005 N 2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и
целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов
гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного
развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до
2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые
показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и
необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом
рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая,
по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране
"экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации
науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта
реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в
увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного
на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного
развития страны.
|