4.1. Создание конкурентоспособного сектора
исследований и разработок и условий для
его расширенного воспроизводства
Подзадачи:
(1) создание эффективной системы расширенного воспроизводства
знаний (среды "генерации знаний") на основе приоритетного развития
фундаментальных исследований:
концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях;
реформирование государственного сектора фундаментальной науки и
образования;
позиционирование российских научных организаций в международных
программах;
обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов;
обеспечение развития (поддержки) среды для расширенного
воспроизводства знаний.
(2) повышение результативности сектора исследований и разработок,
его интеграция в глобальную экономику в интересах преобразования в
ключевой сегмент инновационной экономики:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития
науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечне критических
технологий Российской Федерации, обеспечивающих реализацию
конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок
на мировом рынке;
реформирование государственного сектора отраслевой науки;
позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной
экономике;
использование потенциала сектора образования.
Ключевые проблемы
- Отсутствует реальный приоритет в политике бюджетного
финансирования в пользу фундаментальной науки - базового компонента
национальной инновационной системы; в то же время за счет средств
федерального бюджета финансируется большое количество прикладных
разработок, не имеющих перспективы спроса ни на внутреннем, ни на
глобальном рынках.
- Преимущественно сметное (подушевое) финансирование в сочетании
с недостаточным объемом бюджетных средств, направляемых на проведение
научных исследований, приводит к сохранению проблемы внутренней и
внешней утечки лучших научных кадров, повышает риск деградации
отечественной науки. В сочетании с неразвитостью механизмов
мониторинга деятельности научных организаций и проектов в сфере
фундаментальных исследований это приводит к усилению проблемы
недостаточной результативности научных исследований.
- Размытые и чрезмерно широкие направления проведения прикладных
исследований, множественность научных организаций, ориентированных на
государственную поддержку, приводят к распылению бюджетных средств и
ограничению возможностей воспроизводства на уровне научных
организаций; целый ряд областей знаний (экспериментальная физика,
микроэлектроника и другие) вышли на такой уровень развития, что
исследования в этих областях требуют высокого уровня консолидации
финансовых, кадровых и организационных ресурсов. Ресурсы на проведение
научных исследований распределены по различным ведомствам, при этом
актуальна проблема консолидации ресурсов государства при реализации
крупных научно-технических программ.
- Устаревшее научное оборудование и испытательная база
ограничивают реализацию существующего кадрового научного потенциала и
привлекательность научной деятельности для молодых специалистов.
- Интеграция сектора исследований и разработок в глобальную
экономику носит ситуативный характер и не в достаточной мере подчинена
задачам активного позиционирования на мировых рынках.
- Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие -
научные результаты не капитализируются в сфере образования, а в
проведение научных исследований не вовлекаются молодые специалисты.
- Качественное российское образование и соответствующий довольно
высокий потенциал оплаты труда выпускников в бизнес-секторе, а также в
организациях науки за рубежом вступает в разрыв с низким фактическим
уровнем оплаты труда в российском секторе науки, что приводит к
дефициту молодых ученых.
Основные меры
1. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях
развития науки, технологий и техники Российской Федерации
1.1. Концентрация ресурсов на прорывных научных направлениях
Развитие системы определения и реализации прорывных научных
направлений, формирование приоритетов в сфере гуманитарных наук,
четкие процедуры участия в определении приоритетов представителей
научного и экспертного сообщества.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности
российского сектора исследований и разработок.
Увеличение расходов на фундаментальную науку, как в абсолютном,
так и в относительном выражении в сочетании с концентрацией ресурсов
на программах, реализуемых ведущими научными и научно-образовательными
центрами.
Расширение проектного финансирования научных исследований,
смещение акцентов с финансирования организаций на финансирование
научных проектов, разработка крупных долгосрочных научно-технических
программ по ограниченному числу направлений.
1.2. Концентрация ресурсов в рамках Перечня критических
технологий Российской Федерации и приоритетов технологического
развития, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ
российского сектора ИР на мировом рынке
Определение конкретных направлений проведения исследований,
исходя из трех основных задач: (1) обеспечение позиционирования
сектора исследований в глобальной экономике, в международных научных
программах; (2) обеспечение национальной безопасности; (3) обеспечение
формирования и развития целостных научно-технологических "коридоров" в
российской экономике.
Выбор и анализ приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации, формирование Перечня
критических технологий Российской Федерации и приоритетов
технологического развития, их поддержка с использованием механизмов
частно-государственного партнерства.
2. Реформирование научных организаций и повышение
их капитализации, реструктуризация государственного
сектора исследований и разработок
Формирование системы мониторинга и оценки результативности
научных организаций, активизация процессов реструктуризации сектора
исследований и разработок.
Совершенствование системы государственных научных центров
Российской Федерации, стимулирование процессов формирования и развития
"центров превосходства" <1>.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под "центрами превосходства" понимаются
конкурентоспособные научно-исследовательские организации, обладающие,
в частности, приборно-технологической базой мирового уровня,
высококвалифицированным персоналом, которые обеспечивают приоритет
Российской Федерации по отдельным критическим технологиям, при этом
понятие "центры превосходства" ни в коей мере не связываются с
каким-либо специальным статусом для организаций.
Создание крупных научно-исследовательских центров ("национальных
лабораторий").
Реализация мер по инвентаризации и регистрации прав научных
организаций на результаты интеллектуальной деятельности, расширение
поддержки процессов патентования в государственных научных и
образовательных организациях.
Создание правовых условий для развития сектора некоммерческих
научных организаций; развитие системы предоставления институциональных
грантов, направленной на финансирование научных проектов коллективов
ученых с последующим созданием некоммерческой научной организации.
Реформирование государственного сектора науки в интересах
повышения его результативности, в частности, оптимизация
организационно-правовых форм научных организаций. Принципы
реформирования учитывают особенности организаций сферы фундаментальной
науки и организаций, специализирующихся на прикладных исследованиях и
технологических разработках.
Развитие системы мер государственной поддержки наукоградов.
Реформирование системы управления государственным сектором науки.
3. Позиционирование сектора исследований
и разработок в глобальной экономике
Выбор и согласование с партнерами в рамках СНГ приоритетных
направлений научного взаимодействия.
Развитие международных академических ассоциаций, в частности в
рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
Содействие практической реализации инициатив в сфере развития
науки "Большой восьмерки", в частности, в рамках осуществления
Эвианского Плана действий "Наука и техника в целях развития".
Формирование концепции общего пространства науки и образования
Россия - ЕС и перспективного плана действий ее реализации, разработка
гармонизированной нормативно-правовой базы.
Проведение консультаций с ЕС по отработке новых, более выгодных
для России форм и механизмов взаимодействия с ЕС в рамках 7-й Рамочной
программы, рассчитанной на 2007 - 2013 годы.
Расширение практики государственного софинансирования реализации
донорских научных программ, формирование "треугольника международного
сотрудничества": зарубежные доноры - Минобрнауки России - российские
доноры.
Поддержка проведения в России международных научных форумов и
конференций.
Проведение информационной кампании по продвижению достижений и
возможностей российского сектора исследований и разработок в
зарубежных СМИ.
Обучение научному администрированию с использованием российского
и зарубежного опыта, механизмам привлечения средств для проведения
исследований из различных международных научных фондов.
Формирование системы оценки глобальной конкурентоспособности
сектора исследований и международного престижа российской науки.
4. Интеграция науки и образования
Поддержка формирования базовых кафедр ведущих вузов в
академических институтах, а также отраслевых лабораторий в вузах.
Конкурсное предоставление средств на приобретение научного
оборудования для вузов.
Государственная поддержка российских научно-педагогических
коллективов, развитие механизмов функционирования "распределенных"
научных школ.
Предоставление молодым ученым и преподавателям грантов для
проведения исследований.
Формирование специальной программы поддержки молодежных
исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в
вузах (с привлечением ведущих ученых из академических и отраслевых
НИИ).
Создание и поддержка деятельности интегрированных
научно-образовательных структур, университетских и межуниверситетских
комплексов, научно-учебно-производственных центров.
Развитие инновационных и исследовательских университетов <1>,
поддержка деятельности научно-образовательных центров в университетах,
в том числе во взаимодействии с международными организациями.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под исследовательскими университетами
понимаются крупнейшие научные центры в секторе высшего образования,
которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как
подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров
(причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов
и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок
мирового класса.
Развитие системы аспирантур и докторантур.
Программная часть
Программная часть включает:
реализацию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы в части
развития сферы генерации знаний, в том числе поддержка ведущих научных
школ, обеспечение воспроизводства их кадрового потенциала и приборной
базы, интеграция науки и образования, поддержка исследований,
выполняемых молодыми учеными, концентрация финансовых, кадровых и
материально-технических ресурсов на выбранных приоритетных
направлениях;
реализацию программ Российского фонда фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
реализацию программ финансирования фундаментальных исследований,
в том числе на конкурсной основе, проводимых Российской академией наук
и другими академиями наук, имеющими государственный статус, и
обновления приборной базы академического сектора науки;
реализацию ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006
годы, обеспечивающей развитие ключевых направлений в сфере разработки
технологий;
разработку и реализацию федеральной целевой программы
"Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 годы, включающей
мероприятия по созданию системы выбора и корректировки приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития, выполнению соответствующих
исследований и разработок, развитию среды генерации знаний, поддержке
исследовательских проектов молодых ученых и творческих коллективов,
формированию и развитию "центров превосходства", реформированию
организаций госсектора науки, развитию приборной базы резидентов
особых экономических зон технико-внедренческого типа,
совершенствованию инновационной инфраструктуры;
реализацию с 2006 г. ведомственной целевой программы "Развитие
научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)";
разработку и реализацию с 2007 года ведомственных целевых
программ "Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового
уровня", "Ориентированные фундаментальные научные исследования в вузах
России" на 2007 - 2009 годы; "Поддержка уникальных установок и
коллективных форм использования научного оборудования 2007 - 2009
годы";
реализацию в рамках федеральных и ведомственных целевых программ
мероприятий по развитию сотрудничества (научно-инновационного и
инвестиционного) государственного и корпоративного секторов науки,
межотраслевого научно-инновационного сотрудничества образовательных
учреждений и научных организаций с высокотехнологичным сектором
промышленности.
Целевые индикаторы
---------------------------------------------------------------------------
| | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|1. Внутренние затраты на исследования | | | | |
|и разработки в % к ВВП | | | | |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика | 1,17 | 1,54 | 1,63 | 1,8 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии | 1,17 | 1,62 | 2,0 | 2,5 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|2. Удельный вес внебюджетных средств | | | | |
|во внутренних затратах на исследования | | | | |
|и разработки (%) | | | | |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика | 39,4 | 44,8 | 45,4 | 47,0 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии | 39,4 | 45,0 | 60,0 | 70,0 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|3. Удельный вес России в общем числе | | | | |
|публикаций в ведущих научных журналах | | | | |
|мира (по данным ISI) (%) | | | | |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика | 2,7 | 3,2 | 3,6 | 4,2 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии | 2,7 | 3,2 | 4,0 | 4,7 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|4. Удельный вес вузовского сектора | | | | |
|науки во внутренних затратах на | | | | |
|исследования и разработки (%) | | | | |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика | 5,5 | 7,4 | 8,2 | 10,0 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 10,0 | 15,0 | 20,0 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|5. Удельный вес исследователей в | | | | |
|возрасте до 39 лет (%) | | | | |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|инерционная динамика | 28,4 | 29,2 | 28,0 | 29,0 |
|---------------------------------------|--------|------|-------|---------|
|с учетом реализации Стратегии | 28,4 | 33,0 | 35,0 | 36,0 |
---------------------------------------------------------------------------
|