Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер



<< Назад к списку статей

Привлечение малых предприятий к участию в закупках для государственных нужд: декларации и реальность

Алимова Татьяна Александровна - Российский независимый институт социальных и национальных проблем, г. Москва

Ведущий научный сотрудник., к.э.н.


  • Привлечение МП к участию в госзакупках как декларируемая мера поддержки малого предпринимательства (Федеральный закон № 88-ФЗ, Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, Комплекс мер по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003-2005 годы).
  • Количественная оценка фактического участия МП в закупках для государственных нужд (в долях от числа участников процедур закупок, от числа поставщиков, от количества действующих МП).

    Промежуточный вывод. Фактическое участие МП в закупках для государственных нужд не соответствует декларируемой значимости этой меры развития малого предпринимательства.
  • Причины ограниченного участия МП в госзакупках:
    • По мнению заказчиков (государства) - низкая конкурентоспособность малых предприятий, сложно найти эффективного/надежного поставщика из числа МП;
    • По мнению МП - неравноправные условия участия в процедурах госзакупок для малых предприятий по сравнению с более крупным бизнесом.
  • Низкая конкурентоспособность МП на рынке государственных закупок:
    • Факторы, способствующие росту конкурентоспособности МП:
      • эффективность использования ресурсов МП реального сектора экономики (результаты статистической переписи МП);
      • эффективность бизнеса МП основных отраслей экономики (результаты сравнительного статистического анализа малых и средних предприятий);
      • плотность распространения МП основных отраслей экономики (результаты сравнительного статистического анализа малых и средних предприятий).
    • Факторы, способствующие снижению конкурентоспособности/определяющие более высокие риски МП:
      • административный режим функционирования МП (административные барьеры, выражающиеся в дополнительных затратах времени и средств на ведение бизнеса, результаты специального обследования);
      • режим доступа к воспроизводственным ресурсам - материальным, финансовым, трудовым (ограниченный доступ по сравнению с более крупным бизнесом, результаты специального обследования);
      • налоговый режим (неадекватный тем затратам, которые бизнес вынужден нести в существующей административной среде и в существующих условиях доступа к ресурсам).

Промежуточный вывод. Налицо факторы, способствующие как росту, так и снижению конкурентоспособности МП на рынке госзакупок. Факторы снижения конкурентоспособности - во многом следствие недостаточных мер по важнейшим и многократно озвученным направлениям государственной поддержки предпринимательства - административные барьеры, доступ к ресурсам, налогообложение. Случаи, когда МП на равных условиях и успешно конкурируют с более крупным бизнесом, являются отражением не системных мер госполитики в области малого предпринимательства, а индивидуальных усилий отдельных предпринимателей.

  • Неравноправные условия участия МП в процедурах госзакупок по сравнению с более крупным бизнесом.
    • Требования, предъявляемые заказчиком (государством) к потенциальным поставщикам, не учитывают их качественной разнородности (примеры - необходимость предоставления гарантий, перечень требований к участником конкурсов, стоимость конкурсной документации). Качественные особенности МП перестают работать как факторы, снижающие конкурентоспособность, только в случае, когда нивелируются, т.е. когда малые предприятия конкурируют в своем кругу. Правила отбора должны применяться к однородной совокупности потенциальных поставщиков. В этом случае их соблюдение обеспечит выбор поставщика, максимально удовлетворяющего требованиям заказчика, без априорного отсечения от участия в закупках целой категории хозяйствующих субъектов;
    • Недостаток информации о запланированных и реализованных государственных закупках (законодательные нормы, результаты специального обследования);
    • В структуре закупок растет доля закупок у единственного источника, невелика доля закупок по открытому конкурсу (данные статистики);
    • Недостатки практики организации и проведения конкурсных закупок (нарушение законодательства, недостаточный уровень квалификации заказчика, использование более крупным бизнесом административного ресурса - результаты специального обследования).

Промежуточный вывод. Государство, регламентируя процедуры закупок, не учитывает объективно разный уровень конкурентоспособности МП и более крупного бизнеса. Во многом более низкая конкурентоспособность МП на рынке государственных закупок объясняется тем, что государство, регламентирую правила хозяйственной деятельности, не обеспечивает условий для роста конкурентоспособности малого бизнеса.

  • Рекомендации по расширению участия МП в закупках для государственных нужд:
    • Меры по повышению конкурентоспособности малого бизнеса (совершенствование и согласование административного, налогового и ресурсного режимов функционирования);
    • Меры по совершенствованию механизма и практики закупок для государственных нужд:
      • квотирование и субконтрактация;
      • упрощение правил и порядка проведения конкурсов между МП в рамках выделенной квоты при первичном распределении;
      • контроль за организацией и проведением конкурсов как в части соблюдения квот для субъектов малого предпринимательства, так и в части соблюдения установленных правил на всех этапах процедуры закупки; санкции за нарушения;
      • материальная ответственность заказчика за несвоевременную оплату выполненного заказа;
      • создание реестров государственных заказов и реестров поставщиков, обеспечение свободного и своевременного доступа к базам данных;
      • разработка и распространение методических материалов по участию в конкурсах на государственные закупки. В их число должны входить перечень документов, регламентирующих участие МП в госзаказе; рекомендуемые схемы участия в конкурсах и других видах закупок; рекомендации по подготовке и подаче заявки на конкурс; перечень прав участников конкурсов и предусмотренные механизмы их защиты; перечень наиболее распространенных нарушений при организации и проведении конкурсов;
      • обучение/консультирование руководителей/сотрудников малых предприятий по вопросам участия в конкурсах на размещение государственного и муниципального заказов.

<< Назад к списку статей
<< Наверх

Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
(с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства"

Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru

Интернет-сайт
www.subcontract.ru