Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер



<< Назад к списку статей

Финансовые и технологические гарантии успешной сделки по субконтрактации

Фисич Алексей Константинович

Главный инженер ТГОО "НТО "Технорезерв"
Опыт работы - руководитель бюро отдела организации промышленного эксперимента и внедрения новой техники и технологии "Тулачермет"
Ведущий инженер отдела внешних связей. Выполненные проекты - установка вакуумно-дугового разогрева стали (отв. исп.), преобразователь прямого привода молочного сепаратора, диагностика подъемной машины козлового крана, восстановление валов дизеля А-41, объемное проектирование литейной оснастки. Образование - высшее по специальности "Экономика и организация промышленного производства".

ТГОО "НТО" Технорезерв"
г. Тула ул. Мартеновская д. 10
тел/факс( 0872) 418-217
fisich@yandex.ru
Организация осуществляет подготовку производства, включая разработку технологической оснастки и поставку вспомогательных материалов.Выполненные работы связаны с ремонтом козлового крана, производством металлической оснастки для чугунного литья.


Выполнение любого заказа связано с риском. Правильно вкладывать средства при субконтрактации - далеко не тривиальная задача. Предполагается, что контрактор в данном случае несет ответственность за разработку чертежей и требований к деталям, комплектующим и узлам, определение объема заказа. К сожалению не все потенциальные контракторы, испытывающие потребность в поставках комплектующих, имеют возможность правильно выразить задачу в виде однозначных чертежей, по которым можно было осуществлять приемку-сдачу товара.

Характерно следующее:

  • Выполнение чертежей не в соответствии с требованиями ЕСКД.
  • В конструкции заложено использование высококвалифицированного ручного труда и не используются современные технологии и материалы.
  • Конструкция, измерительные базы и допуски не учитывают условия эксплуатации изделия, не апробированы расчетами, что требует доводки изделия и чертежей по результатам опытной эксплуатации.
  • Чертежи содержат ошибки.
  • Конструкция изделия не согласуется с объемом заказа по технологии.
  • Несоответствие объема заказа финансовым возможностям.

Избежать это можно, используя современные средства проектирования и расчетов, закладывая в конструкции современные материалы и технологии. Для этого нужны профессионалы, владеющие современными методами расчетов, проектирования, обладающие необходимым кругозором и самостоятельностью, осознающие требования и возможности рынка.

У многих потенциальных контракторов нет таких специалистов. Отсюда следует невозможность для многих потенциальных контракторов сформулировать техническую задачу. И исключения только подтверждают это правило.

Субконтрактация позволяет найти другое решение этой болезненной проблемы. Для этого существует возможность организации разделения труда между:

  • контрактором и субконтракторами:
  • разработчиками, собственно и осуществляющими постановку задачи и разработку чертежей и технологий.
  • изготовителями деталей,

Предлагаемая система разделения труда облегчит рациональное объединение финансовых возможностей и маркетингового потенциала контрактора, авторитета и влияния раскрученных авторов.

Описываемая система имела место до 1917 года. Простой пример - опыт работы инженера В.Г. Шухова (разработчика) в конторе А.В. Бари (автора). Результаты титанической деятельности одного инженера-разработчика просто феноменальны. За 40 без малого лет были построены 20000 стальных резервуаров для нефтепродуктов, начиная с резервуара №1 емкостью 300000 пудов. Были запущены тысячи струйных насосов. Началось применение крекинг-установок, изменивших облик нефтеперерабатывающей промышленности всего мира. Вышли в море нефтеналивные танкеры общим водоизмещением 3 500 000 тонн. Дали пар тысячи паровых котлов, выгодно дополненных студенческим изобретением - мазутной форсункой. Не только строителям известны здания и сооружения по проектам Шухова - например здание Киевского вокзала и ГУМа. Почти четыреста мостов и сегодня служат людям. Дело живо до сих пор - в виде института ЦНИИПСК им. Мельникова, ведущего мирового центра проектирования металлоконструкций.

Это доказывает эффективность метода субконтрактации не только при изготовлении деталей, но и при постановке технической задачи и при разработке чертежей. Наш опыт постановки технической задачи был связан с разработкой и производством стержневых ящиков для производства ХТС стержней.

Контрактором был литейный завод, который имел большие трудности при размещении заказа на изготовление металлической литейной оснастки из-за противоречивых чертежей. Форма для чугунной отливки состояла из семи стержней и двух полуформ. Чертеж одного из стержневых ящиков был переработан с использованием системы объемного проектирования на основании замеров литейных стержней и полуформ непосредственно на литейном производстве. Размерный анализ позволил определить систему базирования, новые размеры и допуски. Одновременно с корректировкой чертежей была построена объемная модель оснастки и литейного стержня. Вместо литой заготовки была использована катаная плита. Переработка чертежей и создание объемной модели заняли порядка 40 дней, из них - 4 дня заняли измерения непосредственно на участке.

Субконтрактором - изготовителем стал один из оружейных заводов города Тулы.

Изготовление стержневого ящика осуществлялось с использованием 5-координатного фрезерного станка ЧПУ и заняло собственно 15 дней. Испытание оснастки на литейном производстве подтвердило правильность корректировок чертежей за исключением одного размера, который был скорректирован в течение 3 дней вставкой. При этом субконтрактор - изготовитель в доработке участия не принимал.

Стоимость корректировки чертежей и технологии составила 40% от стоимости изготовления оснастки. Оправданы ли эти затраты? Ведь можно было бы и не платить. Однако имеющийся опыт показывает, что изготовление оснастки без отладки чертежей приводит к необходимости длительной слесарной отладки стержневого ящика в металле по результатам опытных заливок. А самое главное - была устранена неопределенность отношений между контрактором и субконтрактором. Субконтрактор сдал стержневой ящик по чертежам, а не по отливке и получил свои деньги в срок . Субконтрактору выгодно так работать.

Контрактор получил изделие в срок и с минимальной доработкой. Но 40% стоимости изготовления за доработку чертежей, которые заплатил контрактор- ведь это совсем не мало? Контрактор вернул свои деньги за счет сокращения брака литья. Кому эта сделка невыгодна? Она невыгодна прежде всего конструкторам контрактора, получившим конкуренцию со стороны доработчика чертежей. У хозяев предприятия - контрактора добавилась возможность дополнительно контролировать уровень своих конструкторов.

Затраты на доработку чертежей с использованием новых технологий проектирования позволили уменьшить финансовые риски и свести к минимуму риск создания неопределенной ситуации.

Поэтому должно быть политическое решение о расширении области субконтрактации на услуги по корректировке и разработке чертежей и технологии. Необходимые основания для этого дают гражданский кодекс и законы РФ. На наш взгляд, это привлечет новых участников рынка субконтрактации и новые заказы.

<< Назад к списку статей
<< Наверх

Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
(с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства"

Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru

Интернет-сайт
www.subcontract.ru