|
<< Назад к списку статей Важнейшие направления и перспективы развития предпринимательства в промышленности
|
|
Киселев Артем Николаевич Генеральный директор ЗАО "Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства
ЗАО "Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства"
Россия 115035 г. Москва, ул. Болотная, 12, стр. 3.
тел/ факс (095) 234-53-76
Htpp- адрес: www.subcontract.ru
e-mail адрес: subcontract@binec.ru
- создан в 1998 году в Москве в рамках совместного проекта Правительства Москвы в лице Московского Фонда поддержки малого предпринимательства;
- создан в 1998 году в Москве в рамках совместного проекта Правительства Москвы в лице Московского Фонда поддержки малого предпринимательства;
- Специализированного агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO).
Центр осуществляет свою деятельность при поддержке Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Основное направление деятельности Центра - создание механизма интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности, развитие производственной кооперации. Услугами Центра пользуется более 2800 предприятий машиностроения, оборонного комплекса, электротехнической и электронной отраслей.
Услуги Центра:
Центр оказывает промышленным предприятиям услуги, способствующие установлению надежных кооперационных связей. Некоторые услуги (такие, как включение в базу данных) предоставляются малым промышленным предприятиям г. Москвы бесплатно или на льготных условиях.
Помощь в размещении заказов на изготовление продукции или выполнение производственного процесса:
- Поиск поставщика, располагающего уникальным технологическим оборудованием
- Помощь в организации и проведении тендера на поставку комплектующих
- Программы развития поставщиков
- Технологический консалтинг
Помощь в поиске заказчика и загрузке простаивающих производственных мощностей:
- Включение информации о производственных возможностях предприятия в базу данных Центра
- Информационное обслуживание - оповещение при поступлении субконтрактных заказов, соответствующих производственным возможностям Вашего предприятия
- Консультирование по вопросам организации маркетинга субконтрактной продукции предприятия
- Подготовку коммерческого предложения предприятия
- Продвижение коммерческого предложения на российский и международный рынки субконтрактации
- Представление субконтрактных возможностей предприятия на специализированных выставках и ярмарках (в т.ч. международных)
Центр оказывает поддержку региональным центрам субконтрактации:
- методическая поддержка
- Итехническая поддержка
- организация информационных обменов
|
Уважаемые коллеги!
Перед нами всеми стоит серьезная задача - удвоение ВВП нашей страны.
Не ошибусь, если скажу, что одним из краеугольных камней выполнения этой задачи является развитие предпринимательства в промышленности, переход к современным, отвечающим требованиям момента формам организации производства, переход на наукоемкую модель промышленного развития, создание условий для появления новых поколений предпринимателей.
Если говорить о столичном мегаполисе, то руководством города перед нами поставлены задачи, связанные с построением эффективной социально - экономической модели, в которой особое место занимает развитие предпринимательства в научно - производственной сфере.
Хотелось бы, пользуясь случаем, поблагодарить Правительство Москвы, Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и лично руководителя Департамента, Министра Правительства Москвы Евгения Владимировича Егорова за поддержку развития предпринимательства в научно - производственной сфере, поддержку деятельности нашего центра и, вместе с ним, всей создающейся на территории РФ системы субконтрактных отношений.
Это не пустые слова: системный подход к развитию предпринимательства в научно - производственной сфере, к развитию субконтрактных отношений был впервые на территории нашей страны принят на вооружение именно Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы в 1998 году. Ответственность за это направление была возложена на нас - Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства. Не все было просто, но за это время пройден серьезный путь, получены первые результаты, доказывающие жизнеспособность и востребованность выбранного направления.
В своем докладе мне хотелось бы рассказать о том, что сделано нами на сегодняшний день и коснуться важнейших аспектов развития предпринимательства в промышленности:
Деятельность системы субконтрактации
Субконтрактные отношения постепенно входят в нашу жизнь в качестве реалии.
Многие руководители крупных предприятий уже понимают необходимость перехода на субконтрактные схемы организации производства. Эффективность внедрения механизма субконтрактных отношений очевидна на примере многих предприятий, причем малые и средние предприятия активно применяют субконтрактные схемы для организации собственного производства. Малые и средние предприятия заинтересованы в сотрудничестве с крупными, многие из них готовы вступать в долгосрочные субконтрактные отношения с крупными сборочными производствами, готовы осуществлять необходимые изменения.
За этот год удвоены основные показатели нашей деятельности: количество субконтрактов, размещенных через систему субконтрактации увеличилось почти до 3 тысяч. С системой субконтрактации начали работать крупнейшие сборочные предприятия.
Эффективность применения системы субконтрактации не снижается - заказчики получают существенную экономию (10 - 30% в пределах одного региона) от размещения заказов на альтернативной основе. В то же время существует ряд негативных моментов, препятствующих развитию субконтрактных отношений на территории РФ.
Постепенно начинает действовать инфраструктура рынка субконтрактных отношений - на настоящий момент в России действуют центры субконтрактации уже в 25 субъектах Федерации. Большинство созданных центров субконтрактации использует в своей работе разработанные Межрегиональным Центром промышленной субконтрактации и партнерства методические материалы и информационную среду, стандарты информационных обменов.
Здесь работа не стоит на месте - создана Ассоциация, разрабатывается положение об аттестации центров субконтрактации, нашим центром совместно с Ярославской ТПП разработаны новые методики организации работы центра.
Развивается система информационного обмена центров субконтрактации - при поддержке Фонда Евразия и НДП "Альянс - Медиа" продолжены работы по превращению сайта www.subcontract.ru в полноценный промышленный портал, для региональных центров создаются интернет - представительства, содержащие "зеркала" единой базы данных и поисковой системы. Это полностью избавит действующие и создаваемые региональные центры субконтрактации от ненужных затрат на приобретение информационных систем, построение сайтов и т.д.
В то же время и здесь не обходится без некоторых накладок - нам необходимо избавиться от "балласта" в лице бездействующих региональных центров, привлечь к работе организации, способные осуществлять реальную практическую деятельность. Именно для этого и разрабатывается система аттестации региональных центров.
Промышленные кластеры
Тематика формирования промышленных кластеров и научно - производственных технозон тесно смыкается с вопросами развития субконтрактных отношений. Кластерные технологии в настоящее время представляют собой наиболее эффективный подход к региональному развитию экономики, а субконтрактация - важнейший механизм жизнедеятельности любого кластера.
Информационные технологии и, в частности, действующая информационная система субконтрактации позволяют сделать новый шаг в кластерных организационных технологиях. Мы не можем рассматривать развитие субконтрактных отношений предприятий Москвы в отрыве от интересов столичного мегаполиса.
Именно поэтому наш центр планирует в следующем году провести анализ наиболее перспективных направлений формирования в Москве научно - производственных кластеров с участием малых и средних предприятий. Логическим продолжением должна стать разработка и реализация пилотного проекта формирования и обеспечения жизнедеятельности на территории Москвы кластера МСП (по одному из выбранных в качестве перспективного направлений). Будут подготовлены методические рекомендации, которые могут быть с минимальными изменениями реплицированы для применения при формировании новых кластеров.
Малый бизнес и качество
Качество продукции и услуг, предлагаемых малыми предприятиями - вопрос первостепенной важности. Крупные заказчики часто мотивируют свое нежелание сотрудничать с малыми предприятиями именно недостаточным уровнем качества их продукции. Мы наблюдаем колоссальный разрыв между потребностями крупных предприятий (в первую очередь - автосборщиков), их требованиями к качеству поставляемой продукции и реальными возможностями малых предприятий. Для крупного сборочного предприятия на практике проще и иногда выгоднее закупать всю необходимую комплектацию за рубежом, чем всерьез заниматься развитием поставщиков. Более того: для того, чтобы малое предприятие стало поставщиком на конвейер, ему необходимо внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 (для работы на автосборочный конвейер - еще и в соответствии со стандартом ИСО/ТУ 16949). Нельзя не согласиться с повышающимися требованиями сборщиков - это вопрос нашей с Вами безопасности. Но в то же время можно задать вопрос: а что собственно делается для того, чтобы надежные поставщики в лице специализированных малых и средних предприятий появлялись в необходимом количестве? Для того, чтобы принять решение о перепрофилировании отдельного производства под потребности крупного контрактора, затратах средств на приобретение высокопроизводительного оборудования, на сертификацию системы менеджмента качества, руководителю предприятия надо как минимум располагать всей соответствующей информацией. Необходимо знать, что он получит взамен потраченного времени, сил, средств. Какие и когда могут возникнуть проблемы. В то же время, наши крупнейшие сборочные предприятия (не скажу - все, но многие) продолжают секретить информацию о типовых условиях работы с поставщиками, своих потребностях. Это происходит в то время, когда необходимо максимально обновить и расширить перечни поставщиков за счет привлечения новых - малых и средних предприятий.
Здесь необходимо, в первую очередь, наладить поток информации от заказчиков к потенциальным поставщикам. Наш Центр приступил к разработке учебного курса повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий по специальности "долговременные субконтрактные отношения". Курс должен быть жестко привязан к потребностям конкретных крупных заказчиков. Курс не пересекается с существующими курсами подготовки специалистов по качеству. Он представляет собой подготовительную ступень перед внедрением системы управления качеством и отвечает в первую очередь на вопрос "зачем?" и далее, на вопрос "как?".
Но это только первая задача. Дело в том, что сейчас необходимо разработать и утвердить отраслевые стандарты взаимоотношений крупных контракторов с поставщиками. Такая работа уже успешно начата крупнейшими российскими автосборщиками. Эти стандарты должны быть гармонизированы с соответствующими зарубежными и это работа для отраслевых Ассоциаций производителей. По нашему мнению, такие стандарты должны утверждаться и действовать в рамках каждой отрасли. Кроме того, необходимо разработать и внедрить типовые регламенты квалификационного отбора поставщиков и проведения закупок (на конкурсной или внеконкурсной основе).
Тогда обеим сторонам - и потенциальным поставщикам и крупным контракторам станет гораздо проще понять друг друга.
Кроме того, мы считаем необходимым разработать и принять программу "Российское качество". В рамках этой программы необходимо подготовить значительное количество специалистов по качеству. Здесь можно воспользоваться московским опытом. Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении малым и средним предприятиям субсидий на покрытие части затрат, связанных с внедрением и сертификацией системы менеджмента качества.
Далее: высокое качество поставляемой продукции невозможно обеспечить без применения современного высокопроизводительного специализированного оборудования. Речь идет о технико - технологическом перевооружении предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве первого шага наш центр совместно с Московской Лизинговой Компанией с 2004 года запускает в действие новый подпроект - организация обмена информацией между малыми и средними предприятиями и поставщиками оборудования и технологий. Это только первый шаг. Настоящие шаги могут быть сделаны только при серьезной поддержке со стороны государства. И Ассоциация развития субконтрактации готова принять участие в разработке и реализации таких программ.
Проблемы развития предпринимательства в производственной сфере
Несмотря на очевидные положительные сдвиги, процесс развития предпринимательства в промышленности, развития субконтрактных отношений до сих пор тормозится многими факторами.
К основным из них можно отнести:
- отсутствие устойчивых деловых обычаев и навыков в организации производства с применением механизма субконтрактации; недостаток методических материалов, отсутствие квалифицированных специалистов по организации субконтрактного производства;
- отсутствие системного подхода со стороны федеральных и региональных структур, отвечающих за развитие промышленности и поддержку предпринимательства, к развитию субконтрактных отношений с участием субъектов малого предпринимательства и, как следствие, отсутствие системы стимулов для крупных предприятий развивать указанные отношения;
- отсутствие детальной и вместе с тем понятной и непротиворечивой правовой регламентации субконтрактных отношений, правовой нигилизм руководителей многих российских предприятий (как малых, так и крупных), отсутствие эффективной системы арбитража субконтрактных отношений;
- недостаточная привлекательность малых предприятий в качестве партнеров для крупных предприятий
- уровень рисков для руководителей крупных предприятий в большинстве случаев превышает возможные выгоды от сотрудничества с МП
- невнятные арендные отношения не способствуют эффективной долгосрочной работе малых предприятий; МП должно быть в любой момент готово искать новые производственные помещения и перебрасывать свое производствo
- низкий уровень технико - технологического развития не позволяет большинству российских производственных МП успешно участвовать в конкурентной борьбе
- уровень качества продукции, производимой малыми предприятиями, в большинстве случаев не позволяет им бороться за получение долговременного субконтракта; расходы на внедрение и сертификацию системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 часто "неподъемны" для малого предприятия
- oтсутствие эффективной системы финансирования субконтрактных отношений (специализированных гарантийных фондов, кредитной кооперации), обеспечивающей потребности малых предприятий;
- отсутствие специализированной системы страхования рисков, возникающих в процессе субконтрактных отношений с участием малых предприятий (страхование рисков как крупных, так и малых предприятий);
- реструктуризация крупных предприятий в настоящее время осуществляется в большинстве случаев хаотично и бессистемно. Зачастую реструктуризация предприятия осуществляется не с целью повышения эффективности работы предприятия, а в качестве прикрытия для передела собственности
- колоссальный рынок государственного заказа на всех уровнях до сих пор не в достаточной степени открыт для малых предприятий. До сих пор не разработана нормативно - правовая база, обеспечивающая участие малых предприятий в госзаказе на условиях субконтрактации
- недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка субконтрактных отношений.
Мы постарались суммировать предложения по изменению ситуации в проекте итогового документа - Рекомендациях конференции.
Предложения Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства по совершенствованию нормативно - правовой базы субконтрактных отношений малого и крупного бизнеса (включены в проект итогового документа конференции)
Для развития предпринимательства в промышленности считаем необходимым:
- Разработать концепцию развития субконтрактных отношений на территории РФ (с целью включения в Промышленную Политику РФ в качестве подраздела); обеспечить ознакомление предпринимательской общественности с разрабатываемой концепцией;
- Создать необходимую нормативно - правовую и методическую базу долговременных субконтрактных отношений. В том числе:
- Федеральным министерствам: ввести в ГК РФ понятия "долгосрочная субконтрактация" или "долгосрочные субконтрактные отношения", "контрактор" и "субконтрактор". Дополнить Главу 37 ГК РФ, параграф 3 разделами соответственно "поставка и подряд на условиях долгосрочной субконтрактации". Включить в указанные разделы описание специфических характерных для долгосрочной субконтрактации условий (в соответствии с международной практикой). Международной Ассоциации развития субконтрактации оказать необходимое содействие;
- Федеральным и региональным министерствам разработать и внедрить систему мониторинга состояния субконтрактных отношений (включая также мониторинг технико - технологического состояния промышленных предприятий в отраслевом и региональном разрезе, ценовой мониторинг); Международной Ассоциации развития субконтрактации оказать необходимое содействие;
- Федеральным и региональным министерствам создать условия для развития предпринимательства в промышленности, в аспекте повышения конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства:
- Обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, реальной цене путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду.
Упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также всех операций с собственностью, используемой в предпринимательских целях.
Обеспечить гарантии прав субъектов малого предпринимательства на использование в предпринимательских целях объектов недвижимого имущества и земли через систему преференций в вопросах аренды, субаренды и приватизации тех государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, в которых осуществляется предпринимательская деятельность.
- Включить в состав расходов, предусмотренных Статьей 253 Налогового Кодекса РФ, расходов предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства в соответствии с 26 Главой Налогового Кодекса РФ, связанных с приобретением производственных основных средств в размере 50% от их стоимости на момент ввода в эксплуатацию, а также расходов на проведение НИОКР и внедрение результатов НИОКР.
- Ввести в 26 Главу Налогового Кодекса РФ изменения, предусматривающие увеличение дохода от реализации до 100 млн. руб. для предприятий в сфере промышленного производства, имеющих право перехода на упрощенную систему налогообложения.
- Установить для предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства в соответствии с 26 Главой Налогового Кодекса РФ ускоренную амортизацию производственного оборудования с коэффициентом 2.
- Предоставить крупным предприятиям - контракторам возможности получения льгот, предусмотренных для малых предприятий по конкретным зарегистрированным договорам подряда и поставки на условиях долгосрочной субконтрактации с участием МП, в том числе:
- Применение ускоренной амортизации производственного оборудования с коэффициентом 2, в случае, если оборудование передано МП для выполнения субконтракта;
- Включение в состав расходов, предусмотренных Статьей 253 НК РФ, в соответствии с 26 Главой Налогового Кодекса РФ, расходов крупных контракторов, связанных с развитием субконтракторов из числа МП (внедрение и сертификация системы управления качеством МП - субконтрактора, включая расходы на повышение квалификации персонала), если такие расходы являются условием заключенного и зарегистрированного договора.
- Федеральным министерствам: создать условия, обеспечивающие расширение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации:
- Внести в проекты законов "О торгах на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд", "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" поправки, законодательно закрепляющие за исполнительными органами РФ и субъектов федерации обязанность составления перечней государственных заказчиков и видов продукции, по которым предусмотрено квотирование госзаказа для субъектов малого предпринимательства (15 %), а также перечней закупаемой продукции и товаров (услуг) при закупках которых 15% квота для субъектов малого предпринимательства не устанавливается. При утверждении указанных перечней каждая позиция должна быть проанализирована на предмет возможности разбиения на лоты (выделения в крупных и комплексных заказах составных частей, пригодных для вынесения на отдельные торги для субъектов малого предпринимательства). Необходимо обеспечить участие представителей системы поддержки предпринимательства в рассмотрении и утверждении данного перечня с правом блокирующего голоса.
- Предоставить государственным закупщикам право, в зависимости от характера размещаемых заказов для государственных нужд, замещать прямую 15%-ную квоту для малых предприятий на уровне первичной контрактации обязательной 15 или 20%-ной квотой для малых предприятий, реализуемой на уровне субконтрактации на условиях закрытого конкурса, проводимого среди субъектов малого предпринимательства, включенных в соответствующий реестр в качестве поставщика для государственных нужд. Обеспечить участие представителей системы поддержки предпринимательства в рассмотрении и утверждении указанных решений с правом блокирующего голоса. Создать инфраструктуру проведения конкурсов среди МП на получение субконтрактов.
- Обеспечить возможность участия субъектов малого предпринимательства в торгах по размещению государственного заказа на упрощенной основе.
- Разработать соответствующее нормативно - правовое и методическое обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации. Организовать обучение руководителей малых предприятий.
- Разработать и внедрить систему мониторинга участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа, в том числе на условиях субконтрактации.
- Внести в Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, пункт 40 поправки, упрощающие процедуру предоставления гарантий для малых предприятий - участников конкурсов. Включить в число гарантов организации из числа структур поддержки малого предпринимательства.
- Федеральным и региональным органам власти стимулировать развитие региональных центров субконтрактации; Международной Ассоциации развития субконтрактации оказать содействие;
- Международной Ассоциации развития субконтрактации обеспечить проведение мониторинга деятельности региональных центров субконтрактации;
- Межрегиональному Центру промышленной субконтрактации и партнерства разработать учебный курс повышения квалификации специалистов "организация субконтрактных отношений", предназначенный для руководителей и специалистов региональных центров субконтрактации.
- Международной Ассоциации развития субконтрактации обеспечить развитие межрегиональных и международных связей российских промышленных предприятий;
- Международной Ассоциации развития субконтрактации провести в 2004 году специализированную межрегиональную выставку, направленную на развитие субконтрактных отношений. Обеспечить участие в работе выставки крупных российских и зарубежных контракторов;
- Международной Ассоциации развития субконтрактации осуществить информационные мероприятия, направленные на пропаганду современных форм взаимоотношений между малыми и крупными предприятиями;
- Федеральным министерствам, Международной Ассоциации развития субконтрактации разработать и внедрить систему мер, направленных на повышение качества продукции и услуг, производимых малыми предприятиями:
- Включить в состав расходов, предусмотренных Статьей 253 Налогового Кодекса РФ, расходов предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, в соответствии с 26 Главой Налогового Кодекса РФ, связанных с внедрением и сертификацией системы управления качеством МП (стандарт ИСО 900), включая расходы на повышение квалификации персонала.
- Разработать Федеральную Целевую Программу "Российское качество", включающую в себя разработку комплекса мероприятий по совершенствованию малых предприятий России на базовых принципах менеджмента систем качества;
- Рассмотреть возможность разработки и реализации подобной программы в интересах малых предприятий г. Москвы с учетом возможной дальнейшей репликации программы на территории РФ. Концепция программы, направленной на адаптацию малых предприятий Москвы к требованиям МС ИСО серии 9000, должна включать в себя следующие основные направления:
- Повышение квалификации и переподготовка специалистов малых предприятий Москвы по программам Европейской организации по качеству (EOQ) с привлечением профессорско-преподавательского персонала ведущих образовательных учреждений и специалистов-практиков и максимальным использованием технологий дистанционного образования;
- Проведение работ по подготовке малых предприятий к сертификации силами подготовленных специалистов при ограниченной поддержке внешних консультантов;
- Сертификация малых предприятий Москвы признаваемыми мировым сообществом российскими сертификационными органами на соответствие МС ИСО 9001 серии 2000.
Механизм реализации программы должен предусматривать субсидии для малых предприятий на покрытие части расходов на внедрение и сертификацию системы менеджмента качества.
- Отраслевым Ассоциациям производителей совместно с Международной Ассоциацией развития субконтрактации разработать (с учетом существующих зарубежных стандартов) и внедрить отраслевые стандарты квалификационного отбора субконтракторов (по аналогии со стандартом ИСО/ТУ 16949) и отраслевые регламенты размещения субконтрактов; Обеспечить доступность данной информации для потенциальных субконтракторов;
- Межрегиональному Центру промышленной субконтрактации и партнерства разработать учебный курс повышения квалификации специалистов "субконтрактные отношения" с учетом возможности репликации и применения дистанционного обучения; разработать соответствующие методические материалы;
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|