Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер



<< Назад к списку статей

Важнейшие направления и перспективы развития предпринимательства в промышленности

Ковшова Наталья Сергеевна
Начальник отдела экономики и перспективного развития
промышленного комплекса департамента экономического развития и инвестиций Администрации Самарской области

443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210
Тел. (8462) - 33-21-98
E-mail: Kovshova@economy.vis.ru

Уманский Михаил Иосифович
Заместитель генерального директора ОАО "Самарский центр проектного финансирования", к.т.н.

443001, г. Самара, Студенческий пер., 3-А
Тел./ факс (8462) - 42-04-39
E-mail: Umansky@poria.ru

ОАО "Самарский центр проектного финансирования"

с 1997 г. выполняет работы по заказам коммерческих и государственных организаций по следующим основным направлениям:

  • Информационно-аналитическая работа
  • Разработка и экспертиза инвестиционных предложений и бизнес-планов
  • Информационные технологии
  • Системы менеджмента качества.

Основные крупные предприятия и организации - заказчики:

  • ОАО "АВТОВАЗ"
  • ОАО "Самараэнерго"
  • Администрация Самарской области.

Выполняются заказы для предприятий малого и среднего бизнеса Самарской области.


1. В условиях жесткой международной конкуренции лидеры бизнес-сообщества и органы власти ищут новые механизмы повышения стратегической конкурентоспособности компаний и территорий. Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, они направлены на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Опыт ряда развитых стран подтверждает эффективность кластерных подходов.

2. Региональные органы власти заинтересованы в развитии кластерных инициатив и формировании кластеров. Стратегия развития региона может быть намечена и реализована только в условиях согласования интересов и действий власти и бизнеса. Отраслевая система управления промышленностью была разрушена в ходе реформ, однако никто не отменял ответственности власти за устойчивое экономическое развитие территорий и обеспечение гражданам условий для реализации их жизненных запросов.

3. Сфера непосредственного управляющего и регулирующего воздействия государства на экономику ограничена, государство не является эффективным собственником. Поэтому нужны интегрирующие структуры, которые позволяют действенно и динамично взаимодействовать главным участникам процессов регулирования экономики - власти и бизнесу. Кластеры позволяют органам власти в регионе гораздо точнее отслеживать тенденции развития бизнеса, прогнозировать возможные пути изменений в отдельных секторах экономики. Участие власти в качестве равноправного партнера в составе кластера открывает новые возможности для координационной деятельности.

4. Существует ряд причин, по которым бизнес заинтересован в развитии кластера. Для предприятий МСБ могут быть существенно снижены барьеры входа на рынок за счет унификации требований в рамках кластера, возможности использования эффекта масштаба при организации обучения персонала, закупках технических средств и программных продуктов информационных технологий, получении доступа к заказам, переносе положительной репутации кластера на его участников. Система профессионального образования региона, финансируемая за счет федерального или местных бюджетов, естественным образом адаптируется к потребностям предприятий кластера. Инновационные и иные программы, реализуемые в регионе, также могут учитывать интересы кластера.

5. Рост региональной экономики, обусловленный развитием кластера, может обеспечить повышение занятости, привлечение квалифицированных специалистов, развитие смежных секторов промышленности и сферы услуг. Это укрепляет авторитет органов власти и способствует замыканию положительной обратной связи, направленной на успех.

6. Кластер в своем развитии проходит различные фазы - от стадии формирования предпосылок до спада и реорганизации. Формальным признаком возникновения кластера может стать программа, для выполнения которой консолидируются интересы промышленных предприятий, органов власти, консалтинговых и финансовых организаций, образовательных учреждений. Инициатива по разработке такой программы может исходить от каждой из заинтересованных сторон - участников кластера: властных структур, промышленных предприятий и их объединений, общественных организаций, представителей сферы обеспечения деятельности промышленного бизнеса.

7. Кластерные инициативы в Самарской области формулируются Администрацией области, консалтинговыми и инжиниринговыми организациями. Они направлены на поддержку и развитие процессов, которые являются объективными предпосылками становления кластеров. К настоящему времени реализуется ряд проектов, способствующих продвижению кластерных инициатив.

По инициативе Администрации Самарской области в 1999 г. было создано ОАО "Волгомежрегионхим", учредителями которого стали Ассоциация "Большая Волга" и более сорока предприятий, входящих в состав химического и нефтехимического комплекса Поволжья. Основная цель ОАО "Волгомежрегионхим" - объединение усилий акционеров по формированию и развитию межрегионального рынка химических и нефтехимических продуктов Поволжья. Более пяти лет эффективно работает ОАО "Самараагрохимпром", координирующее обеспечение сельхозпроизводителей минеральными удобрениями; в состав его учредителей входят Администрация Самарской области, производители удобрений и средств защиты растений.

С 1997 г. реализуются "Мероприятия по развитию сотрудничества промышленных предприятий Самарской области с ОАО "АВТОВАЗ". Головными организациями этой программы являлись АО "Конверсия - Лада - Сервис", Межрегиональная общественная организация "Поволжское отделение Российской инженерной академии" (ПО РИА), Поволжское отделение Академии проблем качества, областной Фонд содействия конверсии. В 2002 году был утвержден "План действий по развитию кооперационных связей малых предприятий с крупными предприятиями машиностроительного комплекса Самарской области", развивающий имеющиеся положительные результаты.

По инициативе консультационной фирмы "Гопа Консультантс" (Германия), ПО РИА, ОАО "Самарский центр проектного финансирования", ряда предприятий и организаций области был создан Поволжский клуб качества. Целью клуба является распространение знаний в области менеджмента качества в соответствии с международными стандартами, содействие подготовке и переподготовке персонала предприятий (в том числе, с привлечением ведущих зарубежных специалистов и фирм), содействие проведению сертификации предприятий по нормам действующих стандартов качества.

Подписаны и выполняются Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования РФ и Российской инженерной академией, Министерством образования РФ и ОАО "АВТОВАЗ" по направлению "Научно-инновационное сотрудничество". Принята и активно реализуется областная целевая программа "Инновации-Производство-Рынок" на 2003-2006 годы. Реализуются проекты в рамках Соглашения о взаимодействии между Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и МОО "Поволжское отделение Российской инженерной академии"

8. Приведенные примеры показывают, что особое место в развитии диалога бизнеса и власти занимают общественные и консалтинговые организации. Опыт работы с обеими взаимодействующими сторонами позволяет находить эффективные пути согласования интересов. Зарубежный опыт подтверждает, что ряд координирующих функций в рамках кластера целесообразно передавать специализированным организациям. Концентрация опыта по формированию кластеров будет способствовать дальнейшему развитию кластерных инициатив.

9. В условиях роста конкуренции российские бизнес и власть должны расширять партнерские отношения, используя лучшие традиции отечественной промышленности, науки и образования и актуальный зарубежный опыт.

<< Назад к списку статей
<< Наверх

Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
(с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства"

Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru

Интернет-сайт
www.subcontract.ru