|
<< Назад к списку статей Важнейшие направления и перспективы развития предпринимательства в промышленности
|
|
Лозинский Сергей Викторович
Управляющий партнер компании "Бауман Инновейшн". Специализируется в области стратегического управления, разработке целевых программ и стратегическом маркетинговом анализе. Принимал участие в большинстве проектов компании "Бауман Инновейшн", связанных с разработкой программ и стратегий экономического развития регионов, городов и отдельных кластеров. До основания компании работал в МГТУ им. Н.Э.Баумана, занимаясь реализацией некоторых проектов и программ Министерства образования Российской Федерации, в частности, исследованиями в области реформирования системы аспирантуры, создания системы содействия трудоустройству выпускников вузов и методологии определения приоритетных направлений исследований в вузах, финансируемых программами Министерства. В настоящее время С.В.Лозинский продолжает исследовательскую и преподавательскую работу в МГТУ им. Н.Э.Баумана, являясь участником проекта "Обзор конкурентоспособности российских регионов" и доцентом кафедры "Экономическая теория", и преподает курс по стратегическому планированию и целевым программам.
С отличием закончил Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана. В дальнейшем окончил очную аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте РФ, защитив кандидатскую диссертацию по экономическим наукам.
|
|
|
|
BaumanInnovation
127616, Москва, Дмитровское шоссе, д.27, корп.1, офис 913.Тел.:факс: 782-90-24. E-mail.: lozinsky@compet.ru
Компания "Бауман Инновейшн" - консалтинговая компания, специализирующаяся на двух основных направлениях услуг: Первое направление связано с вопросами стимулирования экономического развития территорий (город, регион); развития инновационной инфраструктуры; повышения конкурентоспособности региональных отраслевых кластеров.
В рамках второго направления компания оказывает услуги по управленческому консультированию средних предприятий в различных отраслях промышленности и некоммерческих организаций. Для реализации проектов компания привлекает американских и европейских партнеров и ключевых международных экспертов по технологическим, отраслевым и управленческим проблемам наших клиентов.
Для разработки новых услуг компания участвует в реализации нескольких международных исследовательских проектов в областях конкурентоспособности регионов и отраслевых кластеров; управления технологическим и инновационным потенциалом.
Среди реализованных проектов компании: разработка стратегии развития для нескольких городов, активация крупного отраслевого кластера в одном из наиболее развитых промышленных регионов России, оценка качества бизнес-климата в одном из регионов Приволжского Федерального округа, разработка и внедрение стратегий развития для ряда предприятий и т.п.
|
Возможности для развития региона базируются прежде всего на региональном бизнес-портфеле: системе отраслевых кластеров и отдельных предприятий, расположенных в этом регионе. Соответственно, эффективное управление данным бизнес-портфелем в сочетании с доверием и эффективным взаимодействием между региональными (городскими) властями и бизнесом, позволяет достичь существенных успехов в стимулировании социального и экономического развития регионов.
Под термином "кластер" мы понимаем группу расположенных в достаточной географической близости взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга.
Как правило, кластеры формируются в условиях рыночной экономики, когда предприятия заинтересованы в усилении своих конкурентных преимуществ при одновременном сохранении своей независимости. Во всем мире известны такие успешные кластеры, как кластер информационных технологий в Силиконовой долине (США), парфюмерный кластер в Грасе (Франция), кластер телекоммуникаций в Хельсинки (Финляндия). В России же можно выделить такие лидирующие потенциальные кластеры, как кластер энергетического машиностроения - в Санкт-Петербурге, судостроительный кластер - в Санкт-Петербурге, кластер информационных технологий и телекоммуникаций в Московском регионе (Москва и Московская область), аэрокосмический кластер в Московском регионе и т.п.
Отличие российских кластеров от их западных аналогов состоит в том, что они сформировались в основном на базе территориально-производственных комплексов плановой экономики, в условиях рыночной экономики действуют не так долго (примерно 10 лет), и в них не до конца еще сложился механизм сотрудничества в условиях жесткой конкуренции и четкого разделения интересов, который отличает развитые кластеры на Западе.
Среди выгод для бизнеса от развития кластеров стоит выделить прежде всего:
- повышение эффективности работы с поставщиками (прежде всего местными);
- повышение гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов и технологий;
- доступность специализированных и производительных человеческих ресурсов и т.п.
Кроме того, кластерный подход (как показывает мировая практика) предлагает эффективные инструменты для экономического развития территории (этими инструментами могут пользоваться как администрация, так и ключевые группы интересов в регионе, например, ассоциации бизнеса или же общества потребителей). Показателями этого экономического развития могут являться:
- увеличение занятости в регионе,
- повышение заработной платы,
- рост отчислений в бюджеты различных уровней,
- и (самое важное) повышение устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
По этим причинам в наиболее развитых странах на сегодняшний день концепция отраслевых кластеров используется как ключевой элемент при разработке стратегий экономического развития на различных уровнях. Также развитие региональных промышленных кластеров становится одним из важных элементов региональной экономической и промышленной политики. Бизнес-сообщество, региональные и муниципальные власти и другие заинтересованные стороны могут играть существенную роль в процессе повышения конкурентоспособности региональных отраслевых кластеров. Ключевым фактором успеха при разработке и реализации стратегий развития кластеров является активная позиция лидеров бизнеса, а также продуктивное партнерство между различными группами интересов в регионе.
Можно выразить идею кластера очень коротко: когда компании в регионе, оставаясь независимыми и преследуя цель получения собственной прибыли, понимают, что они должны реализовать ряд инициатив, совместных с другими компаниями и организациями, для того, чтобы повысить конкурентоспособность своего бизнеса и всего региона, то они реализовывают эти инициативы, и за счет этого получают бoльшую частную прибыль в долгосрочной перспективе. Но это уже не только отдельные компании, это кластер компаний. И, как показывает международный опыт, в настоящее время конкурируют не отдельные компании, конкурируют кластеры, соответственно и инвестиции приходят также прежде всего в кластеры, и те лидеры бизнеса, которые осознают это раньше других, получают неожиданные для многих конкурентные преимущества.
Таким образом, этот подход, пользующийся признанием и активно применяемый для стимулирования экономического развития во многих регионах мира, предоставляет большие возможности как для повышения конкурентоспособности местного бизнеса, так и для повышения эффективности экономической политики региональных властей. В настоящее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, начинает входить в практику и в России.
Как показал наш опыт, преимущества кластерного подхода состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве "стержня" стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.
При этом успех (особенно долгосрочный) кластерных проектов в значительной степени зависит от эффективного управления процессами активации кластера, и, кроме того, осознания лидерами бизнеса срочности и необходимости перемен; активности и "стратегического видения" местных лидеров (власть и/или бизнес) и наличия стратегии развития кластера.
Важно отметить, что существуют различные виды кластеров. В своем выступлении я хотел бы подробно рассмотреть "традиционные" типы кластеров, формирующиеся вокруг "корневого бизнеса", представленного наиболее крупными и конкурентоспособными компаниями, экспортирующими товары и услуги за пределы региона. В дальнейшем мои коллеги расскажут о других типах кластеров - "итальянской модели" и инновационных кластерах.
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|