|
<< Назад к списку статей ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
|
|
Филимонова Наталья Михайловна
К.э.н., доцент кафедры менеджмента, Владимирский государственный университет.
Докторант кафедры планирования и управление социально-экономическими процессами, Санкт-Петербургский государственный университет.
Владимирский государственный университет
600000, г. Владимир, ул. Горького, 87, кафедра менеджмента.
Тел. (0922) 27-99-23; тел/факс (0922) 33-23-69
E-mail: natal_f@mail.ru; tu_lylova@mail.ru
Государственное образовательное учреждение.
|
Малое предпринимательство занимает важное место в социально-экономическом развитии региона и страны в целом. Предпринимательская деятельность по своей природе весьма мобильна, адаптивна и революционна при реформировании производства путем оперативного использования изобретений или разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым путем) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства. Наиболее важной представляется социальная роль малого предпринимательства, которая состоит не только в обеспечении занятости и создании рабочих мест, но и в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. В условиях ограниченности финансовых ресурсов в России значение малых предприятий постепенно возрастает, что обусловлено возможностью их развития с относительно меньшими инвестиционными затратами. Выполняя высокие по своей значимости функции, малые предприятия сталкиваются со специфическими трудностями, обусловленными их размером.
Зарубежный опыт показывает, что сложившиеся системы поддержки малого предпринимательства являются достаточно сложными, в то же время гибкими, обеспеченными ресурсами и обладающими разнообразными инструментами для быстрого реагирования на изменение ситуации (промышленные и предпринимательские зоны, технопарки, бизнес-инкубаторы, и др.). Не все зарубежные механизмы поддержки приемлемы в нашей стране, особенно в условиях недостаточности финансовых ресурсов.
В настоящее время органы государственной власти подчеркивают необходимость и в то же время недостаточность развития этого сектора экономики. Ежегодно разрабатываются и принимаются программы и законодательные акты, создаются объекты инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства. Принимаемые органами центральной и местной власти программы не выполняются в полной мере, что объясняется не только экономическими и организационными причинами, но и отсутствием методической базы для разработки программ развития и поддержки малых предприятий. В итоге, несмотря на большую работу, эффект от этих действий не соответствует прилагаемым усилиям и требованиям развития экономики.
Для минимизации воздействия негативных факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому предпринимательству динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес.
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Целью инфрастуктуры малого бизнеса является создание благоприятных условий для развития предпринимательства путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направлениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, оказания спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в прочих аспектах, потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Существующая неравномерность расположения элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на территории России находится в зависимости от экономического потенциала региона и заинтересованности местных органов власти в развитии малого предпринимательства. Стихийность создания элементов инфраструктуры и недостаток финансовых средств приводят к их перерождению в обычные коммерческие организации.
Следует отметить и недостаточную информированность предпринимателей о наличии в регионах тех или иных элементов инфраструктуры малого предпринимательства, их местонахождении, перечне предоставляемых услуг и условиях их получения. Это можно объяснить тем, что и федеральные, и региональные органы власти и управления самоустраняются от активного участия в создании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Поведение органов местного самоуправления в регионах по отношению малому бизнесу прежде всего отражает политику, проводимую по отношению к малому бизнесу. Это сказывается на создании экономических и правовых условий для развития малого бизнеса.
Формирование элементов инфраструктуры в России началось с начала 90-х гг. В этом процессе принимали и принимают участие государство, деловые круги, а также зарубежные и международные организации. Развитие инфраструктуры является одним из основных направлений федеральных, региональных и муниципальных программ государственной поддержки малого бизнеса.
По всем оценкам созданная инфраструктура имеет ту же основу, что и инфраструктура во многих западных странах. И лишь по своему развитию (система обеспечения выживаемости и безопасности, стандарты, административные барьеры, бюрократия, информатизация, доступ к финансам и др.) отстает от них. Уровень развития инфраструктуры - это то, что отделяет нас от нормального развития сектора малого предпринимательства у нас и в промышленно развитых странах. Кроме того, одним из факторов, специфическим для России, является субъективный подход, приверженность личностным отношениям в решении любых вопросов. Когда чрезмерно учитывается субъективный фактор, система становится неуправляемой. Другой негативный фактор - отсутствие типологии проблем, каждая из которых воспринимается как нестандартная и требующая новых технологий решения. Эти особенности должны учитываться при построении и анализе существующих систем поддержки. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства должна решать следующие задачи: во-первых, создавать условия для роста и саморазвития малых предприятий, во-вторых, направлять их активность в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее полно отвечают потребностям региональной экономики. Однако до последнего времени инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.
Создание объектов инфраструктуры малого предпринимательства происходило чаще всего стихийно, неупорядоченно, что приводило к непродуманности в их функционировании - многофункциональность каждого объекта, являясь необходимостью в начале его деятельности, в дальнейшем мешала и тормозила качественное выполнение им своих задач.
Рассматривая деятельность организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству, следует отметить, что, несмотря на большое их количество, успешной их работу назвать нельзя. Среди основных проблем, тормозящих эффективное развитие инфраструктуры, мы бы выделили отсутствие интеграции между организациями и отсутствие единой системы взаимосвязей, в результате чего организации не могут выступать "единой командой" во многих вопросах.
Возникает необходимость уточнить позицию и схему взаимодействия между структурами государственной и негосударственной поддержки предпринимательства, проанализировать возможности каждой из них, для того чтобы расширить обоюдные возможности, устранить всевозможные недоговоренности и недопонимания.
Рассматривая функционирование органов поддержки предпринимательства, нельзя не сказать о характерных тенденциях этого процесса. Наиболее интересным представляется рассмотрение видов услуг. Наиболее распространенными можно назвать -обучение, консалтинг, предоставление информации, ввиду того, что обеспечение и выполнение этих услуг не требует значительных технических, временных и финансовых затрат. Об этом говорит и сам опыт: многие структуры поддержки малого предпринимательства занимаются в настоящее время обучением предпринимателей, но не становлением и финансовой (технической) помощью в организации малого предприятия. Сравнительный анализ функций органов поддержки малого предпринимательства приведен в табл. 1.
Бессистемность формирования объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях управления ведет к тому, что их функции дублируются, неразвиты инфраструктурные комплексы. Кроме этого неотработаны механизмы интеграции и согласования интересов органов власти, общественных объединений, субъектов малого предпринимательства при подготовке и принятии управленческих решений.
За прошедшие годы сформированы основы системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. Однако приходится констатировать, что, в целом, в ходе экономических реформ так и не была создана эффективная система государственной поддержки малого бизнеса.
Важными задачами государственной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства во Владимирской области, является формирование и обеспечение устойчивого функционирования организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса на областном и муниципальном уровнях.
Сравнительный анализ функций органов поддержки малого предпринимательства
|
Основные функции в сфере малого предпринимательства |
ТУ МАП РФ |
ФПМП |
ЦПП |
ЗАО «АПП» |
ЗАО «ММЦ «Владимир-Москва» |
ООО «ВИТЦ» |
Финансирование программ, проектов и мероприятий |
Предложения по порядку и условиям финансирования |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Участие в разработке программы поддержки
предпринимательства |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Экспертиза, отбор и реализация программ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Стимулирование инновационной деятельности |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
|
Привлечение инвестиций |
- |
+ |
Содействие |
Содействие |
Содействие |
- |
|
Взаимодействие с другими органами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Участие в формировании инфраструктуры поддержки
предпринимательства |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Содействие обучению |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Техническая помощь |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
|
Информационная поддержка |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Внешнеэкономическая деятельность, международное
сотрудничество |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Законодательные предложения |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
Защита интересов предпринимателей |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
|
|
Основные функции в сфере малого предпринимательства |
ТУ МАП РФ |
ФПМП |
ЦПП |
ЗАО «АПП» |
ЗАО «ММЦ «Владимир-Москва» |
ООО «ВИТЦ» |
Функция залогодателя, поручителя, гаранта |
Подготовка рекомендаций и заключений |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
Контроль за использованием средств |
Координация деятельности ФПМП |
+ |
+ |
- |
- |
- |
|
Рекламно-издательская деятельность |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Льготное кредитование и финансовая помощь |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
|
Привлечение специалистов |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Консультационная деятельность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Анализ тенденций развития |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Занятие предпринимательской деятельностью |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Оказание маркетинговых услуг |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
Примечание:
ТУ МАП РФ - Территориальное управление министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по Владимирской области
ФПМП - Фонд поддержки малого предпринимательства
ЦПП - Центр поддержки предпринимательства
ЗАО "АПП" - Закрытое акционерное общество "Владимирское областное агентство по поддержке предпринимательства"
ЗАО "ММЦ "Владимир-Москва" - Закрытое акционерное общество "Межрегиональный маркетинговый центр "Владимир-Москва"
ООО "ВИТЦ" - Общество с ограниченной ответственностью "Владимирский инновационно-технологический
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|