|
<< Назад к списку статей Проект "Пром-Сити Москва"
|
|
Рукина Ирина Михайловна Председатель комиссии Московской городской Думы по экономической политике
Комиссия по экономической политике
Комиссия Московской городской Думы по экономической политике была образована в 1998 году. Основное назначение комиссии - разработка стратегии функционирования и развития многоотраслевой экономики города Москвы, формирование основ нормативно-правового поля экономической жизни столицы, конкретизация федерального законодательства применительно к специфике крупнейшего мегаполиса, развитие действующей законодательной базы и приведение ее в соответствие с динамично развивающимся федеральным законодательством, разработка законодательных инициатив Московской городской Думы в экономической сфере. В своей работе комиссия тесно взаимодействует с Контрольно-счетной палатой города Москвы, департаментами Правительства Москвы, представителями бизнеса, профильными научными учреждениями.
Тематика заседаний комиссии, отражает все те проблемы, которые переживает страна и, в частности, столица в процессе реформирования экономики.
В результате проводимых на заседаниях комиссии обсуждений готовятся и выносятся на рассмотрение депутатов Думы проекты постановлений и Законов города, многие из которых затем принимаются как документы Московской городской Думы, что позволило сделать шаг в сторону создания в столице нормативно-правовой базы цивилизованных рыночных отношений.
Одним из важнейших законов, разработанных в рамках комиссии и затем принятых столичной Думой, был Закон города Москвы "О городских государственных заказах", внесший существенных вклад в повышение эффективности использования бюджетных ресурсов города. В последствии правовые нормы московского закона были взяты за основу при подготовке аналогичных законодательных актов в 37 субъектах Российской Федерации. Закон "О городских государственных заказах" повысил уровень прозрачности бюджетных потоков и способствовал повышению контроля за расходованием финансовых ресурсов города, позволил снизить издержки при закупках однотипной продукции по заявкам различных городских структур, предоставил приоритет на исполнение городского заказа при прочих равных условиях московским предприятиям и организациям.
Одним из важнейших направлений формирования экономической политики была и остается приватизация, с ее помощью решались проблемы повышения эффективности хозяйствования, оптимизации структуры государственного сектора экономики и пополнения доходной части бюджета за счет распродажи государственных предприятий. Проект закона "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы", рассмотренный членами комиссии, а затем принятый Думой, с учетом анализа опыта приватизации регламентирует всю процедуру приватизации и подготовку к ней, включая цели и механизмы, а также права трудовых коллективов в процессе приватизации.
Низкий уровень государственного регулирования и управления промышленным комплексом обусловил необходимость подготовки и рассмотрения на комиссии законопроекта "О промышленной деятельности в городе Москве". К моменту разработки законодательного акта в городе насчитывалось около 900 крупных и средних промышленных предприятий, на которых было занято свыше миллиона человек. Кроме того, в городе функционировало 15 тыс. промышленных предприятий малого бизнеса, где работало свыше 160 тыс. человек. Этот промышленный потенциал столицы, который выпускал более 4 процентов общего объема промышленной продукции в России, крайне нуждался в создании своей правовой базы.
Работа членов комиссии сосредоточена также на создании правовых основ организации и деятельности ремесленников на территории Москвы, защите прав потребителей продукции ремесленников, формировании необходимых условий для занятий ремеслами, насыщении потребительского рынка дополнительными товарами и услугами. В комиссии обсуждался проект закона "О ремесленной деятельности в городе Москве", который определил порядок регулирования отношений, возникающих при осуществлении ремесленной деятельности как составной части малого предпринимательства.
Члены комиссии постоянно координируют свою деятельность с федеральными органами власти. Ведется работа с Правительством РФ над проектами федеральных законов "Об основах ценовой политики" и "О государственном контроле за порядком применения регулируемых государством цен и тарифов".
Крайне низкий уровень оплаты труда большинства работающих москвичей, особенно в бюджетной сфере, - с одной стороны, и значительные масштабы оплаты труда "в конвертах", - с другой, диктовали необходимость законодательного установления уровня минимальной почасовой оплаты труда в г. Москве. В связи с этим, депутатами - членами комиссии был разработан и рассмотрен законопроект "О городском минимуме оплаты труда", установивший механизм определения городского минимума оплаты труда с целью его поэтапного увеличения.
Одним из последних законопроектов, разработанных в рамках комиссии и принятых Думой в первом чтении, явился проект Закона города Москвы "О государственном прогнозировании социально-экономического развития города Москвы", который призван обеспечить более эффективное выявление приоритетных проблем города и способствовать более рациональному распределению и использованию средств столичного бюджета.
На повышение эффективности использования активов, находящихся в собственности городской казны, направлен рассматриваемый в Думе проект Закона города Москвы "Об основах управления собственностью города Москвы".
Эффективность проводимой экономической политики в значительной степени зависит от согласованности действий исполнительной и законодательной властей. На заседаниях комиссии регулярно проводятся встречи депутатов с руководством Департамента экономической политики и развития Москвы. Участники заседаний обсуждают планы совместной работы над законопроектами. В тесном взаимодействии с Контрольно-счетной палатой города Москвы комиссия осуществляет контроль за использованием бюджетных средств.
Перспективные планы работы комиссии по экономической политике связаны с дальнейшим совершенствованием столичного законодательства, направленного на улучшение инвестиционного климата в регионе, совершенствование ценовой политики, защиту прав потребителей, сохранение и развитие фундаментальной и прикладной науки, более глубокое использование программно-целевых методов при разработке проектов бюджетов города Москвы.
|
В Москве на сей день существует около 70 производственных зон, территория которых равна 17 тысячам гектаров. Чаще всего это лучшие и наиболее дорогие городские земли, и, если предприятие расположено в центре столицы на площади, оцениваемой суммой 3-5 миллионов долларов, оно "приговорено", его так или иначе уничтожат. И не помогут здесь ни грозные окрики городского начальства, ни самые мудрые законы, ни героическая самооборона работников этих предприятий. Ибо само существование фабрики или завода на баснословно дорогой земле противоречит здравому смыслу и экономической логике. Никогда фабрика, производящая штиблеты или конфеты, кофточки или даже авиационные двигатели, не даст такой прибыли, какую может дать жилой дом напротив храма Христа Спасителя, офис на берегу Москвы-реки или банк в старинном московском переулке.
Долгое время мы старались решить проблему административным путем, составляя графики переезда, взывая к сознательности бизнесменов, но забывая об экономике. В результате титанических усилий удалось освободить лишь 2,5% территории, занятой в центре города промышленными предприятиями. Наряду с этим шел болезненный процесс закрытия промышленных предприятий, их недружественного поглощения, захвата земли, на которой они расположены. Мы, каюсь, сами винили несовершенство законодательства, бессилие властей, волчьи аппетиты коммерсантов. Все бесполезно. И только тогда, когда мы поняли, что под весь проект нужно подвести экономическое обоснование, дело мгновенно сдвинулось с мертвой точки.
Речь идет о программе перебазирования предприятий в рамках идеологии проекта "Пром-Сити Москва". В рыночной экономике место находит только то, что в данный момент выгодно предпринимательству. Выгодно торговле - кругом открываются супермаркеты, гипермаркеты, строится оптовая распределительная сеть и т.д. Есть надежды, что на туризме можно заработать деньги - воздвигаются гостиницы, офисы, транспортная сеть, рестораны, бары, магазины сувениров и т.д. Промышленность и производственный бизнес к этим выгодным проектам явно не относятся. Но как с ними быть? Ведь ясно, что ни торговля, ни туризм, никакая другая доходная отрасль не могут развиваться, если нет базовых отраслей экономики. Значит, нужно было найти те пути, по которым должна развиваться промышленность в экономически целесообразном русле.
Проведенный анализ очень четко показал, что никакой локальный проект проблему не решает. Чаще всего возникает тупиковая ситуация - предприятию предлагают освободить площадку, а затем его судьбой никто не интересуется. И примеров таких сколько угодно. В частности, была в Москве фабрика "Лента", выпускавшая техническую ленту для транспортеров, приводных ремней и т.п. Она - монополист. Без ее продукции не могут существовать десятки других предприятий. "Ленту" поглотила, как мы говорим, "недружественная" фирма. И что в итоге? Потребителям ее продукции теперь прямой путь за импортным товаром. Точно так же скупили акции обувного предприятия "Муханово". Но ведь и ее продукция пользовалась спросом, поставлялась во множество регионов.
Но что мы могли сделать, если даже сами понимали, что и тот, и другой проект поглощения экономически закономерен, принесет бизнесу большой доход. Как совместить интересы всех сторон - города, конкретного производителя, конкретного потребителя? Ведь совершенно закономерно, что дорогая земля должна приносить доход - и городу, и бизнесу. И возникла идея не просто упорядочить саму организацию вывода предприятия из московского центра, а придать ей новый смысл. В изначальном проекте недавно был сделан качественный скачок - родилась идея создания в Москве территориально-отраслевых кластеров. То есть таких зон, которые не могут быть заняты ничем другим, кроме предприятий промышленности и производственного бизнеса. Иными словами, нужно на территории города найти участки, на которые не позарится ни жилищный комплекс, ни строители административных зданий, ни владельцы развлекательных заведений, ни торговцы и т.д.
А дальше на этих площадках нужно будет построить экономические оптимальные производства, не объединяя, скажем, в одном месте металлургическую и швейную промышленность или кондитерскую и нефтехимическую, а сводя на одной площадке родственные предприятия.
Именно поэтому я говорю о территориально-отраслевых образованиях. Они очень четко решают споры - логичен ли отраслевой подход к промышленности и производственному бизнесу. Логичен, если привязан к определенной территории. Создать блок предприятий легкой промышленности, пищевой, кондитерской, химической и т.д. То есть предприятий, объединенных единым технологическим подходом, едиными требованиями к транспорту, холодильникам, складам, погрузочным терминалам, таможенным постам и т.п. Сюда могут быть перебазированы научные учреждения родственных отраслей и тогда станет понятно, что не нужны, например, отдельные институты - кожевенной и обувной промышленности, текстильной, трикотажной, швейной (сейчас в Москве шесть подобных НИИ), нужен один интеллектуальный центр развития легкой промышленности. Здесь же будут созданы так называемые доходные дома, то есть комфортабельное жилье для иногородних рабочих, которые перестанут ютиться в общежитиях и бараках, а, приехав в Москву и получив работу, на которую коренной москвич не ахти как рвется, получат и жилплощадь. Удобно - рядом завод, дом, магазин, больница. Это жилье, кстати, можно будет использовать и для внедрения вахтового метода. Проблема дефицита кадров для промышленности Москвы существует, точно так же как существует избыток высококлассных специалистов во Владимире, Иванове и других городах. "Пром-Сити" решит и этот вопрос. Видимо, он сможет аккумулировать и талантливых выпускников московских вузов, за которыми ныне гоняются западные фирмы.
Решится вопрос и с обновлением основных фондов. Главный принцип - на новых промплощадках должны быть не просто построены фабрики и заводы, инкубаторы и технопарки. Речь идет о том, что они должны быть оснащены современным технологическим оборудованием. Переезд на новое место с ткацкими станками 40-летнего возраста - это нонсенс. А устанавливать новейшее оборудование на старое место нецелесообразно - мы ведь с вами уже пришли к выводу, что заводы типа "Красный Октябрь", "Рот Фронт", "Трехгорка" или "Красная Роза" приговорены - их перекупят, разорят, обанкротят, закроют и т.д., и ничего с этим не сделаешь. Если земля под "Красным Октябрем стоит 7-10 млн. долларов за гектар, кого могут остановить робкие возражения против переноса фабрики! Сопротивление тенденциям, противостояние экономической логике бесполезны. Да и нынешние владельцы московской "кондитерки" - группа "Гута" - сами будут рады, если не ставить им палки в колеса, рисуя социальные последствия закрытия фабрик, чего они и сами не хотят, а предложим готовую площадку, а еще лучше готовую современно оборудованную фабрику. И, наконец, будет решен вопрос о предоставлении площади для производственного малого бизнеса. Сейчас ему некуда деться - в жилом доме даже мастерскую не откроешь, отдельно стоящих и пустующих модульных зданий с подведенными к ним электроэнергией промышленных параметров, сжатым воздухом и т.д. в городе нет, вот и процветают лишь фирмы "купи-продай".
Проект комиссии по экономической политике под названием "Пром-Сити Москва" получил полную поддержку Юрия Лужкова и Владимира Ресина, ибо он дает возможность современно выстроить архитектурную концепцию промышленных зон Москвы, создать градостроительную политику в этой области и облегчить проблему модернизации центра. Появляется совершенно новый аспект в городской политике - территориальный - где что развивать. Оптимизация территорий - главный раздел Комплексной программы развития промышленности в Москве на 2004-2006 годы.
Очень важный фактор проекта - появляющийся огромный рынок сбыта продукции новых промышленных зон.
"Пром-Сити Москва" поддержан как Городской Думой, так и правительством Москвы. А у нашего города обширные связи в десятках регионов страны и за рубежом. Поэтому открываются прекрасные перспективы адекватного торгового обмена, сотрудничества, развития рынка, кооперации…
Проект "Пром-Сити" вызывает одновременно два чувства - восхищение и недоверие. Восхищение своей экономической логикой. И действительно - он решает все самые острые на сегодня вопросы. Возьмем для примера пилотный проект "Пром-Сити Север" - в районе Молжанинова. Кому нужна эта земля? Район тяготеет к аэропорту Шереметьево, находится в зоне глиссады самолетов. Жилья там не построить, офисов - тем более, да и казино с ресторанами, над которыми ежеминутно ревут лайнеры, пользоваться популярностью явно не будут. К тому же под землей здесь проходит газопровод высокого давления. А вот для промышленности есть все условия - железная дорога, шоссе, коммуникации.
Сейчас инициаторы проекта присматриваются ко второй площадке, в районе Щербинки. Тоже район аэропорта, тоже мало пригоден для жилья, административного строительства и т.д. А почему бы, например, не собрать в единую авиастроительную зону все авиазаводы, КБ, лаборатории, которыми заполнен весь Ленинградский проспект. Создать в Москве своеобразный центр развития авиации общероссийского масштаба. Тогда можно будет решать и организационный вопрос - определить оптимальное количество проектных, конструкторских, самолето- и двигателестроительных заводов, нужных отрасли и Москве. А на месте сегодняшних заводов в районе Аэропорта, Сокола, Тушина и т.д. построить или жилье, или офисы. Они дадут бюджету города куда больше средств, чем существующие КБ и авиапромышленные мощности.
Разработан и вступил в действие земельный кадастр Москвы. Город теперь разбит на 1500 кварталов по 14 видам использования земли. И теперь ясно, что и где сколько стоит. Можно легко просчитать, что принесет выгоду, а что - убыток. И если экономика говорит, что в этом квартале выгоднее строить жилье, то кто же будет строить здесь промышленное предприятие. А если в районе Красной Пресни самую высокую отдачу приносят административные здания, то здесь уже и жилье строить не стоит. Мы получили инструмент экономических расчетов выгоды от строительства тех или иных объектов. В итоге всех проведенных расчетов совершенно четко вырисовалась наиболее экономически обоснованная картина московской промышленности и производственного бизнеса - создание промышленного кольца вокруг города. Руководствуясь этой идеологией, теперь ясно, что не надо убирать предприятия из тех зон, которые неблагоприятны для жилья, отдыха или офисного строительства. Пусть они, например, остаются в Медведкове или Очакове. Более того, туда следует переносить заводы из центра, создавая новую промышленную зону. Не надо втискивать новый жилой дом в существующую застройку, вызывая ярость людей, которые видят, что он нарушает все нормы инсоляции, озеленения и т.д. Нужно освободить землю от цехов, складов, таможенных терминалов, товарных дворов и там строить новое жилье, в котором нуждается город...
Повторю - экономическая логика проекта вызывает восторг. Но существует и немало "но".
Для реализации столь огромного проекта, переворачивающего всю Москву, требующего перебазирования сотен предприятий, строительства (и оснащения!) десятков промышленных зон, нужны (уже не говоря о миллиардных инвестициях) грамотные управленческие решения. Нужны менеджеры-гиганты, гении экономики и инженерии. Есть они?
Одна из целей - найти и привлечь таких людей, нацелить их на решение городских задач.
Реализацией этой идеи должны заниматься промышленники, бизнесмены, которые любят созидать и творить, талантливые экономисты и финансисты, энтузиасты с новыми идеями.
Ну, а деньги?
Уверена, что инвесторы найдутся. Я ведь уже рассказывала, что только первое упоминание о проекте "Пром-Сити Север" вызвало поток предложений. Но сейчас мы находимся в стадии кристаллизации идеи и, чтобы не спугнуть капиталы, сознательно не привлекаем их. Но как только идеология будет одобрена, бизнес-план создан, просчитан и утвержден, мы объявим о нем, и настоящие бизнесмены, почувствовав солидную прибыль, придут к нам. Ведь проект действительно огромен и разнопланов. Создание транспортной инфраструктуры - это одно, строительство зданий - другое, оснащение оборудованием - третье. И таких звеньев в цепочке - сотни! А деньги, которые чувствуют возможность стремительного роста, не остановить - это, помните, еще Маркс подметил.
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|