|
<< Назад к списку статей Факторинг - стабильный источник оборотных средств
для развития бизнеса
Продажа товаров в кредит (с отсрочкой платежа) становится сегодня главным оружием поставщика в завоевании рынка, поскольку объем заказа в таком случае ограничен не оборотными средствами покупателя, а платежеспособным спросом населения территории, на которой находится данное предприятие.
Однако при продаже товаров в кредит перед поставщиком возникает ряд проблем: где взять дополнительные оборотные средства, как застраховаться от новых рисков (кредитных, ликвидных, валютных), как справиться с ростом издержек на контроль за состоянием дебиторской задолженности. В стремлении решить данные проблемы все больше компаний прибегают к такому финансовому инструменту поддержки и развития бизнеса, как факторинг.
Факторинг - это комплекс услуг, направленный, прежде всего, на развитие продаж, на улучшение качества в торговых отношениях между поставщиком и покупателем, в частности, на обеспечение полноты и стабильности ассортимента, выгодных условий товарного кредита, лимитов отгрузок.
Основная задача факторинга - обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме. Таким образом, в рамках факторинга поставщик получает значительную часть от суммы поставки досрочно, не дожидаясь платежа от своего покупателя.
Следует отметить, что финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых следующие:
- Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента;
- Финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
- Финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.
Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это происходит без роста его кредиторской задолженности!
Важно отметить, что при факторинге банк покрывает основные риски поставщика, возникающие при отгрузках с отсрочкой платежа, - риск неоплаты и несвоевременной оплаты поставки покупателем.
В рамках факторинга, наряду с финансированием, Банк осуществляет управление дебиторской задолженностью поставщика, освобождая последнего от массы аналитической и практической работы. Получая от банка исчерпывающую информацию, достаточную для принятия квалифицированных управленческих решений, сотрудники компании-поставщика могут сконцентрировать свои усилия на развитии производства, сбыта, изучении рынков, решении хозяйственных, организационных и других вопросов.
Выгоды факторинга для Поставщика:
- Во-первых, получение дополнительной прибыли за счет возможности увеличить объем продаж, получив от Фактора необходимые для этого оборотные средства;
- Во-вторых, экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что поставщик, получая значительную часть от суммы поставки в день отгрузки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар;
- В-третьих, экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников, ответственных за контроль состояния дебиторской задолженности и привлечение финансовых ресурсов;
- В-четвертых, защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
- В-пятых, защита от потерь, связанных с отсутствием или недостаточностью непредвзятого контроля за продажами и платежами.
Выгоды факторинга для Покупателя:
- Во-первых, Покупатель всегда получает от поставщика необходимую отсрочку платежа. Как следствие, у Покупателя появляется возможность планировать график погашения задолженности, а не отвлекать значительные денежные средства из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту.
- Во-вторых, Покупатель получает возможность понять, как работает данный финансовый механизм, и рассмотреть возможность использования факторинговой схемы работы в собственном бизнесе.
- В-третьих, Покупатель получает возможность выбирать, по какой системе ему работать с Поставщиком. При работе по факторинговой схеме у него сохраняется система скидок за историю работы.
Факторинг бывает внутренний и международный.
При внутреннем факторинге услуги оказываются российскому поставщику, отгружающему продукцию или оказывающему услуги российским же потребителям.
Международный факторинг также подразделяется на экспортный и импортный.
Экспортный факторинг - это факторинговые услуги российскому экспортеру. При экспортном факторинге поставщик получает до 100% от суммы поставки сразу после отгрузки несмотря на предоставленную отсрочку до 90 дней. Таким образом, экспортер не только пополняет свои оборотные средства и исключает влияние просрочек на свою ликвидность, но и страхует финансовый (кредитный) риск, т.е. риск неплатежа иностранного партнера. Характерной особенностью экспортного факторинга является то, что за счет иностранных партнеров имеется возможность осуществлять 100% платеж против отгрузочных документов по поставке, по которой действует отсрочка платежа. Таким образом, все довольны: покупатель имеет отсрочку, поставщик - полную оплату (а значит, есть оборотные средства для бизнеса и нет финансовых рисков), факторинговая компания - долгосрочные взаимовыгодные отношения с экспортером.
Импортный факторинг - оказание содействия российским поставщикам в получении отсрочек платежа из-за рубежа. Это как бы факторинг наоборот, т.е. в качестве поставщика выступает иностранный поставщик. Иностранный поставщик заключает договор факторинга с российской факторинговой компанией, которая делает частичную оплату за российского импортера (до 90% от суммы инвойса) сразу после поставки, а оставшуюся часть - по мере платежа самого российского импортера.
Бурное развитие факторинга в последние годы закладывает прочный фундамент в обеспечение стабильного роста продаж производственных и торговых компаний в России. Новые факторинговые технологии расширяют горизонты интенсивно растущего бизнеса ненасытно нуждающегося в оборотных средствах при разумной потребности соблюдения устойчивости и защищенности от рыночных рисков.
Примечание: графические схемы факторинговых операций можно увидеть на интернет-сайте, посвященному факторингу в России - www.factoring.ru
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|