|
<< Назад к списку статей СУБКОНТРАКТАЦИЯ, СОЗДАНИЕ ТЕХНОЗОН И ГОРОДСКОЙ ЗАКАЗ КАК ИНСТРУМЕНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
|
|
Зельман Иосиф Михайлович
Генеральный директор
в должности генерального директора с 1996 года;
образование высшее, окончил Московский Авиационный институт;
|
|
|
|
Закрытое акционерное общество "Светотехнический завод "Сатурн" (ЗАО "СТЗ "Сатурн")
109518, РФ, г. Москва, 2-й Грайвороновский проезд, дом 40А
Тел./факс (095) 177-05-62, (095) 171-23-36
Е-mail: saturnlw@yandex.ru
Вид деятельности: Разработка, производство и сбыт вооружения и военной техники - внутренней и наружной электроосветительной арматуры и приборов транспортных средств (кораблей и судов), портативного и переносного электроосветительного оборудования.
(ЕКПС гр. 62), лицензии РС - 71 от 05.11.2002 г., П - 144 от 05.11.2002 г.
|
Рассматриваемые на нашей секции вопросы условно разделены на три направления, однако являются неразрывно связанными и как бы переходящими друг в друга. В связи с этим в докладе рассмотрен один из интегральных подходов к постановке и решению вопросов субконтрактации, создания технозон и городского заказа с позиции малого и среднего предпринимательства.
Что сегодня представляют собой промышленные предприятия, относящиеся в основной массе к среднему и крупному бизнесу? Это, как правило, большие земельные, производственные, офисные и складские площади, занятые недозагруженным, либо вообще неиспользуемым оборудованием; часть складских и офисных помещений, занятая арендаторами, без платежей которых производство просто задохнется; постоянная нехватка оборотных средств, низкий уровень научно-технического и производственного потенциала. Сохранять и далее подобную ситуацию немыслимо, ибо при вступлении России в ВТО такие предприятия немедленно рухнут, не в силах бороться с дешевыми и качественными товарами из-за рубежа.
А что такое сегодня предприятия малого бизнеса в производственной сфере? Это компактные высокоэффективные производства, прочно занимающие свою нишу на рынке товаров, это производители и поставщики продукции, востребованной по уровню потребительских свойств, выпускаемой в потребных рынку или меньших количествах.
Чаще всего такие предприятия размещаются на территории и в помещениях низкоэффективных предприятий крупного и среднего бизнеса, при этом им хватает средств на собственное существование и на оплату аренды занимаемых площадей.
Жизнь диктует необходимость существенной кооперации в деятельности предприятий различного уровня бизнеса в рамках единого целевого результата. Абсолютно на поверхности лежит формирование крупного производственного блока с использованием малых предприятий - поставщиков полуфабрикатов и комплектующих изделий, сбытовых и маркетинговых фирм, фирм, занимающихся социальной сферой. Один из возможных и наиболее удобных путей подобной кооперации - размещение, по возможности, малых предприятий - поставщиков комплектующих изделий на территории "Центра" - основного производителя конечной продукции. Научно обоснованная реструктуризация большого предприятия может высвободить значительные площади для решения такой задачи. На эти площади должны придти малые предприятия, производящие необходимую для конечного изделия комплектацию, в том числе, производимую на основном предприятии с недостаточным уровнем качества и эффективности. Последнее необязательно связано с низким интеллектуальным уровнем коллектива "Центра" - имея оборотные средства и современное оборудование, не освещая и не отапливая огромные объемы помещений, "Центр" тоже мог бы выпускать нормальные комплектующие изделия. Тем не менее, ситуация такова, какой она сложилась в результате нашей лихой скачки к капитализму.
В ряде случаев малый бизнес может формироваться и путем деления крупного и среднего на отдельные предприятия по принципу - "выжил самостоятельно - живи". Есть положительный опыт создания таких квазихолдингов на базе единого предприятия, есть и отрицательный. Положительные результаты имели место там, где разделение на малые предприятия происходит по корпусному или технологическому принципу, отрицательные - по видам изделий с пересекающимися видами обработки.
Корпусный принцип - это выделение технологически "замкнутых", невзамозависимых производств, результатами которых являются конечные комплектующие изделия, потребные как "Центру", так и другим предприятиям данной отрасли или смежных отраслей. Одно только расширение применимости результатов работы малого предприятия уже делает его существенно более эффективным, нежели бывший цех или участок крупного предприятия. А если средства, в том числе кредитные, аккумулируются на закупку нового современного оборудования, качество продукции растет, цена может даже снизиться.
Технологический принцип - это создание малых предприятий на базе конкретных видов обработки - механо-штамповочные предприятия, предприятия гальванических и лакокрасочных покрытий, переработки пластмасс, сборочные и т.п. При таком подходе недогруженные, как правило, производства находят заказы на стороне, зарабатывают средства для достойных зарплат, приобретения необходимых материалов и также аккумулируют средства для закупки нового оборудования.
Самый неудачный принцип формирования малых предприятий при реструктуризации крупных - это создание предприятий по выпуску определенных групп продукции без учета возможных пересечений технологических цепочек их производства с аналогичными цепочками других вновь созданных малых предприятий, имеющих потребность в тех же видах оборудования и техпроцессов при изготовлении деталей и сборочных единиц изделий. Скандалы, ссоры, бесконечные обращения с жалобами к высшему руководству - вот главные результаты подобной реструктуризации производства и работы таких малых предприятий.
Следует заметить по опыту автора, что реструктуризация производственного комплекса на малые предприятия должна быть всеобъемлющей, охватывающей практически всех работающих. Иначе неизбежен серьёзный раскол коллектива, зависть, склоки. Никого из "оставшихся за бортом" не будет интересовать, сколько часов и с какой интенсивностью работают в новых образованиях их бывшие коллеги, а вот их высокие заработки не дадут спать даже самым отъявленным бездельникам.
Есть ещё одна опасность описываемой реструктуризации - аппетиты верхней администрации. Если малым предприятиям будут предоставлены "тепличные" условия с позиции накладных расходов, "Центр" будет иметь большие поступления и очень большой соблазн поглотить значительную их часть на личные нужды.
Субконтрактация может иметь место и не только в рамках одной территории. Естественно, уже существует масса малых предприятий - производителей комплектующих изделий для крупных, которые уже "вросли" в ту землю, на которой они находятся, выкупили здания, сооружения и оборудование, либо всё это построили заново на собственные средства. В этом случае задачей руководителей крупных предприятий - потребителей их продукции является избавление от собственного низкоэффективного производства аналогичных изделий и привлечение нового поставщика вплоть до продажи ему части акций основного предприятия для более тесной привязки на долгие времена. При этом, безусловно, существует реальная возможность захвата малыми предприятиями контрольного пакета акций "Центра", но вреда от этого быть не может - разве только конкретным неэффективным руководителям головной фирмы. Борьба малых предприятий - производителей товаров и услуг для крупных в рамках тендеров, в том числе в интернете, создаст дополнительный импульс к развитию малого бизнеса как в качественном, так и в других отношениях.
Сегодня огромную роль в производстве играет конструкторско-технологический уровень выпускаемых изделий. В достижении высоких значений этого уровня можно идти двумя путями. Наиболее популярный путь - выпуск аналогов зарубежной продукции. В этом случае серьезное отставание от развитых стран мира нам обеспечено навсегда, так как за период подготовки производства продукции, частично или полностью повторяющей зарубежные аналоги, фирмы - производители этих аналогов уходят далеко вперед в своих новых разработках. За примерами далеко ходить не надо - вспомните отечественную автомобильную промышленность.
Тяжеловесность отечественных разработок сегодня имеет массу объяснений. Это - снизившийся кадровый потенциал - многие талантливые инженеры и ученые работают за рубежом, средний возраст оставшихся - пенсионный, талантливая молодежь уже на четвертом курсе ВУЗа раскупается коммерческими фирмами, чтобы вместо разработок новой отечественной продукции, со знанием дела, торговать импортной. Это - низкий научно-технический уровень имеющейся экспериментальной базы. Это, наконец, традиционные финансовые трудности. Тем важнее тот факт, что уже сегодня, наряду с неисчислимой массой коммерческих фирм, возникают не только производственные, но и научно-технические малые предприятия. Хотелось бы, чтобы власти на всех уровнях поняли, насколько важна поддержка именно таких предприятий, от которых в значительной степени зависит будущее нашей промышленности и страны. Во многих развитых странах существует система "инкубаторов", где финансируются и проверяются наиболее интересные "ноу-хау". Мы в Москве сегодня начали движение в этом направлении. Департамент науки и промышленной политики столицы организовал предоставление субвенций в половину ставки Центробанка России предприятиям - разработчикам новых идей. Это, конечно, еще не "инкубатор", но уже начало движения в его сторону. Думаю, что кооперация предприятий производителей малого и крупного бизнеса с немногочисленными пока, но уже интересными для них малыми предприятиями-разработчиками "ноу-хау", финансовая и производственно-техническая подпитка их деятельности, обеспечение их по возможности имеющимся лабораторным и экспериментальным оборудованием могут дать серьезный толчок для развития пока еще слабого, но очень важного и полезного направления в деятельности малого бизнеса. В этом смысле целесообразно создание на базе крупных научно-исследовательских институтов контрольно-испытательных центров для апробации научных результатов, достигнутых малыми предприятиями. Это позволит не тратить лишние средства на приобретение малым предприятием дорогостоящих приборов, необходимых только периодически. Остается, надеяться, что большие институты-владельцы соответствующего оборудования не задушат заказчиков космическими значениями собственных накладных расходов, включенных в цену услуг.
Весьма специфичен опыт производственной кооперации в развитых странах мира при производстве бытовой светотехнической арматуры. В чем-то он диаметрально противоположен предлагаемым ранее в докладе моделям.
Ряд крупных "предприятий-маток" огромными тиражами производят самые разнообразные детали для сборки конечных изделий-люстр, подвесов, бра, торшеров, настольных ламп и т.п. Дизайнерские возможности использования этих деталей для различных конструкций практически безграничны и не исключают дополнение номенклатуры деталями собственного производства. В силу серийного и даже массового производства "заводами-матками" разнообразных деталей светотехнической арматуры цены на их продукцию доступны любому предпринимателю, желающему изготавливать и продавать светильники. В связи с этим вокруг "маток" формируется целая сеть сборочных предприятий, чаще всего семейных, на которых осуществляется создание светотехнических изделий собственного дизайна. Можете поверить, что так же, как великая мировая музыкальная культура черпала разнообразие произведений в двенадцати нотах звукоряда, так и талантливые дизайнеры создают разноплановые творения на базе комплекса деталей "заводов-маток". Автор серьезно изучал этот вопрос на севере Италии и видел массу различных небольших фирм, ряд которых имели даже собственные гальванические участочки размером с гараж на две машины, чтобы с одной стороны покупать необработанные детали заводов-"маток" по еще более дешевым ценам, с другой - применять собственные оригинальные покрытия.
В связи с интенсификацией и, к сожалению, необратимостью процесса создания в столице технозон - "промсити", процессы кооперации малого и крупного бизнеса могут получить новый импульс. Для этого должны объединить свои взаимно противоположные интересы власти и промышленники, предусматривая на новых площадях места для малых предприятий, деятельность которых полезна переводимым на новые площади заводам или фабрикам. Остается надеяться, что принятые Мосгордумой решения не приведут к силовому выводу предприятий на неподготовленные площади. Весь этот проект имеет смысл только в случае, если инвестор, претендующий на площади выводимого объекта, финансирует создание современного производства на новых площадях в технозоне, обращая серьезное внимание на формирование полноценного конечного результата деятельности переводимого предприятия. А поскольку инвесторы очень хорошо умеют считать свои деньги и совершенно не умеют выбрасывать их на ветер, вопросы подбора, перемещения при необходимости и даже развития малых предприятий-поставщиков комплектующих изделий и полуфабрикатов для крупных производств могут стать если не определяющими, то весьма важными для инвесторов проекта перемещения предприятий в технозоны. К примеру, вместо перемещения предприятия в полном объеме со строительством для него новых зданий, приобретением и монтажом новейшего оборудования, можно, активно поработав по линии кооперации, закупить минимум оборудования и перевести комплекс малых предприятий-изготовителей комплектации, разработчиков "ноу-хау", сбытовиков, маркетологов и т.п. во вновь построенные, но уже с учетом их размещения, корпуса.
Участие малых и средних промышленных предприятий в городском заказе интересно, главным образом, в рамках временной субконтрактации. Практически, ни одно предприятие, особенно малое, не в состоянии взять на себя весь объем работ, потребных при решении той или иной комплексной муниципальной задачи. Исключение составляют небольшие по объемам и растянутые по срокам поставки конкретной продукции таких предприятий. В то же время коллектив малых и средних предприятий, подобранный на период, необходимый для выполнения конкретной задачи, исходя из их возможностей, в состоянии решать поставленные задачи в установленные сроки, в необходимых объемах с заданным уровнем качества. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - Совет по вопросу промышленной политики при Вице-мэре Москвы принял решение об участии промышленности Москвы в жилищно-комунальной реформе и развитии самой реформы. Такие виды продукции московских предприятий, как мусоропроводы, трубы и запорно-регулирующее оборудование, вентиляционные системы, кровельные материалы, лаки и краски, измерительные приборы, системы безопасности, электрооборудование, стройматериалы, системы мусоропереработки и т.п. могут использоваться не только в коммунальном хозяйстве и не только в рамках горзаказа. Гораздо масштабнее может быть загрузка мощностей малых и средних предприятий за счет заказов одного только строительного комплекса столицы, осуществляющего свою деятельность, как в Москве, так и в других городах России. Понятно, что муниципальные власти не могут диктовать частным компаниям, у кого им покупать материалы и комплектующие изделия для ведущихся этими компаниями строительных работ. Тем не менее, активное и честное лоббирование интересов московских производителей московскими чиновниками может дать огромный импульс развитию промышленности столицы, если, конечно, столичные власти в этом заинтересованы. Здесь я не в первый раз поднимаю вопрос о стройной, прозрачной системе стимулирования чиновников городской администрации по результатам решения задач дополнительных заказов предприятиям. Если не законом, то, по крайней мере, подзаконным актом, согласованным общественной организацией промышленников, можно оговорить систему и размеры стимулирования. Это гораздо лучше опасной для обеих сторон коррупции, а по объему стимулирования может быть не меньше, чем уплачиваемые сегодня взятки.
Огромную массу частных вопросов, связанных с развитием малого предпринимательства, можно и нужно решать только в комплексе, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость самых различных аспектов, в противном случае это будет только латание постоянно возникающих дыр в "тришкином кафтане".
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|