Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер




<< Назад к списку статей

Стратегия реструктуризации: от "натуральной" диверсификации к специализированной конкурентоспособности

Белов Артем Сергеевич

Директор Московского офиса ИКФ "АЛЬТ", Санкт-Петербург
В качестве консультанта и руководителя проектов участвовал в проектах в следующих отраслях: лесная и деревообрабатывающая промышленность, нефтегазовое, нефтехимическое, автомобильное, тракторное, тяжелое и энергетическое машиностроение, металлургия, текстильная промышленность, химическая промышленность. Автор семинаров-практикумов "Теория и практика разработки стратегии", "Стратегия роста", "Теория и практика бенчмаркинга". Автор ряда публикаций в ведущих российских деловых изданиях.

ООО "Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"

123056, Москва, переулок Красина, дом 16, стр. 1, 8 этаж, комн. 812
7-095-254-40-16, 254-58-06
E-mail: moscow@altrc.ru
http://www.altrc.ru

  • "АЛЬТ" занимается управленческим консультированием. Наша специализация - консалтинг в области стратегии. Мы помогаем руководителям компаний принимать сложные решения, которые определяют развитие их бизнеса на долгосрочную перспективу.
  • За последние несколько лет фирмой реализовано большое количество проектов, связанных с разработкой стратегии реструктуризации и выделением непрофильных активов. В частности, это проекты с ОАО "Объединенные машиностроительные заводы", ОАО "Волгоградский тракторных завод", Корпорация "Иркут", ООО "Ликинский автобус", другими компаниями.
  • Также "АЛЬТ" разрабатывает оригинальные методики экономического анализа, на базе которых создаются компьютерные модели для аналитиков. Наши модели помогают повышать эффективность принимаемых в компании решений.
  • "АЛЬТ" с 1996-го года проводит исследования успешного управления в России.

  • Несколько слов о стратегии и реструктуризации

    Принципиально, говоря о реструктуризации, мы выделяем три ключевых смысловых блока, с которыми необходимо работать:

    • Бизнес;
    • Управление;
    • Активы.

    При этом, в зависимости от масштаба бизнеса компании, мы выделяем два уровня стратегии, на которых необходимо работать со смысловыми блоками:

    • Корпоративная стратегия;
    • Стратегия бизнес-уровня.

    В случае, если компания не является широкодиверсифицированной и фактически управляет одним бизнесом, стратегия бизнес-уровня соответствует стратегии корпоративного уровня. Стратегию корпоративного уровня имеет смысл рассматривать в случае, если мы имеем дело с компаниями, имеющими широкий набор, зачастую несвязанных друг с другом бизнесов. Соответственно, говоря о стратегии реструктуризации, мы должны четко понимать, что на каждом из выделенных уровней - корпоративной стратегии и стратегии бизнес-уровня - компания сталкивается с разными проблемами и решает существенно отличающиеся задачи.

    Реструктуризация на корпоративном уровне

    • Стратегия роста: куда и зачем расти?
      • Последнее десятилетие рост российского бизнеса обеспечивался созданием крупных широкодиверсифицированных холдингов;
      • Вопрос качественного роста до недавнего времени не поднимался;
      • Исчерпание девальвационного эффекта кризиса 1998 года привело руководство компаний к мысли о необходимости качественного, а не количественного роста. Сейчас, на примере крупнейших российских компаний, мы наблюдаем эти изменения - компании всерьез принялись за процессы реструктуризации бизнеса и системы управления.
    • Для чего это делается:
      • Создание компаний, способных к долгосрочному поступательному развитию, конкурентоспособных не только на замкнутом внутреннем рынке, но и способных конкурировать с мировыми лидерами на их территории;
      • Выстраивание приоритетов, понимание собственного бизнеса и "места" под солнцем.
    • Проблемы и задачи реструктуризации российских конгломератов
      Движущих мотивов реструктуризации российских конгломератов два:
      • Широкая диверсификация, т.е. избыточное количество несвязанных бизнесов, и как следствие -
      • Недостаток ресурсов для развития всех бизнесов: (инвестиционных и управленческих).

    Можно выделить 5 ключевых задач реструктуризации на корпоративном уровне:

    • Что такое бизнес и какое количество должно быть их у компании;
    • Разделение бизнесов на основные и неосновные;
    • Разработка стратегии основных бизнесов;
    • Разработка стратегии по отношению к неосновным бизнесам;
    • Система управления и взаимодействия "управляющая компании - бизнесы".

    Принципиально важна позиция управляющей компании по отношению к собственным бизнесам:

    • Позиция "финансовой компании";
    • Позиция "стратегического инвестора".

    Важно понимать, что на массовых рынках российским компаниям будет сложно конкурировать с ведущими мировыми компаниям, поэтому одной из ключевых стратегических задач является задача поиска собственной ниши, возможно относительно узкой, но в которой компания сможет быть лидером не только на внутреннем, но и мировом рынке.

    Примеры из практики российских промышленных компаний.

    Реструктуризация на бизнес-уровне

    Задачи, решаемые на данном уровне, максимально приближены к реальной практике бизнеса и текущим задачам управления бизнесом.

    • Реструктуризация бизнеса
      Проблемы:
      • Потеря ценовой конкурентоспособности продукции и угроза потери российского рынка;
      • Увеличение технологического отставания от ведущих мировых компаний;
      • Снижение качества производимой продукции;
      • Усиление конкуренции со стороны российских и зарубежных производителей;
      • Ограниченные ресурсы развития бизнеса.

      Задачи реструктуризации:

      • Выявление и концентрация на ключевых компетенция бизнеса (возможно, не в основном продукте);
      • Определение приоритетов, целей, продуктово-рыночного портфеля;
      • Экономика и сокращение издержек: производство, логистика, управление.
    • Реструктуризация системы управления
      Проблемы:
      • Неэффективность существующей системы управления.
      Задачи реструктуризации:
      • Разработка системы управления, соответствующей долгосрочным целям развития бизнеса;
      • Снижение издержек за счет оптимизации системы планирования: финансы и инвестиции, продажи, производство.
      • Определение роли заводов в рамках бизнеса: дивизионы или производственные площадки.
    • Реструктуризация активов
      Проблемы:
      • Изношенность и моральное устаревание производственных мощностей;
      • Недозагрузка производственных мощностей;
      • Дублирующие производственные мощности на заводах, входящих в один бизнес.
      Задачи (направления) реструктуризации
      • Стратегия в отношении вспомогательных и заготовительных производств;
      • Социальная сфера и заводская инфраструктура;
      • Сокращение издержек.

    Примеры из практики российских промышленных компаний.

    В целом важно понимать, что

    • Стратегия и, соответственно, реструктуризация на корпоративном и бизнес уровнях тесно взаимоувязаны;
    • Стратегия диверсификации бизнеса в современных условиях не всегда является эффективной. Значительно больший эффект компании могут получить от реализации сфокусированной стратегии, в основе которой лежит понимание уникальных конкурентных преимуществ компании и понимания уникальных ниш, в которых компания может быть лидером не только на российском, но и мировом рынках;
    • Компании, начинающие реструктуризацию, помимо результата в виде "оптимизированного" собственного бизнеса, становятся пионерами в формировании рынка аутсорсинга - выделяя непрофильные активы, они становятся "аутсорсерами" для других компаний, что может рассматриваться как независимый и весьма прибыльный бизнес;
    • "Настоящая реструктуризация" российской промышленности еще впереди.

    << Назад к списку статей
    << Наверх


    Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
    (с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
    промышленной субконтрактации и партнерства"

    Тел./Факс: (095) 234-5376
    e-mail: subcontract@binec.ru

    Интернет-сайт
    www.subcontract.ru