|
<< Назад к списку статей Инновационный путь развития ОПК России -
опыт Корпорации "Аэрокосмическое оборудование"
|
|
Емелин Юрий Николаевич
начальник отдела аналитики и развития
ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование"
Открытое акционерное общество "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" создано в ноябре 1998 года и является одним из крупнейших авиастроительных холдингов России. Корпорация объединяет более 30 предприятий авиаприборостроения и смежных отраслей. Основная продукция Корпорации и ее предприятий - это авиационные приборы, бортовое оборудование, авиационные тренажеры.
Контактная информация: Тел.:(812) 238-16-40 (095) 924-44-71
Пресс-служба: (812) 238-72-20, Факс:(812) 233-83-06 (095) 924-44-73, email: unacon@mail.ru , www.aviaport.ru
Адрес главного офиса: 197101, Россия, Санкт-Петербург, ул.Большая Монетная 16, Архангельский пер., д. 6
Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" сегодня - это:
- основной российский разработчик и производитель оборудования и систем для военной и гражданской авиации, систем ПВО, космоса, автомобилестроения и других высокотехнологичных отраслей промышленности;
- крупнейшая после АВПК "Сухой" вертикально-интегрированная структура России, объединяющая более 30 серийных заводов и научно-исследовательских институтов и дающая работу свыше 40.000 россиян;
- эффективно управляемое и экономически независимое объединение, общий объем продаж которого в 2002 г. составил $536 млн., что на 28% больше, чем в 2001 г.;
- компания, инвестирующая до 10% от объемов продаж в перспективные разработки и технологии, которые обеспечат конкурентные преимущества производимой техники в будущем.
|
Одной из приоритетных задач реформирования российской экономики, неоднократно озвученной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным (в т.ч. в его посланиях к Федеральному Собранию РФ), является переход от сырьевой экономики к экономике, основанной на инновациях и приоритетном развитии наукоемких отраслей.
Наряду с микроэлектроникой, телекоммуникациями, биотехнологиями и другими динамично развивающимися сегодня индустриями, на острие научно-технического прогресса были и остаются оборонно-промышленный комплекс (ОПК), в целом, и авиастроение, в частности и в особенности.
Сегодня в мировой авиационно-космической промышленности четко прослеживается тенденция роста значимости технологий и стандартов гражданского сектора (в частности, гражданского авиастроения) для развития отрасли в целом, тогда как до недавнего времени пальма первенства безусловно принадлежала боевой авиации. Кроме того, динамика роста отрасли обеспечивается во многом за счет вклада малых инновационных компаний, развивающих критические и прорывные технологии по тем или иным направлениям.
Вместе с тем, с учетом таких особенностей российской экономики, как низкая конкурентоспособность отечественной гражданской промышленности (проблема, которая становится особенно острой с учетом возможного вступления России в ВТО), малый объем внутреннего спроса, в т.ч. госзаказа, недостаточность государственного финансирования НИОКР, преобладание в структуре доходов предприятий авиастроения поступлений от экспортных поставок продукции военного назначения, отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, создававшей бы предпосылки для привлечения значительных инвестиций в долгосрочные производственные проекты и др., не вызывает сомнения, что в ближайшем обозримом будущем базовые отрасли ОПК будут в значительной степени определять перспективы развития целого ряда других высокотехнологических секторов российской экономики (включая создание композитных материалов, производство печатных плат, телекоммуникационные технологии, компьютерные системы обработки видеоинформации и др.).
Перспективы самого ОПК, в свою очередь, напрямую зависят от того, удастся ли государству и интегрированным структурам холдингового типа создать в его рамках эффективную систему централизованного управления и привлечения инвестиций (не только бюджетных, но и частных, в т.ч. иностранных), как в научно-технические проекты крупных предприятий, так и в малые инновационные компании (самостоятельные бизнесы), а также предпринять конкретные шаги по диверсификации предприятий ОПК через реализацию высокотехнологических конверсионных проектов.
На государственном уровне данная задача должна решаться, прежде всего, по следующим основным направлениям:
- принятие и реализация федеральных целевых программ, направленных на поддержку приоритетных направлений и отраслей (таких, например, как ФЦП "Российская технологическая база", ФЦП "Реформирование и развитие ОПК (2002-2006 гг.)", ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники" и др.);
- централизация планирования, упорядочение и увеличение бюджетного финансирования указанных направлений;
- продолжение реструктуризации отрасли и создания интегрированных структур в соответствии с утвержденными программами и концепциями;
- принятие нормативно-правовых актов (федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.), создающих условия для нормального развития наукоемких отраслей и стимулирующих инвестиции в научную сферу.
Следует отметить, что благодаря активной позиции Правительства и отраслевых агентств сегодня этим вопросам стало уделяться значительно большее внимание. В частности, во исполнение принятых в конце лета - начале осени 2003 г. правительственных решений Росавиакосмосом и ФГУП "ГосНИИАС", при участии АХК "Сухой", ФНПЦ "Салют", Корпорации "Аэрокосмическое оборудование" и других ведущих объединений авиастроительной промышленности в настоящее время разрабатывается система мер и механизмов стимулирования привлечения внебюджетных средств под программы создания перспективных образцов вооружений и военной техники (ВиВТ), направления средств, получаемых от экспорта продукции военного назначения, в приоритетном порядке на техническое перевооружение производства и создание перспективных образцов ВиВТ, а также прорабатываются варианты внесения в действующее налоговое законодательство изменений, предусматривающих определенное снижение налоговой нагрузки для предприятий, финансирующих НИОКР по оборонной тематике.
Одновременно с осуществлением государством политики, направленной на поддержку инновационного развития промышленности, необходимо принятие продуманных решений и самими субъектами ОПК. Наиболее эффективно эти задачи могут решаться на уровне интегрированных структур (холдингов, корпораций, концернов), представляющих собой основное организационное звено и институциональную основу реорганизации ОПК.
При определении принципов и основных элементов корпоративной инновационной политики целесообразно обратиться к опыту, который был накоплен интегрированными структурами ОПК России за годы реформ.
В частности, задача инновационного развития была поставлена и последовательно решается с 1998 г. первой интегрированной структурой, созданной в рамках Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности, - ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование".
Сегодня Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" - это крупнейшее в России объединение предприятий авиаприборостроительной промышленности. По объемам продаж (536 млн. долларов в 2002 г.) Корпорация занимает 62-е место в мире (рейтинг "Top-100" международного рейтингового агентства "Defense News") и 3-е место в России (после АХК "Сухой" и НПК "Иркут") среди оборонных компаний. Корпорация объединяет 32 отраслевых предприятия (НИИ, КБ и заводы), на которых работает около 43 тыс. человек, а также ряд вспомогательных структур (банки, пенсионный фонд, инвестиционная компания и др.). В соответствии с межправительственным соглашением России и Белоруссии на базе предприятий Корпорации в 2001 г. была создана Межгосударственная финансово-промышленная группа "Аэрокосмическое оборудование".
Корпорация - основной российский разработчик и производитель бортового оборудования и авиационных систем для военной и гражданской авиации, систем ПВО, космоса и автомобилестроения. Ее стратегией является достижение лидерства в создании авионики XXI века на основе лидерства в технологиях, кадрах и управлении.
В целях обеспечения устойчивого долгосрочного развития, повышения финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности Корпорацией осуществляется комплекс мер, в совокупности представляющих собой стратегию инновационного развития входящих в Корпорацию предприятий.
Можно назвать несколько основных принципов и отличительных особенностей инновационной политики Корпорации:
- Централизация планирования, финансирования и контроля выполнения НИОКР в рамках основной (авиационной) тематики Корпорации на основе специальных механизмов (организационных, договорных, финансовых и пр.) при сохранении за предприятиями определенной свободы в принятии решений по малым непрофильным проектам (программам диверсификации).
В частности, в этих целях в рамках Корпорации созданы такие органы управления, как Совет главных конструкторов (координирует научно-техническую политику предприятий-участников Корпорации, разрабатывает "Программу ОКР и модернизации производства" Корпорации), Коллегия руководителей предприятий-участников Корпорации (принимает и одобряет решения общекорпоративного значения, утверждает "Программу ОКР и МП"), Первый заместитель Генерального директора - Технический директор Корпорации.
- Интенсификация финансирования перспективных НИОКР.
Так, по "Программе ОКР и модернизации производства", разработанной с участием Министерства обороны РФ, Росавиакосмоса и РАСУ, и утвержденной коллегией Корпорации в мае 2000 года, Корпорацией вложено более $50 млн. собственных средств, финансируется более 30 ОКР, приобретено новейшего оборудования (в т.ч. для нужд Рязанского производственно-технологического комплекса, выпускающего радары последних модификаций "Барс", "Оса", "Панда", "Ирбис" и др.) на сумму более $15 млн.
В целом по сравнению с 2000 годом, т.е. с момента создания центральных структур Корпорации, общие затраты на НИОКР увеличились в 2,3 раза и в 2002 г. превысили 42 млн. долларов, а в 2003 г. должны достигнуть 70 млн. долларов.
Показатель "соотношение объемов НИОКР к объему продаж" для Корпорации в 2002 г. составил 7,8%, а в 2003 г. ожидается рост его значения до 10%. Это уровень ведущих высокотехнологических компаний мира (например, для IBM он составляет 6,2%, для Siemens - 7,8%, для Intel - 15,1%).
- Аутсорсинг крупных проектов, направленных на диверсификацию бизнеса Корпорации и обладающих существенной спецификой организационно-правовой, маркетинговой, научно-производственной или сбытовой составляющей.
- Разнообразие инвестиционных инструментов, соответствие формы финансирования типу конкретного проекта и содержанию стоящих перед Корпорацией задач.
Здесь можно выделить:
- проекты, имеющие значение для развития Корпорации в целом как авиаприборостроительного объединения, подлежащие включению в сводную "Программу ОКР и модернизации производства" и финансируемые через общекорпоративный Фонд ОКР.
Например, наиболее крупными ОКР, выполненными Корпорацией в 2002 году, стали: доработка и испытание комплекса систем вооружений СУВ-30К для объектов Су-30МК, Су-27СК и Су-27УБК; система "Экран-30", поставляемая на различные объекты (в т.ч. объекты РСК "МиГ", Камов и т.д.); радарный комплекс "Оса"; комплексы бортовой аппаратуры для учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ и корабельного истребителя МиГ-29К, а также серия комплексных и процедурных тренажеров (совместно с ОАО "РЦАТ").
Корпорация в лице ОАО "НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова" также приняла участие в организованном Росавиакосмосом, Генштабом и ФГУП "АВПК "Сухой" конкурсе аванпроектов и по его итогам стала головной организацией по созданию авионики для самолета пятого поколения в части разработки интегрированного радиотехнического комплекса самолета.
- крупные системные проекты в рамках группы предприятий Корпорации, направленные на диверсификацию бизнеса Корпорации, выход на новые емкие и перспективные рынки и получение доминирующего положения на них, обеспечение дополнительной загрузки производственных мощностей предприятий.
Указанные проекты осуществляются в рамках специализированной структуры - Межгосударственной финансово-промышленной группы "Аэрокосмическое оборудование". На сегодняшний день в рамках Союза России и Белоруссии ею реализуется программа разработки и производства единого комплекса бортовых электронных систем для всех российских и белорусских производителей магистрального автобусного и грузового автотранспорта.
Использование этих систем становится обязательным в связи с введением в Европе императивных требований к безопасности и экологичности транспортных средств (т.н. стандарты Евро-2, Евро-3). Введение аналогичных требований в России ожидается в 2004-2005 гг. Перспективный внутренний рынок таких устройств, как АБС, круиз-контроль, управляемая пневмоподвеска, система бортовой интеграции и визуализации информации на мониторе, оценивается в несколько сотен миллионов долларов. По прогнозам НТЦ Корпорации, объемы продаж Корпорации в этом секторе к 2008-2009 году должны превысить $200 млн.
- Отдельные проекты Корпорации и инициативные НИОКР в области авионики, результат которых может представлять значительный коммерческий интерес в силу его прорывного значения для авиаприборостроения либо в силу изменения рыночной конъюнктуры.
До недавнего времени такие проекты финансировались либо предприятиями Корпорации самостоятельно либо головными структурами Корпорации через прямые инвестиции в уставный капитал создаваемых компаний или предоставление инвестиционных кредитов предприятиям-участникам Корпорации.
Так, в рамках авиационной тематики весной 2002 года Корпорацией в соответствии с решением Росавиакосмоса №ЮК-77 от 27.11.01 г. был создан Российский центр авиационного тренажеростроения (РЦАТ), а Корпорация решением Росавиакосмоса (ЮК-3 от 17.01.02) и Минобороны (письмо №128/4/7-339 от 24.12.01) была определена головной организацией по разработке, созданию и реализации средств обучения в интересах ВВС РФ и для целей экспорта. В настоящее время РЦАТ участвует в тендере на поставку тренажеров для Индии, а также ведет активную предконтрактную работу с Вьетнамом, Малайзией, Ливией, Китаем, в перспективе - с Алжиром. Объем рыночной ниши, которую может занять РЦАТ в ближайшие два года, оценивается специалистами в несколько десятков миллионов долларов США.
- высокорисковые, но характеризующиеся потенциально высоким уровнем доходности проекты предприятий Корпорации, которые могут быть выделены в отдельный бизнес, направлены на коммерциализацию результатов перспективных НИОКР в гражданской сфере на рынках, не являющихся приоритетными для Корпорации, и, следовательно, могут быть впоследствии реализованы стратегическому инвестору (венчурное финансирование).
Наиболее известным и успешным венчурным вложением Корпорации является проект "PayCash", осуществляемый компанией "Алкор-Пэйкэш", в которой приняли участие Управляющая компания Корпорации - ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум" и банк "Таврический" (г. Санкт-Петербург), входящий в МФПГ "Аэрокосмическое оборудование". Корпорация стала основным инвестором проекта, вложив в него через свою управляющую компанию около 15 млн. долларов США.
PayCash представляет собой программное решение, позволяющее с минимальными издержками осуществлять электронные платежи через сеть Internet без открытия банковского счета, без индивидуализации личности плательщика и с беспрецедентным уровнем безопасности. Этот проект под именем "Яндекс-деньги" является на сегодняшний день наиболее успешно продвигаемой в России системой электронных платежей. Кроме того, система "PayCash" приобретает все большую популярность в США, где ее представляет компания "Cyphermint". В начале 2003 г. ею был подписан контракт с компанией "7-Eleven" на использование системы "Paycash" в собственной торговой сети ("7-Eleven" владеет крупнейшей сетью универсамов в США и Канаде), и на сегодняшний день система "Paycash" установлена в тысяче торговых киосков "7-Eleven". В будущем предполагается IPO компании "Cyphermint" на NASDAQ.
В целях придания рисковому инвестированию в перспективные высокотехнологичные компании (бизнесы), находящиеся на ранних стадиях развития, общепринятой в мировой практике институциональной формы, в мае 2003 г. Коллегией руководителей предприятий-участников Корпорации было принято решение о создании первого в России отраслевого "Венчурного фонда оборонно-промышленного комплекса" и утвержден его инвестиционный меморандум. Стартовый объем Фонда составит $10 млн., в перспективе предполагается его увеличение до $100 млн.
Помимо ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование" участие в формировании Фонда и его имущества могут принять государственный "Венчурный инновационный фонд", Управляющая компания Корпорации ОАО "Объединенный авиаприборостроительный консорциум", предприятия-участники Корпорации, банковские структуры, Негосударственный пенсионный фонд оборонно-промышленного комплекса, а также иные стратегические отраслевые инвесторы.
Создание "Венчурного фонда ОПК" не только позволит упорядочить инвестиционную деятельность Корпорации и привлечь средства других крупных объединений отечественного ОПК, но и будет содействовать осуществлению предприятиями ОПК инициативных разработок перспективных видов вооружения, авиационных комплексов и систем, а также повысит конкурентоспособность отечественных предприятий за счет диверсификации производства и обеспечения загрузки производственных фондов.
Подводя итоги сказанному, следует отметить высокую значимость для обеспечения обороноспособности России и долгосрочной конкурентоспособности ее промышленности тех процессов, которые происходят сегодня в российском ОПК, и выразить надежду на то, что Правительство РФ и оборонно-промышленные холдинги будут и дальше следовать курсом инновационного развития и работы на перспективу.
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|