|
<< Назад к списку статей Повышение эффективности процесса реструктуризации предприятия за счет создания ключевых организационных механизмов
|
|
Киселев Владимир Александрович
Генеральный директор ЗАО "ШЕРП-Консалт"
ЗАО "ШЕРП-Консалт"
121248, г.Москва, Кутузовский пр-т д.2/1 оф. 467
Телефон: (095) 933-35-05
Факс: (095) 933-35-06
Email: info2@profaudit.ru
http://www.sherp.ru
Консультирование руководителей в области управления
Предоставляемые услуги:
- Программа комплексного организационного развития предприятия ШЕРП. Экспресс-диагностика системы управления ("Рапид-метод").
- Реорганизация предприятия.
- Постановка механизмов организационного развития и формирование стратегии организационного развития.
- Оптимизация бизнес-процессов и организационной структуры предприятия.
- Кадровый аудит.
- Деловая оценка руководителей (ассесмент-центр).
- Постановка системы оценки и мотивации персонала.
- Подготовка системы управления предприятия к внедрению информационных систем класса ERP/MRP.
- Подготовка предприятия к сертификации системы управления качеством по стандарту ISO-9001:2000.
- Корпоративные тренинги и семинары.
- Прямой поиск кандидатов на топ-позиции (Executive search).
- Создание системы безопасности бизнеса.
А так же полный комплекс услуг в области постановки и развития:
- Системы управления персоналом.
- Системы управления маркетингом.
- Системы управления финансами и экономикой.
Среди наших клиентов:
- ЗАО "Ирмаст-Холдинг"
- ЗАО "Декра"
- ПСФ "Норд"
- ЗАО "Сервисные технологии" (ЮКОС)
- АО "Ростсельмаш"
- АО "Лакокраска" ("Ярославские краски")
- АСО "РОСНО"
- ЗАО "Профессиональные аудиторские консультации"
- ГУП "МосГорСнабПродТорг"
- АО "ЛЕПСЕ"
- ООО "Социнтех-Комлог"
- "ХПМ Кабель"
- КБ "Банк Высоких технологий"
- ТД "Сокольники"
- ГУП "Центральный коллектор научных библиотек"
- ОАО "Институт Гидропроект"
- ООО "ЭКОлаб"
- ОАО "Дебют"
|
Организационная составляющая процесса реструктуризации предприятия
В своем выступлении мне бы хотелось затронуть одну из важнейших составляющих процесса реструктуризации предприятия - организационную.
Реструктуризация предприятия - это не что иное, как сложнейший процесс системных, функциональных, технологических, организационных и идеологических изменений. Те, кто сталкивался на практике с реструктуризацией предприятия понимают, насколько этот процесс сложен и рискован. По статистике более половины проектов реструктуризации не достигают поставленных целей.
В чем же причина столь невеселой статистики?
По мнению инвесторов, финансирующих проекты реструктуризации предприятий, - основные причины неудач:
- Неспособность акционеров и менеджмента договориться о будущем предприятия.
- Некомпетентность менеджмента, отсутствие эффективной управленческой команды.
- Недостаточная заинтересованность руководителей различных уровней в достижении необходимых результатов реструктуризации.
По мнению сотрудников административно-управленческого аппарата предприятий основными причинами, препятствующими достижению целей реструктуризации, являются:
- Недоведение смысла и целей реструктуризации коллективу.
- Цели изменений сформулированы недостаточно ясно.
- Изменения диктуются сверху, с мнением сотрудников никто не считается.
- Потенциал идей сотрудников в процессе разработки проектов изменений и их реализации используется недостаточно.
- Культурная и профессиональная неготовность персонала предприятия к серьезным нововведениям, к работе в новых рыночных условиях.
С точки зрения внешних консультантов к вышеперечисленным причинам можно добавить:
- Недостаточное участие высшего руководства в процессе разработки и внедрения проектов изменений.
- Преобладание "политики" над "делом", конфликты интересов между руководителями различных подразделений.
- Невладение топ-менеджерами командными методами управления, отсутствие у руководителей навыков командного взаимодействия и выработки согласованных решений.
- Отсутствие организационной базы внедряемых изменений. Т.е. отсутствие или неэффективная работа органа, объединяющего представителей акционеров, топ-менеджеров, членов управленческой команды, ведущих и наиболее перспективных сотрудников предприятия в задачи которого бы входили контроль и координация внедрения необходимых изменений.
Все чаще и чаще к процессу реструктуризации привлекаются внешние консультанты и эксперты. По нашему мнению наибольший эффект от участия внешних консультантов достигается только тогда, когда в процесс разработки и внедрения изменений вовлечена вся управленческая команда во главе с первым лицом, а консультанты, обеспечивая эффективность процесса командного взаимодействия, оказывают рабочим группам экспертную помощь по разработке проектов. Иными словами выступают больше в роли модераторов, не предлагая готовых рецептов, оказывая экспертную помощь только тогда, когда это необходимо.
Роль управленческой команды в процессе организационных изменений
Практикой доказано многократно - наличие эффективной управленческой команды одно из необходимых условий успешности процесса внедрения серьезных изменений на предприятии.
Что такое управленческая команда? Управленческая команда - это группа руководителей, объединенных достижением единых и согласованных целей и понимающих, что друг без друга эти цели они не достигнут.
В чем смысл наличия управленческой команды с точки зрения успеха запланированных изменений?
Прежде всего, инициатор изменений (новый собственник, инвестор, генеральный менеджер, решивший преобразовать предприятие и т.д.) осознает серьезные проблемы, требующие радикальных изменений. Вырабатывается некая стратегическая модель, реализация которой, по мнению инициатора изменений, приведет к достижению желаемого результата (захвату определенной доли рынка, выводу предприятия из финансового кризиса и т.д.).
Реализация этой модели нуждается в серьезной поддержке со стороны менеджмента предприятия, иными словами, руководители предприятия должны быть серьезно мотивированы на реализацию новой концепции. К сожалению, добиться этого практически всегда не представляется возможным. Случаи, когда весь коллектив стремится и призывает к крупным преобразованиям, к приобретению своей фирмы другой компанией, добивается смены руководителя, крайне редки.
Стратегические изменения требуют трудных решений и внесение корректив в распределение власти. В политической игре всегда есть победители и побежденные, выигравшие и проигравшие. И те из руководителей, которые будут чувствовать себя проигравшими, естественно будут яростно сопротивляться реализации планируемых изменений.
Это приводит к серьезной корректировке состава управленческой команды, а то и к полной ее замене. Если этот процесс происходит стихийно, в режиме тушения пожара, то шансы - не достичь цели реструктуризации многократно возрастают.
Идеальный вариант, когда инициатор перемен, заранее просчитывает человеческий фактор, определяет будущего лидера и состав управленческой команды, на которую есть смысл опереться.
Следующий шаг - привлечение новой управленческой команды к разработке модели реструктуризации. Как правило, в ходе серии грамотно проведенных совещаний удается добиться согласования и чувства сопричастности у членов управленческой команды, что само по себе является мощным мотивирующим фактором.
В ходе этих совещаний необходимо дать возможность каждому члену управленческой команды выдвинуть свои идеи по поводу целей и желаемых результатов планируемой реструктуризации, сформировать рабочие группы для отбора и проработки этих идей, а так же для выработки программы необходимых изменений.
В случае, если этот этап проведен достаточно квалифицированно, у группы руководителей, участвовавших в совещаниях появится ощущение команды и повысится уровень мотивации к достижению целей, разработанных с их участием.
Кроме того, у Лидера будет прекрасная возможность проверить дополнительно потенциал и лояльность каждого руководителя и откорректировать, при необходимости, состав управленческой команды.
Ключевые организационные механизмы и их влияние на процесс реструктуризации предприятия
С точки зрения укрепления организационной составляющей процесса реструктуризации предприятия на первых этапах необходимо сформировать три ключевых организационных механизма (как правило, на это уходит от 3-х до 6-и месяцев):
- Механизм постановки и корректировки системы целей;
- Механизм выявления, анализа и решения проблем развития предприятия;
- Механизм развития структуры управления.
Работа вышеуказанных организационных механизмов предполагает вовлечение всей управленческой команды в процесс стратегического планирования и целеполагания, контроля результатов достижения целей, выявление и решение наиболее актуальных проблем, развитию структуры управления.
Внедрение этих механизмов в ходе реализации процесса реструктуризации не только сократит время и ресурсные затраты на этапе преобразований, но и обеспечит высокую эффективность управления предприятием в последующем.
Механизм постановки и корректировки системы целей.
Формирование этого механизма предполагает проведение 1-го стратегического совещания с участием всей управленческой команды, в ходе которого достигаются следующие результаты:
- Проводится SWOT-анализ;
- Бостонская матрица;
- Формулируется миссия предприятия;
- Корпоративные ценности;
- Главные цели предприятия;
- Долгосрочные цели;
- Среднесрочные цели;
- Краткосрочные цели.
- Распределяется ответственность за достижение целей;
- Разрабатываются программы и сроки достижения целей;
- Происходит защита программ достижения целей.
- Проясняется организационный механизм постановки и корректировки системы целей предприятия.
Таким образом, запускается регулярная работа механизма постановки и корректировки системы целей предприятия.
Механизм выявления, анализа и решения проблем развития предприятия;
Формирование этого механизма предполагает проведение 2-го стратегического совещания с участием всей управленческой команды, в ходе которого достигаются следующие результаты:
- Проясняются внешние и внутренние проблемы развития предприятия.
- Проблемы анализируются по остроте, решаемости и тенденции.
- Определяются наиболее острые и приоритетные проблемы.
- По наиболее острым и приоритетным проблемам проводится процедура группового анализа причин.
- Отрабатывается сценарий командного проблемно-делового совещания (ПДС) на конкретных, наиболее приоритетных проблемах, в результате чего разрабатываются проекты по решению проблемы, программы их внедрения, определяются руководители и составы временных рабочих групп, проекты проходят процедуру командного согласования и утверждаются Лидером.
- Лидером принимается решение о создании механизма выявления, анализа и решения проблем развития предприятия, а именно определяется:
- состав Совета развития, его задачи и порядок работы; определяется порядок внесения проблем в общий перечень проблем развития предприятия;
- порядок оценки проблем по критерию приоритетности;
- порядок проведения ПДС;
- порядок создания и контроля работы временных рабочих групп, реализующих проекты решения проблем.
Таким образом, запускается регулярная работа механизма выявления, анализа и решения проблем развития предприятия.
Механизм развития структуры управления.
Формирование этого механизма предполагает проведение 3-го стратегического совещания с участием всей управленческой команды, в ходе которого достигаются следующие результаты:
- Проясняется существующая схема линейного подчинения.
- Проясняются и анализируются проблемы структурно-функциональной подсистемы системы управления.
- Анализируются документы структуры: схема линейного подчинения, положения о подразделениях, должностные инструкции.
- Формулируются критерии желаемой организационной структуры.
- Вырабатываются решения по повышению качества существующей структуры.
- Проясняется содержание ключевых документов структуры: описаний рабочих мест (ОРМ).
- Создается общий перечень функций/задач деятельности предприятия.
- Описывается организационное и информационное взаимодействие по каждой функции/задаче, ответственными разрабатываются, защищаются в ходе командного совещания и утверждаются Лидером - карты функций/задач.
- Создается экран организационного взаимодействия.
- Разрабатываются, защищаются в ходе командного совещания и утверждаются Лидером, структурообразующие решения (решения о создании, переподчинении или ликвидации рабочих мест);
- Лидером принимается решение о создании организационного механизма развития структуры предприятия, а именно определяется:
- роль Совета развития, его задачи и порядок работы в рамках данного механизма;
- сроки создания всех ОРМ;
- порядок проведения командных совещаний по структуре;
- порядок рассмотрения и реализации структурообразующих решений.
Таким образом, запускается регулярная работа организационного механизма развития структуры предприятия.
Активное использование командных методов работы со структурой предприятия обеспечивает глубокую проработку всех принимаемых в данной области важных управленческих решений, и, самое важное - обеспечивает их реализацию.
Кроме того, командный метод работы в этой важнейшей, сложной, зачастую проблематичной, сфере управленческой деятельности позволяет добиться главного результата - гибкого реагирования структуры предприятия на все существенные изменения внешней и внутренней среды.
<< Назад к списку статей << Наверх
|
|