Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер




<< Назад к списку статей

ISO9001:2000 НЕ ДОСТИГЛА ТРЕБУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НУЖДАЕТСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ

Балашов Евгений Антонович

Главный консультант ТКБ "Интерсертифика"

С 1992г. профессионально занимается проблемами менеджмента качества и его практическим внедрением на промышленных предприятиях. 10 лет работал менеджером качества в крупнейших транснациональных западных компаниях АББ и Альстом Пауер. Участвовал в качестве консультанта в построении систем качества на ряде отечественных предприятий и в Белоруссии. Аудитор немецкой аудиторской компании ТUV.

тел. (095) 128 78 80, E-mail: info@icgrp.ru


Целью доклада является презентация особенностей внедрения технической спецификации ISO/TS 16949.

Введение

В тезисах показаны конспективно особенности технической спецификации, которые могут при ее внедрении представить трудности для предприятий. При необходимости более подробные сведения можно получить из документов, приведенных в тексте тезисов доклада.

Общие особенности

  • В настоящее время имеют сертификаты на СМК 70-80% основных поставщиков автокомпонентов и материалов. Имеют заключения о наличии и эффективности Систем качества - 100% изготовителей, как автотранспортных средств, так и автокомпонентов "двойного назначения".

    Однако факт получения сертификата не явился свидетельством достижения требуемого качества продукции поставщиков.

    Так, например, применительно к новым моделям автомобилей и двигателей доля рекламаций по вине Поставщиков достигает 80%, а штрафные санкции по вине от Покупателя автомобилей "съедают" до 30% прибыли автосборочных предприятий.

    Это свидетельствует о том, что на большинстве изготовителей автокомпонентов система менеджмента качества, сертифицированная в рамках стандарта ISO9001:2000, НЕ ДОСТИГЛА ТРЕБУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И НУЖДАЕТСЯ В ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ.

    В связи с этим при внедрении стандарта ISO/TS 16949 следует уделять особое внимание элементам стандарта ISO9001:2000 (составная часть ISO/TS 16949), формальное выполнение которых не позволяет достойным образом поднять качество продукции и разработок.

    Так, например, необходимо подробно проанализировать свою практику в долгосрочном планировании, фокусе на заказчика, использовании целевых метриксов процессов, использование экономических показателей, определении функций собственников процессов, измерении процессов улучшения и эффективности системы качества и т.д.
  • Особенностью ISO/TS 16949 является включение в явном или неявном виде требований широко известных автомобильных стандартов QS9000, VDA6.1, EAQF, AVSQ:
    • Руководства по планированию повышения качества продукции и План управления (Advanced Product Quality Planning and Control Plan Reference Manual)
    • Руководства процесса согласования производства части (Potential Failure Mode and Effect Analysis Reference Manual)
    • Руководства по анализу потенциальных видов последствий отказов (Potential Failure Mode and Effect Analysis Reference Manual)
    • Руководства по статистическому управлению процессами Statistical Process (Control Reference Manual)
    • Руководства по анализу измерительных систем (Measurement Systems AnalysisReference Manual)

Особенности, выраженные в конкретных требованиях стандарта

Единственные исключения, допускаемые спецификацией, относятся к 7.3, если организация не несет ответственности за проектирование и разработку продукции. Допускаемые исключения не распространяются на разработку процесса изготовления.

  • Эффективность процессов.
    Высшее руководство должно анализировать процессы создания продукции и поддерживающие процессы с целью обеспечения их результативности и эффективности
  • Цели в области качества
    Высшее руководство должно определить цели и измерения в области качества, которые должны быть включены в бизнес-план и использоваться при развертывании политики в области качества.
  • Ответственность за качество
    Персонал, ответственный за качество продукции, должен иметь полномочия остановить производство, чтобы устранить проблемы в области качества. Производственные операции во всех рабочих сменах должны быть укомплектованы персоналом, отвечающим, или которому делегирована ответственность, за обеспечение качества продукции
  • Представитель потребителя.
    Высшее руководство должно определить персонал, несущий ответственность и имеющий полномочия обеспечивать, чтобы требования потребителя были учтены.
  • Анализ со стороны руководства
  • Функционирование системы менеджмента качества.
    Частью анализа со стороны руководства должен быть мониторинг целей в области качества, регулярная отчетность и оценивание затрат на плохое качество.
  • Мотивация работников и делегирование им полномочий
    Организация должна иметь процесс мотивации работников для достижения целей в области качества, осуществления постоянных улучшений и создания условий для содействия инновациям. Этот процесс должен включать повышение осведомленности во всей организации в вопросах качества и технологии. Организация должна располагать процессом измерения степени осведомленности персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижении целей в области качества.
  • Планирование завода, размещение оборудования и средств обслуживания.
    Организация должна применять межфункциональный подход при разработке плана развития завода, планов размещения оборудования и средств обслуживания. Планировка производств должно способствовать оптимизации перемещения материалов, обращения (с продукцией) и добавлению ценностей при использовании производственных площадей, а также синхронизации материальных потоков. Должны быть разработаны и внедрены методы оценки и мониторинга результативности существующих операций.
  • Критерии приемки
    Критерии приемки должны определяться организацией и, там, где это необходимо, одобряться потребителем. При статистическом приемочном контроле по альтернативному признаку приемочным числом должен быть нуль дефектов.
  • Производственные возможности организации
    Организация должна исследовать, подтвердить и задокументировать способность произвести предлагаемую продукцию в процессе анализа контракта, включая анализ рисков.
  • Проектирование и разработка
    Требования включают проектирование и разработку продукции и процесса изготовления, и сфокусированы на предупреждении ошибок, а не на их выявление.
  • Процесс одобрения продукции.
    Организация должна следовать процедуре одобрения продукта и процесса изготовления, признанной потребителем. Эта процедура процесса одобрения продукции и процесса изготовления должна также применяться к поставщикам
  • Разработка системы качества поставщиков.
    Организация должна способствовать развитию системы менеджмента качества поставщиков с целью его соответствия настоящим Техническим условиям. Соответствие ИСО 9001:2000 является первым шагом достижения этой цели. Если потребителем не установлено иначе, система качества поставщиков организации должна быть сертифицирована на соответствие ИСО 9001:2000, аккредитованным органом по сертификации (третьей стороной)
  • План управления.
    Организация должна:
    • Разработать планы управления (приложение А) на уровне системы, подсистемы, компонентов и / или материалов для поставляемой продукции, включая планы управления процессов производства нештучных материалов также как и для частей.
    • Иметь план управления для стадии, предшествующей запуску в производство, и стадии производства, которые учитывают выходные данные FMEA - конструкции и FMEA - процесса изготовления.
    • План управления должен:
      • Содержать перечень средств управления (процедуры, инструкции и др.), используемых для управления процессом изготовления.
      • Включать методы мониторинга управления, применяемого к специальным характеристикам (7.3.2.3), определенных как потребителем, так и организацией
      • Включать требуемую потребителем информацию, если таковая имеется.
      • Инициировать точно определенный план реагирования (8.2.3.1), когда процесс становится нестабильным или не обладающим статистической устойчивость.
      Планы управления должны анализироваться и актуализироваться при появлении любых изменений, влияющих на продукцию, процесс изготовления, измерение, логистику, источники поставок или FMEA. Примечание - После анализа и актуализации плана управления может потребоваться его одобрение потребителем
  • Валидация процессов производства и сервисного обслуживания. Требования 7.5.2 должны применяться ко всем процессам производства и обслуживания.
  • Идентификация и прослеживаемость . Слова "там, где это уместно", приведенные в 7.5.3, не применять.
  • Анализ измерительных систем
    Должно быть проведено статистическое изучение для анализа существующих вариаций в результатах каждого типа измерений и системы испытательного оборудования. Это требование должно применяться к измерительным системам, ссылки на которые имеются в плане управления. Применяемые аналитические методы и критерии приемки должны соответствовать методам и критериям, приведенным в справочных руководствах потребителя по анализу измерительных систем. Другие аналитические методы и критерии приемки могут использоваться, если они одобрены потребителем
  • Идентификация статистических методов
    Соответствующие статистические методы для каждого процесса должны быть установлены в ходе планирования качества перспективной продукции и включены в план управления.
  • Знание основных статистических концепций.
    Основные статистические концепции, такие как вариация, управление (стабильность), возможности процесса и излишняя регулировка, должны быть понятны всеми и применяться во всей организации
  • Аудит процесса изготовления. (ранее для СМК не требовался)
  • Аудит продукта. (ранее для СМК не требовался)
  • Мониторинг и измерение процессов изготовления
    Организация должна поддерживать возможности процесса изготовления и его функционирование, как это установлено в требованиях одобрения производства части (Product Part Approval Process).
  • Постоянное улучшение организации.
    Организация должна определить процесс постоянного улучшения (см. примеры в приложении Б ИСО 9004:2000)
  • Решение проблем
    Организация должна иметь определенный процесс решения проблем, ведущий к идентификации коренной причины и ее устранения. Если имеется предписанная потребителем форма решения проблем, организация должна использовать эту форму.
  • << Назад к списку статей
    << Наверх

Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
(с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства"

Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru

Интернет-сайт
www.subcontract.ru

ИСПЫТАНИЯ НА ВИБРОПРОЧНОСТЬ И ВИБРОУСТОЙЧИВОСТЬ. ИСПЫТАНИЯ НА ВИБРОУСТОЙЧИВОСТЬ И ВИБРОПРОЧНОСТЬ.