|
<< Назад к списку статей Качество поставок и применение современных методов менеджмента качества
|
|
Диомидов Илья Георгиевич
Начальник управления систем качества ООО "РусПромАвто",
образование - высшее, опыт работы в области управления качеством - более 7 лет.
ООО "РусПромАвто"
109240 Москва, Котельническая наб., 17
Тел: 725-09-90 (доб. 3590)
Факс: 735-08-29
E-mail: ilyagd@ruspromauto.ru
Профиль организации:
ООО "РусПромАвто" является управляющей компанией холдинга, объединяющего предприятия российского автомобилестроения. На долю предприятий "РусПромАвто" приходится свыше 63 % российского производства автобусов, 56 % производства грузовых автомобилей и около 8 % производства легковых автомобилей. На предприятиях "РусПроимАвто" производятся автобусы, легкие и тяжелые грузовики, легковые автомобили, дорожно-строительная и коммунальная техника, погрузчики, дизельные и бензиновые двигатели, топливная аппаратура.
|
Рассмотрим ситуацию с качеством конечной продукции машиностроительного производства на примере производства автомобилей.
- слайд №1
- слайд №2
- слайд №3
Как видим, даже введение обязательной сертификации поставщика третьей стороной в качестве контрактного требования и обеспечение 100 % сертификации систем менеджмента качества поставщиков не решит проблему. Необходимы совместные усилия поставщика комплектующих и производителя конечной продукции. Необходимо стимулировать поставщиков повышать качество поставок путем применения отработанных в мировой практике методов управления качеством.
Попытки внедрить современные методы менеджмента качества при управлении качеством поставок предпринимаются постоянно. Большой опыт в этой области накоплен ОАО "АвтоВАЗ" [1], [2]. Тем не менее, темпы и уровень освоения отечественными поставщиками автомобильных компонентов современных методов менеджмента качества нельзя назвать удовлетворительными. Отставание отечественной промышленности в области управления качеством поставок стало особенно заметно с приходом в Россию западных автосборочных предприятий (Ford, GM-Автоваз). Разрыв между требованиями, как отечественных, так и зарубежных автосборочных предприятий, и возможностями отечественных производителей комплектующих изделий стал очевиден [4]. При отсутствии реального прогресса в области качества российских автомобильных комплектующих перспектив у отечественной автомобильной промышленности становится все меньше не только на внешних, но и на внутренних рынках.
Опыт передовых стран в части повышения качества автомобильных компонентов обобщен и формализован в стандартах по управлению качеством в автомобильной промышленности, наиболее известные из которых: QS-9000, VDA 6.1 и ISO/TS 16949. В связи с глобализацией мировой экономики, ведущие зарубежные производители автомобильной техники переходят на единый стандарт ISO/TS 16949:2002 [6]. Все эти стандарты предъявляют к системе менеджмента качества поставщика требования, аналогичные требованиям ИСО 9000, но дополненные и расширенные в соответствии с отраслевыми требованиями. Например, QS-9000 содержит шесть приложений (справочных руководств), содержащих подробные рекомендации по применению современных методов менеджмента качества:
слайд №4
Несмотря на то, что последняя версия стандарта ИСО/TS 16949, в отличии от QS-9000, не содержит прямых ссылок на перечисленные выше справочные руководства, требования по их использованию сохраняются.
Эффективность применения этих методов подтверждена многолетней мировой практикой. Первое издание QS-9000 было опубликовано в 1994г., а первое издание VDA 6.1 опубликовано в 1991г. По состоянию на начало 2000г. более 13.000 поставщиков автомобильной промышленности во всем мире подтвердили соответствие своей системы менеджмента качества требованиям QS-9000, и более 20.000 - соответствие требованиям VDA 6.1. [7]
Как убедить поставщиков и потребителей автомобильных компонентов начать освоение этих методов? Каким образом начать это освоение? С чего начинать? Как сделать так, чтобы внедрение новых методов не стало фиктивным, проведенным только на бумаге?
Для этой цели предлагается использовать справочное руководство PPAP (Процесс одобрение производства автомобильных компонентов). PPAP регламентирует систему, при помощи которой поставщик обеспечивает потребителю уверенность, что все проектные технические данные и требования спецификаций потребителя поняты надлежащим образом и что поставщик способен производить продукцию, соответствующую этим требованиям. Справочное руководство РРАР содержит типовую методологию одобрения производства автомобильного компонента, а также некоторые стандартизованные формы, применяемые потребителем и поставщиком в процессе одобрения. Освоение процесса одобрения производства автомобильного компонента (РРАР) поставщиком и потребителем может служить базой для внедрения в отечественную практику проверенных многолетним зарубежным опытом современных методов менеджмента качества.
слайд №5
По результатам оценки образцов и рассмотрения документов, представленных поставщиком, возможны три варианта решения потребителя:
- Одобрение;
- Отклонение;
- Временное согласование.
Потребитель оформляет свое решение в виде заключения по согласованию автомобильного компонента.
Для ускорения освоения современных методов менеджмента качества предлагается внедрять в отечественную практику процедуру РРАР в 4 этапа
слайд № 6
Начиная с первого этапа, наряду с существующими требованиями по качеству, необходимо включать в контракт на поставку автомобильных компонентов требование о реализации процедуры РРАР. Включение в контракт (договор) на поставку требований в соответствии с первым этапом не является невыполнимым и не требует дополнительного обучения сотрудников потребителя и поставщика. Общая последовательность действий поставщика и потребителя по согласованию автомобильного компонента соответствует требованиям [3] на всех этапах внедрения. (см. слайд №6). На первом этапе внедряется "облегченная" процедура РРАР, по завершении четвертого этапа, применяемая поставщиком и потребителем процедура РРАР должна полностью соответствовать требованиям стандарта.
Первый этап
Первый этап не требует от сторон дополнительной квалификации или специального обучения технических служб поставщика или потребителя. Оценка производства поставщика на первом этапе внедрения РРАР не предполагается, порядок оформления заключения предлагается несколько упростить относительно требований стандарта, исключив из процесса согласования оценку производственного процесса поставщика и анализ измерительных процессов, используемых поставщиком при контроле и производстве автомобильного компонента.
Второй этап
На втором этапе потребитель и поставщик осваивают методы MSA и FMEA конструкции. От поставщика и потребителя на втором этапе требуется освоение методов анализа измерительных систем (MSA) и методов анализа видов и последствий потенциальных отказов конструкции автомобильного компонента (FMEA конструкции). Необходимо отметить, что данные методы достаточно хорошо изложены как в справочных руководствах QS-9000, так и в специальной литературе. Самостоятельное освоение этих методов вполне по силам техническим службам поставщика и потребителя. При необходимости можно воспользоваться услугами организаций, проводящих обучение современным методам менеджмента качества. Потребитель должен быть готов оказать поставщику методическую поддержку в освоении методов MSA и FMEA конструкции.
Третий этап
Поставщик и потребитель должны освоить процессный подход к управлению качеством продукции, методы анализа видов и последствий потенциальных отказов процесса производства и поставки автомобильного компонента (FMEA процесса) и методы статистического управления процессами (SPC).
Несмотря на то, что данные методы изложены в справочных руководствах QS-9000 и в специальной литературе, самостоятельное освоение этих методов может вызвать трудности, как у поставщика, так и у потребителя. В этом случае, следует обратиться к услугам организаций, предоставляющих услуги по обучению специалистов современным методам менеджмента качества. Без освоения поставщиком методов SPC и FMEA процесса третий этап не сможет состояться.
Анализ действующей у поставщика системы менеджмента качества со стороны потребителя на третьем этапе не проводится.
Четвертый (заключительный) этап
Предполагает использование поставщиком и потребителем всего комплекса современных методов менеджмента качества, включая планирование качества при разработке и производстве автомобильного компонента (APQP) и проведение согласования производства автомобильного компонента в полном соответствии с [3]. Необходимым условием реализации четвертого этапа является интеграция методов планирования качества продукции в производственные и управленческие процессы поставщика и потребителя.
слайд №7
Поэтапное внедрение требований и постепенное налаживание партнерских связей имеет следующие преимущества:
- Начало внедрения по предлагаемой схеме не требует дополнительных затрат и потребители могут требовать внедрения элементов РРАР в объеме, предусмотренном первым этапом в самое ближайшее время, параллельно с освоением современных методов менеджмента качества. В этот момент потребителю можно и нужно показать своим поставщикам преимущества партнерских отношений между ними.
- Требования о необходимости применения РРАР могут быть предъявлены потребителем одновременно всем своим поставщикам независимо от их уровня развития, в то же время, скорость перехода от этапа к этапу может быть установлена индивидуально для каждого поставщика, в зависимости от его уровня развития.
В случае активного объединения усилий поставщика и потребителя по освоению современных методов менеджмента качества этапы 2 и 3 или даже 2,3 и 4 могут быть объединены.
слайд №8
Список использованной литературы
|
|