Если меню
не отображается
Установите Flash-плеер




<< Назад к списку статей

Система субконтрактации в обеспечении качества продукции и услуг малых предприятий

Колесник Владимир Николаевич

Главный специалист ЗАО "Межрегиональный Центр
промышленной субконтрактации и партнерства", г. Москва

ЗАО "Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства"
Россия 115035 г. Москва, ул. Болотная, 12, стр. 3.
тел/ факс (095) 234-53-76
URL: www.subcontract.ru
e-mail адрес: subcontract@binec.ru

  • создан в 1998 году в Москве в рамках совместного проекта Правительства Москвы в лице Московского Фонда поддержки малого предпринимательства;
  • Российской Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства;
  • Специализированного агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO).

Центр осуществляет свою деятельность при поддержке Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы.
Основное направление деятельности Центра - создание механизма интеграции малого и крупного бизнеса в промышленности, развитие производственной кооперации. Услугами Центра пользуется более 2800 предприятий машиностроения, оборонного комплекса, электротехнической и электронной отраслей.

Услуги Центра:
Центр оказывает промышленным предприятиям услуги, способствующие установлению надежных кооперационных связей. Некоторые услуги (такие, как включение в базу данных) предоставляются малым промышленным предприятиям г. Москвы бесплатно или на льготных условиях.

Помощь в размещении заказов на изготовление продукции или выполнение производственного процесса:

  • Поиск поставщика, располагающего уникальным технологическим оборудованием
  • Помощь в организации и проведении тендера на поставку комплектующих
  • Программы развития поставщиков
  • Технологический консалтинг

Помощь в поиске заказчика и загрузке простаивающих производственных мощностей:

  • Включение информации о производственных возможностях предприятия в базу данных Центра
  • Информационное обслуживание - оповещение при поступлении субконтрактных заказов, соответствующих производственным
  • возможностям Вашего предприятия
  • Консультирование по вопросам организации маркетинга субконтрактной продукции предприятия
  • Подготовку коммерческого предложения предприятия
  • Продвижение коммерческого предложения на российский и международный рынки субконтрактации
  • Представление субконтрактных возможностей предприятия на специализированных выставках и ярмарках (в т.ч. международных)

Центр оказывает поддержку региональным центрам субконтрактации:

  • методическая поддержка
  • техническая поддержка
  • организация информационных обменов


Сегодня в промышленности можно выделить две группы предприятий.

К первой, немногочисленной группе предприятий, относятся те, которые отвечают современным требованиям промышленного бизнеса и они включены в глобальную рыночную конкуренцию. Строя новые экономические модели, эти предприятия выходят на круг проблем, связанных с институтом поставщиков. Пытаясь найти партнеров по производственной деятельности, предприятия приходят к выводу, что их крайне мало на территории России. Выбор поставщиков по производственной деятельности приходится осуществлять из однородной массы промышленных предприятий, которые не могут нормально производить необходимую продукцию. Довольно часто к ним относят малые промышленные предприятия.

Второй группе предприятий, для того чтобы обеспечить технологический уровень производства, качественно производить продукцию и услуги, строить эффективные рыночные стратегии и реальные планы, не хватает ресурсов. Отсутствие ресурсов: информационных и финансовых превратились для предприятий в замкнутый круг, выхода из которого, в своем большинстве, они не могут найти. Малые предприятия в еще большей степени зависят от ограниченности ресурсов. Для многих предприятий положение усугубляется тем, что управленческий персонал в основном обладает опытом и знаниями управления предприятием при социализме, а перестроечный период, в котором находились промышленные предприятия, научил только выживанию.

В целом можно сделать вывод о том, что существует разрыв между потребностями первых и возможностями вторых.

Каждая из групп промышленных предприятий пытается решать свои проблемы самостоятельно.

Для первой группы одним из вариантов решения выбора поставщика является покупка необходимых деталей и комплектующих за рубежом, и многие отрасли приобретают зарубежную ориентацию в выборе поставщика (например, изготовление печатных плат для электроники, поставка комплектующих для электротехники и т.д.). Такое направление не соответствует развитию промышленности в целом и институту отечественных альтернативных поставщиков, в частности.

Во второй группе, для того чтобы принять решение о перепрофилировании отдельного производства под потребности контрактора, как минимум, необходимо располагать всей необходимой информацией. Помимо необходимости траты средств на приобретение современного оборудования, на сертификацию производства и систем менеджмента качества, дополнительно следует учитывать риски и проблемы, лежащие в неценовых показателях конкурентоспособности - качество и способность к быстрому выполнению заказа. В целом руководство предприятий не обладает необходимыми навыками и ресурсами для поиска решений.

Для разрешения существующих противоречий необходимо построение системы отношений между предприятиями, которая могла бы найти и предложить варианты развития промышленному бизнесу.

Такой системой является система субконтрактации. Она с успехом развивается Центром субконтрактации - ЗАО "МЦС" г. Москва. Аппарат системы позволяет строить структуры, ориентированные на решение актуальных задач промышленного бизнеса. Можно сказать, что система субконтрактации прошла проверку временем. Первоначально созданный в Москве Центр субконтрактации сегодня воспроизведен во многих промышленных районах России.

Для того, чтобы понять, каким образом может быть организована деятельность системы субконтрактации, Центр организует учебный курс по теме "субконтрактация", как для контракторов, так и для субконтракторов. Центр считает, что учебный курс по субконтрактации необходим всем предприятиям, т.к. обучает тому, какие первоначальные шаги необходимо предпринять для обеспечения информационных и организационных мероприятий по выбору поставщика. Особенно такой курс необходим для малых предприятий, т.к. Центр считает, что руководство малых предприятий в наибольшей степени заинтересовано в развитии системы поставщиков предприятиям первой группы и в большей степени способны к обучению современным требованиям промышленного бизнеса. Курс является основой для дальнейшего перехода предприятия к построению системы качества.

Качество

Для того, чтобы малое промышленное предприятия стало активным участником процесса разделения труда, ему необходимо внедрить и сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9004 (для малых промышленных предприятий с продукцией для автомобилестроительной отрасли необходимо соответствовать стандарту ИСО/ТУ 16949). Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что малые предприятия не готовы к внедрению этих стандартов. В первую очередь, не готовы потому, что наши крупнейшие сборочные предприятия (не все, но многие) продолжают секретить информацию о типовых условиях работы с поставщиками, своих потребностях. В этом случае Центр считает, что необходимо, в первую очередь, наладить поток информации от заказчиков к потенциальным поставщикам. Для решения этой задачи наш Центр приступил к разработке учебного курса повышения квалификации руководителей и специалистов малых предприятий по специальности "долговременные субконтрактные отношения". Курс должен быть жестко привязан к потребностям конкретных крупных заказчиков. Курс не пересекается с существующими курсами подготовки специалистов по качеству. Он представляет собой подготовительную ступень перед внедрением системы управления качеством.

Дальнейшее развитие отношений между предприятиями в соответствии с требованиями промышленного бизнеса, Центр видит в необходимости разработки и утверждения отраслевых стандартов взаимоотношений крупных контракторов с поставщиками. Такая работа уже успешно начата крупнейшими российскими автосборщиками. Эти стандарты должны быть гармонизированы с соответствующими зарубежными и это - работа для отраслевых Ассоциаций производителей. По нашему мнению, такие стандарты должны утверждаться и действовать в рамках каждой отрасли. Кроме того, необходимо разработать и внедрить типовые регламенты квалификационного отбора поставщиков и проведения закупок (на конкурсной или внеконкурсной основе). В этом случае обеим сторонам - и потенциальным поставщикам и крупным контракторам станет гораздо проще понять друг друга.

Центр считает необходимым разработать и принять программу "Российское качество". В рамках этой программы необходимо подготовить значительное количество специалистов по качеству.

Центр считает, что необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении малым и средним предприятиям субсидий на покрытие части затрат, связанных с внедрением и сертификацией системы менеджмента качества.

Высокое качество поставляемой продукции невозможно обеспечить без применения современного высокопроизводительного специализированного оборудования. Речь идет о технико - технологическом перевооружении малых промышленных предприятий. В качестве первого шага наш Центр, совместно с Московской Лизинговой Компанией, с 2004 года запускает в действие новый проект - организация обмена информацией между малыми и средними предприятиями и поставщиками оборудования и технологий. Это маленький первый шаг.

Настоящие шаги могут быть сделаны только при серьезной поддержке со стороны государства. И Центр готов принять участие в разработке и реализации таких программ.

Информационные технологии - как средство по организации быстрого выполнения заказа

Возможность быстрого выполнения заказа для предприятия любой отрасли зависит не столько от материальных ресурсов (занимаемой территории, количества зданий и цехов, производительности станков и оборудования) сколько от следующих факторов:

  • эффективности организации и управления материальными ресурсами;
  • наличия развитых средств коммуникации;
  • объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений;
  • возможности интенсивного использования объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений и возможности строить новые схемы работы.

Внедрение современных информационных систем позволяет обеспечить первые три фактора и, как правило, для успешной работы предприятия требуется несколько информационных систем, обслуживающих различные структуры предприятия и объединенные в иерархию управления. Внедренные информационные системы определяют финансово-экономические параметры производственной деятельности предприятия.

Но возможность интенсивного использования объема накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений и способность строить новые схемы работы являются решающими для предприятия, а они, как раз, и выведены за рамки процедуры внедрения информационных систем. Поэтому, какими бы не были информационные системы, какими бы функциональными возможностями они не обладали, успех деятельности предприятия определяется наличием эффективных технологий организации бизнес процессов. Центр предлагает технологию организации бизнес процессов с использованием своих информационных ресурсов и опыта работы. В основе технологии используются возможности производственной кооперации. В этом случае, учет внутренних и внешних ресурсов предприятия представляется как:

  • внутренние ресурсы предприятия - объем накопленных сотрудниками профессиональных знаний и умений, а также возможность их интенсивного использования. Эти ресурсы на предприятии представлены в виде конструкторской документации, и первоначального звена предприятия, в структуру которого входят: оборудование - рабочий - технолог;
  • внешние ресурсы предприятия - кооперация с предприятиями - потенциальными подрядчиками.

Как правило, у предприятия имеется информация об его непосредственных партнерах, с которыми у него налажены устойчивые корпоративные связи. Очевидно, что чем больше возможностей у предприятия в выборе предприятий - потенциальных подрядчиков и чем выше скорость и наполнение потока обмена информацией между предприятиями, тем с более высокой эффективностью возможно использование своих внутренних резервов. Использование инструментария системы субконтрактации МЦС позволяет реализовать высокую эффективность использования внутренних резервов. Техническое решение осуществляется через размещение заказов на изготовление изделий. Для этого используется классификатор, реализованный в виде сайта в интернет ресурсе. В этом случае интернет ресурс приобретает специфические свойства, которые позволяют разрабатывать эффективную технологию организации бизнес процессов и влияют на организацию и методологию информационных каналов и связей. А именно, ресурс позволяет:

  • описать и классифицировать технологический и производственный процессы;
  • не противоречит ЕСКД, ЕС, ОКПО и легко адаптируется к информационным ресурсам предприятия;
  • индивидуализирован, так как обеспечивает запросы конкретного предприятия и заказчика;
  • формирует рынок производственной кооперации и постоянно развивается, так как позволяет легко включать новые технологические и производственные процессы.

Объектом применения классификатора является предприятие, поэтому он может быть активно использован для организации управленческого учета.

В этом случае появляется возможность проводить интенсивный технологический обмен по развитию кооперационных соглашений и получать информацию о:

  • получении или разделении технических знаний;
  • построении моделей технологических процессов и оптимизации технологий производственного процесса;
  • уменьшении производственных издержек;
  • увеличении серийности и специализации производства;
  • лучших условиях для производства и использования трудовых ресурсов;
  • новых рынках сбыта;
  • оценке экономической целесообразности изготовления изделия;
  • определении влияния изменяющихся цен, технологических процессов и т.д.;
  • уменьшении возможного ущерб при организации новых производств.

Центр предлагает свой ресурс для использования в промышленной информационной среде России.

<< Назад к списку статей
<< Наверх

Рекламное агентство Disans. Тел.: 721-10-47 факс: 955-74-12 e-mail: disans@list.ru
(с) 2003 ЗАО "Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства"

Тел./Факс: (095) 234-5376
e-mail: subcontract@binec.ru

Интернет-сайт
www.subcontract.ru