|
<< Вернуться к списку
Международная практика развития субконтрактных отношений
В международной практике развитие субконтрактных отношений - тенденция, сложившаяся в последние несколько десятилетий как в развитых, так и в развивающихся странах, что подтверждают, в частности, следующие данные:
- согласно результатам исследования, проведенного Европейской комиссией в 1992 году, европейские субконтракторы произвели товаров и услуг на общую сумму 127 миллиардов долларов США, в процессе субконтрактации прямо участвовали более 70% промышленных малых и средних предприятий.
- по данным отчета RIOST "Subcontracting and economy", опубликованного в 2000 году, в процесс промышленной субконтрактации в Европе было вовлечено 293 тыс. предприятий, что создавало не менее 4 млн рабочих мест. Общий объем продукции (товары и услуги), произведенной по субконтрактам, в 1999 году составил уже 351 млрд. Евро, - 14,5 % всего объема продукции, выпущенной в странах ЕС, что сопоставимо с объемом промышленного производства Великобритании.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В международной практике применяются различные определения процесса субконтрактных отношений ("Subcontracting", сходный японский термин "shitauke"), наиболее адекватным из которых может быть признано определение RIOST (Европейская ассоциация организаций, специализирующихся на развитии субконтрактации):
Субконтрактация (субконтрактинг) - вид сделки, в ходе которой одно предприятие (контрактор) поручает другому (субконтрактору) осуществить изготовление некоторой продукции (деталей, комплектующих) в соответствии с предоставленными чертежами и требованиями. В некоторых случаях контрактор предоставляет субконтрактору необходимое для выполнения задания сырье и/или оборудование (но не обязательно).
Окончательный получатель товаров или услуг является третьей стороной, стоящей вне рамок договорных отношений между контрактором и субконтрактором.
В некоторых определениях подчеркивается долговременный характер субконтрактных отношений, а также то, что в роли субконтрактора выступает именно малое или среднее предприятие.
Здесь и далее по тексту: субконтрактация и субконтрактинг - равнозначные формы перевода термина "subcontracting".
Основные участники процесса субконтрактации:
Контрактор - головное (как правило, сборочное) предприятие с минимально необходимыми собственными производственными мощностями. Производственный процесс предприятия - контрактора предусматривает передачу юридически самостоятельным организациям части работ, выполняемых для реализации третьим лицам и использование производственного потенциала субконтракторов, поставляющих комплектующие, выполняющих по заказу работы, некоторые виды специализированных НИОКР, предоставляющих услуги.
Как правило, предприятия - контракторы сохраняют за собой такие важнейшие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства, наиболее выгодные и/или несущие в себе ключевые "ноу-хау".
Субконтрактор - предприятие, поставляющее по заказу контрактора необходимые комплектующие, выполняющее работы и т.д., то есть самостоятельное юридическое лицо, выполняющее в соответствии с распоряжениями контрактора и под его контролем часть работы, предназначенной для реализации третьим лицам (потребителям). В международной практике, как правило, рассматривается основной вариант, когда субконтрактор представляет собой малое или среднее узкоспециализированное предприятие
Несмотря на то, что общий принцип субконтрактации применим ко всем секторам промышленности, в настоящее время в некоторых секторах субконтрактация в ЕС используется более широко, чем в других.
Согласно международной практике наибольшее распространение они получили в машиностроении, в таких секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности. Кроме того, в настоящее время субконтрактные отношения получили развитие в легкой промышленности (производство обуви, швейных изделий и т.п.).
Это особенно верно в отношении металлообработки, обработки пластмасс и электронной промышленности, где на долю субконтракторов приходится 88,26% от общего объема производства. Так, совокупная стоимость мирового рынка субконтрактов в электронной промышленности составляла в 2001 году 70 млрд. долларов и демонстрировала ежегодный темп роста 15-20%. Наибольшее значение имеют субконтрактные отношения для автомобилестроения. Из приблизительно 10 000 частей и деталей, из которых состоит автомобиль, 9 980 (до 80% создаваемой стоимости) производятся субконтракторами.
Применение субконтрактации в этих секторах промышленности ЕС и Японии настолько широко, а его направления настолько разнообразны, что можно говорить о возникновении своего рода "подсекторов", каждый из которых особенно важен для удовлетворения производственных потребностей, например:
- литье (сталь, чугун, цветные металлы, нержавеющие материалы, и т.д.), где обработка каждого типа материалов осуществляется самыми разными способами с применением множества технологических процессов,
- ковка, штамповка, штамповка на падающем молоте (примечания аналогичны тем, что сделаны для литья),
- изготовление котельного оборудования, обработка листового металла, слесарные работы, механизированная сварка (см. литье),
- резка, глубокая вытяжка (см. литье),
- общее машиностроение (широкий диапазон разнообразных сложных технологий),
- обработка поверхностей, термообработка,
- новые технологии и технологические процессы, композитные материалы,
- изготовление промышленного электрического и электронного оборудования,
- пластмассы, резина, композитные материалы.
Так, согласно результатам исследования, проведенного в 1994 году Ассамблеей торгово-промышленных палат Франции, промышленная субконтрактация применялась в следующих секторах французской промышленности: пояснить, от какой величины указан %
- механическая и чистовая обработка металлов: 22,2%
- обработка металлов давлением: 17,0%
- литье: 14,7%
- изготовление инструментов и шаблонов: 3,9%
- обработка пластмасс: 14,4%
- обработка резины: 6,2%
- электроника: 10,2%
- производство кожаной одежды: 7,1%
- иное: 4,3%
Для сравнения: по данным Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства (РФ), прошедшие через Центр в 2001-2002 годах субконтракты (общее число которых в этом периоде составило более 1900) распределялись следующим образом:
- обработка металлов давлением, включая обработку со снятием и без снятия стружки: 45,1%
- литье: 27,4%
- изготовление инструментов и шаблонов: 9,4%
- обработка пластмасс: 3,3%
- обработка резины: 2,3%
- электроника: 4,2%
- иное: 8,3%
Основными преимуществами, которые экономика получает, опираясь на субконтрактацию, являются:
- Большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса. Если есть возможность использовать механизм субконтрактации, адаптация к изменениям на рынке происходит легче, чем в случае прямых и полных инвестиций одной компании или предпринимателя.
- Оптимизация производственного процесса; во многих случаях предприятия с вертикальной интеграцией страдают от неоптимального использования производственных мощностей в определенных точках производственного цикла. Разделение одного и того же процесса между различными специализированными предприятиями, пользующимися финансовой, управленческой и оперативной самостоятельностью, заставляет каждое из них бороться за полное использование своих ресурсов.
- Территориальная диффузия для экономических систем, опирающихся на субконтрактацию. Типичным является диффузионный процесс по типу "нефтяного пятна", то есть территориального распространения экономической активности, а не сосредоточение ее в определенном пункте. Диффузия по типу "нефтяного пятна" способствует более быстрому и плавному распространению духа предпринимательства, новых культурных ценностей, инноваций и благосостояния, что обеспечивает лучший социальный баланс и стабильность.
- Механизм субконтрактации является важнейшим элементом функционирования промышленных кластеров.
На уровне предприятия можно рассмотреть процесс субконтрактации с двух сторон:
Основным преимуществом субконтрактации для контрактора является достигаемая возможность сконцентрировать усилия и ресурсы на стратегических направлениях своей деятельности. Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств в производстве.
Малые компании-субконтракторы как правило имеют более низкие издержки производства за счет более низкой оплаты труда работников, чем в крупных компаниях, и более высокой организационной и управленческой эффективности за счет меньших размеров и простоты структуры.
Организация закупок комплектующих на конкурентной (тендерной) основе позволяет добиться значительного снижения цен по каждой позиции, и как следствие, ведет к снижению себестоимости готовой продукции.
Производство деталей и комплектующих другими предприятиями на основе субконтрактации позволяет крупному предприятию - контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру, экономит административный ресурс.
По результатам исследования, проведенного в Японии, важнейшими результатами перехода на субконтрактную схему организации производства для крупных предприятий признаются:
- снижение цен (36%);
- высокое качество (28%);
- доступ к новейшим технологиям (22%);
- своевременность поставок (14%).
В то же время, задействование в организации производства значительного количества самостоятельных предприятий повышает риски, связанные с не соблюдением графика поставок и/или требуемого уровня качества, а также с несанкционированным использованием передаваемых субконтракторам "ноу-хау". Кроме того, при применении субконтрактной схемы организации производства у контрактора возрастают трансакционные издержки, связанные с внедрением и поддержанием системы отношений с субконтракторами. Тем не менее, активное развитие субконтрактных отношений свидетельствует о том, что положительные аспекты субконтрактных отношений в целом превышают отрицательные.
Наибольший интерес для предприятий - субконтракторов представляет включение в цепочки снабжения крупного предприятия - контрактора на протяжении всего цикла производства продукта.
Такое сотрудничество становится возможным при работе с крупными предприятиями - контракторами, имеющими массовое и крупносерийное производство.
В этом случае поставки субконтрактной продукции осуществляются партиями в рамках установленного графика поставок.
Узкая специализация при постоянной загрузке обеспечивает предприятиям- производителям комплектующих (субконтракторам) интенсивное использование, быструю амортизацию и обновляемость их оборудования. Малое предприятие - субконтрактор избавляется от необходимости нести значительные расходы на разработку продукции, создание собственной сбытовой сети и т.д.
В ряде случаев субконтракторы получают от контракторов оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно - измерительные приборы и аппаратуру, а также помощь в осуществлении стандартизации и контроля качества, необходимые для выполнения заказа. Иногда осуществляются совместные разработки. Субконтрактные отношения в международной практике четко регламентированы и учитывают все аспекты взаимодействия. Так, например, в договоре оговаривается, что чертежи, модели, планы и специальный инструмент, предоставленные субконтрактору контрактором, остаются собственностью последнего и после выполнении заказа, как правило, подлежат возврату. Субконтрактор является пользователем указанных материалов и, таким образом, не несет ответственности за их гибель в результате обстоятельств непреодолимой силы, при условии, что он принял обычные меры к их сохранности и безопасности. Четкая регламентация взаимоотношений ведет к прозрачности и предсказуемости.
Все это предопределяет скачок производительности труда и сменяемости производства у всех предприятий - участников производственной цепочки и коренным образом изменяет организацию производства.
Субконтрактные отношения многообразны и пронизывают весь процесс промышленного производства. На практике выясняется, что каждый участник производственного процесса в той или иной мере является чьим-то субконтрактором, и что сам этот процесс организован в виде пирамиды. В Соединенных Штатах 50-80% субконтракторов в свою очередь выступают в роли контракторов, что можно наблюдать и в российской практике.
В то же время, необходимо отметить некоторые специфические российские особенности: если в международной практике в роли контракторов, как правило, выступают крупные предприятия - носители брендов, а в качестве субконтракторов рассматриваются малые и средние специализированные предприятия, то в Российской Федерации в настоящее время ситуация не столь однозначна. Малые и средние предприятия зачастую выступают в роли контракторов и организуют собственное производство, не вкладывая средства в приобретение оборудования и аренду значительных площадей. Взамен используются временно свободные мощности и технологии крупных предприятий на договорной основе. Более половины субконтрактов, успешно реализованных в 2002 - 2003 гг. при содействии Межрегионального Центра промышленной субконтрактации и партнерства - заказы именно малых и средних предприятий.
Рынок субконтрактации имеет тенденцию к олигопсонии: в каждой отрасли существует относительно небольшое количество крупных контракторов (автосборочные предприятия, производители бытовой техники), способных размещать достаточно большие объемы заказов на долгосрочной основе.
Требования, предъявляемые такими предприятиями к субконтракторам, традиционно высоки. У всех крупных контракторов существуют собственные критерии - в некоторых случаях тщательно разработанные методики отбора субконтракторов, что позволяет им добиваться необходимого качества поставляемой продукции и выполняемых операций. Крупные контракторы, как правило, настаивают на профессиональной переподготовке персонала предприятий - субконтракторов, производят собственный аудит системы менеджмента качества.
Для того, чтобы выполнить субконтрактные обязательства, субконтрактору может потребоваться специальная технология или оборудование, которые должен будет предоставить контрактор. В международной практике контрактор имеет право ограничить использование этих объектов субконтрактором только целями реализации соответствующего контракта, т.е. в международной практике выделены специфические условия субконтрактных отношений, ограничивающие свободу действий субконтрактора по отношению к третьим лицам, но при этом не подпадающие под действие антимонопольного законодательства.
Кроме того, крупные контракторы, используя свое положение на рынке, зачастую проводят по отношению к субконтракторам довольно жесткую политику.
Имеется в виду не только ценовой диктат, но и навязывание достаточно непростых условий контракта, например: в договоре на поставку продукции (выполнение производственной операции) указывается фиксированная стоимость за единицу (участие субконтрактора в прибылях не предусматривается). Но при этом, по условиям заключенного договора оплата поставляемого товара (произведенных работ) осуществляется поэтапно: по факту приемки контрактор оплачивает субконтрактору некоторую часть от общей суммы сделки (зачастую не более 30%), а остальная часть суммы выплачивается только по факту реализации конечной продукции.
Таким образом, оплата выполненных работ осуществляется в зависимости от результата продаж и предприятие - субконтрактор попадает в жесткую зависимость от качества работы маркетинговых и других подразделений контрактора. Возникает вопрос контроля добросовестности соблюдения контрактором условий договора: при больших объемах продаж, разветвленной дилерской сети и наличии у контрактора альтернативных поставщиков достаточно сложно отследить ход реализации партии конечной продукции, снабженной поставленными комплектующими (это утверждение не является справедливым по отношению к крупным автосборочным предприятиям, которые чрезвычайно заинтересованы в прослеживаемости партий поставляемых комплектующих и ведут строгий учет).
В некоторых случаях условием работы с крупным контрактором является совместная разработка и реализация среднесрочного (обычно - три года) плана снижения издержек по всем пунктам калькуляции. Это условие, как правило, признается не противоречащим антимонопольному законодательству, как оправданное спецификой долговременных субконтрактных отношений.
Если крупное предприятие - контрактор располагает на рынке определенной свободой маневра - маркетинговые мероприятия, сбытовая политика, то связанное договором МСП - субконтрактор полностью зависит от требований контрактора.
В некоторых случаях в договорах контрактор требует, чтобы субконтрактор резервировал свободные производственные мощности на случай увеличения объемов закупки, при необходимости (изменение рыночной ситуации) от субконтрактора, напротив, требуется снижение объемов производства. Подобные отношения позволяют говорить о перерастании в некоторых случаях субконтракных отношений в партнерские, а в отдельных случаях - о том, что предприятие - субконтрактор, формально являясь самостоятельным юридическим лицом, по сути, становится внешним производством крупного контрактора.
Особенно это характерно для автомобильной промышленности.
В то же время, несмотря на очевидное превосходство контрактора в переговорном процессе, большинство МСП не воспринимают оказываемое на них давление, как нечто противоестественное. Диктат со стороны крупного контрактора обычно обоснован всевозрастающими требованиями к качеству продукции и, за исключением крайних проявлений, имеет много положительных аспектов, которые можно коротко сформулировать следующим образом: работая с контрактором, предприятие "взрослеет", что характерно и для Российских условий.
Организация системы субконтрактных отношений осуществляется, как правило, следующим образом:
- прямые договорные отношения между контрактором и субконтракторами (характерно для производств с малым количеством переделов и относительно невысоким уровнем требований к качеству производимой продукции, примером может служить швейное производство);
- иерархическая (ярусная) структура отношений (контрактор имеет договорные отношения только с ограниченным количеством субконтракторов первого яруса). Субконтракторы первого яруса строят собственную систему отношений с поставщиками материалов и субконтракторами. Такая форма организации системы субконтрактных отношений характерна для производств продукции высоких переделов с повышенным уровнем требований к качеству. Наиболее ярким примером могут служить автосборочные предприятия.
Кроме того, применяются различные смешанные формы организации системы субконтрактных отношений, что наиболее характерно для периода становления рынка субконтрактов в переходном периоде.
МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ СУБКОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В международной практике применяются различные классификации субконтрактных отношений. Для целей настоящей работы использована классификация, разработанная UNIDO
Классификация по характеру отношений
Общепроизводственная субконтрактация (по данным европейских исследований свыше 60%)
Контрактор может оказаться в ситуации, когда имеет место временное или относительно более долгосрочное повышение спроса на его продукцию, а для него недостаточно выгодно удовлетворять этот спрос посредством наращивания своих собственных производственных мощностей.
В этом случае он располагает продуктом, в отношении которого имеются технические условия, данные, необходимые для организации производства, и вся прочая необходимая техническая документация. В случае передачи этой документации субконтрактору, имеющему свободные производственные мощности, этот последний будет в состоянии производить продукцию, отвечающую тем же стандартам качества, что и продукция, производимая самим контрактором.
Субконтрактация такого типа предполагает, что субконтрактор получает в свое распоряжение полные технические условия, и что он использует эти технические условия исключительно для выполнения заказа, размещенного контрактором, что оговаривается специальными пунктами в заключаемом договоре.
Различают следующие типы общепроизводственной субконтрактации :
- по объему выпускаемой продукции
При повышении спроса на выпускаемую продукцию контрактор не увеличивает собственные производственные мощности, а организует расширение объема выпуска продукции по субконтрактам на мощностях других предприятий.
- по виду выпускаемой продукции
Контрактор расширяет ассортимент (модельный ряд) за счет новых видов продукции, изготавливаемых не на собственных производственных мощностях, а по субконтрактам
- по уровню имеющихся технологий
Контрактор, планирующий выпуск новой продукции сталкивается с необходимостью применения более совершенных технологий, нежели его собственные и отказывается от приобретения необходимого технологического оборудования в пользу использования уже имеющегося оборудования, которым располагает другое предприятие
Специализированная субконтрактация (более 30%)
Контрактор не располагает необходимым для изготовления продукции специализированным оборудованием и организует выполнение определенных технологических процессов по субконтрактам. Вариант: контрактор в ходе реструктуризации обособляет отдельное производство в самостоятельное юридическое лицо и вступает с ним в субконтрактные отношения на альтернативной основе. Вновь созданный субконтрактор помимо выполнения работ по заказу контрактора самостоятельно ищет дополнительные заказы, обеспечивающие возможно более полную загрузку производственных мощностей.
Субконтрактация на основе перемещения производства
Производитель, действующий в стране с высокими производственными издержками, принимает решение о перемещении производства той или иной продукции или ее компонентов в страну с более низкими производственными издержками, как правило, за счет использования более дешевой рабочей силы. Субконтрактация этого типа довольно часто используется в текстильной, электронной и других отраслях промышленности.
Деятельность субконтрактора полностью контролируется контрактором, который в большинстве случаев поставляет сырье и материалы, разрабатывает технические условия и забирает всю произведенную продукцию. В подобных случаях субконтрактор становится по существу придатком контрактора, как правило, своего рода филиалом, за исключением того, что субконтрактные отношения подразумевают сохранение в полном объеме самостоятельности их участников как юридических лиц.
Классификация на основе учета особых отношений, возникающих между контрактором и субконтрактором
Как правило, возникающие в ходе субконтрактации особые отношения накладывают на стороны и особые обязательства. Так, контрактор, передавая субконтрактору оборудование и инструмент, оговаривает в контракте, что переданное оборудование и инструмент не могут быть использованы для выполнения аналогичных работ по заказу конкурентов.
Субконтрактация на основе использования сырья, поставляемого контрактором
Подобные отношения могут возникать во всех описанных выше случаях. Контрактор желает, чтобы субконтрактор поставлял ему продукцию, характеристики которой в точности соответствуют его требованиям, и поставляет субконтрактору материалы или сырье для обработки (переработки).
Субконтрактация, включающая в себя использование специальных инструментов и/или оборудования, поставляемых контрактором
Субконтрактная продукция может быть очень специфична и в некоторых случаях может производиться только с использованием специальных инструментов и/или оборудования, приобретение которых на общих основаниях представляется невозможным или затруднено, и которые разработаны самим контрактором, или шаблонов, в отношении которых контрактор, как правило, сохраняет права собственности. Во многих случаях основанием необходимости предоставления оборудования контрактором является недостаток у субконтрактора средств для приобретения необходимого оборудования.
Этот тип субконтрактации требует, чтобы были четко определены условия предоставления оборудования, а также условия обучения обращению с ними персонала субконтрактора, если это необходимо.
Субконтрактация, предусматривающая выполнение научно-исследовательских работ или оказание услуг
Заказы на выполнение технических, экономических или организационных исследований обычно размещаются в соответствии с условиями инжиниринговых контрактов, причем их формат и объем обязательств, налагаемых ими на субконтрактора, определяются широко распространенной общепринятой практикой заключения контрактов, к которой субконтрактор должен приспосабливаться.
То же самое применимо и к деятельности по контролю качества и приемке готовой продукции, а также - даже в еще большей степени - к организации перевозки промышленной продукции. В большинстве случаев все перечисленные выше виды деятельности регламентируются своими собственными внутриотраслевыми правилами.
Субконтрактация в сфере услуг чрезвычайно близка к понятию "Аутсорсинг". Для того, чтобы избежать сложностей с определениями, российскими региональными центрами субконтрактации принято следующее решение: термин "субконтрактация" ("субконтрактинг") включает в себя все виды аутсорсинга, имеющие прямое отношение к промышленному производству продукции.
Классификация по периодичности отношений:
Временная (краткосрочная, периодическая) субконтрактация
В данном случае субконтрактные отношения носят непостоянный характер и возникают в связи с заключением разовых сделок. Контрактор является предпринимателем или производителем, который, исходя из соображений целесообразности, изъявляет желание привлечь субконтрактора для выполнения определенной производственной операции или этапа работы, или же для производства определенной продукции.
Контрактор и субконтрактор должны заключить между собой договор, подробно регламентирующий все аспекты их взаимоотношений, поскольку стороны не имеют предыстории сотрудничества. Это не означает, что возникнет необходимость в использовании сложных правовых формулировок: речь идет только о том, что стороны должны дать четкие определения всех факторов, могущих повлиять на характер их взаимоотношений.
Постоянная или долгосрочная субконтрактация
В ходе производства сложной промышленной продукции зачастую возникает необходимость в привлечении субконтракторов для изготовления отдельных компонентов на длительный период времени, например, до момента снятия такой продукции с производства. Производители автомобилей, самолетов и т.п. часто доверяют изготовление приборов и даже авиационных двигателей субконтракторам, которые, фактически, становятся сопроизводителями, поскольку соответствующие образцы проектируются с учетом будущего использования их продукции.
В таких случаях договоры заключаются на долговременной основе, их условия оговариваются с самого начала, а сами договоры содержат положения о возможности внесения в них изменений и дополнений с целью учета факторов, характер действия которых может измениться с течением времени.
Подобные отношения предполагают наличие иерархически организованных юридических отношений между заказывающей стороной и стороной, выполняющей заказ и тяготеют к отношениям партнерства, в рамках которых обе стороны равны в своих правах и занимаются совместным производством продукции, которая, при определенных обстоятельствах, может носить товарные знаки обеих сторон или их совместный товарный знак.
Матрица субконтрактных отношений МЦС. Участники контрактных отношений (российская практика) и основные потоки заказов.
<< Вернуться к списку
|
|