МЕСТО СУБКОНТРАКТНОГО ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ
Бондаренко Роман Леонидович, юрист
ЗАО «Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства»
115035, Москва, Болотная, 12 стр. 3
Тел./факс (095) 234-53-76
e-mail: rlbondarenko@binec.ru, http://www.subcontract.ru/
МЕСТО СУБКОНТРАКТНОГО ДОГОВОРА В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ
Тема моего доклада непосредственно продиктована практической деятельностью ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» и НП «Национальное партнерство развития субконтрактации», результатом которой, в том числе, становится заключение участниками имущественного оборота субконтрактных договоров. Приходится признать, что его стороны зачастую не до конца осознают содержание норм данного договора, которые теперь будут регулировать их отношения, что может в будущем привести к негативным для них последствиям. Актуальность данной темы возрастает с постоянным увеличением числа заключаемых субконтрактных договоров, а также обращениями субконтракторов в наш адрес за консультациями в этой области.
Трудности в практическом применении субконтрактного договора обусловлены, в первую очередь, тем, что действующий Гражданский кодекс не содержит понятия субконтрактного договора. Содержащийся в ГК перечень договоров по объективным причинам отстает от потребностей гражданского оборота. Такое отставание неизбежно, поскольку всякий акт, посвященный гражданским правоотношениям, в том числе такой сложный, как кодекс, отражает потребности практики, которые определяются лишь на момент его издания. По этому, при разъяснении места субконтрактного договора в гражданском обороте хотелось бы начать с основных начал гражданского законодательства РФ, указанных в статье 1 ГК РФ.
Среди прочих в указанной статье назван принцип свободы договора. Словосочетание "свобода договора" не следует понимать буквально, так как договор не может обладать свободой. Последняя в действительности представляет собой возможность проявления тем или иным субъектом права своей воли. Свобода договора означает, что физические и юридические лица самостоятельно решают, с кем и какие договоры заключать, и свободно согласовывают их условия. В связи с этим данный принцип договорного права имеет огромное значение для рыночных отношений и открывает широкие возможности для предпринимательской деятельности. Свобода выбора вида договора не только предоставляет возможность выбора сторонам, но и позволяет в конфликтных ситуациях эффективно защитить интересы добросовестной стороны. Свобода договора означает право сторон договора выбрать его форму (статья 434 ГК); возможность сторон в любое время своим соглашением изменить или расторгнуть договор (статья 450 ГК); право выбрать способ обеспечения исполнения договора (глава 23) и др. Право сторон выбрать договор, которым они хотят определить свои правоотношения означает для его сторон возможность воспользоваться оптимальной для себя договорной конструкцией.
Возможности применения данного принципа на практике служит пункт 3 статьи 421 ГК, который предоставляет участникам имущественного оборота право заключать договоры смешанного типа, содержащие элементы разных договоров. Нельзя не отметить, что институт смешанных договоров имеет большое практическое значение в условиях современной действительности, т.к. позволяет сторонам наиболее адекватно рыночным условиям закрепить свои обязательства по отношению друг к другу.
Именно по этой причине ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» и НП «Национальное партнерство развития субконтрактации» рекомендует своим партнерам заключать между собой субконтрактный договор по результатам организованной нами «Биржи субконтрактов». Данный вид договора, применяемый в производственной сфере, является, по сути, смешанным договором, содержащим признаки договоров подряда и поставки. На основании данной договорной конструкции в процессе изготовления (обработки) продукции отношения сторон регулируются нормами о подряде, а после получения результата работ к отношениям сторон применяются правила поставки. Кредитор по субконтрактному договору (покупатель, заказчик) именуется контрактором, а должник (продавец, подрядчик, исполнитель) – субконтрактором.
Очевидно, что при выборе вида заключаемого договора стороны в современных условиях всегда исходят, прежде всего, из принципа максимальной экономической выгоды для себя. Конкретные виды заключаемых ими договоров служат при этом правовой формой достижения такой выгоды. Например, исходя из интересов, которыми руководствуется стороны при заключении договора, а именно регламентация процесса производства (изготовления) продукции и возникающих в связи с этим отношений, либо урегулирование взаимных прав и обязанностей по поставке продукции, участники гражданского оборота избирают для регулирования своих отношений, соответственно, договор подряда, либо договор поставки. Но, исходя из сложности и многогранности субконтрактных отношений, считаем наиболее целесообразным более детально прописывать все возможные условия сотрудничества сторон в этой области. Этим целям и служит субконтрактный договор, вмещающий в себя признаки (существенные условия) подряда и поставки, и регулируемый соответствующими нормами Гражданского кодекса. Указанные элементы субконтрактного договора в данном случае являются самостоятельными и равнозначными.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что такой тип (вид) гражданско-правового договора, как субконтрактный договор, в ГК не упомянут. Но зачастую смешанные договоры используются на практике до того, как признана общественная необходимость специального регулирования соответствующих отношений и закреплена норма о них в действующем законодательстве. Ряд смешанных договоров ранее уже был признан ГК в качестве самостоятельного их вида. Например, для одного из них смешанный характер выражен уже в самом названии. Имеется в виду договор найма-продажи (статья 501 ГК). В соответствии с данным договором до перехода права собственности на товар к покупателю последний признается нанимателем переданного товара (и соответственно пользуется предусмотренными для нанимателями правами и обязанностями), а затем занимает позицию покупателя переданного товара. При этом предполагается, что собственником соответствующая сторона становится с момента полной оплаты товара. Договор найма-продажи, хотя и сконструирован самим законодателем, но в ГК отсутствует специальное его регулирование. Собственно, специального регулирования здесь и не нужно, поскольку в данном случае в отношении договора найма-продажи действует уже упомянутая общая норма пункта 3 статьи 421 ГК, что означает, что до момента продажи применяются нормы об аренде, а после оплаты товара – только нормы о купле-продаже. Таким образом, законодательная практика не исключает существования достаточно устойчивых и, что не менее важно, достаточно распространенных элементов соответствующих типов договоров, которые иногда позволяют создать на этой основе особый договор и включить его в гражданское законодательство РФ. Вопрос о необходимости включении в Гражданский кодекс норм, регулирующих непосредственно субконтрактные отношения, представляется весьма спорным. Тем не менее, учитывая устойчивость смешанной модели данного договора, а также специфику субконтрактных отношений, в которых субконтрактор фактически моделирует и во многом адаптирует всю свою производственную и предпринимательскую деятельность под потребности исключительно контрактора, вопрос о целесообразности включения норм, посвященных субконтрактному договору в нормативно-правовые акты РФ, несомненно, имеет право на существование.
Как один из возможных способов регулирования описываемых отношений Гражданским кодексом можно рассматривать включение в ГК нормы, посвященной субконтрактному договору без его широкого специального регулирования Кодексом (включения нового параграфа или главы). То есть, использовать практику регулирования Гражданским кодексом описанных выше отношений найма-продажи (статья 501 ГК).
Рассматривая вопрос о законодательном закреплении субконтрактных отношений, следует уделить особое внимание их субъектному составу. Чтобы отношения сторон приобрели признак субконтрактных, субконтрактор должен не только изготовить продукцию и передать ее контрактору. В данном случае имел бы место подряд или поставка в чистом виде. Для удовлетворения всех потребностей контрактора субконтрактор должен еще и переоснастить свои производственные мощности под потребности контрактора, изменить существующую или создать новую систему закупки материалов и комплектующих, а зачастую еще и внедрить у себя систему управления качеством и т.д. Иными словами, если будущий субконтрактор стремится заключить договор, он вынужден почти целиком пересмотреть и изменить свой производственный цикл вместе с политикой продаж. Очевидно, что крупные предприятия-поставщики не заинтересованы в соблюдении подобных жестких требований. Им это просто экономически невыгодно. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что субконтракторами могут быть только малые предприятия, реже организации среднего бизнеса (законодательная регламентация статуса которых, к слову, до сих пор находится в форме законопроекта).
Поскольку малые (средние) предприятия заведомо являются слабой стороной в субконтрактном договоре, есть потребность в особом порядке регулирования прав и обязанностей его сторон. Это объясняется тем, что неправомерный отказ контрактора от договора, неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, с учетом указанной специфики данных отношений, может привести к крайне неблагоприятным последствиям для малого (среднего) предприятия. Решение проблемы защиты слабой стороны в субконтрактных отношениях требует формального отступления от основополагающего принципа гражданского законодательства – равенство участников гражданско-правовых отношений (статья 1 ГК). Здесь «выравнивание» участников имущественного оборота возможно реализовать путем установления для слабой стороны изначально иных, особых условий участия в договорных отношений: льготного порядка заключения, изменения и расторжения договора, предоставления субконтрактору дополнительных прав и возложения на контрактора дополнительных обязанностей, ужесточения ответственности сильной стороны в обязательстве за его неисполнение либо ненадлежащее исполнение и, наоборот, ограничение ответственности слабой стороны и т.п. Следовательно, одним из вариантов регулирования субконтрактных отношений может быть законодательное закрепление в качестве субконтрактора только малых (средних) предприятий.
Субъектный подход в регулировании имущественного оборота не является новым в отечественной правовой доктрине. Согласно отдельным главам Гражданского кодекса некоторые договорные модели могут быть использованы только ограниченным кругом субъектов гражданского права. Например, участником договора банковского вклада должен быть непременно банк или иная кредитная организация, которая принимает в соответствии с законом вклады (депозиты) от юридических лиц (пункт 4 статьи 834 ГК). В то же время в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Поскольку гражданское законодательство РФ состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (пункт 2 ст. 3 ГК), законодательное закрепление субконтрактного договора и особого положения его слабой стороны может выражаться во включении в федеральное законодательство, посвященное малым предприятиям, соответствующих изменений и дополнений, закрепляющих статус субконтрактора - малого (среднего) предприятия. При выборе пути законодательного закрепления субконтрактного договора в нормативных актах не будет лишним обратиться и к мировому опыту. В Республике Корея, например, пошли по пути создания в антимонопольном органе страны, именуемом Комиссия по справедливой торговле, Департамента по субконтрактной торговле, который занимается регулированием взаимоотношений сторон в субконтрактных договорах и рассматривает случаи отказа принять произведенную продукцию или выполненную работу в соответствии с субконтрактным договором, невыплаты или просрочки выплаты цены договора.
И в заключении хотелось бы добавить: при заключении субконтрактного договора его сторонам следует учитывать две немаловажных особенности. Во-первых, в настоящий момент при рассмотрении спора по субконтрактному договору судом, решение по нему будет вынесено на основании норм Гражданского кодекса, в котором на сегодняшний день отсутствует нормативное определение субконтрактного договора. Следовательно, к отношениям сторон будут применены те нормы материального права, которые фактически регулируют входящие в состав смешанного договора элементы договоров, поименованных в ГК. При этом не будет иметь значения, как именно стороны назвали заключенный договор (договор субконтрактации или иначе). Права и обязанности, а также размер ответственности контрактора и субконтрактора будут установлены на основании норм, посвященных подряду и/или поставке. Данную особенность необходимо учитывать при формулировании исковых требований. При составлении и заключении смешанного субконтрактного договора необходимо так применять содержащиеся в нем условия, присущие различным типам договоров, чтобы они не противоречили друг другу. Условия смешанного договора не могут являться просто выдержками из договоров разных видов, а должны быть приведены в соответствие друг с другом и представлять собой новый целостный договор.
Во-вторых, при заключении смешанного договора (как, впрочем, и любого другого договора) необходимо помнить, что он рано или поздно станет предметом камеральной либо выездной налоговой проверки. Инспектор при проверке налоговой дисциплины налогоплательщика будут руководствоваться не общепринятым толкованием норм права и судебной практикой в это области, а руководящими разъяснениями вышестоящего налогового ведомства. Данную особенность необходимо учитывать при составлении смешанного договора, содержащего условия разных видов договоров, таким образом, чтобы прописанные в нем условия, а так же квалификация отношений сторон была предельно ясна инспектору. Это поможет избежать возникновения налогового спора. На основании изложенного можно сделать вывод, что в целях избежания всех возможных негативных издержек при формулировании условий и заключении субконтрактного (смешанного) договора, для работы над договором необходимо привлекать высококвалифицированных юристов.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз обратить внимание на сложность и многогранность субконтрактных отношений сторон. Специфика субконтрактного договора предполагает на сегодняшний день применение норм подряда и поставки к отношениям контрактора и субконтрактора. Тем не менее, допустимость использования данной смешанной модели договора в отношениях промышленной кооперации не вызывает сомнений. А поскольку нормы действующего Гражданского кодекса, посвященные подряду и поставке, объективно не в силах полностью удовлетворить потребности контрактора и субконтрактора, остается открытым вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений и дополнений в соответствующие нормативно-правовые акты РФ. При этом особое внимание следует уделить положению малого (среднего) предприятия, как слабой стороны субконтрактного договора.
Уяснение субъектами предпринимательской деятельности содержания прав и обязанностей, вытекающих из субконтрактного договора, поможет им выбрать оптимальные способы защиты нарушенного права в случае возникновения спора, а так же выявить пробелы правового регулирования данных отношений. В существующем правовом поле решением проблемы неурегулированности субконтрактного договора может служить единообразная практика использования участниками производственной кооперации модели субконтрактного договора. Это, как минимум, должно привести к формированию устойчивой судебной практики по субконтрактным договорам, значимость которой здесь очевидна. Широкому развитию и внедрению субконтрактных отношений, особенно в промышленной сфере деятельности малых (средних) предприятий, во многом посвящена практическая работа ЗАО «Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства» и Некоммерческого партнерства «Национальное партнерство развития субконтрактации».