СУБКОНТРАКТИНГ, КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Паршев Юрий Николаевич, генеральный директор. Опыт работы – 13 лет. Образование – высшее, закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения.


ООО «Тихвинский машиностроительный завод»

187551, Россия, Ленинградская область, г. Тихвин,

ул. Боровая, д. 1. Тел.: (81367) 53-168, факс: (81367) 51-938,

e-mail: td-tmz@lens.spb.ru, http://www.tmz.813.ru


Основное направление деятельности: Производство комплектующих и запасных частей к агрегатам промышленного применения, оказание услуг по механической и термической обработке материалов и заготовок.



СУБКОНТРАКТИНГ, КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


На протяжении последних лет государственные органы власти недостаточно уделяют внимания многим отраслям промышленности, что привело к гибели предприятий – производителей продукции производственно-технического назначения. Крупные предприятия функционируют, в лучшем случае, на 20 – 30 % от возможной мощности. Многие из них пошли по пути реорганизации, реструктуризации, разделения на небольшие производства, которым легче выжить при сложившихся обстоятельствах.


Сейчас всё больше организуются и развиваются малые и средние предприятия, которые сталкиваются с огромными, иногда непреодолимыми для них, проблемами выживания. Страна – гигант, которая привыкла думать гигантскими масштабами и решать глобальные вопросы не всегда в состоянии обратить внимание на средние, а тем более малые предприятия, которые в общем объеме производства по стране, практически незаметны.


Субконтрактинг – это один из путей, на мой взгляд, наиболее эффективный, развития малого предприятия в машиностроении. При нашей непомерно возрастающей стоимости материальных и людских ресурсов, он обеспечивает жизнедеятельность предприятия. Поэтому, чтобы выдержать конкуренцию малым и средним предприятиям в машиностроении необходимо входить в систему субконтрактинга.


Наше предприятие, ООО «Тихвинский машиностроительный завод», уже более трёх лет работает в системе субконтрактинга. Я вам хочу рассказать, с какими проблемами мы столкнулись и как, по моему мнению, их можно преодолеть.


1. Крупное или среднее предприятие желающее разместить заказ на изготовление продукции высказывает требование по качеству, по срокам изготовления, при этом изделия обычно технологически очень не простые. Это требует сложного оборудования и технологической подготовки производства. Кроме того, чтобы приступить к проработке нового заказа, необходимо иметь в штате как минимум 15 – 20 человек, обеспечивающих жизнедеятельность предприятия и поэтому, когда делаются расчеты по цене изделия накладные расходы, хотя и меньшие чем на большом предприятии, всё же существуют. А предприятие, размещающее заказ исходит обычно из того, что у него самого потеряны кадры, оборудование и оснастка, и поэтому они готовы платить только за работу рабочего с минимальной рентабельностью.


Что нужно сделать, чтобы снять это противоречие:


2. Проходит много заказов требующих либо уникального оборудования, либо приходиться разрабатывать сложные технологические процессы. Объем заказа обычно настолько мал, что даже если есть необходимое оборудование, нет смысла заниматься этим заказом. Кроме того, часто приходится работать с посредниками, которые не гарантируют дальнейшей работы с этим заказом. Эту сложность можно устранить путем улучшения информационного обеспечения всех участников данного рынка, а также идти по пути внедрения новых современных технологий и оборудования.


3. Иногда приходиться заниматься вопросами внедрения новых образцов изделий. Хорошо, если это происходит совместно с предприятиями, имеющими серьёзную конструкторскую базу. Но обычно обращаются предприятия, не имеющие достаточно финансовых и интеллектуальных ресурсов для освоения и внедрения нового изделия. И поэтому контрагент (Заказчик) пытается провести процесс технологического и конструкторского освоения за счет Производителя, т. е. постоянно в процессе работы вносятся изменения в чертежи, ужесточаются требования к изделию. Обычно заказы в таких случаях разовые и объясняется это тем, что проверяется возможность изготовления субконтрактором качественных изделий.


Все вышеперечисленное говорит о том, что сложности, возникающие при работе по субконтракту, находятся не в технической, технологической и даже не в финансовой плоскости, а в плоскости понимания взаимных интересов. Необходимо, чтобы партнерство возникало на основе повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий. И в этом я вижу большую роль центров по субконтрактингу, которые должны координировать работу предприятий, занимающихся субконтрактом, обеспечивать информацией предприятия, желающие заниматься субконтрактом посредством создания базы таких предприятий.


Кроме того, необходимо подключить к субконтракту научно-конструкторские организации и учреждения, изобретателей, иностранных и российских держателей патентов, имеющих желание внедрить свои изобретения в производство.


Так, на мой взгляд, можно подойти к решению многих проблем, возникающих при работе по субконтракту, а соответственно для выживания малых и средних предприятий в России.