ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ - К КАЧЕСТВУ МЕНЕДЖМЕНТА, ОТ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА - К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Шолкин Валерий Георгиевич, генеральный директор ОАО «НИЦ КД», Заслуженный деятель науки, профессор, доктор технических наук, действительный член Российской академии проблем качества
ОАО «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (ОАО «НИЦ КД»).
603950, г.Нижний Новгород, Московское шоссе, 213а.
e-mail: info@nitskd.ru,
тел (8312) 70-65-15, 70-63-44
Направления деятельности «НИЦ КД»
Создание правового и нормативно – методического обеспечения проблем безопасности, в том числе: в области анализа и оценки рисков; статистических методов контроля и управления; неразрушающего контроля и технической диагностики; вибрации, удара и акустики; чистых технологий и чистоты воздуха.
Выполняются работы по заказам промышленных предприятий по внедрению международных стандартов в области менеджмента качества ИСО 9000, ИСО 14000, ИСО/ТУ 16949.
Сертификации продукции, услуг и систем менеджмента качества.
Обучение специалистов предприятий по направлениям деятельности «НИЦ КД».
ЧЕРЕЗ СТАНДАРТЫ - К КАЧЕСТВУ МЕНЕДЖМЕНТА, ОТ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖМЕНТА - К КАЧЕСТВУ ЖИЗНИ
Выступая на расширенном заседании Правительства РФ 5 сентября 2005 г., президент В.В.Путин заявил: «Основной целью, нашей с Вами деятельности, ключевым вопросом государственной политики, является существенное повышение качества жизни граждан России» (слайд 1). Как показывает мировая практика, особенно опыт передовых стран, качество жизни становится главной целью проводимой и экономической, и промышленной политики.
О необходимости проведения грамотной промышленной политики в последнее время начали говорить и политические лидеры, и в правительстве. Однако если внимательно рассмотреть нормативные, методические документы по структурной перестройке промышленности, то появляется мысль, не наступаем ли мы здесь на те же грабли, на которые наступали все годы реформ.
В чем сущность экономических реформ и значение в них промышленной политики, которые обоснованы теоретически и апробированы практически рядом развитых стран?
Это борьба с инфляцией, укрепление национальной денежной единицы и финансовая стабилизация. Это изменение форм собственности в различных сферах экономики через процесс приватизации. Это структурная перестройка экономики под условия рыночных отношений.
При этом в основу всех этих фундаментальных процессов экономической реформы должна быть положена структурная перестройка. И финансовая стабилизация, и приватизация должны быть подчинены процессу структурной перестройки, так как именно структурная перестройка определяет конечный результат реформ и эффективность адаптации различных форм производства в цивилизованные рыночные отношения.
В основу же структурной перестройки экономики должен быть положен так же конечный результат. А это продукция, услуги – их конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке (слайд 2).
Слайд 2
Что происходило в Российских реформах? Все три базовых процесса (финансовая стабилизация, приватизация и структурные перестройки) шли сами по себе, без взаимной связи между собой. Поэтому методы, которые применялись правительством и ЦБ для борьбы с инфляцией и другими экономическими показателями, зачастую, шли в разрез с задачами структурной перестройки.
Что же касается процесса структурной перестройки, то позиция правительства выражена следующей постановкой: «рынок сам расставит все на свои места». При такой позиции к структурной перестройке не удивительно, что в национальной экономической политике не нашлось места для слов качество, конкурентоспособность.
Такова сегодня, к сожалению, реальность проведенных реформ. Хотелось бы в этой связи сослаться на известный мировой опыт.
Специалист в области качества с мировым именем Э.Деминг, который в свое время был научным консультантом правительства Японии и выводил Японию из экономического кризиса, в своей книге «Выход из кризиса» говорит: «… управление бумажными деньгами, а не долговременной стратегией производства – путь в бездну».
По поводу нужно ли государству проводить промышленную политику, можно привести высказывание выдающегося экономиста прошлого Адама Смита, который 200 лет назад заложил основы научного анализа рыночной экономики. О роли государства он говорил: «… только оно может в интересах нации ограничивать алчность монополистов, авантюризм банкиров и эгоизм торговцев». Комментировать, я думаю, эти высказывания не надо.
Каковы сегодня результаты экономической деятельности, каковы достижения в этой сфере? Рост золотовалютных запасов, снижение инфляции, профицит бюджета и другие финансово-экономические достижения. А что, разве это является конечным результатом государственного управления? А не количество и качество товаров и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынке, а не платежеспособность населения приобретать эти товары и услуги? А, в конечном счете, не качество жизни населения страны?
Поэтому вполне закономерно сегодня ставится задача для всех уровней исполнительной и законодательной властей – повышение качества жизни граждан России.
Слайд 3
Проведем укрупнено факторный анализ проблемы «качество жизни» (слайд 3). Качество жизни граждан зависит от качества потребляемых товаров и услуг в полном диапазоне – от рождения до ритуальных услуг, а также от платежеспособности граждан, которая позволяет приобретать качественные товары и услуги. Названные два фактора (качество и платежеспособность) зависят от состояния экономики страны, которая в свою очередь зависит от эффективности работы предприятий различных отраслей экономики. Эффективность же работы предприятий зависит от состояния менеджмента, от уровня применения современных методов менеджмента.
Существующая мировая практика широкого применения современных методов основана на стандартизации и сертификации. Стандартизация позволяет обобщать передовой опыт, формализовать его в доступной и понятной форме и делать его достоянием всех желающих применить этот передовой опыт. Сертификация позволяет оценить уровень внедрения в практику требований стандартов и дать соответствующую гарантию для потребителя. В настоящее время не придумано более эффективного механизма распространения передового опыта при решении различных проблем, и в мире созданы соответствующие международные структуры по стандартизации и сертификации.
Анализ действующих международных стандартов, которые направлены на повышение уровня менеджмента предприятий, показывает следующие направления их действия:
Структура проблемы «качество жизни» и комплекс международных стандартов, направленных на ее решение, представлена на слайде 4.
Слайд 4
При этом наиболее существенный и глобальный характер имеют международные стандарты по менеджменту качества. Применение в них современных методов позволяет решать не только проблему повышения качества, но и проблему экономичности, но и проблему производительности. То есть сегодня понятие «менеджмент качества» переходит в понятие «качество менеджмента». В качестве примера можно привести международный документ на систему менеджмента качества для автомобильной промышленности ИСО/ТУ 16949, в котором широко использованы современные методы менеджмента качества. Слайды 5, 6, 7.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Таким образом, решение задачи повышения эффективности и конкурентости экономики, а в конечном счете и качества жизни, невозможно без осуществления продуманной и грамотной промышленной политики, в которой инновации и качество должно стать приоритетной задачей (слайд 8).
Слайд 8
Проблемы повышения качества, конкурентоспособности продукции и услуг на современном этапе развития российской экономики приобретают все большее значение. Как показывает опыт передовых стран, которые в свое время выходили из подобных кризисов (США в 30-х годах, Япония, Германия – в послевоенный период, позднее – Южная Корея и некоторые другие страны), во всех случаях в основу проведения промышленной политики и подъема экономики была положена стратегия по повышению качества, конкурентоспособности продукции, которая была бы способна завоевать как внутренний, так и внешние рынки сбыта. Все же остальные составляющие реформы – экономические, финансово-кредитные, административные были подчинены этой основной цели.
Поэтому только ставка на инновации, качество, конкурентоспособность продукции и услуг должна быть положена в основу проводимой промышленной политики на всех уровнях.