РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


Свидров Максим Александрович, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования Регионального центра качества Волгоградской ТПП, Уполномоченный по системе менеджмента качества Волгоградской ТПП.
Образование – математик-экономист, специализация – «Системный анализ».

Волгоградская торгово-промышленная палата Российской Федерации

400005, г. Волгоград, ул. 7-я Гвардейская, 2.

www.volgogradcci.ru, rck-4@volgogradcci.ru, rckvtpp@mail.ru.

Телефон/факс: (8442) 23-67-34.


Предоставляемые Волгоградской ТПП РФ услуги:


РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ


Не секрет, что в современном бизнесе конкурентоспособность компаний зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний.


Нет организаций, которые не хотели бы улучшить свою деятельность. Системы управления, построенные с учетом международного опыта и современных знаний, содержащихся в стандартах менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологического менеджмента, социальной ответственности бизнеса позволят предприятию не только обеспечить стабильность качества продукции и услуг, но и повысить ценность Вашей компании в глазах мирового сообщества.


Россия стоит на пороге вступления в ВТО. Это означает, что уровень конкурентоспособности ее предприятий давно перешел из плоскости вопросов чисто экономических в сферу стратегических политических интересов. Осознается это далеко не всеми и не на всех уровнях власти и бизнеса. Однако существуют примеры того, как можно и нужно решать проблему конкурентоспособности, и, в частности, – в масштабах одного региона. Один из таких примеров – успешная реализация в Волгоградской области Региональной программы качества.


А началось все в уже далеком 1995 году. Ни о каком скором вступлении в ВТО речи тогда еще не шло. Однако тенденции потребительского рынка и растущая конкуренция между предприятиями обозначили растущую необходимость инновационных способов повышения конкурентоспособности местных предприятий.


Являясь по своему определению связующим звеном между бизнесом и властью, Волгоградская торгово-промышленная палата подготовила в инициативном порядке и представила Администрации Волгоградской области предложения по комплексному системному решению на региональном уровне проблемы повышения качества и конкурентоспособности производимых в Волгоградской области продукции и услуг путем:


Реализации Региональной комплексной программы повышения конкурентоспособности предприятий путем создания и сертификации систем обеспечения качества – Региональной программы качества – началась 11 сентября 1995 года, когда состоялось совещание при первом заместителе Главы Администрации Волгоградской области, где была утверждена концепция программы. В совещании участвовали представители Администрации Волгоградской области в качестве Генерального заказчика, Администрации города Волжского, Торгово-промышленной палаты РФ, Волгоградской торгово-промышленной палаты в качестве головного исполнителя и Академии проблем качества РФ.


В то время трудно было предположить, что этот документ надолго станет постоянным руководством к действию по укреплению конкурентоспособности местных предприятий. Сегодня тем самым подчеркивается неизмеримая инновационная сущность проекта.


Именно с введением программы на территории области в Волгоградской торгово-промышленной палате создается структурное подразделение – Региональный центр качества, которое приступает к консалтинговой деятельности в сфере подготовки предприятий к сертификации систем качества по международным стандартам. Более того, Палата становится идейным вдохновителем воплощения духа и буквы этого экономического документа в жизнь бизнес сообщества региона.


Долгосрочной целью Региональной программы качества, отраженной в ее Концепции, послужило создание в регионе организационных, экономических и социальных условий для устойчивого постоянного улучшения качества продукции и услуг, позволяющих увеличивать доходность работы предприятий, расширять объемы производства и экспорта, создавать новые рабочие места и, тем самым, повышать уровень жизни населения региона.

С начала реализации программы качества минуло десять лет.


В регионе подготовлена нормативная база для ведения деятельности по повышению конкурентоспособности продукции компаний области. Обучены специалисты, вытеснившие с местного рынка иностранные консалтинговые компании. Разработан комплект методических материалов для подготовки к сертификации систем менеджмента организаций региона. А также:


Выполнение некоторых мероприятий программы «тормозилось» тем, что наличие системы менеджмента качества – дело добровольное, как теперь и требования государственных стандартов, поэтому в нашей российской действительности отношение к факту наличия сертифицированной системы управления соответствующее, т. е. символическое. До сих пор первые руководители не придают должного значения внедрению системы менеджмента качества в практическую деятельность своих предприятий и организаций либо, оставаясь практически безучастными, перекладывают эту работу на исполнителей значительно ниже рангом. Но ведь при выходе на международный рынок сертификат соответствия системы качества является, по сути, «неявным обязательным конкурентным преимуществом» - «входным билетом».



Условия успеха:


Среди наших клиентов предприятия и организации стройиндустрии, машиностроительные предприятия, предприятия перерабатывающей отрасли промышленности, административные, бюджетные и муниципальные организации, торговые компании, банки, экспертные организации, научные институты, сельскохозяйственные предприятия, охранные и образовательные учреждения, предприятия автомобильной промышленности.


Региональным центром качества Волгоградской торгово-промышленной палаты с целью реализации мероприятий Региональной программы качества проведено 215 практико-консультационных семинаров, на которых прошли обучение более 3225 слушателей из 448 организаций 56 регионов России, Казахстана и Беларуси.


Региональным центром качества Волгоградской торгово-промышленной палаты оказано содействие 18 предприятиям и организациям в создании систем менеджмента качества и их сертификации в рамках Региональной программы качества. Всего в Волгоградской области сертифицировано около 42 организаций. Область является одним из лидеров по России. В России сертифицировано чуть более 1000 компаний.


Деятельность Центра известна и далеко за пределами Волгоградской области. Палата оказывает методическую помощь в реализации программ качества в других регионах России. Успешен опыт сотрудничества со специалистами Ростовской, Новороссийской, Калужской, Костромской, Астраханской областей, Пермского края, Республики Северная Осетия-Алания по реализации подобных проектов. Липецким коллегам сотрудники Регионального центра качества Волгоградской торгово-промышленной палаты помогли создать свой собственный Региональный центр качества.


В современных рыночных условиях совершенствование качества управления является основой для достижения эффективности организации в целом, ведь именно оно в значительной степени определяет качество продукции и услуг, внешних и внутренних взаимоотношений организации.