1. Кластеры в федеральном
законодательстве
Законодательное определение «кластер» на
уровне федеральных законов отсутствует. Данный факт объясняется тем, что
законы, чаще всего, принимаются законодательным органом с некоторым опозданием
во времени от момента возникновения тех общественных отношений, которые они
впоследствии регулируют. Так было с Гражданским кодексом, а также некоторыми
другими федеральными законами. Существование в настоящее время отношений,
связанных с созданием и развитием кластеров предприятий, подтверждается тем,
что данный термин активно применяется в отраслевых подзаконных актах Российской
Федерации. Вот лишь нескорые из них:
·
Постановление
Правительства РФ от 23.04.2010 N 282 "О национальной нанотехнологической
сети";
·
Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
·
Распоряжение
Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р «Об утверждении основных направлений
деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их
реализации»;
·
Распоряжение
Правительства РФ от 01.10.2010 N 1660-р «Об утверждении Концепции федеральной
целевой программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности
Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»;
·
Приказ
Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965 "Об утверждении Стратегии развития
фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020
года";
·
Приказ
Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59 "О мерах по реализации в 2010 году
мероприятий по государственной поддержке малого и среднего
предпринимательства".
В частности, приведенные документы содержат
следующие определения:
·
научно-производственный
кластер
- договорная форма кооперации организаций, обеспечивающих и осуществляющих
целенаправленную деятельность по разработке, производству и продвижению
продукции наноиндустрии на внутренние и внешние рынки высокотехнологичной
продукции (Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 N 282);
·
фармацевтический
кластер
- это группа географически локализованных взаимосвязанных инновационных фирм -
разработчиков лекарств, производственных компаний; поставщиков оборудования,
комплектующих, специализированных услуг; объектов инфраструктуры:
научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов и
других организаций, дополняющих друг друга и усиливающих конкурентные
преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Отличительным признаком
эффективно действующих кластеров является выход инновационной продукции (Приказ
Минпромторга РФ от 23.10.2009 N 965);
·
центры
кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства создаются в целях
содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие
инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и
повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих
инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера
между собой (Приказ Минэкономразвития РФ от 16.02.2010 N 59).
Кроме того, в указанных документах широко
используются термины «инновационные территориальные кластеры», «инновационные
высокотехнологичные кластеры», «территориально-производственные кластеры»,
«высокотехнологичные кластеры», «технологические отраслевые кластеры»,
«профильные инновационные кластеры».
Актуальность развития кластерной формы
взаимодействия предприятий подтверждается стремлением федеральных органов
исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе
собственных рекомендаций.
Так, Министерство экономического развития России выпустило Методические
рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации
(письмо от 26.12.2008 г. №20615-АК/Д19), которые направлены на содействие
развитию кластерных инициатив в регионах России. Методические рекомендации
подготовлены с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и содержат основные положения,
касающиеся реализации кластерной политики в регионах России.
Согласно приведенному документу, территориальные кластеры (кластеры) -
объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих,
специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских
и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и
функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг.
При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких
субъектов Российской Федерации.
2. Кластеры в
законодательстве города Москвы
Тенденции создания и развития кластеров
предприятий на территории города Москвы нашли свое отражение в региональном
законодательстве. В отличие от федерального законодательства, законодательство
города Москвы на уровне закона допускает существование производственно-технологических
кластеров. В частности, закон г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном
плане города Москвы" предусматривает обеспечение развития промышленных зон
и формирования на их территории новых форм взаимодействия между организациями
промышленности, науки, малого бизнеса в виде производственно-технологических
кластеров, ориентированных на реализацию инновационного цикла. К сожалению,
закон от 05.05.2010 № 17 не содержит определения
производственно-технологического кластера.
Кроме того, данный вопрос на территории
Москвы регулируется следующими подзаконными актами:
·
Постановление
Правительства Москвы от 12.04.2005 N 221-ПП "О дополнительных мерах по
сохранению и развитию научного и промышленного потенциала города Москвы";
·
Постановление
Правительства Москвы от 04.08.2009 N 724-ПП "О Городской целевой программе
развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на
2010-2012 гг.";
·
Постановление
Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП "О Городской целевой
комплексной программе создания инновационной системы в городе Москве на
2008-2010 гг.";
·
Постановление
Правительства Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП "О Городской целевой программе
"Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на
2010-2012 гг.";
·
Распоряжение
префекта Зеленоградского АО г. Москвы от 17.10.2008 N 867-рп "О Концепции
создания территории инновационного развития в Зеленоградском административном
округе города Москвы".
Определения, используемые в указанных
документах:
·
кластер
(промышленный узел)
представляет собой территориально локализованную группу взаимосвязанных
технологическими, производственными и сбытовыми циклами предприятий, компаний,
научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, использующих
общую инфраструктуру, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные
преимущества как отдельных компаний, так и кластера в целом (Постановление
Правительства Москвы от 12.04.2005 N 221-ПП);
·
кластер - сеть независимых
географически локализованных производственных и/или сервисных компаний (включая
их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (высшие учебные заведения,
научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих
рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих
друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, дополняющих друг
друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в
целом (Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП);
·
технологический
кластер
- совокупность организаций, расположенных на одной ограниченной территории и
связанных производственными связями (Постановление Правительства Москвы от
02.09.2008 N 781-ПП);
·
кластер - это группа
географически соседствующих взаимосвязанных организаций (поставщики,
производители и потребители) и связанных с ними высших учебных заведений,
научно-исследовательских институтов, инжиниринговых, сервисных и иных
организаций, взаимодействующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг
друга в целях повышения конкурентных возможностей отдельных организаций и
кластера в целом (Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП);
·
территориально-отраслевой
кластер
- географически локализованная сеть компаний и организаций, взаимодействующих
друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости конечного продукта или
услуги, для которых участие в данной сети является значимым фактором построения
собственной конкурентоспособности (Распоряжение префекта Зеленоградского АО г.
Москвы от 17.10.2008 N 867-рп);
·
кластерная
политика города Москвы - политика города Москвы по объединению организаций
науки, промышленности, других субъектов инновационной деятельности, которые
своей целью имеют выпуск высокотехнологичных родственных продуктов или услуг
(Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 N 781-ПП).
В приведенных актах одновременно используются
такие понятия, как «кластеры в промышленности», «кластеры в сфере
высокотехнологичных производств», «территориально-отраслевой кластер»,
«кластерные процессы», «кластеризация» малых и средних предприятий».
3. Кластеры и совместные
проекты
Отсутствие сформулированного на уровне закона
определения кластера привело к тому, что в отдельных случаях исполнительные
органы государственной власти предпочитают использовать в своих документах
более известное практике понятие - «совместные проекты». Данными документами в
Москве являются:
·
Постановление
Правительства Москвы от 09.09.2008 N 818-ПП "Об утверждении Положения о
порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для
реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего
предпринимательства в городе Москве";
·
Постановление
Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов
малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на
2010-2012 гг.".
Сравнение приведенных выше определений
кластера с порядком регулирования отношений, связанных с реализацией совместных
проектов, позволяет сделать вывод о том, что эти понятия тождественны. На это
указывает, в частности, анализ следующих формулировок, используемых в данных
постановлениях:
1. Субсидии на реализацию совместных проектов
предоставляются в следующих целях:
- создание и развитие комплексной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы,
технопарки, центры передачи технологий, центры коллективного использования
оборудования, промышленные парки и др.);
- создание новых видов инновационной
продукции предприятий - участников совместных проектов (анализ рынка
технологий, приобретение патентов и лицензий, проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, подготовка
производства и др.);
- информационное и маркетинговое продвижение
продукции, произведенной в рамках реализации совместных проектов, в том числе
на региональных и зарубежных рынках (создание информационных ресурсов, участие
в выставках, проведение маркетинговых исследований, разработка и продвижение
коллективного бренда совместного проекта, информирование государственных
заказчиков о преимуществах применения инновационной продукции, созданной в
рамках реализации совместных проектов, и др.);
- иные необходимые для развития совместных
проектов мероприятия. (Постановление Правительства Москвы от 09.09.2008 N
818-ПП);
2. Практика последних десятилетий показывает, что конкурентоспособность
высокотехнологичных производств достигается исключительно в рамках тесного
взаимодействия научных, инфраструктурных, производственных, финансовых и
маркетинговых организаций, обеспечивающих в рамках узкой специализации высокую
эффективность производства, на фоне мобильности обновления производственных
возможностей и товарного ряда. Наиболее рациональной формой такого единения
являются объединения малых и средних предприятий, реализующие совместные
проекты, объединяющие все виды указанных выше организаций в единый организм с
целью производства конкретной высокотехнологичной продукции (Постановление
Правительства Москвы от 29.12.2009 N 1471-ПП).
4. Отличие кластеров от
технопарков и территорий инновационного развития
Минэкономразвития РФ в приказе от 16.02.2010
N 59 "О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной
поддержке малого и среднего предпринимательства" дает следующее
определение технопарка. Технопарк – это имущественный комплекс, созданный для
осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных
зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и
социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м.
Из определения Минэкономразвития РФ видно, что
технопарк есть имущественный комплекс, т.е. совокупность имущества: объектов
движимого и недвижимого имущества, образующих единое целое и предполагающих
использование их по общему назначению. Близкое по содержанию определение
имущественного комплекса дает ГК РФ. Исходя из содержания пункта 2 статьи 132
ГК, под имущественным комплексом следует понимать все виды имущества,
предназначенные для определенной деятельности, включая земельные участки,
здания, сооружения, оборудование, инвентарь, а также иное имущество.
В отличии от технопарка, который является
объединением имущества, кластер является, в первую очередь, объединением лиц:
предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных
производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных
организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной
зависимости. В некоторых случаях кластер может частично иметь признаки
объединения имущества, но это объединение происходит не в силу закона (как у
технопарка), а на основании договора между его участниками. Объединение
имущества лиц на основании договора (сделки) не является имущественным
комплексом в смысле гражданского законодательства России.
Под территорией инновационного
развития (ТИР) понимается производственная территория, определенная в
соответствии с Законом города Москвы от 26.05.2004 N 35 "Об особенностях
использования земельных участков в целях сохранения научно-промышленного
потенциала города Москвы" или другими законодательными актами города Москвы,
и обладающая высоким научно-техническим, инновационным, образовательным и
производственным потенциалом, основу экономической деятельности которой
составляют создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а
также оказание услуг по ее продвижению на рынок (постановление Правительства
Москвы от 24.02.2010 N 161-ПП "О Городской целевой программе
"Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на
2010-2012 гг.").
Согласно приведенному
определению, ТИР есть отдельная производственная территория. Данная территория
обладает определенными характерными свойствами, а именно: обязательное наличие
научно-технического, инновационного, образовательного и производственного
потенциала, а также создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой
продукции в качестве основного вида деятельности.
В отличии от ТИР, которая
является, по сути, производственной площадкой, имеющей на своей территории
объекты производственно-инновационного назначения, предназначенной для
производства наукоемкой продукции, кластер выступает объединением лиц с целью
повышения их общего конкурентоспособного потенциала. При этом данные лица могут
не находится на одной производственной площадке, однако сохраняют территориальное
и функциональное единство.