Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

К вопросу о сертификации систем качества оборонных предприятий

Начало работ по сертификации в России можно отнести к 1995 году. При общем падении уровня производства с одной стороны резко понизилось качество выпускаемой продукции, с другой стороны появилась возможность продажи вооружения за рубеж. Обе причины вызвали необходимость наряду с обязательной сертификацией качества продукции сертификацию систем качества предприятий. Требование сертификации системы качества стало обязательным для получения лицензии на выполнение государственного оборонного заказа.
На предприятиях оборонно-промышленного комплекса существовала внедренная и апробированная система КСУКП и КСУКР (комплексная система управления качеством продукции и комплексная система управления качеством разработок). На предприятиях, выпускающих продукцию оборонного назначения, были внедрены стандарты серии КСОТТ (комплексные системы общих технических требований) и КСКК (комплексные системы контроля качества), комплексы государственных военных стандартов «Мороз-6», «Климат-7», стандарты СРПП ВТ серии ГОСТ 15…, отраслевые стандарты, технологические стандарты предприятия и другая документация, регламентирующая разработку и производство продукции военного назначения. Но отсутствие процедурных стандартов наносило ущерб стабильности качества выпускаемой продукции. Наличие на предприятиях военной приемки, высокая квалификация, даже можно сказать, элитарность кадров оборонной промышленности в какой-то степени обеспечивало эту стабильность. С падением объема производства, уменьшения заказов, неплатежами со стороны заказчика возник отток высококвалифицированных кадров, нарушилась преемственность кадров, в связи с низкой оплатой труда из оборонной промышленности исчезла молодежь. Наступил период, когда исчерпали богатый научный задел, исчезли наработки, упал интерес к рационализаторской и изобретательской деятельности, отмерло наставничество, некому стало передавать опыт. Когда «кадры» перестали «решать все» обратились к зарубежному опыту сертификации системы качества предприятий.

В 1996 году была русифицирована версия международного стандарта ИСО серии 9000, на соответствие которой стала проводиться сертификация систем качества предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ. Отличие от сертификации систем качества предприятий, производящих продукцию гражданского назначения, заключалось в выполнении требований генерального заказчика, которые вылились в концепцию деятельности Минобороны России по обеспечению качества оборонной продукции при формировании и реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Концепция базируется на следующих основных положениях:

  • реализация действительной ответственности за качество ВВТ федеральных органов исполнительной власти и организаций, принимающих участие в соответствии с действующим законодательством в процедурах по его обеспечению;
  • выполнение мероприятий и процедур по обеспечению качества продукции, соответствующих современной международной и отечественной практике по обеспечению оценки соответствия продукции и услуг предъявляемым требованиям и тенденциям ее развития;
  • обеспечение приоритета требований государственного заказчика во всех процедурах оценки соответствия продукции и услуг предъявляемым требованиям;
  • обеспечение приоритета в размещении задания на ГОЗ на предприятиях, реально подтвердивших эффективность мероприятий по качеству продукции, изготавливаемой по планам как текущего года, так и планируемой к изготовлению;
  • уменьшению риска государственного заказчика при размещении заказов;
  • обеспечение эффективного использования располагаемых ресурсов на производство и эксплуатацию ВВТ.

Задача органов по сертификации систем качества (ОССК) в реализации этой концепции состоит в проведении работ по сертификации систем качества предприятий, претендующих на выполнение ГОЗ и уже проводящих эти работы.

За период с 1998 по 2000 гг. (имеется в виду конец 2000 года) органами по сертификации систем качества было выдано около 250 сертификатов соответствия систем качества предприятий требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000 и военных стандартов СРПП ВТ. За это время была разработана, апробирована и внедрена процедура проведения работ по сертификации систем качества предприятий.

Важнейшими целями и задачами сертификации систем качества являются:

  • предоставление потребителям продукции подтверждения того, что система качества поставщика способна обеспечить стабильный выпуск продукции, соответствующей установленным характеристикам;
  • расширение экспортных возможностей предприятий оборонного комплекса, повышение их конкурентоспособности;
  • подготовка для государственных управляющих и контролирующих органов сведений о способности предприятий и действующих на них систем качества обеспечить необходимые технические характеристики и стабильность качества продукции, поставляемой по государственному заказу.

Основными этапами проведения сертификации систем качества являются:
  • рассмотрение и регистрация в «Военном Регистре» заявки,
  • предварительный анализ и оценка системы качества по документам,
  • проверка и оценка системы качества на предприятии,
  • последующая проверка устранения выявленных несоответствий,
  • принятие решения о сертификации системы качества,
  • выдача Сертификата соответствия,
  • инспекционный контроль сертифицированной системы качества.

Предприятие для проведения сертификации систем качества должно провести подготовительные работы:
  • определить модель по ГОСТ Р ИСО 9001-96, 9002-96, 9003-96,
  • провести полную внутреннюю проверку системы качества на предприятии,
  • направить в адрес органа по сертификации согласованный с Представителем заказчика на предприятии (ПЗ) отчет по внутренней проверке СК, заявку на проведение работ по сертификации по установленной форме, руководство по качеству, перечень стандартов предприятия, содержащих описание процедур, предусмотренных стандартом ИСО, организационную структуру предприятия, определяющую взаимосвязи служб и подразделений, на которые распространяется система качества, подлежащая сертификации, перечень внедренных на предприятии стандартов СРПП ВТ.

ОССК проверяет комплектность поступившей документации и правильность ее оформления и заводит Дело предприятия-заявителя. В случае положительных результатов предварительной проверки документов ОССК заключает с предприятием-заявителем договор на проведение работ по сертификации.

ОССК может отказать предприятию в проведении сертификации в случае неправильности оформления или некомплектности заявочных материалов.

После заключения договора и его оплаты (100-процентная предоплата) ОССК назначает Главного эксперта для проведения этой работы и, по согласованию с ним, экспертной группы. Главный эксперт определяет перечень документации СК, подлежащей экспертизе. После проведения экспертизы документации на предприятие направляется отчет по несоответствиям документации СК. Проверка СК на предприятии назначается после письменного документально подтвержденного устранения всех несоответствий.

Главный эксперт проводит оценку ответа предприятия и делает вывод о возможности начала проверки непосредственно на предприятии. При положительном решении Главного эксперта ОССК согласовывает с предприятием и ПЗ сроки проведения проверки на предприятии. Главный эксперт составляет план проверки СК на предприятии и согласовывает его с представителем руководства предприятия и ПЗ. Главный эксперт должен обеспечить согласование и утверждение плана проверки СК до начала работы на предприятии.

Проверка системы качества осуществляется экспертной группой непосредственно на предприятии. По результатам проверки составляется отчет и предприятию предоставляется возможность устранить несоответствия, выявленные при проверке на предприятии. Сертификат соответствия выдается предприятию только после устранения всех несоответствий.

Сертификат «Военного Регистра» выдается сроком на 3 года. Через 3 года проводится ресертификация СК предприятия. В течение этих трех лет проводятся два инспекционных контроля с интервалом в один год. Таким образом, контроль за системой качества предприятия проводится ежегодно.

Как правило, процедура проведения сертификации СК, в случае подготовленности предприятия, занимает 3-4 месяца. Предприятие, желающее получить сертификат соответствия, должно рассчитывать на этот минимальный срок.

Несоответствия СК требованиям ГОСТ Р ИСО и СРПП ВТ подразделяются на критические и некритические.

Критическое несоответствие – это отсутствие или неприменение какого–либо из элементов или подэлементов СК, которые требуются в соответствии с выбранной моделью в соответствии с ГОСТ Р ИСО серии 9000.

Примеры критических несоответствий:

  • отсутствие документированной процедуры СК по какому-либо элементу или подэлементу СК, регламентированному выбранным для сертификации стандартом, на соответствие которому проводится сертификация,
  • отсутствие или невыполнение документированной процедуры по какому-либо элементу или подэлементу СК,
  • наличие систематических отклонений от утвержденной конструкторской документации, систематических нарушений требований технологической документации и несоблюдения требований стандартов, распространяющихся на выпускаемую продукцию и ее производство, приводящих к снижению качества выпускаемой продукции,
  • выявлены факты фальсификации данных,
  • невнедрение требований СРПП ВТ, приводящих к снижению качества выпускаемой продукции.

Некритическое несоответствие – это единичное упущение в системе качества, не приводящее к отсутствию или неприменению какого–либо из элементов или подэлементов СК, которые требуются в соответствии с выбранной моделью в соответствии с ГОСТ Р ИСО серии 9000.

Примеры некритических несоответствий:

  • неполное описание процедур, включая отсутствие сведений о том, кто, когда, где или как выполняет необходимые действия,
  • противоречия между требованиями документов СК и их выполнением,
  • противоречия между документами СК,
  • недостатки оформления документов,
  • неполное внедрение требований СРПП ВТ.

Определение статуса несоответствия, т.е. отнесение несоответствия к категории критических , предоставляется Главному эксперту.

Условием выдачи Сертификата соответствия является устранение всех критических и некритических несоответствий. Допускается оставить до инспекционного контроля не более 10 некритических несоответствий при отсутствии рекламаций продукции, устранение которых требует значительного времени ( например, если работа по устранению включена в план-график предприятия, но связана с внешними организациями). Если критические несоответствия выявлены при проверке на предприятии и представляют собой результат невнедрения процедуры, назначается повторная проверка для подтверждения факта их устранения.

За месяц до срока проведения очередного планового инспекционного контроля (ИК) системы качества предприятия-держателя сертификата соответствия, указанного в договоре на проведение ИК, ОССК информирует предприятие о начале работ и формирует группу для его проведения. Как правило, состав группы тот же, что и при сертификации СК. Проверка при ИК охватывает все требования, которые предъявлялись при сертификации. Устранения несоответствий проверяются при следующем ИК.

Помимо плановых ИК центральный орган «Военного Регистра» может назначить внеплановый ИК. Причины могут быть разные: претензии к выпускаемой продукции, изменение формы собственности предприятия, реорганизация предприятий, выборочные проверки СК. В этом случае состав экспертной группы формируется с участием эксперта, назначенного центральным органом «Военного Регистра».

Как было отмечено выше, Сертификат соответствия получили около 250 предприятий, а лицензии за это же время получили более 2500 предприятий.

Каким же образом получили лицензию остальные предприятия, не прошедшие сертификацию СК? Эти предприятия получили документ, называемый «Заключение о наличии и эффективности системы качества на предприятии». Этот документ удостоверяет, что на предприятии эффективно действует система КСУКП, что предприятие начало работу по разработке системы качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО серии 9000, т.е. это был своего рода аванс для предприятия, тайм-аут для разработки системы качества, доведения ее до требований ИСО и получения Сертификата соответствия. Опыт показал, что два года напряженной работы по созданию и внедрению СК на предприятии достаточны для доведения СК до соответствия требованиям ИСО. Те предприятия, которые после получения Заключения недостаточно эффективно развивались в этом направлении или прекратили работу, отстали от развивающихся и ужесточающихся требований и уже был ряд печальных прецедентов, когда предприятия получали мотивированный отказ в выдаче очередного заключения, и даже случаи приостановки действия сертификата соответствия. С момента начала работ по выдаче Заключений (середина 1998 года) требования к наличии СК на предприятиях возросли и приближаются к требованиям по сертификации.

При проведении на предприятии работ по сертификации СК представитель заказчика принимает активное участие в работе экспертной группы в качестве наблюдателя, технического эксперта. Его мнение является определяющим при оценке качества продукции, выполнения процедур СК, он согласовывает документ о наличии СК на предприятии. В настоящее время в ИнИС ВВТ проводится большая работа по обучению представителей заказчика в области СК.


Печать
2003 - 2024 © НП "НПРС"