Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

                      О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
                       (Редакция на 24.12.2002)



(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД.  - ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 19 ИЮЛЯ
1998 Г.  N 111-ФЗ; ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 Г. N 189-ФЗ; ОТ 3 ЯНВАРЯ 2000 Г.
N  41-ФЗ;  ОТ  29 ДЕКАБРЯ 2000 Г.  N  168-ФЗ;   ОТ  24 ДЕКАБРЯ 2002 Г.
N 176-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 30,
СТ. 3607; N 51, СТ. 6271; 2000, N 2, СТ. 162; 2001, N 1, СТ. 20; 2002,
N 52, СТ. 5132)

     Принят Государственной Думой       12 июля 1996 года
     Одобрен Советом Федерации          7 августа 1996 года



     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной   и   (или)    научно-технической    деятельности,    органами
государственной    власти    и    потребителями    научной   и   (или)
научно-технической продукции (работ и услуг).

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

         Статья 1. Законодательство о науке и государственной
                     научно-технической политике

     Законодательство о  науке  и  государственной  научно-технической
политике состоит из настоящего Федерального  закона  и  принимаемых  в
соответствии   с   ним  законов  и  иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации,  а также законов  и  иных  нормативных  правовых
актов субъектов Российской Федерации.

         Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем
                          Федеральном законе

     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее -  научная
деятельность)  - деятельность,  направленная на получение и применение
новых знаний, в том числе:
     фундаментальные научные   исследования  -  экспериментальная  или
теоретическая деятельность,  направленная на получение новых знаний об
основных   закономерностях   строения,   функционирования  и  развития
человека, общества, окружающей природной среды;
     прикладные научные   исследования  -  исследования,  направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
     Научно-техническая деятельность - деятельность,  направленная  на
получение,   применение  новых  знаний  для  решения  технологических,
инженерных,  экономических,  социальных,  гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки,  техники и производства как единой
системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность,  которая основана на
знаниях,  приобретенных в результате проведения  научных  исследований
или на основе практического опыта,  и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека,  создание новых материалов,  продуктов,  процессов,
устройств,    услуг,    систем    или    методов   и   их   дальнейшее
совершенствование.
     Государственная научно-техническая  политика  -  составная  часть
социально-экономической   политики,   которая    выражает    отношение
государства  к  научной и научно-технической деятельности,  определяет
цели,  направления,  формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки,  техники и реализации достижений
науки и техники.
     Научный и  (или) научно-технический результат - продукт научной и
(или) научно-технической деятельности,  содержащий  новые  знания  или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция -  научный  и  (или)
научно-технический  результат,  в том числе результат интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
     Гранты -  денежные  и иные средства,  передаваемые безвозмездно и
безвозвратно  гражданами  и   юридическими   лицами,   в   том   числе
иностранными  гражданами  и иностранными юридическими лицами,  а также
международными  организациями,  получившими  право  на  предоставление
грантов   на   территории   Российской   Федерации   в   установленном
Правительством Российской Федерации порядке,  на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

        Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
                             ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
            Статья 3. Общие положения о субъектах научной
               и (или) научно-технической деятельности

     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в порядке,  установленном настоящим Федеральным  законом,  физическими
лицами   -  гражданами  Российской  Федерации,  а  также  иностранными
гражданами,  лицами без гражданства  в  пределах  прав,  установленных
законодательством  Российской  Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации,  и юридическими лицами при условии, если научная
и    (или)    научно-техническая    деятельность    предусмотрена   их
учредительными документами.
     2. Органы   государственной   власти   Российской   Федерации   в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам    научной   и   (или)   научно-технической
деятельности  свободу  творчества,  предоставляя   им   право   выбора
направлений    и    методов    проведения   научных   исследований   и
экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам    научной   и   (или)   научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право   на   обоснованный   риск   в   научной  и  (или)
научно-технической деятельности;
     обеспечивают свободу   доступа  к  научной  и  научно-технической
информации,  за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской   Федерации  в  отношении  государственной,  служебной  или
коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку,  повышение  квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование      проектов,      выполняемых     по
государственным заказам.

            Статья 4. Научный работник, специалист научной
         организации и работник сферы научного обслуживания.
             Общественные объединения научных работников

     1. Научным  работником   (исследователем)   является   гражданин,
обладающий  необходимой  квалификацией  и профессионально занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью.
     Правовые основы   оценки   квалификации   научных   работников  и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке,   устанавливаемом   Правительством   Российской  Федерации  и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
     Результаты аттестации    могут   быть   обжалованы   и   отменены
вышестоящей аттестационной комиссией.  В случаях нарушения порядка или
критериев   оценки  квалификации  научных  работников  и  специалистов
научной организации результаты  аттестации  могут  быть  обжалованы  и
отменены в судебном порядке.
     2. Единый   реестр   предусмотренных   государственной   системой
аттестации   ученых   степеней   и  ученых  званий,  а  также  порядок
присуждения   ученых   степеней   или   присвоения    ученых    званий
устанавливается Правительством Российской Федерации.  Указанный реестр
действует на всей  территории  Российской  Федерации  (новый  пункт  2
введен  Федеральным  законом  от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.20).
     3. Правом    выдачи    дипломов,    подтверждающих    присуждение
предусмотренных государственной системой аттестации ученных  степеней,
и правом выдачи аттестатов,  подтверждающих присвоение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально
уполномоченный  на  то Правительством Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти (новый пункт 3 введен Федеральным  законом
от  29.12.2000  г.  N  168-ФЗ  -  Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     4. Специалистом    научной   организации   (инженерно-техническим
работником) является гражданин,  имеющий среднее профессиональное  или
высшее   профессиональное   образование   и  способствующий  получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
     5. Работником  сферы  научного  обслуживания  является гражданин,
обеспечивающий  создание  необходимых  условий  для  научной  и  (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
     6. Научный работник имеет право на: признание его автором научных
     и (или) научно-технических
результатов и  подачу  заявок  на  изобретения  и  другие   результаты
интеллектуальной   деятельности  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов от реализации научных и (или) научно-технических  результатов,
автором которых он является;
     объективную оценку  своей  научной  и  (или)   научно-технической
деятельности   и   получение   вознаграждений,   поощрений   и  льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
     осуществление предпринимательской  деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок  на  участие  в научных дискуссиях,  конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета,  фондов поддержки  научной  и  (или)
научно-технической  деятельности  и  иных  источников,  не запрещенных
законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок    на    участие    в   международном   научном   и
научно-техническом    сотрудничестве    (стажировки,     командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
     доступ к  информации  о научных и научно-технических результатах,
если  она  не  содержит  сведений,  относящихся   к   государственной,
служебной или коммерческой тайне;
     публикацию в открытой печати научных и  (или)  научно-технических
результатов,   если   они   не   содержат   сведений,   относящихся  к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
     мотивированный отказ   от   участия   в   научных  исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека,  общество и окружающую
природную среду;
     повышение научной квалификации.
     7. Научный работник обязан:
     осуществлять научную,  научно-техническую  деятельность  и  (или)
экспериментальные разработки,  не нарушая права и свободы человека, не
причиняя вреда его жизни и  здоровью,  а  также  окружающей  природной
среде;
     объективно осуществлять экспертизы представленных ему  научных  и
научно-технических    программ    и    проектов,   научных   и   (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
     8. Научные   работники  могут  заключать  договоры  о  совместной
научной и  (или)  научно-технической  деятельности  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     9. Научные работники  вправе  создавать  на  добровольной  основе
общественные  объединения  (в том числе научные,  научно-технические и
научно-просветительские  общества,  общественные  академии   наук)   в
порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской  Федерации об
общественных объединениях.
     Общественные академии  наук  участвуют  в  координации  научной и
(или) научно-технической деятельности и действуют  в  соответствии  со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на добровольной основе общественные объединения научных  работников  к
подготовке  проектов  решений  в  области науки и техники,  проведению
экспертиз,  а  также  на  основе  конкурсов  к  выполнению  научных  и
научно-технических программ и проектов,  финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета.
     (Пункты 2  -  7  считать  соответственно  пунктами  4  - 9 в ред.
Федерального  закона  от   29.12.2000   г.   N   168-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).

                    Статья 5. Научная организация

     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой  формы  и   формы   собственности,   а   также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно-техническую  деятельность,  подготовку
научных  работников  и  действующие  в  соответствии  с учредительными
документами научной организации.
     Научные организации  подразделяются  на  научно-исследовательские
организации,  научные организации образовательных  учреждений  высшего
профессионального         образования,         опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
     2. Правительство Российской  Федерации  и  органы  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  организуют  в соответствии с
законодательством Российской  Федерации  государственную  аккредитацию
научных  организаций  и  выдают  им  свидетельства  о  государственной
аккредитации.  Порядок   государственной   аккредитации   определяется
Правительством Российской Федерации.
     Свидетельство о  государственной  аккредитации  выдается  научной
организации,  объем  научной  и  (или) научно-технической деятельности
которой  составляет  не  менее  семидесяти  процентов  общего   объема
выполняемых   указанной   организацией   работ   и   уставом   которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и  (или)  услуг),  которая  произведена   научной   организацией   при
осуществлении   неосновных   видов   деятельности   с   использованием
полученных указанной организацией научных и  (или)  научно-технических
результатов   и   прибыль   от   реализации  которой  направляется  на
финансирование  научной  и   (или)   научно-технической   деятельности
указанной  организации,  не  учитывается  в  общем  объеме выполненных
указанной организацией работ при  определении  доли  научной  и  (или)
научно-технической   деятельности   от   данного   объема  в  порядке,
установленном  Правительством   Российской   Федерации   (в   ред.   -
Федерального   закона   от   03.01.2000   г.   N   41-ФЗ   -  Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162).
     Свидетельство о  государственной аккредитации является основанием
для  предоставления  научной  организации  льгот  на  уплату  налогов,
предусмотренных  налоговым  законодательством Российской Федерации,  и
других льгот,  установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
     Научной организации,       которая        имеет        уникальное
опытно-экспериментальное     оборудование,     располагает    научными
работниками и специалистами высокой квалификации  и  научная  и  (или)
научно-техническая   деятельность   которой   получила   международное
признание,  Правительством Российской  Федерации  может  присваиваться
статус государственного научного центра.
     Отказ в  выдаче  свидетельства  о  государственной   аккредитации
научной  организации  не  может  являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
     3. Научная   организация   владеет,  пользуется  и  распоряжается
имуществом,   передаваемым   ей   учредителями    для    осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
     Порядок владения,  пользования и распоряжения имуществом  научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
     Государственные научные организации,  учрежденные  Правительством
Российской  Федерации или федеральными органами исполнительной власти,
имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права  выкупа
временно не используемое ими,  находящееся в федеральной собственности
имущество,  в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором  и  не  должен  быть  ниже  среднего размера арендной плиты,
обычно взимаемой за  аренду  имущества  в  местах  расположения  таких
организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества,  находящегося  в  федеральной
собственности,  в  полном  объеме  учитываются  в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в  качестве  источника
дополнительного  бюджетного  финансирования  содержания  и развития их
материально-технической  базы  (абзацы  третий  и  четвертый   введены
Федеральным  законом  Российской  Федерации от 19.07.98 г.  N 111-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     4. Научная  организация  обязана  поддерживать  и  развивать свою
научно-исследовательскую и  опытно-экспериментальную  базу,  обновлять
производственные фонды.
     5. Научная организация осуществляет научное и  научно-техническое
сотрудничество     с     иностранными     юридическими     лицами    и
внешнеэкономическую деятельность в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     6. Научная организация создается,  реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации  государственной  научной  организации   должно
обеспечиваться  сохранение  технологического  единства научной и (или)
научно-технической деятельности.  Не допускается выделение из  состава
указанной  научной  организации  опытного,  опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
     Органы исполнительной   власти   Российской   Федерации,   органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации,   учредившие
государственную   научную  организацию,  могут  выделять  средства  на
возобновление,  капитальный  и   текущий   ремонт   имущества   данной
организации  и  при недостаточности средств у данной организации несут
субсидиарную ответственность  по  ее  обязательствам  в  случае,  если
государственная  научная  организация  создана  в форме учреждения или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За  государственными  научными  организациями  закрепляются  в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки,  выделенные  в
установленном порядке.

            Статья 6. Академии наук Российской Федерации,
                    имеющие государственный статус

     (название статьи в ред.  - Федерального закона от 19.07.98  г.  N
111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 30,
ст. 3607)

     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия  сельскохозяйственных  наук,  Российская академия медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук,  Российская академия художеств) являются имеющими
государственный статус некоммерческими  организациями  (учреждениями),
которые  наделяются  правом  управления  своей  деятельностью,  правом
владения,  пользования  и  распоряжения  переданным   им   имуществом,
находящимся    в   федеральной   собственности,   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами  указанных  академий,  в  том  числе  правом  на создание,
реорганизацию  и  ликвидацию  входящих  в   их   состав   предприятий,
учреждений и организаций,  закрепление за ними федерального имущества,
а также правом на утверждение их уставов и  назначение  руководителей.
Реестры федерального имущества,  переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное право или  имущественные  обязанности)  академий  наук,
имеющих   государственный   статус,   используется  ими  на  условиях,
определяемых  договором  (сделкой)  и   законодательством   Российской
Федерации,  отражается  в  смете  доходов  и расходов,  учитывается на
отдельном балансе.
     Академии наук,   имеющие   государственный   статус,   создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным  законом  по  представлению
Президента   Российской   Федерации   или   Правительства   Российской
Федерации.
     В Российскую  академию  наук,  отраслевые  академии  наук  входят
научные организации,  организации научного обслуживания  и  социальной
сферы.
     Структура Российской академии наук и  отраслевых  академий  наук,
порядок  деятельности  и  финансирования  входящих в их состав научных
организаций,  организаций научного  обслуживания  и  социальной  сферы
определяются  уставами  указанных  академий  наук  (пункт  1 в ред.  -
Федерального   закона   от   19.07.98   г.   N   111-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
     2. Российская    академия    наук    является     самоуправляемой
организацией,   действующей   на  основе  законодательства  Российской
Федерации  и  своего  устава.  Российская   академия   наук   проводит
фундаментальные   и   прикладные  научные  исследования  по  важнейшим
проблемам естественных,  технических и гуманитарных наук  и  принимает
участие    в   координации   фундаментальных   научных   исследований,
выполняемых научными  организациями  и  образовательными  учреждениями
высшего профессионального образования и финансируемыми за счет средств
федерального бюджета.
     3. Отраслевые    академии    наук    являются    самоуправляемыми
организациями,   проводят   фундаментальные   и   прикладные   научные
исследования  в соответствующих областях науки и техники и участвуют в
координации данных научных исследований.
     4. Финансирование   Российской  академии  наук,  ее  региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется  за  счет  средств
федерального   бюджета   и   иных   не  запрещенных  законодательством
Российской Федерации источников.
     Российская академия     наук,     ее    региональные    отделения
(Дальневосточное  отделение  Российской   академии   наук,   Сибирское
отделение  Российской  академии  наук и Уральское отделение Российской
академии  наук)  и   отраслевые   академии   наук   являются   прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук,  проведенных за счет средств
федерального  бюджета,   определяется   законодательством   Российской
Федерации.
     Российская академия наук  и  отраслевые  академии  наук  ежегодно
представляют   Президенту   Российской  Федерации  и  в  Правительство
Российской  Федерации  отчеты  о  проведенных  научных  исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах,  а также предложения о
приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
     Академии наук,  имеющие  государственный статус,  в установленном
ими   порядке   ежегодно   представляют   в   уполномоченные   на   то
государственные органы субъектов Российской Федерации,  на территориях
которых  расположены  научные  организации  указанных  академий  наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями   указанных   академий   наук   научных   исследованиях,
представляющую   интерес   для  соответствующих  субъектов  Российской
Федерации (пункт 4 в ред.  - Федерального  закона  от  19.07.98  г.  N
111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,  1998,  N 30,
ст. 3607).
     5. Научные   организации,  организации  научного  обслуживания  и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых   академий   наук   владеют,   пользуются  и  распоряжаются
федеральным   имуществом,   переданным   указанным   организациям    в
оперативное  управление  или  в хозяйственное ведение в соответствии с
законодательством Российской Федерации,  настоящим Федеральным законом
и  уставами.  Реестры  федерального  имущества,  переданного указанным
организациям в оперативное управление  или  в  хозяйственное  ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
     Доходы научных организаций,  организаций научного обслуживания  и
социальной  сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество,
приобретенное  указанными  организациями  за   счет   таких   доходов,
поступают  в  самостоятельное  распоряжение  указанных  организаций  и
учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации,    организации   научного   обслуживания   и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых  академий  наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными организациями и  находящееся  в  федеральной  собственности
имущество,    в   том   числе   недвижимое,   на   основании   решения
соответствующей академии  наук,  которое  должно  быть  согласовано  с
соответствующим    федеральным    органом    исполнительной    власти,
уполномоченным Правительством Российской  Федерации  на  управление  и
распоряжение  объектами  федеральной  собственности.  Размер  арендной
платы определяется договором и не должен быть  ниже  среднего  размера
арендной   платы,  обычно  взимаемой  за  аренду  имущества  в  местах
расположения таких организаций.
     Доходы от  сдачи  в аренду имущества,  находящегося в федеральной
собственности,  в полном объеме  учитываются  в  доходах  федерального
бюджета  и  используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования  содержания  и  развития  их
материально-технической базы (пункт 5 в ред.  - Федерального закона от
19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3607).
     6. За академиями наук,  их научными организациями и организациями
научного  обслуживания  и  социальной  сферы закрепляются в бессрочное
безвозмездное  пользование  земельные   участки,   выделенные   им   в
установленном порядке.

           Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
           НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
                            деятельностью

     1. Управление  научной  и  (или) научно-технической деятельностью
осуществляется  на   основе   сочетания   принципов   государственного
регулирования и самоуправления.
     2. Органы государственной  власти  Российской  Федерации,  органы
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  научные
организации и организации научного обслуживания и социальной  сферы  в
пределах  своих  полномочий  определяют  соответствующие  приоритетные
направления  развития  науки  и  техники,  обеспечивают   формирование
системы  научных организаций,  осуществление межотраслевой координации
научной  и  (или)  научно-технической   деятельности,   разработку   и
реализацию научных и научно-технических программ и проектов,  развитие
форм интеграции науки и производства,  реализацию достижений  науки  и
техники.
     3. Управление научной и  (или)  научно-технической  деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной   власти,   учреждающие    государственные
научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль    за    эффективным    использованием    и
сохранностью  предоставленного  государственным  научным  организациям
имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных   научных   организаций   и  научных
организаций  академий  наук,   а   также   негосударственных   научных
организаций     назначаются     (избираются)    в    соответствии    с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые     советы    государственных    научных    организаций
разрабатывают  и   утверждают   планы   научных   работ   и   развития
государственных  научных  организаций гласно исходя из государственных
заданий,  профиля государственных научных организаций,  их  научных  и
экономических интересов.

         Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу
          и использование научной и (или) научно-технической
                              продукции

     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком и иными потребителями научной  и  (или)  научно-технической
продукции,  в  том  числе министерствами и иными федеральными органами
исполнительной власти,  являются  договоры  (контракты)  на  создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции,
оказание  научных,  научно-технических,  инженерно-консультационных  и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной
научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и   распределении
прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования  и экспериментальные разработки для государственных нужд.
В этих случаях договоры (контракты) заключаются между  государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов  Российской  Федерации,  учредившие  государственные научные
организации,  вправе   устанавливать   для   государственных   научных
организаций  обязательный  государственный заказ на выполнение научных
исследований и экспериментальных разработок.
     3. Условия владения,  пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими   результатами   определяются    законодательством
Российской  Федерации,  а  также  не  противоречащими  ему  договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной  и  (или)  научно-технической
деятельности   и   потребителей  научной  и  (или)  научно-технической
продукции.

            Статья 9. Информационное обеспечение  научной
                и (или) научнотехнической деятельности

     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют
право на обмен  информацией,  за  исключением  информации,  содержащей
сведения,  относящиеся  к государственной,  служебной или коммерческой
тайне.
     2. Правительство   Российской   Федерации  обеспечивает  создание
федеральных информационных фондов и систем в области науки и  техники,
осуществляющих   сбор,   государственную   регистрацию,  аналитическую
обработку,  хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации,   содействует   изданию   научной   и   научно-технической
продукции,  приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о   научных   и  (или)  научно-технических  результатах  за  пределами
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской  Федерации гарантирует субъектам научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,
право  на  ее  приобретение  и  обеспечивает им доступ в международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
     3. В  случае ликвидации государственных научных организаций,  при
которых функционируют банки данных  и  базы  данных  научной  и  (или)
научно-технической  информации,  обеспечиваются  сохранность указанных
банков  данных  и  баз  данных  и  передача   их   правопреемникам   в
установленном порядке.

          Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных
               видов научной и (или) научно-технической
                             деятельности

     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок    проведения    научных   исследований   и
использования научных и (или) научно-технических результатов,  которые
могут  создать  угрозу  безопасности  Российской  Федерации,  здоровью
граждан, окружающей природной среде;
     лицензировать отдельные  виды  научной и (или) научно-технической
деятельности;
     вводить в  предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных  и  (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно-технической деятельности.

         Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                     НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

         Статья 11. Основные цели и принципы государственной
                     научно-технической политики

     1. Основными целями государственной  научно-технической  политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала,  увеличение вклада науки и  техники  в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение  прогрессивных  структурных   преобразований   в   области
материального    производства,    повышение    его   эффективности   и
конкурентоспособности продукции,  улучшение экологической обстановки и
защиты     информационных     ресурсов     государства,     укрепление
обороноспособности государства и  безопасности  личности,  общества  и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
     2. Государственная  научно-техническая  политика   осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных  обсуждений
при  выборе  приоритетных  направлений  развития  науки  и  техники  и
экспертизе  научных  и   научно-технических   программ   и   проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного    развития    фундаментальных     научных
исследований;
     интеграция научной,    научно-технической    и    образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов   образовательных   учреждений   высшего   профессионального
образования  в  научных  исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных
учреждений высшего профессионального образования,  научных организаций
академий  наук,  имеющих  государственный  статус,  а  также   научных
организаций  министерств  и  иных  федеральных  органов исполнительной
власти;
     поддержка конкуренции   и   предпринимательской   деятельности  в
области науки и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
     стимулирование научной,    научно-технической   и   инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и  других
структур;
     стимулирование научной,   научно-технической   и    инновационной
деятельности   субъектов   Российской   Федерации   и   интеграция  их
научно-технического потенциала;
     развитие международного     научного     и    научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.

         Статья 12. Полномочия органов государственной власти
            Российской Федерации и органов государственной
           власти субъектов Российской Федерации в области
              формирования и реализации государственной
                     научно-технической политики

     1. К  ведению органов государственной власти Российской Федерации
относятся:
     разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики;
     выбор приоритетных   направлений   развития  науки  и  техники  в
Российской Федерации;
     формирование и      реализация      федеральных     научных     и
научно-технических  программ   и   проектов,   а   также   определение
федеральных   органов   исполнительной  власти,  ответственных  за  их
выполнение;
     финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за
счет средств федерального бюджета;
     установление системы   экономических   и   иных   льгот  в  целях
стимулирования  научной  и  (или)  научно-технической  деятельности  и
использование ее результатов;
     содействие развитию научной,  научно-технической и  инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
     управление государственными научными  организациями  федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств   по   научным    и    научно-техническим
программам   и  проектам,  предусмотренным  международными  договорами
Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых систем стандартизации,  обеспечения  единства
измерений,      сертификации,      научно-технической      информации,
патентно-лицензионного дела и управление ими;
     установление государственной   системы   аттестации   научных   и
научно-технических работников.
     Правительство Российской    Федерации    определяет    полномочия
федеральных органов исполнительной власти  в  области  формирования  и
реализации   единой   государственной   научно-технической   политики,
утверждает  федеральные  научные  и  научно-технические  программы   и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и   практическое    осуществление    государственной
научно-технической   политики   гражданского  назначения  обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник  совместно  с  Российской  академией  наук,  отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
     Формирование и    практическое    осуществление   государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной  промышленности,
отраслей  оборонного  значения  и связанных с ними науки и образования
обеспечивают органы  исполнительной  власти,  ведущие  государственные
оборонные заказы.
     2. К   совместному   ведению   органов   государственной   власти
Российской   Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации относятся:
     формирование экономического        механизма        осуществления
государственной научно-технической политики;
     организация научно-технического    прогнозирования;    размещение
     объектов научно-технического потенциала и создание
инфраструктуры научно-технической    и   инновационной   деятельности;
     формирование рынков научной и (или) научно-технической
продукции Российской   Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации;
     формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
     разработка и  реализация  мер  по  социальной  защите  научных  и
научно-технических   работников,   в   том   числе   их   материальное
обеспечение;
     формирование совместных фондов  научного,  научно-технического  и
технологического развития;
     международные научные связи. 3. К ведению органов государственной
     власти субъектов
Российской Федерации  относятся:  участие  в  выработке  и  реализации
     государственной
научно-технической политики;  определение   приоритетных   направлений
     развития науки и техники
в субъектах   Российской    Федерации;    формирование    научных    и
     научно-технических программ и проектов
субъектов Российской    Федерации;    финансирование     научной     и
     научно-технической деятельности за
счет средств бюджетов  субъектов  Российской  Федерации;  формирование
     органов управления в сфере научной и
научно-технической деятельности  субъектов  Российской   Федерации   и
межрегиональных органов;
     управление государственными научными организациями  регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за  деятельностью  государственных  научных  организаций
федерального  значения по вопросам,  относящимся к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
     создание условий  для  более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных   и  региональных  фондов  научного,
научно-технического и технологического развития;
     осуществление иных   полномочий,   не   отнесенных   федеральными
законами  к  ведению   органов   государственной   власти   Российской
Федерации.
     4. По вопросам совместного ведения органы государственной  власти
Российской    Федерации    при    осуществлении    своих    полномочий
взаимодействуют с  соответствующими  органами  государственной  власти
субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных     предложений     о     совершенствовании
организационно-экономического   механизма   научной   и  инновационной
деятельности;
     участия представителей  соответствующих  органов  государственной
власти  субъектов  Российской   Федерации   в   составах   научных   и
координационных    советов    по    проблемам    науки    и   техники,
научно-технических комиссий,  экспертных и рабочих групп,  создаваемых
органами государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи    отдельных    полномочий    на    координацию
научно-технической  деятельности,  затрагивающей  совместные  интересы
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     подготовки и  реализации  совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.

           Статья 13. Порядок формирования государственной
                      научнотехнической политики

     1. Направления  государственной  научно-технической  политики  на
среднесрочный  и   долгосрочный   периоды   определяются   Президентом
Российской  Федерации  на  основе  специального  доклада Правительства
Российской Федерации,  формируемого  с  учетом  предложений  субъектов
Российской Федерации.
     2. Законодательный  орган   Российской   Федерации   ежегодно   в
соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в
Российской  Федерации   и   предложениями   Правительства   Российской
Федерации  определяет  при  утверждении  федерального  бюджета годовые
объемы    средств,    выделяемых    для     выполнения     федеральных
научно-технических  программ и проектов,  объем финансирования научных
организаций  и  размер  средств,  направляемых  в  федеральные   фонды
поддержки  научной  и  (или) научно-технической деятельности,  а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
     3. Определение      основных      направлений     государственной
научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных   направлений   развития   науки  и  техники,  разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных  и  научно-технических
программ  и  проектов,  об  использовании  достижений  науки и техники
осуществляются в условиях гласности,  с использованием различных  форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая политика в отношении  отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти с привлечением  хозяйствующих  субъектов  и  их  объединений  с
учетом единой государственной научно-технической политики.
     4. Государственная    научно-техническая    политика    субъектов
Российской  Федерации  формируется  и  проводится  при  взаимодействии
органов  государственной  власти  Российской   Федерации   и   органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
     Государственная научно-техническая   политика   на   региональном
уровне  разрабатывается  и реализуется органами государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  с  учетом   единой   государственной
научно-технической политики и интересов регионов.
     5. Органы государственной власти содействуют сохранению  высокого
уровня   научно-технического   потенциала   организаций,   выпускающих
продукцию оборонного  назначения,  и  других  организаций  в  условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган   исполнительной   власти,   ответственный   за
выполнение работ по федеральной  научной  и  (или)  научно-технической
программе,   осуществляет   по   отношению  к  организациям  оборонных
отраслей,  работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика  и  обеспечивает  необходимые  меры  по  их  государственной
поддержке.

            Статья 14. Организация и проведение экспертиз
              научной и научно-технической деятельности

     1. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
     2. Экспертиза     проводится    организациями,    осуществляющими
независимую экспертизу,  другими организациями,  а также экспертами  с
участием  представителей субъектов Российской Федерации,  организаций,
финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
     выборе приоритетных          направлений          государственной
научно-технической политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ и проектов;
     проведении конкурсов на участие в  научных  и  научно-технических
программах и проектах,  контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в  экономике
государства.
     3. В экспертизе научной и (или)  научно-технической  деятельности
не  может участвовать специалист,  имеющий личную заинтересованность в
ее результатах.
     4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ
и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и  органы
исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации   обязаны
заблаговременно информировать население о безопасности,  в  том  числе
экологической,  об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
     5. В   случаях,   предусмотренных   законодательством  Российской
Федерации,   в   установленном   порядке    проводится    обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.

              Статья 15. Финансирование научной и (или)
                   научно-технической деятельности

     1. Финансовое  обеспечение  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности  основывается на его целевой ориентации и множественности
источников   финансирования.    Финансирование    этой    деятельности
осуществляется   за   счет   средств  федерального  бюджета,  бюджетов
субъектов Российской Федерации,  внебюджетных источников  (собственных
или  привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений,  а
также средств заказчиков работ),  иных  источников  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Средства на     финансирование     научных     исследований     и
экспериментальных  разработок  гражданского  назначения  выделяются из
федерального бюджета в размере не менее  четырех  процентов  расходной
части федерального бюджета.
     (Приостановлено с 1 января  по  31  декабря  2003  года  действие
абзаца   второго   пункта   1  статьи  15  в  части,  не  обеспеченной
финансированием  из  федерального  бюджета,  Федеральным  законом   от
24.12.2002   г.   N  176-ФЗ  -  Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 2002, N 52, ст. 5132).
     2. Правительство  Российской  Федерации  организует  разработку и
исполнение  федерального  бюджета  в   части   расходов   на   научные
исследования   и   экспериментальные  разработки,  определяет  порядок
создания   государственных   фондов   поддержки   научной   и    (или)
научно-технической      деятельности,     утверждает     распределение
предусмотренных  федеральным  бюджетом  средств  на  эти  цели   между
государственными    заказчиками    федеральных    целевых    программ,
федеральными органами исполнительной власти,  научными организациями и
указанными государственными фондами.
     3. Фундаментальные     научные     исследования     финансируются
преимущественно   за   счет  средств  федерального  бюджета.  В  целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым    на   основе   конкурса,   в   порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно-технической деятельности.
     4. Федеральные   научно-технические    программы,    приоритетные
прикладные   научные   исследования   и  экспериментальные  разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета,  фондов  поддержки
научной  и  (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств  организаций,  объединений,  банков  и  других
хозяйствующих    субъектов.   В   порядке   долевого   участия   могут
финансироваться также научно-технические программы,  сформированные  и
реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических
соглашений,  научно-технические программы  создания  новых  техники  и
технологии двойного применения.
     5. Работы регионального значения могут  финансироваться  за  счет
средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,  местных бюджетов,
региональных  фондов  поддержки  научной  и  (или)  научно-технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и  научно-технические  программы  и проекты,  результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
     Совместное использование   средств,  выделенных  из  федерального
бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации и  местных  бюджетов
для   финансирования   научных   исследований  федерального  значения,
осуществляется   на   долевых   началах    по    согласованию    между
соответствующими  органами Российской Федерации,  субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется государством на основе сочетания  финансовой  поддержки
научных  организаций  и  целевого  финансирования конкретных научных и
научно-технических программ и проектов.
     7. В  Российской Федерации действуют государственные (в том числе
федеральные),  негосударственные  и  международные   фонды   поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
     Органы государственной  власти  Российской  Федерации  и   органы
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  порядке,
установленном   законодательством   Российской   Федерации,    создают
государственные  фонды  поддержки  научной  и (или) научно-технической
деятельности в форме учреждений или иных  некоммерческих  организаций,
деятельность  которых  финансируется  за счет средств соответствующего
бюджета  или  иных  источников,   не   запрещенных   законодательством
Российской  Федерации.  Государственный фонд поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности является самоуправляемой  организацией
и  осуществляет  свою  деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом.
     Государственные фонды      поддержки      научной     и     (или)
научно-технической  деятельности  организуют  независимую   экспертизу
научных  и  научно-технических  программ  и  проектов,  представляемых
субъектами научной  и  (или)  научно-технической  деятельности,  и  на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ
и  проектов.  Государственные  фонды   поддержки   научной   и   (или)
научно-технической   деятельности   ведут   раздельный  учет  средств,
выделяемых на реализацию деятельности,  предусмотренной их уставами, и
на  иные  цели.  Порядок выделения средств на финансирование научных и
научно-технических   программ   и   проектов   определяется   уставами
государственных  фондов  поддержки  научной и (или) научно-технической
деятельности (в ред.  Федерального закона от 29.12.2000 г.  N 168-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
     8. В  федеральных  органах  исполнительной  власти,  коммерческих
организациях,  а  также  в  органах  государственной  власти субъектов
Российской Федерации могут  создаваться  внебюджетные  фонды  за  счет
относимых   на   себестоимость   производимой   продукции   отчислений
организаций    для    финансирования    научных     исследований     и
экспериментальных разработок.
     Порядок образования   и   использования    внебюджетных    фондов
федеральных  органов  исполнительной власти и коммерческих организаций
определяется Правительством Российской Федерации,  внебюджетных фондов
органов   государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  -
законодательством субъектов Российской Федерации (пункт  8  в  ред.  -
Федерального   закона   от   17.12.98   г.   N   189-ФЗ   -   Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6271).
     9. Органы  государственной  власти  Российской Федерации и органы
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  осуществляют
контроль  за  расходованием  средств,  выделенных  из  соответствующих
бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую
деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
     10. Научная  и  (или)   научно-техническая   деятельность   может
осуществляться за счет грантов.
     Гранты передаются  научным  работникам,   научным   организациям,
образовательным  учреждениям  высшего  профессионального  образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
     Получатели грантов    распоряжаются    ими   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации или в случае  их  использования
на    территории    иностранного    государства   в   соответствии   с
законодательством этого государства,  а также на условиях,  на которых
эти гранты выделяются.

        Статья 16. Международное научное и научно-техническое
                 сотрудничество Российской Федерации

     1. Органы государственной  власти  Российской  Федерации  создают
необходимые  условия для международного научного и научно-технического
сотрудничества.
     Субъект научной  и  (или)  научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и  научно-технические  организации  и
объединения,  участвовать в международных научных и научно-технических
программах и  проектах,  научных  и  научно-технических  программах  и
проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные
соглашения  с  иностранными  юридическими  лицами  на  работу  как   в
Российской   Федерации,  так  и  за  пределами  территории  Российской
Федерации  в  порядке,  установленном   законодательством   Российской
Федерации.
      На территории Российской Федерации в установленном порядке могут
создаваться   научные   организации   и   научные  центры  с  участием
иностранных граждан,  лиц без гражданства  и  иностранных  юридических
лиц.
      2. Иностранные   инвестиции   в   область   науки   и    техники
осуществляются   в   порядке   и   в   формах,  которые  предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
      3. Российская      Федерация      поддерживает     научное     и
научно-техническое  сотрудничество  с  иностранными  государствами  на
основе  соответствующих  международных договоров Российской Федерации,
международных научных и  научно-технических  программ  и  проектов,  а
также   содействует   расширению   научно-технического  сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
     Органы государственной   власти  Российской  Федерации,  учитывая
наличие    высокоинтегрированного    научно-технического    потенциала
Содружества  Независимых  Государств  и  других  государств  -  бывших
республик  СССР,  сложившиеся  научно-технические  связи,  содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и
двусторонних договоров с ними.
     4. Органы    государственной    власти    Российской    Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или)  научно-технических
результатов,  а  также научной и (или) научно-технической продукции за
пределы территории Российской  Федерации  в  порядке,  устанавливаемом
законодательством Российской Федерации.

                  Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

          Статья 17. О приведении нормативных правовых актов
            в соответствие с настоящим Федеральным законом

     Президенту Российской  Федерации   и   Правительству   Российской
Федерации  привести  свои  нормативные  правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.

         Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального
                                закона

     Настоящий Федеральный  закон  вступает  в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ
2003 - 2024 © НП "НПРС"