РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
(Редакция на 24.12.2002)
(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ В РЕД. - ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ ОТ 19 ИЮЛЯ
1998 Г. N 111-ФЗ; ОТ 17 ДЕКАБРЯ 1998 Г. N 189-ФЗ; ОТ 3 ЯНВАРЯ 2000 Г.
N 41-ФЗ; ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2000 Г. N 168-ФЗ; ОТ 24 ДЕКАБРЯ 2002 Г.
N 176-ФЗ - СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 1998, N 30,
СТ. 3607; N 51, СТ. 6271; 2000, N 2, СТ. 162; 2001, N 1, СТ. 20; 2002,
N 52, СТ. 5132)
Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами
научной и (или) научно-технической деятельности, органами
государственной власти и потребителями научной и (или)
научно-технической продукции (работ и услуг).
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство о науке и государственной
научно-технической политике
Законодательство о науке и государственной научно-технической
политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в
соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем
Федеральном законе
Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная
деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение
новых знаний, в том числе:
фундаментальные научные исследования - экспериментальная или
теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об
основных закономерностях строения, функционирования и развития
человека, общества, окружающей природной среды;
прикладные научные исследования - исследования, направленные
преимущественно на применение новых знаний для достижения практических
целей и решения конкретных задач.
Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на
получение, применение новых знаний для решения технологических,
инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем,
обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой
системы.
Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на
знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований
или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и
здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов,
устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее
совершенствование.
Государственная научно-техническая политика - составная часть
социально-экономической политики, которая выражает отношение
государства к научной и научно-технической деятельности, определяет
цели, направления, формы деятельности органов государственной власти
Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений
науки и техники.
Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и
(или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или
решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или)
научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной
деятельности, предназначенный для реализации.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и
безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе
иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также
международными организациями, получившими право на предоставление
грантов на территории Российской Федерации в установленном
Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных
научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Глава II. СУБЪЕКТЫ НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 3. Общие положения о субъектах научной
и (или) научно-технической деятельности
1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется
в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими
лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными
гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная
и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их
учредительными документами.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора
направлений и методов проведения научных исследований и
экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической
деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или)
научно-технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической
информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в отношении государственной, служебной или
коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку
научных работников и специалистов государственных научных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по
государственным заказам.
Статья 4. Научный работник, специалист научной
организации и работник сферы научного обслуживания.
Общественные объединения научных работников
1. Научным работником (исследователем) является гражданин,
обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся
научной и (или) научно-технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и
специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в
порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и
обеспечиваются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены
вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или
критериев оценки квалификации научных работников и специалистов
научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и
отменены в судебном порядке.
2. Единый реестр предусмотренных государственной системой
аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок
присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий
устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр
действует на всей территории Российской Федерации (новый пункт 2
введен Федеральным законом от 29.12.2000 г. N 168-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст.20).
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение
предусмотренных государственной системой аттестации ученных степеней,
и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных
государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально
уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный
орган исполнительной власти (новый пункт 3 введен Федеральным законом
от 29.12.2000 г. N 168-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим
работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или
высшее профессиональное образование и способствующий получению
научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин,
обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или)
научно-технической деятельности в научной организации.
6. Научный работник имеет право на: признание его автором научных
и (или) научно-технических
результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты
интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
получение в соответствии с законодательством Российской Федерации
доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов,
автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической
деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот,
соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и
техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и
симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет
средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных
законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и
научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки,
публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами
территории Российской Федерации);
доступ к информации о научных и научно-технических результатах,
если она не содержит сведений, относящихся к государственной,
служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических
результатов, если они не содержат сведений, относящихся к
государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях,
оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую
природную среду;
повышение научной квалификации.
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или)
экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не
причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной
среде;
объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и
научно-технических программ и проектов, научных и (или)
научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе
общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и
научно-просветительские общества, общественные академии наук) в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об
общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и
(или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со
своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать
на добровольной основе общественные объединения научных работников к
подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению
экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и
научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств
соответствующего бюджета.
(Пункты 2 - 7 считать соответственно пунктами 4 - 9 в ред.
Федерального закона от 29.12.2000 г. N 168-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
Статья 5. Научная организация
1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности, а также
общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве
основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку
научных работников и действующие в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские
организации, научные организации образовательных учреждений высшего
профессионального образования, опытно-конструкторские,
проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с
законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию
научных организаций и выдают им свидетельства о государственной
аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется
Правительством Российской Федерации.
Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной
организации, объем научной и (или) научно-технической деятельности
которой составляет не менее семидесяти процентов общего объема
выполняемых указанной организацией работ и уставом которой
предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в
качестве одного из органов управления. Объем продукции (товаров, работ
и (или) услуг), которая произведена научной организацией при
осуществлении неосновных видов деятельности с использованием
полученных указанной организацией научных и (или) научно-технических
результатов и прибыль от реализации которой направляется на
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
указанной организации, не учитывается в общем объеме выполненных
указанной организацией работ при определении доли научной и (или)
научно-технической деятельности от данного объема в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации (в ред. -
Федерального закона от 03.01.2000 г. N 41-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 162).
Свидетельство о государственной аккредитации является основанием
для предоставления научной организации льгот на уплату налогов,
предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и
других льгот, установленных для научных организаций законодательством
Российской Федерации.
Научной организации, которая имеет уникальное
опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными
работниками и специалистами высокой квалификации и научная и (или)
научно-техническая деятельность которой получила международное
признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться
статус государственного научного центра.
Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации
научной организации не может являться препятствием к осуществлению
научной и (или) научно-технической деятельности.
3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается
имуществом, передаваемым ей учредителями для осуществления
деятельности, определенной учредительными документами.
Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной
организации определяется законодательством Российской Федерации.
Государственные научные организации, учрежденные Правительством
Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти,
имеют право сдавать в аренду с согласия собственника без права выкупа
временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности
имущество, в том числе недвижимое. Размер арендной платы определяется
договором и не должен быть ниже среднего размера арендной плиты,
обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения таких
организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их
материально-технической базы (абзацы третий и четвертый введены
Федеральным законом Российской Федерации от 19.07.98 г. N 111-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою
научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу, обновлять
производственные фонды.
5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое
сотрудничество с иностранными юридическими лицами и
внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется
в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
При реорганизации государственной научной организации должно
обеспечиваться сохранение технологического единства научной и (или)
научно-технической деятельности. Не допускается выделение из состава
указанной научной организации опытного, опытно-экспериментального,
опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства и лечебных баз.
Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учредившие
государственную научную организацию, могут выделять средства на
возобновление, капитальный и текущий ремонт имущества данной
организации и при недостаточности средств у данной организации несут
субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, если
государственная научная организация создана в форме учреждения или
унитарного предприятия, основанных на праве оперативного управления.
7. За государственными научными организациями закрепляются в
бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в
установленном порядке.
Статья 6. Академии наук Российской Федерации,
имеющие государственный статус
(название статьи в ред. - Федерального закона от 19.07.98 г. N
111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607)
1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская
академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских
наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры
и строительных наук, Российская академия художеств) являются имеющими
государственный статус некоммерческими организациями (учреждениями),
которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом
владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом,
находящимся в федеральной собственности, в соответствии с
законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом
и уставами указанных академий, в том числе правом на создание,
реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав предприятий,
учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества,
а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей.
Реестры федерального имущества, переданного указанным академиям наук,
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество
(имущественное право или имущественные обязанности) академий наук,
имеющих государственный статус, используется ими на условиях,
определяемых договором (сделкой) и законодательством Российской
Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на
отдельном балансе.
Академии наук, имеющие государственный статус, создаются,
реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению
Президента Российской Федерации или Правительства Российской
Федерации.
В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят
научные организации, организации научного обслуживания и социальной
сферы.
Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук,
порядок деятельности и финансирования входящих в их состав научных
организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы
определяются уставами указанных академий наук (пункт 1 в ред. -
Федерального закона от 19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3607).
2. Российская академия наук является самоуправляемой
организацией, действующей на основе законодательства Российской
Федерации и своего устава. Российская академия наук проводит
фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим
проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает
участие в координации фундаментальных научных исследований,
выполняемых научными организациями и образовательными учреждениями
высшего профессионального образования и финансируемыми за счет средств
федерального бюджета.
3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми
организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные
исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в
координации данных научных исследований.
4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных
отделений и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств
федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством
Российской Федерации источников.
Российская академия наук, ее региональные отделения
(Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское
отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской
академии наук) и отраслевые академии наук являются прямыми
получателями и главными распределителями средств федерального бюджета.
Порядок использования результатов научных исследований Российской
академии наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств
федерального бюджета, определяется законодательством Российской
Федерации.
Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно
представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации отчеты о проведенных научных исследованиях,
научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о
приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.
Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном
ими порядке ежегодно представляют в уполномоченные на то
государственные органы субъектов Российской Федерации, на территориях
которых расположены научные организации указанных академий наук,
информацию о проведенных за счет средств федерального бюджета научными
организациями указанных академий наук научных исследованиях,
представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской
Федерации (пункт 4 в ред. - Федерального закона от 19.07.98 г. N
111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30,
ст. 3607).
5. Научные организации, организации научного обслуживания и
социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и
отраслевых академий наук владеют, пользуются и распоряжаются
федеральным имуществом, переданным указанным организациям в
оперативное управление или в хозяйственное ведение в соответствии с
законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом
и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным
организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение,
утверждаются соответствующими академиями наук.
Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и
социальной сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество,
приобретенное указанными организациями за счет таких доходов,
поступают в самостоятельное распоряжение указанных организаций и
учитываются на отдельном балансе.
Научные организации, организации научного обслуживания и
социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук
имеют право сдавать в аренду без права выкупа временно не используемое
указанными организациями и находящееся в федеральной собственности
имущество, в том числе недвижимое, на основании решения
соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано с
соответствующим федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством Российской Федерации на управление и
распоряжение объектами федеральной собственности. Размер арендной
платы определяется договором и не должен быть ниже среднего размера
арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах
расположения таких организаций.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, в полном объеме учитываются в доходах федерального
бюджета и используются указанными организациями в качестве источника
дополнительного бюджетного финансирования содержания и развития их
материально-технической базы (пункт 5 в ред. - Федерального закона от
19.07.98 г. N 111-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, N 30, ст. 3607).
6. За академиями наук, их научными организациями и организациями
научного обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное
безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в
установленном порядке.
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
НАУЧНОЙ И (ИЛИ) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической
деятельностью
1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется на основе сочетания принципов государственного
регулирования и самоуправления.
2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, научные
организации и организации научного обслуживания и социальной сферы в
пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные
направления развития науки и техники, обеспечивают формирование
системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации
научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и
реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие
форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и
техники.
3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Органы государственной власти, учреждающие государственные
научные организации:
утверждают уставы государственных научных организаций;
осуществляют контроль за эффективным использованием и
сохранностью предоставленного государственным научным организациям
имущества;
осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
Руководители государственных научных организаций и научных
организаций академий наук, а также негосударственных научных
организаций назначаются (избираются) в соответствии с
законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
4. Ученые советы государственных научных организаций
разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития
государственных научных организаций гласно исходя из государственных
заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и
экономических интересов.
Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу
и использование научной и (или) научно-технической
продукции
1. Основной правовой формой отношений между научной организацией,
заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической
продукции, в том числе министерствами и иными федеральными органами
исполнительной власти, являются договоры (контракты) на создание,
передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции,
оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и
иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной
научной и (или) научно-технической деятельности и распределении
прибыли.
2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные
исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд.
В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным
органом - заказчиком и организацией - исполнителем.
Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, учредившие государственные научные
организации, вправе устанавливать для государственных научных
организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных
исследований и экспериментальных разработок.
3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или)
научно-техническими результатами определяются законодательством
Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами
(контрактами) сторон - субъектов научной и (или) научно-технической
деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической
продукции.
Статья 9. Информационное обеспечение научной
и (или) научнотехнической деятельности
1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют
право на обмен информацией, за исключением информации, содержащей
сведения, относящиеся к государственной, служебной или коммерческой
тайне.
2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание
федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники,
осуществляющих сбор, государственную регистрацию, аналитическую
обработку, хранение и доведение до потребителей научной и технической
информации, содействует изданию научной и научно-технической
продукции, приобретению научных журналов, книг, иных печатных изданий
о научных и (или) научно-технических результатах за пределами
территории Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной
и (или) научно-технической деятельности доступ к указанной информации,
право на ее приобретение и обеспечивает им доступ в международные
информационные фонды и системы в области науки и техники.
3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при
которых функционируют банки данных и базы данных научной и (или)
научно-технической информации, обеспечиваются сохранность указанных
банков данных и баз данных и передача их правопреемникам в
установленном порядке.
Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных
видов научной и (или) научно-технической
деятельности
Правительство Российской Федерации вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и
использования научных и (или) научно-технических результатов, которые
могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью
граждан, окружающей природной среде;
лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической
деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации
случаях ограничения на право использования отдельных научных и (или)
научно-технических результатов, распространяя на них режим секретности
и осуществляя надзор за его соблюдением;
вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным
видам научной и (или) научно-технической деятельности.
Глава IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Статья 11. Основные цели и принципы государственной
научно-технической политики
1. Основными целями государственной научно-технической политики
являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование
научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в
развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач,
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области
материального производства, повышение его эффективности и
конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и
защиты информационных ресурсов государства, укрепление
обороноспособности государства и безопасности личности, общества и
государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.
2. Государственная научно-техническая политика осуществляется
исходя из следующих основных принципов:
признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень
развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм общественных обсуждений
при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и
экспертизе научных и научно-технических программ и проектов,
реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных
исследований;
интеграция научной, научно-технической и образовательной
деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и
студентов образовательных учреждений высшего профессионального
образования в научных исследованиях и экспериментальных разработках
посредством создания учебно-научных комплексов на базе образовательных
учреждений высшего профессионального образования, научных организаций
академий наук, имеющих государственный статус, а также научных
организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной
власти;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в
области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки
и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности
посредством создания системы государственных научных центров и других
структур;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их
научно-технического потенциала;
развитие международного научного и научно-технического
сотрудничества Российской Федерации.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в области
формирования и реализации государственной
научно-технической политики
1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации
относятся:
разработка и проведение единой государственной научно-технической
политики;
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в
Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и
научно-технических программ и проектов, а также определение
федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их
выполнение;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за
счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях
стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и
использование ее результатов;
содействие развитию научной, научно-технической и инновационной
деятельности субъектов Российской Федерации;
управление государственными научными организациями федерального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим
программам и проектам, предусмотренным международными договорами
Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства
измерений, сертификации, научно-технической информации,
патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и
научно-технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области формирования и
реализации единой государственной научно-технической политики,
утверждает федеральные научные и научно-технические программы и
проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной
научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают
Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его
правопреемник совместно с Российской академией наук, отраслевыми
академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
Формирование и практическое осуществление государственной
политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности,
отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования
обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные
оборонные заказы.
2. К совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации относятся:
формирование экономического механизма осуществления
государственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования; размещение
объектов научно-технического потенциала и создание
инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
формирование рынков научной и (или) научно-технической
продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
формирование научно-технической базы научных организаций
федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской
Федерации;
разработка и реализация мер по социальной защите научных и
научно-технических работников, в том числе их материальное
обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-технического и
технологического развития;
международные научные связи. 3. К ведению органов государственной
власти субъектов
Российской Федерации относятся: участие в выработке и реализации
государственной
научно-технической политики; определение приоритетных направлений
развития науки и техники
в субъектах Российской Федерации; формирование научных и
научно-технических программ и проектов
субъектов Российской Федерации; финансирование научной и
научно-технической деятельности за
счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование
органов управления в сфере научной и
научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации и
межрегиональных органов;
управление государственными научными организациями регионального
значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
контроль за деятельностью государственных научных организаций
федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;
создание условий для более эффективного использования имеющихся
материальных и информационных ресурсов;
формирование межрегиональных и региональных фондов научного,
научно-технического и технологического развития;
осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными
законами к ведению органов государственной власти Российской
Федерации.
4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти
Российской Федерации при осуществлении своих полномочий
взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти
субъектов Российской Федерации в форме:
подготовки совместных предложений о совершенствовании
организационно-экономического механизма научной и инновационной
деятельности;
участия представителей соответствующих органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в составах научных и
координационных советов по проблемам науки и техники,
научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых
органами государственной власти Российской Федерации;
взаимной передачи отдельных полномочий на координацию
научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию
социальной сферы научных организаций.
Статья 13. Порядок формирования государственной
научнотехнической политики
1. Направления государственной научно-технической политики на
среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом
Российской Федерации на основе специального доклада Правительства
Российской Федерации, формируемого с учетом предложений субъектов
Российской Федерации.
2. Законодательный орган Российской Федерации ежегодно в
соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении в
Российской Федерации и предложениями Правительства Российской
Федерации определяет при утверждении федерального бюджета годовые
объемы средств, выделяемых для выполнения федеральных
научно-технических программ и проектов, объем финансирования научных
организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, а также
систему экономических льгот, стимулирующих эту деятельность.
3. Определение основных направлений государственной
научно-технической политики, научно-техническое прогнозирование, выбор
приоритетных направлений развития науки и техники, разработка
рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических
программ и проектов, об использовании достижений науки и техники
осуществляются в условиях гласности, с использованием различных форм
общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей
разрабатывается и реализуется соответствующими органами исполнительной
власти с привлечением хозяйствующих субъектов и их объединений с
учетом единой государственной научно-технической политики.
4. Государственная научно-техническая политика субъектов
Российской Федерации формируется и проводится при взаимодействии
органов государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная научно-техническая политика на региональном
уровне разрабатывается и реализуется органами государственной власти
субъектов Российской Федерации с учетом единой государственной
научно-технической политики и интересов регионов.
5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого
уровня научно-технического потенциала организаций, выпускающих
продукцию оборонного назначения, и других организаций в условиях
конверсии, оказывают экономическую, организационную, социальную и иную
поддержку их научным коллективам.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за
выполнение работ по федеральной научной и (или) научно-технической
программе, осуществляет по отношению к организациям оборонных
отраслей, работающим по указанной программе, функции государственного
заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной
поддержке.
Статья 14. Организация и проведение экспертиз
научной и научно-технической деятельности
1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации организуют
проведение экспертиз научных и научно-технических программ и проектов,
финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими
независимую экспертизу, другими организациями, а также экспертами с
участием представителей субъектов Российской Федерации, организаций,
финансирующих научную и (или) научно-техническую деятельность, при:
выборе приоритетных направлений государственной
научно-технической политики, а также развития науки и техники;
формировании научных и научно-технических программ и проектов;
проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических
программах и проектах, контроле за их осуществлением и использованием
полученных научных и (или) научно-технических результатов в экономике
государства.
3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности
не может участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в
ее результатах.
4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ
и проектов органы исполнительной власти Российской Федерации и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны
заблаговременно информировать население о безопасности, в том числе
экологической, об экономической и о социальной значимости создаваемых
производств и объектов, использующих достижения науки и техники.
5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации, в установленном порядке проводится обязательная
государственная экспертиза научно-технических программ и проектов.
Статья 15. Финансирование научной и (или)
научно-технической деятельности
1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической
деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности
источников финансирования. Финансирование этой деятельности
осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников (собственных
или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, а
также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Средства на финансирование научных исследований и
экспериментальных разработок гражданского назначения выделяются из
федерального бюджета в размере не менее четырех процентов расходной
части федерального бюджета.
(Приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 года действие
абзаца второго пункта 1 статьи 15 в части, не обеспеченной
финансированием из федерального бюджета, Федеральным законом от
24.12.2002 г. N 176-ФЗ - Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 52, ст. 5132).
2. Правительство Российской Федерации организует разработку и
исполнение федерального бюджета в части расходов на научные
исследования и экспериментальные разработки, определяет порядок
создания государственных фондов поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности, утверждает распределение
предусмотренных федеральным бюджетом средств на эти цели между
государственными заказчиками федеральных целевых программ,
федеральными органами исполнительной власти, научными организациями и
указанными государственными фондами.
3. Фундаментальные научные исследования финансируются
преимущественно за счет средств федерального бюджета. В целях
содействия инициативным проектам фундаментальных научных исследований,
отбираемым на основе конкурса, в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки научной
и (или) научно-технической деятельности.
4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные
прикладные научные исследования и экспериментальные разработки
финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств организаций, объединений, банков и других
хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут
финансироваться также научно-технические программы, сформированные и
реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических
соглашений, научно-технические программы создания новых техники и
технологии двойного применения.
5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет
средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,
региональных фондов поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций,
объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные
и научно-технические программы и проекты, результаты осуществления
которых могут быть использованы и в других регионах.
Совместное использование средств, выделенных из федерального
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
для финансирования научных исследований федерального значения,
осуществляется на долевых началах по согласованию между
соответствующими органами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
осуществляется государством на основе сочетания финансовой поддержки
научных организаций и целевого финансирования конкретных научных и
научно-технических программ и проектов.
7. В Российской Федерации действуют государственные (в том числе
федеральные), негосударственные и международные фонды поддержки
научной и (или) научно-технической деятельности.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, создают
государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности в форме учреждений или иных некоммерческих организаций,
деятельность которых финансируется за счет средств соответствующего
бюджета или иных источников, не запрещенных законодательством
Российской Федерации. Государственный фонд поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности является самоуправляемой организацией
и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации и уставом.
Государственные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности организуют независимую экспертизу
научных и научно-технических программ и проектов, представляемых
субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, и на
основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ
и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или)
научно-технической деятельности ведут раздельный учет средств,
выделяемых на реализацию деятельности, предусмотренной их уставами, и
на иные цели. Порядок выделения средств на финансирование научных и
научно-технических программ и проектов определяется уставами
государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической
деятельности (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. N 168-ФЗ -
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 1, ст. 20).
8. В федеральных органах исполнительной власти, коммерческих
организациях, а также в органах государственной власти субъектов
Российской Федерации могут создаваться внебюджетные фонды за счет
относимых на себестоимость производимой продукции отчислений
организаций для финансирования научных исследований и
экспериментальных разработок.
Порядок образования и использования внебюджетных фондов
федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций
определяется Правительством Российской Федерации, внебюджетных фондов
органов государственной власти субъектов Российской Федерации -
законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 8 в ред. -
Федерального закона от 17.12.98 г. N 189-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6271).
9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют
контроль за расходованием средств, выделенных из соответствующих
бюджетов или внебюджетных фондов на научную и (или) научно-техническую
деятельность, определяют формы и способы использования ее результатов.
10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может
осуществляться за счет грантов.
Гранты передаются научным работникам, научным организациям,
образовательным учреждениям высшего профессионального образования,
другим юридическим лицам и гражданам.
Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с
законодательством Российской Федерации или в случае их использования
на территории иностранного государства в соответствии с
законодательством этого государства, а также на условиях, на которых
эти гранты выделяются.
Статья 16. Международное научное и научно-техническое
сотрудничество Российской Федерации
1. Органы государственной власти Российской Федерации создают
необходимые условия для международного научного и научно-технического
сотрудничества.
Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе
вступать в международные научные и научно-технические организации и
объединения, участвовать в международных научных и научно-технических
программах и проектах, научных и научно-технических программах и
проектах иностранных государств, заключать договоры (контракты) и иные
соглашения с иностранными юридическими лицами на работу как в
Российской Федерации, так и за пределами территории Российской
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
На территории Российской Федерации в установленном порядке могут
создаваться научные организации и научные центры с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических
лиц.
2. Иностранные инвестиции в область науки и техники
осуществляются в порядке и в формах, которые предусмотрены
законодательством Российской Федерации.
3. Российская Федерация поддерживает научное и
научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на
основе соответствующих международных договоров Российской Федерации,
международных научных и научно-технических программ и проектов, а
также содействует расширению научно-технического сотрудничества
научных работников и научных и иных организаций.
Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая
наличие высокоинтегрированного научно-технического потенциала
Содружества Независимых Государств и других государств - бывших
республик СССР, сложившиеся научно-технические связи, содействуют
развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних и
двусторонних договоров с ними.
4. Органы государственной власти Российской Федерации
осуществляют контроль за передачей научных и (или) научно-технических
результатов, а также научной и (или) научно-технической продукции за
пределы территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом
законодательством Российской Федерации.
Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. О приведении нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской
Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального
закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
23 августа 1996 г.
N 127-ФЗ |