Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

             О МЕРАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
         СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
           РФ; ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОНИЖЕННЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ
           ВЗНОСОВ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
         ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЯЮЩИХ УСН; О
           ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО
         СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УСН НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА И
             ПОЭТАПНУЮ ОТМЕНУ ЕНВД; О ГАРАНТИЙНОМ ФОНДЕ,
            СОЗДАВАЕМОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
                         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           6 апреля 2011 г. 
                              N Д05-1016
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
     За  последние  годы  (2006  -  2009  гг.)  был  принят  ряд  мер,
направленных  на  стимулирование развития инновационной деятельности в
России.
     В дальнейшем основным вектором налоговой политики должна являться
реализация   стимулирующих   мер,   направленных   на  развитие  новых
производств,   модернизацию  существующих  и  повышение  инновационной
активности  в экономике, а также повышение роли имущественных налогов.
Меры   налоговой   политики  должны  оцениваться  с  точки  зрения  их
востребованности   экономическими   субъектами,  а  также  возможности
эффективного администрирования.
     В частности, предлагаются следующие меры:
     -  распространение  льготной  ставки страховых платежей в размере
14%  на  сектор  IT  (для  компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи
России),   проектные   и   научные   организации,   аккредитованные  в
Минпромторге    России    и    Минобрнауки    России,   и   резидентов
технико-внедренческих особых экономических зон;
     -   освобождение   от   налога  на  имущество  энергоэффективного
оборудования  (по  перечню  и  классам  энергоэффективности)  в  целях
стимулирования  модернизации  компаний  и  использования  современного
энергоэффективного оборудования;
     -  освобождение  от  налога  на  прибыль  организаций  дохода  от
реализации  ценных  бумаг,  не  обращающихся  на  организованном рынке
ценных  бумаг  или  включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок
инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не
менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
     -  освобождение  от  налога  на  прибыль организаций, оказывающих
услуги в сфере образования и здравоохранения;
     -  освобождение  от  налога  на  прибыль организаций отчислений в
пределах 3 - 5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для
госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
     -  оптимизация  механизма  администрирования  расходов  на НИОКР,
учитываемых   при   исчислении   налога   на   прибыль  организаций  с
коэффициентом 1,5;
     - упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
     Отмена  с  1 января 2010 г. единого социального налога и введение
страховых  взносов  в  государственные внебюджетные фонды ознаменовали
переход  от  налогового  к  страховому  принципу  формирования доходов
пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
     За  счет  бюджетов  Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального  страхования  Российской  Федерации и фондов обязательного
медицинского  страхования,  основным  источником  формирования которых
являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные   фонды,  осуществляется  финансирование  выплат  пенсий,
пособий и медицинской помощи.
     В  соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О
страховых   взносах  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд
социального   страхования   Российской   Федерации,  Федеральный  фонд
обязательного   медицинского   страхования   и  территориальные  фонды
обязательного  медицинского  страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N
213-ФЗ   "О   внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты
Российской   Федерации   и   признании   утратившими   силу  отдельных
законодательных  актов  (положений  законодательных  актов) Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах
в  Пенсионный  фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской  Федерации,  Федеральный  фонд  обязательного  медицинского
страхования   и   территориальные   фонды  обязательного  медицинского
страхования"   предусматривается   переход   к   страховым   принципам
формирования  системы  обязательного  социального  страхования,  в том
числе  установление  единого  для  всех  страхователей (работодателей)
тарифа  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное страхование в
размере  26%  от  выплат  работникам при увеличении совокупного тарифа
взносов  на  все  виды  обязательного  социального страхования до 34%.
Одновременно  с  этим  устанавливается  определенный уровень страховых
гарантий  застрахованным  лицам,  обеспечиваемый  за  счет поступлений
страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
     В  связи  с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов
указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений
компенсирующего характера.
     В  переходный  период  2011  -  2014  гг. для отдельных категорий
налогоплательщиков     (сельскохозяйственных     товаропроизводителей,
организаций     народных    художественных    промыслов,    резидентов
технико-внедренческих  зон  и  др.)  предусмотрены  пониженные  тарифы
страховых взносов.
     Также  сохранены  действующий  в  настоящее  время механизм учета
страховых  взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых
взносов   из  сумм  налогов,  уплачиваемых  по  специальным  налоговым
режимам.
     Таким  образом,  субъекты  малого и среднего предпринимательства,
осуществляющие     соответствующие     виды    деятельности,    смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
     При  этом  предусмотрено,  что  выпадающие доходы государственных
внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального
бюджета.
     Также  сообщаем,  что  в  соответствии  с  Федеральным законом от
28.12.2010  N  432-ФЗ  "О  внесении изменений в статью 58 Федерального
закона  "О  страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд  социального  страхования  Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного   медицинского   страхования   и  территориальные  фонды
обязательного  медицинского  страхования"  и  статью  33  Федерального
закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
в   течение   2011   -  2012  гг.  для  организаций  и  индивидуальных
предпринимателей,  работающих в производственной и социальной сферах и
применяющих  упрощенную  систему  налогообложения,  применяются ставки
страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%.
Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
     Соответствующий   вид   экономической   деятельности   признается
основным  видом  экономической  деятельности  при  условии,  что  доля
доходов  от  реализации  продукции  и (или) оказанных услуг по данному
виду  деятельности  составляет  не  менее  70 процентов в общем объеме
доходов.  Сумма  доходов  определяется  в  соответствии  с действующим
налоговым законодательством.
     Подтверждение    основного    вида   экономической   деятельности
организации   или  индивидуального  предпринимателя  осуществляется  в
порядке,  установленном  федеральным  органом  исполнительной  власти,
осуществляющим   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому  регулированию в сфере социального страхования. В
соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства    Российской    Федерации    от   30.06.2004   N   321,
Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому  регулированию  в  сфере социального страхования,
включая уплату страховых взносов.
     На основании изложенного для получения более подробной информации
считаем целесообразным обратиться в Минздравсоцразвития России.
     Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России подготовлены
и  направлены  в  Правительство  Российской  Федерации  предложения по
расширению   перечня  видов  деятельности,  для  которых  предусмотрен
переходный  период  по  уплате  страховых  взносов  в  государственные
внебюджетные  фонды, а также по источникам покрытия выпадающих доходов
государственных  внебюджетных фондов. Решение по данному вопросу будет
принято в течение 2011 г.
     В  настоящее  время  ко  второму  чтению  в  Государственной Думе
Федерального    Собрания   Российской   Федерации   готовится   проект
федерального  закона  "О  внесении изменений в статью 18 части первой,
часть   вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации,  некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых  законодательных  актов  (положений  законодательных  актов)
Российской Федерации" (далее - законопроект).
     Целью  законопроекта  является  налоговое стимулирование развития
малого  предпринимательства  на  основе  совершенствования  упрощенной
системы  налогообложения  индивидуальных  предпринимателей  на  основе
патента,  а  также  системы  налогообложения  для сельскохозяйственных
товаропроизводителей     (единого    сельскохозяйственного    налога),
упрощенной  системы  налогообложения  и системы налогообложения в виде
единого  налога  на вмененный доход для отдельных видов деятельности и
устранение  внутренних  противоречий  в  указанных  налоговых  режимах
исходя из практики их применения.
     Основные положения законопроекта состоят в следующем.
     Упрощенную       систему      налогообложения      индивидуальных
предпринимателей  на  основе патента предлагается выделить в отдельную
главу   "Патентная   система   налогообложения"   Налогового   кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
     С  1  января  2014  г.  налогообложение  в виде единого налога на
вмененный  доход  для  отдельных  видов  деятельности  исключается  из
перечня специальных налоговых режимов.
     Законопроектом  предусматривается  постепенное  сокращение  сферы
применения  системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог).
     С   1   января  2013  г.  из  перечня  видов  предпринимательской
деятельности,  которые могут быть переведены на уплату единого налога,
исключаются:
     розничная  торговля,  осуществляемая через магазины и павильоны с
площадью  торгового  зала  не  более  150 квадратных метров по каждому
объекту организации торговли;
     оказание   услуг   общественного  питания,  осуществляемых  через
объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания
посетителей   не  более  150  квадратных  метров  по  каждому  объекту
организации общественного питания.
     По указанным видам предпринимательской деятельности с 1 января по
31  декабря  2012  г.  устанавливается  ограничение по среднесписочной
численности работников в размере 50 человек.
     Согласно законопроекту патентная система налогообложения вводится
в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
     Так, перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении
которых   может   применяться   патентная   система   налогообложения,
переработан    (по    сравнению    с   действующим   перечнем):   виды
предпринимательской   деятельности   указаны  укрупненными  позициями,
дополнительно включены новые виды деятельности.
     Законами  субъектов  Российской  Федерации  также устанавливаются
размеры    потенциально    возможного   к   получению   индивидуальным
предпринимателем   годового   дохода   по   видам  предпринимательской
деятельности,  переводимым  на  патентную  систему  налогообложения, в
пределах  минимального (100 тыс. руб.) и максимального (500 тыс. руб.)
их   размеров.   Предусмотрена  ежегодная  индексация  ограничений  на
коэффициент-дефлятор.
     Переход   на  патентную  систему  налогообложения  осуществляется
индивидуальными предпринимателями добровольно.
     Патент   действует   на  территории  одного  субъекта  Российской
Федерации  и  выдается  по  выбору  индивидуального предпринимателя на
период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
     Налоговая   ставка   устанавливается   в   размере  6  процентов.
Налогоплательщиками  могут  являться  индивидуальные предприниматели с
числом занятых не более 10 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.
     Налогоплательщики  патентной  системы налогообложения освобождены
от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они
обязаны  вести  учет  доходов  от  реализации  в  книге учета доходов,
которая  представляется  в  налоговые  органы  при  уплате  оставшейся
стоимости патента.
     Законопроектом      устанавливается,      что      индивидуальные
предприниматели,   являющиеся  налогоплательщиками  патентной  системы
налогообложения,  могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты    с    использованием    платежных    карт   без   применения
контрольно-кассовой   техники   при   условии   выдачи  по  требованию
покупателя  (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого
документа),  подтверждающего прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу).
     В период 2012 - 2014 гг. одновременно будут действовать патентная
система  налогообложения  и  единый налог на вмененный доход, при этом
виды  предпринимательской  деятельности,  на  которые распространяются
указанные  системы налогообложения, во многом совпадают, в связи с чем
законопроектом     предусмотрено    самостоятельное    право    выбора
налогоплательщиком     между     данными     специальными     режимами
налогообложения.
     Такой  подход  позволит  во  время  переходного  периода провести
анализ     применения     налогоплательщиками     патентной    системы
налогообложения  и единого налога на вмененный доход, оценить динамику
перехода  налогоплательщиков с одной системы налогообложения на другую
и  в  случае  необходимости  вернуться к рассмотрению вопроса о сроках
отмены   единого   налога  на  вмененный  доход  для  отдельных  видов
деятельности.
     В  настоящее время государством принимаются меры, направленные на
увеличение  объемов  кредитования,  в  том  числе  субъектов  малого и
среднего предпринимательства.
     Минэкономразвития России с 2006 г. реализуется Программа создания
региональных    фондов    поручительств    (гарантийных   фондов)   по
обязательствам  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  и
предполагается  предоставление на конкурсной основе бюджетам субъектов
Российской  Федерации  субсидий  для  формирования  таких  гарантийных
фондов.
     В  соответствии  с требованиями, установленными Минэкономразвития
России,  гарантийный  фонд  -  юридическое  лицо, одним из учредителей
которого  является  субъект  Российской  Федерации  или орган местного
самоуправления,  созданное  для  целей  обеспечения  доступа субъектов
малого  и  среднего  предпринимательства  и организаций инфраструктуры
поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным
и  иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств
по  обязательствам  субъектов  малого и среднего предпринимательства и
инфраструктуры     поддержки     субъектов     малого    и    среднего
предпринимательства,  основанных  на  кредитных  договорах,  договорах
займа и лизинга.
     В  настоящее  время в субъектах Российской Федерации действуют 72
гарантийных фонда с общей капитализацией на начало текущего года около
21 млрд руб.
     Государственная  программа финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства реализуется Внешэкономбанком через ОАО "Российский
банк  развития"  (далее  -  ОАО  "РосБР")  по двум направлениям: через
банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки (микрофинансовые
организации,   кредитные   кооперативы,   факторинговые  и  лизинговые
компании, региональные венчурные фонды).
     Получить    финансовую    поддержку    может    предприятие   или
индивидуальный   предприниматель,   которые   относятся   к  категории
субъектов   малого  и  среднего  предпринимательства  и  соответствуют
стандартам     (условиям)     кредитования     малого    и    среднего
предпринимательства.
     В целях получения информации о конкретных условиях предоставления
кредита,    а    также    банках-участниках    необходимо   обратиться
непосредственно в ОАО "РосБР" (www.rosbr.ru).
     Также  отмечаем,  что в целях обеспечения стабильности банковской
системы    ряду   банков   предоставлены   субординированные   кредиты
(Газпромбанку,   Банку   ВТБ,   Россельхозбанку   и  другим  кредитным
организациям), что создает дополнительные возможности для кредитования
предприятий.
     Для получения кредитных средств на развитие производства, а также
для  погашения ранее предоставленных кредитов можно обратиться также в
иные кредитные организации.
     Также  сообщаем, что дополнительную информацию о формах поддержки
субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  можно получить на
Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по
адресу http://www.smb.gov.ru.

Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего 
предпринимательства
                                                         В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
6 апреля 2011 г. 
N Д05-1016
2003 - 2024 © НП "НПРС"