О МЕРАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РФ; ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПОНИЖЕННЫХ ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ
ВЗНОСОВ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ВЗНОСОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИМЕНЯЮЩИХ УСН; О
ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ УСН НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА И
ПОЭТАПНУЮ ОТМЕНУ ЕНВД; О ГАРАНТИЙНОМ ФОНДЕ,
СОЗДАВАЕМОМ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
6 апреля 2011 г.
N Д05-1016
(Д)
Департамент развития малого и среднего предпринимательства
Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает.
За последние годы (2006 - 2009 гг.) был принят ряд мер,
направленных на стимулирование развития инновационной деятельности в
России.
В дальнейшем основным вектором налоговой политики должна являться
реализация стимулирующих мер, направленных на развитие новых
производств, модернизацию существующих и повышение инновационной
активности в экономике, а также повышение роли имущественных налогов.
Меры налоговой политики должны оцениваться с точки зрения их
востребованности экономическими субъектами, а также возможности
эффективного администрирования.
В частности, предлагаются следующие меры:
- распространение льготной ставки страховых платежей в размере
14% на сектор IT (для компаний, прошедших аккредитацию в Минсвязи
России), проектные и научные организации, аккредитованные в
Минпромторге России и Минобрнауки России, и резидентов
технико-внедренческих особых экономических зон;
- освобождение от налога на имущество энергоэффективного
оборудования (по перечню и классам энергоэффективности) в целях
стимулирования модернизации компаний и использования современного
энергоэффективного оборудования;
- освобождение от налога на прибыль организаций дохода от
реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ "Рынок
инноваций и инвестиций", при условии срока владения такими бумагами не
менее 5 лет и размере владения не менее 10%;
- освобождение от налога на прибыль организаций, оказывающих
услуги в сфере образования и здравоохранения;
- освобождение от налога на прибыль организаций отчислений в
пределах 3 - 5% от выручки в "фонд" предстоящих расходов на НИОКР (для
госкомпаний обязательно, для остальных добровольно);
- оптимизация механизма администрирования расходов на НИОКР,
учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций с
коэффициентом 1,5;
- упрощение администрирования налогообложения физических лиц.
Отмена с 1 января 2010 г. единого социального налога и введение
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды ознаменовали
переход от налогового к страховому принципу формирования доходов
пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования.
За счет бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного
медицинского страхования, основным источником формирования которых
являются доходы от сбора страховых взносов в указанные государственные
внебюджетные фонды, осуществляется финансирование выплат пенсий,
пособий и медицинской помощи.
В соответствии с Федеральными законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд
социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и N
213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных
законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах
в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского
страхования" предусматривается переход к страховым принципам
формирования системы обязательного социального страхования, в том
числе установление единого для всех страхователей (работодателей)
тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа
взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%.
Одновременно с этим устанавливается определенный уровень страховых
гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений
страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В связи с повышением нагрузки на плательщиков страховых взносов
указанными Федеральными законами предусмотрен ряд переходных положений
компенсирующего характера.
В переходный период 2011 - 2014 гг. для отдельных категорий
налогоплательщиков (сельскохозяйственных товаропроизводителей,
организаций народных художественных промыслов, резидентов
технико-внедренческих зон и др.) предусмотрены пониженные тарифы
страховых взносов.
Также сохранены действующий в настоящее время механизм учета
страховых взносов в составе расходов и механизм вычета сумм страховых
взносов из сумм налогов, уплачиваемых по специальным налоговым
режимам.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства,
осуществляющие соответствующие виды деятельности, смогут
воспользоваться предлагаемыми льготами.
При этом предусмотрено, что выпадающие доходы государственных
внебюджетных фондов компенсируются за счет трансфертов из федерального
бюджета.
Также сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального
закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального
закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
в течение 2011 - 2012 гг. для организаций и индивидуальных
предпринимателей, работающих в производственной и социальной сферах и
применяющих упрощенную систему налогообложения, применяются ставки
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 26%.
Указанная экономическая деятельность классифицируется в соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
Соответствующий вид экономической деятельности признается
основным видом экономической деятельности при условии, что доля
доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному
виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме
доходов. Сумма доходов определяется в соответствии с действующим
налоговым законодательством.
Подтверждение основного вида экономической деятельности
организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в
порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В
соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321,
Минздравсоцразвития России является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования,
включая уплату страховых взносов.
На основании изложенного для получения более подробной информации
считаем целесообразным обратиться в Минздравсоцразвития России.
Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России подготовлены
и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по
расширению перечня видов деятельности, для которых предусмотрен
переходный период по уплате страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды, а также по источникам покрытия выпадающих доходов
государственных внебюджетных фондов. Решение по данному вопросу будет
принято в течение 2011 г.
В настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе
Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект
федерального закона "О внесении изменений в статью 18 части первой,
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации" (далее - законопроект).
Целью законопроекта является налоговое стимулирование развития
малого предпринимательства на основе совершенствования упрощенной
системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе
патента, а также системы налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога),
упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и
устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах
исходя из практики их применения.
Основные положения законопроекта состоят в следующем.
Упрощенную систему налогообложения индивидуальных
предпринимателей на основе патента предлагается выделить в отдельную
главу "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс).
С 1 января 2014 г. налогообложение в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности исключается из
перечня специальных налоговых режимов.
Законопроектом предусматривается постепенное сокращение сферы
применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности (далее - единый налог).
С 1 января 2013 г. из перечня видов предпринимательской
деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога,
исключаются:
розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с
площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому
объекту организации торговли;
оказание услуг общественного питания, осуществляемых через
объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания
посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту
организации общественного питания.
По указанным видам предпринимательской деятельности с 1 января по
31 декабря 2012 г. устанавливается ограничение по среднесписочной
численности работников в размере 50 человек.
Согласно законопроекту патентная система налогообложения вводится
в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации.
Так, перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении
которых может применяться патентная система налогообложения,
переработан (по сравнению с действующим перечнем): виды
предпринимательской деятельности указаны укрупненными позициями,
дополнительно включены новые виды деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются
размеры потенциально возможного к получению индивидуальным
предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской
деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения, в
пределах минимального (100 тыс. руб.) и максимального (500 тыс. руб.)
их размеров. Предусмотрена ежегодная индексация ограничений на
коэффициент-дефлятор.
Переход на патентную систему налогообложения осуществляется
индивидуальными предпринимателями добровольно.
Патент действует на территории одного субъекта Российской
Федерации и выдается по выбору индивидуального предпринимателя на
период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
Налогоплательщиками могут являться индивидуальные предприниматели с
числом занятых не более 10 человек, с годовым оборотом до 60 млн руб.
Налогоплательщики патентной системы налогообложения освобождены
от представления налоговой декларации в налоговые органы. При этом они
обязаны вести учет доходов от реализации в книге учета доходов,
которая представляется в налоговые органы при уплате оставшейся
стоимости патента.
Законопроектом устанавливается, что индивидуальные
предприниматели, являющиеся налогоплательщиками патентной системы
налогообложения, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)
расчеты с использованием платежных карт без применения
контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию
покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого
документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий
товар (работу, услугу).
В период 2012 - 2014 гг. одновременно будут действовать патентная
система налогообложения и единый налог на вмененный доход, при этом
виды предпринимательской деятельности, на которые распространяются
указанные системы налогообложения, во многом совпадают, в связи с чем
законопроектом предусмотрено самостоятельное право выбора
налогоплательщиком между данными специальными режимами
налогообложения.
Такой подход позволит во время переходного периода провести
анализ применения налогоплательщиками патентной системы
налогообложения и единого налога на вмененный доход, оценить динамику
перехода налогоплательщиков с одной системы налогообложения на другую
и в случае необходимости вернуться к рассмотрению вопроса о сроках
отмены единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности.
В настоящее время государством принимаются меры, направленные на
увеличение объемов кредитования, в том числе субъектов малого и
среднего предпринимательства.
Минэкономразвития России с 2006 г. реализуется Программа создания
региональных фондов поручительств (гарантийных фондов) по
обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и
предполагается предоставление на конкурсной основе бюджетам субъектов
Российской Федерации субсидий для формирования таких гарантийных
фондов.
В соответствии с требованиями, установленными Минэкономразвития
России, гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей
которого является субъект Российской Федерации или орган местного
самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов
малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным
и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств
по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и
инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства, основанных на кредитных договорах, договорах
займа и лизинга.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации действуют 72
гарантийных фонда с общей капитализацией на начало текущего года около
21 млрд руб.
Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего
предпринимательства реализуется Внешэкономбанком через ОАО "Российский
банк развития" (далее - ОАО "РосБР") по двум направлениям: через
банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки (микрофинансовые
организации, кредитные кооперативы, факторинговые и лизинговые
компании, региональные венчурные фонды).
Получить финансовую поддержку может предприятие или
индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории
субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствуют
стандартам (условиям) кредитования малого и среднего
предпринимательства.
В целях получения информации о конкретных условиях предоставления
кредита, а также банках-участниках необходимо обратиться
непосредственно в ОАО "РосБР" (www.rosbr.ru).
Также отмечаем, что в целях обеспечения стабильности банковской
системы ряду банков предоставлены субординированные кредиты
(Газпромбанку, Банку ВТБ, Россельхозбанку и другим кредитным
организациям), что создает дополнительные возможности для кредитования
предприятий.
Для получения кредитных средств на развитие производства, а также
для погашения ранее предоставленных кредитов можно обратиться также в
иные кредитные организации.
Также сообщаем, что дополнительную информацию о формах поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства можно получить на
Федеральном портале поддержки малого и среднего предпринимательства по
адресу http://www.smb.gov.ru.
Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
В.Ю.МЕЛЬНИКОВ
6 апреля 2011 г.
N Д05-1016 |