ГОРОД МОСКВА
ЗАКОН
ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Настоящий Закон регулирует инновационную деятельность в городе
Москве, устанавливает порядок формирования, утверждения и реализации
инновационной политики органов государственной власти города Москвы с
целью обеспечения устойчивого развития экономики города Москвы за счет
перехода к инновационному пути развития на основе принятых
приоритетов.
Глава 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на отношения,
возникающие при осуществлении инновационной деятельности в городе
Москве (далее - инновационная деятельность), при формировании и
реализации инновационной политики города Москвы субъектами
инновационной деятельности, субъектами инфраструктуры инновационной
деятельности, органами государственной власти города Москвы и
общественными организациями, деятельность которых связана с
образованием, наукой и промышленностью.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные
понятия:
а) инновационная деятельность - деятельность, направленная на
внедрение научно-технических или научно-технологических достижений в
технологические процессы, новые или усовершенствованные товары,
услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках;
б) продукция инновационной деятельности - внедренные
научно-технические или научно-технологические достижения, освоенные в
производстве новые или усовершенствованные товары, услуги или
технологические процессы;
в) инновационная политика города Москвы - скоординированный
комплекс мер органов государственной власти города Москвы,
направленный на законодательное, экономическое, информационное,
организационно-распорядительное обеспечение в области инновационной
деятельности и учитывающий инновационную политику федеральных органов
государственной власти, интересы субъектов науки и производства и
приоритетные проблемы социально-экономического развития города Москвы;
г) инновационная программа (проект) - увязанный по цели, задачам,
ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий,
обеспечивающий разработку, производство и реализацию инновационной
продукции;
д) инновационная программа города Москвы (комплексная программа
инноваций) - комплекс инновационных программ (проектов), направленный
на реализацию инновационной политики города Москвы;
е) субъект инновационной деятельности - организация любой
организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая
инновационную деятельность;
ж) субъект инфраструктуры инновационной деятельности -
организация любой организационно-правовой формы и формы собственности,
оказывающая услуги по созданию, производству и реализации продукции
инновационной деятельности;
з) инновационная система города Москвы - совокупность
взаимодействующих на единых институциональных принципах субъектов
инновационной деятельности и ее инфраструктуры, а также органов
государственной власти города Москвы, обеспечивающих реализацию
государственной инновационной политики. Инновационная система -
система регулирования, координации и контроля инновационной
деятельности;
и) меры поддержки инновационной деятельности - совокупность
законодательных, экономических и организационных действий органов
государственной власти города Москвы, направленных на создание
благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности;
к) целевой бюджетный инновационный фонд - фонд денежных средств,
образуемый в соответствии с законодательством в составе бюджета города
Москвы за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых
отчислений от конкретных видов доходов, или иных поступлений.
Статья 3. Правовые основы инновационной деятельности
Инновационная деятельность осуществляется на основании
Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых
актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и
иных правовых актов города Москвы.
Глава 2.
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 4. Инновационная политика города Москвы
1. Инновационная политика города Москвы основывается на следующих
принципах:
а) комплексность - учет всех экономических, технологических,
производственных, ресурсных, правовых, экологических, инвестиционных,
рыночных и иных факторов, определяющих социально-экономическое
развитие города Москвы;
б) системность - формирование инновационных комплексов
предприятий, объединенных технологической цепочкой производства
высокотехнологической продукции, конкурентоспособной на внешнем и
внутреннем рынках;
в) адресность - формирование целей на уровне конкретных
макроэкономических показателей, характеризующих конкурентоспособность
экономики города Москвы;
г) реализация мероприятий при осуществлении инновационной
политики города Москвы на конкурсной основе.
2. Инновационная политика города Москвы направлена на решение
следующих задач:
а) создание условий, направленных на реализацию научных
исследований и разработок, научно-технических или
научно-технологических достижений в новые или усовершенствованные
товары, услуги или технологические процессы по приоритетным проблемам
социально-экономического развития города Москвы;
б) концентрация производственного и интеллектуального потенциала,
материальных и финансовых ресурсов на направлениях с высокой степенью
готовности инновационного продукта;
в) поэтапное повышение производственного и интеллектуального
потенциала города Москвы, ориентированного на создание "высоких" и
наукоемких технологий и обеспечивающего производство
конкурентоспособной продукции инновационной деятельности;
г) ориентирование на отечественные научно-технологические,
интеллектуальные и производственные ресурсы;
д) развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых
производств;
е) подготовка кадров для инновационной деятельности;
ж) создание центров для привлечения молодежи в инновационное
предпринимательство;
з) формирование инновационной культуры в обществе с
использованием СМИ и сайта Интернет;
и) обеспечение занятости городского населения;
к) содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов
с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего
зарубежья;
л) равенство прав и ответственности всех субъектов инновационной
деятельности.
3. Инновационная политика города Москвы определяет:
а) приоритетные направления инновационной деятельности;
б) приоритетные виды продукции инновационной деятельности;
в) объекты государственного регулирования инновационной
деятельности;
г) способы государственной поддержки субъектов инновационной
деятельности;
д) источники финансирования инновационной деятельности.
Статья 5. Формирование инновационной политики
города Москвы
1. Инновационная политика города Москвы разрабатывается
Правительством Москвы на среднесрочный и долгосрочный периоды в
соответствии с показателями и положениями Программы
социально-экономического развития города Москвы.
2. К формированию инновационной политики города Москвы
привлекаются:
а) представители субъектов инновационной деятельности или их
объединений;
б) представители субъектов инфраструктуры инновационной
деятельности или их объединений;
в) представители общественных организаций и их объединений,
деятельность которых связана с образованием, наукой и промышленностью.
Статья 6. Основы реализации инновационной политики
города Москвы
1. Правительство Москвы обеспечивает реализацию инновационной
политики города Москвы, в том числе:
а) разработку концепции инновационной политики города Москвы;
б) формирование инновационной системы города Москвы;
в) управление долями города Москвы в имуществе субъектов
инновационной деятельности;
г) принятие совместных решений с федеральными органами власти,
органами власти других субъектов Российской Федерации;
д) заключение Правительством Москвы межгосударственных и
межрегиональных соглашений в области инновационной деятельности в
пределах своей компетенции;
е) принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и
предпринимателей в рамках системы социального партнерства.
2. Для повышения эффективности реализации инновационной политики
города Москвы при Правительстве Москвы формируется Экспертный совет по
развитию инновационной деятельности в городе Москве.
Глава 3.
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ГОРОДА МОСКВЫ
Статья 7. Цели, задачи и функции инновационной системы
1. Инновационная система города Москвы формируется с целью
обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных
условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
2. Задачей инновационной системы города Москвы является создание
механизма приоритетного развития высокотехнологичных секторов
промышленности города Москвы, формирующих
производственно-технологические условия повышения:
а) конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках продукции
промышленного комплекса города Москвы;
б) качественного уровня работы инфраструктуры городского
хозяйства в соответствии с международными стандартами.
3. Функции инновационной системы города Москвы:
а) формирование технологических цепочек производства наукоемкой
продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, на
основе отечественных разработок;
б) научно-техническое обеспечение инновационного развития
экономики города;
в) содействие развитию малого инновационного бизнеса и его
взаимодействию с промышленностью города;
г) развитие схем прямого и косвенного финансового обеспечения
инновационного развития экономики города;
д) нормативно-правовое обеспечение инновационного развития города
- стимулирование заинтересованности и обеспечение защиты прав
предпринимателей, инвесторов, ученых, конструкторов, юридических лиц
других субъектов инновационной деятельности;
е) формирование систем подготовки специалистов для работы в
инновационной сфере;
ж) формирование органов управления инновационным процессом
развития города.
Статья 8. Координация инновационной деятельности
1. Координация инновационной деятельности осуществляется при
формировании инновационной политики города Москвы и ее реализации
через инновационные программы (проекты) и мероприятия, предусмотренные
Комплексной программой инноваций на среднесрочный и долгосрочный
периоды.
2. Комплексная программа инноваций разрабатывается в соответствии
с основными положениями инновационной политики города Москвы с учетом
конкретных целей, являющихся приоритетными на период ее действия, и
должна содержать:
а) задачи на определенный период;
б) контролируемые показатели;
в) инновационные программы (проекты) и отдельные мероприятия (при
необходимости);
г) меры поддержки, предоставляемые субъектам инновационной
деятельности и субъектам инфраструктуры инновационной деятельности
органами государственной власти города Москвы;
д) источники и объемы финансирования.
3. Комплексная программа инноваций разрабатывается органом
исполнительной власти города Москвы, ответственным за координацию
инновационной деятельности, принимается Правительством Москвы и
публикуется в средствах массовой информации для сведения
заинтересованных физических лиц, субъектов инновационной деятельности,
субъектов инфраструктуры инновационной деятельности и общественных
организаций.
4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в
сфере инновационной деятельности не должны быть использованы для
создания препятствий свободному перемещению капиталов, технологий и
ресурсов, а также ограничений конкуренции между субъектами
инновационной деятельности.
5. Принятие решений о государственной адресной поддержке
субъектов инновационной деятельности должно содействовать развитию
конкуренции, увеличению рабочих мест или сохранению уровня занятости
населения и осуществляться с учетом требований антимонопольного
законодательства.
6. Критерии, определяющие необходимость поддержки и порядок
реализации форм государственной поддержки инновационной деятельности,
устанавливаются Правительством Москвы.
7. Органы государственной власти города Москвы оказывают
всемерное содействие созданию региональных (московских) и
межрегиональных объединений субъектов инновационной деятельности, а
также субъектов инфраструктуры инновационной деятельности, в том числе
финансово-промышленных групп, деятельность которых направлена на
освоение и выпуск продукции инновационной деятельности, устанавливая
для них соответствующие льготы и предоставляя им поддержку в
соответствии с положениями настоящего Закона.
Статья 9. Формы государственной поддержки
инновационной деятельности
1. Государственная поддержка инновационной деятельности
осуществляется в следующих формах:
а) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и
внедрения инноваций;
б) предоставление в соответствии с законодательством города
Москвы о долговых обязательствах гарантий города Москвы под кредиты,
выделяемые для реализации инновационных программ (проектов);
в) предоставление различного вида льгот и преференций;
г) оказание финансовой поддержки;
д) стимулирование повышения спроса на продукцию инновационной
деятельности;
е) содействие продвижению продукции инновационной деятельности на
внутреннем и внешнем рынках.
2. Правовыми актами города Москвы могут быть установлены и иные
формы государственной поддержки инновационной деятельности.
3. Льготы по налогам, сборам и другим обязательным платежам в
бюджет города Москвы устанавливаются законами города Москвы.
Статья 10. Финансовое обеспечение инновационной
деятельности
1. Финансовое обеспечение инновационной деятельности основывается
на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Финансирование этой деятельности может осуществляться за счет средств
федерального бюджета, бюджета города Москвы, внебюджетных источников
(собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их
объединений, а также средств заказчиков работ), иных источников в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством города Москвы.
2. Комплексные программы инноваций могут финансироваться за счет
средств бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных
образований в городе Москве, региональных фондов поддержки научной,
научно-технической и инновационной деятельности и в порядке долевого
участия за счет средств организаций, их объединений, банков и других
хозяйствующих субъектов.
За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том
числе в порядке долевого участия, наиболее важные московские научные и
научно-технические, и инновационные программы, и проекты, результаты
осуществления которых могут быть использованы и в других регионах.
Совместное использование средств, выделенных из федерального
бюджета, бюджета города Москвы и местных бюджетов на финансирование
научных исследований и инновационных программ федерального значения,
осуществляется на долевых началах по согласованию между
соответствующими органами Российской Федерации, Правительством Москвы
и органами местного самоуправления.
3. Правительство Москвы осуществляет контроль за целевым
использованием средств, выделенных из бюджета города Москвы на научную
и (или) научно-техническую деятельность, определяет формы и способы
использования ее результатов.
4. Для финансирования инновационной деятельности Правительством
Москвы формируется система бюджетного кредитования.
5. Правительство Москвы формирует систему льготного
налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные
проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
Статья 11. Целевой бюджетный инновационный фонд
В целях содействия развитию инновационной деятельности в составе
бюджета города Москвы может быть образован целевой бюджетный
инновационный фонд.
Глава 4.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его
официального опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
7 июля 2004 г.
N 45 |