I. Общие положения
1. Методические рекомендации по признанию результатов
интеллектуальной деятельности единой технологией (далее - Методические
рекомендации), разработанные в соответствии с законодательством
Российской Федерации, определяют порядок и документальное оформление
идентификации результата научно-технической деятельности (далее -
РНТД) как единой технологии и признания результатов интеллектуальной
деятельности (далее - РИД) единой технологией, осуществляемых с целью
обеспечения результату научно-технической деятельности правового
режима единой технологии и определения прав и обязанностей
правообладателя, вытекающих из норм ст. 1542 ГК.
Настоящие Методические рекомендации применяются к отношениям,
связанным с созданием, правовой охраной, использованием единых
технологий, получаемых в ходе выполнения научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР) за
счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов
субъектов Российской Федерации, выделяемых для оплаты работ по
государственным контрактам, по другим договорам, для финансирования по
сметам доходов и расходов или в виде субсидий.
2. Правовое регулирование отношений, связанных с единой
технологией, осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации
<*> и Федеральным законом от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на
единые технологии" <**>.
--------------------------------
<*> "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (ч. I), ст.
5496; "Собрание законодательства РФ", 10.11.2008, N 45, ст. 5147.
<**> "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. I), ст.
6239.
Из положений п. 1 ст. 1240 ГК РФ следует, что единая технология -
это один из видов сложного объекта, включающего несколько охраняемых
результатов интеллектуальной деятельности.
Согласно ст. 1542 единой технологией в смысле главы 77 ГК РФ
признается выраженный в объективной форме результат научно-технической
деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения,
полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие
результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в
соответствии с правилами настоящего раздела, и может служить
технологической основой определенной практической деятельности в
гражданской или военной сфере (единая технология). В состав единой
технологии могут входить также результаты интеллектуальной
деятельности, не подлежащие правовой охране на основании правил
настоящего раздела, в том числе технические данные, другая информация.
Отношения субъектов научно-технической деятельности и
потребителей ее результатов регулируются Федеральным законом от 23
августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической
политике", давшим определение основных понятий в сфере научной
(научно-исследовательской) и научно-технической деятельности.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности,
которые входят в состав единой технологии, признаются и подлежат
защите в соответствии с правилами четвертой части Гражданского
кодекса. Право использовать результаты интеллектуальной деятельности в
составе единой технологии как в составе сложного объекта (статья 1240
ГК РФ) принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии
(право на технологию) на основании договоров с обладателями
исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности,
входящие в состав единой технологии. В состав единой технологии могут
входить также охраняемые результаты интеллектуальной деятельности,
созданные самим лицом, организовавшим ее создание.
Правила главы 77 ГК РФ применяются к отношениям, связанным с
правом на технологию гражданского, военного, специального или двойного
назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального
бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых для
оплаты работ по государственным контрактам, по другим договорам, для
финансирования по сметам доходов и расходов, а также в виде субсидий.
Указанные правила не применяются к отношениям, возникающим при
создании единой технологии за счет или с привлечением средств
федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации на
возмездной основе в форме бюджетного кредита.
К данным отношениям как к гражданско-правовым отношениям
применяются также положения частей первой, второй и третьей ГК РФ. В
главе 77 ГК РФ содержатся бланкетные нормы, предполагающие принятие
иных нормативных правовых актов и применение положений других глав
четвертой части ГК РФ к отношениям, связанным с правом на единую
технологию.
Согласно ст. 1544 ГК РФ лицо, которому в соответствии с законом
принадлежит право на технологию, обязано незамедлительно принимать
предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для
признания за ним и получения прав на результаты интеллектуальной
деятельности, входящие в состав единой технологии (подавать заявки на
выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов
интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей
информации режим сохранения тайны, заключать договоры об отчуждении
исключительных прав и лицензионные договоры с обладателями
исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной
деятельности, входящие в состав единой технологии, и принимать иные
подобные меры, если такие меры не были приняты до создания технологии
или в процессе ее создания. В случаях, когда Гражданский кодекс
допускает различные способы правовой охраны результатов
интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии,
лицо, которому принадлежит право на технологию, выбирает тот способ
правовой охраны, который в наибольшей степени соответствует его
интересам и обеспечивает практическое применение единой технологии.
Лицо, которому в соответствии со статьей 1544 ГК РФ принадлежит
право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение
(внедрение). Такую же обязанность в соответствии со ст. 1545 ГК РФ
несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это
право в соответствии с правилами Гражданского кодекса.
В случаях, когда в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1546 ГК РФ
право на технологию принадлежит Российской Федерации или субъекту
Российской Федерации, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 2
статьи 1544 ГК РФ принять меры для признания за ним и получения прав
на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности для
последующей передачи этих прав соответственно Российской Федерации и
субъекту Российской Федерации.
Согласно ст. 1550 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом,
лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению
распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично
другим лицам по договору или по иной сделке, в том числе по договору
об отчуждении этого права, по лицензионному договору либо по иному
договору, содержащему элементы договора об отчуждении права или
лицензионного договора. Право на технологию передается одновременно в
отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в
состав единой технологии как единое целое. Передача прав на отдельные
результаты из числа указанных результатов (на часть технологии)
допускается лишь в случаях, когда часть единой технологии может иметь
самостоятельное значение в соответствии с пунктом 5 статьи 1549 ГК РФ.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 284-ФЗ "О передаче прав на
единые технологии" регулирует отношения по распоряжению правами на
единые технологии гражданского, военного, специального или двойного
назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту
Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту
Российской Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе
проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на
единые технологии без проведения конкурсов или аукционов. Положения
Федерального закона распространяются также на отношения по
распоряжению правами на части единых технологий в случае, если части
единых технологий могут иметь самостоятельное значение в соответствии
с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
При идентификации РНТД как единой технологии и признании РИД
единой технологией необходимо принимать во внимание нормативные
правовые акты, регулирующие отношения, связанные с вовлечением в
хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности,
созданными за счет или с привлечением средств федерального бюджета
(см. Приложение 1)
3. Под идентификацией результата научно-технической деятельности
как единой технологии понимается выявление среди результатов НИОКТР
такого результата, признаки которого соответствуют юридическим
признакам единой технологии и в отношении которого может быть принято
решение о признании совокупности результатов интеллектуальной
деятельности, включенных в его состав, сложным объектом в виде единой
технологии. Идентификация РНТД как единой технологии - это процесс
легального (соответствующего принятым нормам права, на законных
основаниях) установления тождественности характеристик полученного
результата научно-технической деятельности признакам единой
технологии.
Под признанием результатов научно-технической деятельности единой
технологией понимается документально оформленное волеизъявление <*> о
том, что результаты интеллектуальной деятельности, включенные в
результат научно-технической деятельности, образуют сложный объект в
виде единой технологии. Признание РНТД единой технологией означает
возложение на лицо, которому принадлежит право на единую технологию,
обязанности по признанию и приобретению прав на результаты
интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии и
выполнение иных обязанностей, вытекающих из правового режима единой
технологии. Признание РНТД единой технологией означает согласие на
приобретение прав и принятие обязанностей, вытекающих из правового
режима единой технологии.
--------------------------------
<*> Изъявление согласия.
4. Методические рекомендации предназначены для применения
организациями, выполняющими НИОКТР (исполнителями, головными
исполнителями, соисполнителями, субподрядчиками), в т.ч. для
государственных нужд; государственными заказчиками; заказчиками;
органами исполнительной власти; специализированными организациями;
организациями, уполномоченными заказчиками или государственными
заказчиками в установленном порядке осуществлять приемку результатов
НИОКТР, мониторинг выполнения НИОКТР, федеральных целевых программ;
иными организациями, а также специалистами, выступающими в качестве
экспертов. Методические рекомендации могут также применяться
контрольными и надзорными органами в целях осуществления установленных
полномочий, а также сторонами договора о выполнении дополнительных
работ по доведению единой технологии до стадии практического
применения с учетом потребностей заинтересованного лица.
Для урегулирования отношений, связанных с конкретными РНТД, еще
до начала выполнения НИОКТР или дополнительных работ по доведению
единой технологии до стадии практического применения с учетом
потребностей заинтересованного лица (далее - дополнительных работ),
рекомендуется в конкурсной документации, государственных контрактах,
договорах, технических заданиях, бюджетных заданиях, заданиях
учредителя автономного учреждения, приказах и (или) распоряжениях,
издаваемых федеральными органами исполнительной власти или органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, и иных
документах, являющихся основанием для выполнения и (или) приемки
НИОКТР либо дополнительных работ, заранее предусматривать требование
создать результат научно-технической деятельности, соответствующий
признакам единой технологии и который возможно идентифицировать как
единую технологию. Эти требования могут быть изложены, например, в
техническом задании в части требований, предъявляемых к ожидаемым
результатам НИОКТР либо дополнительных работ. Указанные в настоящем
пункте документы могут также включать отсылку к настоящим Методическим
рекомендациям.
Указанные документы в соответствии с правосубъектностью сторон и
нормами главы 77 ГК РФ могут определить, на какую из сторон будут
возложены обязанность осуществить идентификацию РНТД как единой
технологии и правомочие осуществить признание РНТД единой технологией,
а также определить соответствующее лицо, уполномоченное принимать
решение, издавать приказ о признании РНТД единой технологии (далее -
уполномоченное лицо). Указанные документы могут также определить
последствия несогласия какой-либо стороны с результатами идентификации
РНТД как единой технологии, порядок (в том числе досудебный)
разрешения споров.
|