II. Организация и проведение идентификации РНТД
как единой технологии
5. Работы по идентификации РНТД как единой технологии могут быть
выполнены как независимая задача, так и в виде одного из этапов
проведения следующих работ:
- сдача-приемка результатов НИОКТР;
- инвентаризация прав на результаты научно-технической
деятельности, в том числе инициативная инвентаризация;
- научная, научно-техническая или судебная экспертиза.
6. Для проведения идентификации РНТД приказом руководителя
организации создается экспертная комиссия из числа сведущих лиц,
квалифицированных специалистов в области соответствующего
научно-технического направления и интеллектуальной собственности,
утверждается регламент работы экспертной комиссии, порядок
взаимодействия подразделений и предоставления необходимой информации
экспертной комиссии. Экспертная комиссия может действовать на
постоянной основе, в этом случае рекомендуется утвердить план работ
экспертной комиссии на предстоящий период.
Полномочиями экспертной комиссии может быть наделен уже
существующий в организации коллегиальный совещательный орган, в т.ч.
постоянно действующий (например, научно-технический совет или его
секция, комиссия или совет по рассмотрению предложений по подаче
заявок на выдачу патента на служебные объекты патентного права,
предложений по охране сведений в режиме коммерческой тайны как секрет
производства (ноу-хау), по рассмотрению вопросов по вознаграждению
авторам, по инвентаризации РНТД и (или) РИД, нематериальных активов и
т.п.).
Результаты идентификации РНТД экспертная комиссия представляет на
рассмотрение научно-техническому (научному, ученому) совету, который
своим решением может рекомендовать руководителю утвердить
подготовленное экспертной комиссией отрицательное заключение или
заключение о соответствии РНТД признакам единой технологии и о наличии
оснований для принятия решения о признании результатов
интеллектуальной деятельности единой технологией, а также
рекомендовать руководителю принять решение о признании результатов
интеллектуальной деятельности единой технологией.
7. При проведении работ по идентификации РНТД как единой
технологии в рамках сдачи-приемки результатов НИОКТР следует
руководствоваться соответствующей процедурой сдачи-приемки результатов
НИОКТР, установленной нормативными актами и государственным
контрактом, договором.
В случае создания по государственному контракту таких
охраноспособных РИД, как изобретения, полезные модели, промышленные
образцы, нормы п. 2 ст. 1373 ГК РФ установили требование к исполнителю
направлять государственному заказчику письменное уведомление о
получении результата интеллектуальной деятельности, способного к
правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или
промышленного образца. Письменное уведомление государственному
заказчику рекомендуется подготавливать с учетом результатов работы
экспертной комиссии по идентификации РНТД как единой технологии.
8. При проведении работ по идентификации РНТД как единой
технологии в рамках инвентаризации прав на результаты
научно-технической деятельности (далее - инвентаризация) порядок и
документальное оформление результатов работ должен соответствовать
Положению об инвентаризации прав на результаты научно-технической
деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14
января 2002 г. N 7.
Обязательная или инициативная инвентаризация проводится рабочей
инвентаризационной комиссией, создаваемой руководителем организации,
выполняющей НИОКТР. Инвентаризация включает следующие мероприятия:
осуществление научно-технического, правового и экономического
анализа результатов научно-технической деятельности с целью выявления
объектов исключительных прав, потенциально охраноспособных РНТД,
которые не могут являться объектами исключительных прав (далее -
выявленные результаты научно-технической деятельности);
идентификация субъектов прав на выявленные результаты
научно-технической деятельности;
разработка рекомендаций по получению правовой охраны на
выявленные результаты научно-технической деятельности и их
использованию в гражданском обороте (по каждому выявленному
результату).
Согласно пп. 10 - 12 Методических рекомендаций по инвентаризации
прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены
распоряжением Минимущества России, Минпромнауки России, Минюста России
от 22 мая 2002 г. N 1272-р/Р-8/149) научно-технический, правовой и
экономический анализ РНТД осуществляется рабочей инвентаризационной
комиссией путем проверки документов, подтверждающих права
правообладателя, документов, связанных с выполнением НИОКТР, первичных
учетных документов, иных документов и сведений.
Целью научно-технического анализа является выявление РНТД.
Целью правового анализа является определение правообладателя на
каждый выявленный РНТД, включая установление действительности
документов, подтверждающих права правообладателя.
Целью экономического анализа является определение коммерческой
ценности и перспектив коммерческой реализации выявленных РНТД и прав
на них.
Идентификация субъектов прав на выявленные РНТД осуществляется по
результатам проведенного правового анализа документов и сведений,
указанных в п. 10 Методических рекомендаций по инвентаризации прав на
результаты научно-технической деятельности.
Экспертная комиссия может быть включена в состав рабочей
инвентаризационной комиссии с целью проведения научно-технического и
правового анализа РНТД на предмет их идентификации как единой
технологии. Рекомендации по получению правовой охраны на выявленные
результаты научно-технической деятельности и их использование
инвентаризационная комиссия основывает на заключении экспертной
комиссии.
9. В случае проведения работ по идентификации РНТД как единой
технологии в виде научной, научно-технической экспертизы
организационные условия и порядок идентификации РНТД определяются
заключенным с третьим лицом договором, в рамках которого такая
экспертиза проводится. Такие работы и экспертиза не имеют правовой
регламентации и проводятся экспертом, исходя из собственных
специальных знаний и квалификации.
10. Работы по идентификации РНТД как единой технологии
рекомендуется проводить, когда необходимо выявить возможность
признания едиными технологиями созданных или полученных РНТД, не
только в течение, но и по окончании выполнения НИОКТР (в т.ч. для
государственных нужд) или дополнительных работ.
В частности, идентификацию РНТД как единой технологии
рекомендуется проводить в следующие периоды:
- перед подачей заявок на конкурсы на право выполнения НИОКТР;
- перед заключением с соисполнителями-субподрядчиками НИОКТР
договоров на выполнение НИОКТР, лицензионных договоров, договоров об
отчуждении исключительных прав на РИД и иных договоров;
- во время проведения НИОКТР за счет или с привлечением средств
федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации,
выделяемых для оплаты работ по государственным контрактам, по другим
договорам, для финансирования по сметам доходов и расходов или в виде
субсидий;
- после получения письменного уведомления автора-работника о
создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или
конкретного задания работодателя такого результата (служебное
изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец
или служебное селекционное достижение), в отношении которого возможна
правовая охрана;
- перед приемкой результатов работ соисполнителей-субподрядчиков
НИОКТР, а также по ее завершении;
- перед подготовкой отчетной документации о выполнении НИОКТР, в
т.ч. письменных уведомлений в адрес государственного заказчика о
получении результата интеллектуальной деятельности, способного к
правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или
промышленного образца, отчетов о НИОКТР;
- по окончании приемки результатов НИОКТР;
- перед подготовкой и направлением в установленном порядке
сведений в рамках государственного учета результатов
научно-технической деятельности гражданского назначения для внесения в
базы данных заказчиков и регистрации РНТД;
- при подготовке сведений для ведения бухгалтерского учета и
подготовке бухгалтерской отчетности;
- при оспаривании прав на единую технологию или исключительных
прав на РИД в ее составе;
- по истечении шести месяцев после окончания работ по созданию
единой технологии в случае, когда лицо, организовавшее создание единой
технологии (исполнитель), не обеспечило совершение всех действий,
необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав
на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав
технологии.
|