2.1. Инерционный сценарий
Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения
притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном
развитии существующих позитивных тенденций.
В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые
тенденции:
- ориентация сектора исследований и разработок на создание
технологической основы для модернизации широкого круга отраслей
российской экономики;
- де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на
базе импортных технологий.
В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих
тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению
представлены ниже.
1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на
технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора
российской экономики:
концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов
экономики, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и
технологических заделов;
государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах
на период разработки отечественных технологий;
реорганизация сектора исследований и разработок для расширения
его возможностей по реализации широкомасштабных технологических
программ.
2. Стимулирование технологической модернизации российской
экономики преимущественно на основе внедрения зарубежных технологий:
создание благоприятных условий для размещения зарубежных
технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и
правовое обеспечение;
обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на
внедрение зарубежных технологий;
использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для
улучшения качества системы образования в интересах развития
импортируемых технологий.
Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации
данного сценария.
1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики
на базе отечественных разработок.
К ограничениям относятся:
неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических
секторов промышленности на перспективу 5 - 10 лет при технологическом
отставании отечественных разработок по большинству перспективных
направлений приблизительно на такие же сроки;
пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные
с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления
передовых разработок;
ресурсные ограничения.
К благоприятным факторам относятся:
наличие "незагруженного" потенциала сектора исследований и
разработок;
растущий профицит федерального бюджета при осуществлении
благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной
технологической модернизации на базе отечественных технологий, может
быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных
компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в
которых уже фиксируется существенное технологическое отставание,
программы достижения мирового технологического уровня за счет
собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5
лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей
промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны
составлять не менее 5% ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены
в 3,5 раза, по крайней мере.
Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного
и технологического развития обусловлены:
невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с
изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим
отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в
связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный
высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в
российском секторе исследований и разработок;
снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе
разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;
недоведением разработок до желаемого результата, вследствие
недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;
деградацией среды "генерации знаний".
Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за
счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая
использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду
недостаточной развитости внутреннего рынка.
Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к
реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация
данного способа может привести к существенному снижению
предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение
разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на
макроэкономические показатели развития страны реализации данного
способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе
в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития
сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически
перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г.
реализация стратегии опережающего технологического развития на основе
отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост
ВВП.
В целом успешная реализация рассмотренного способа инновационного
и технологического развития на основе ускорения разработок
отечественных технологий для массового переоснащения российской
экономики представляется крайне маловероятной.
2. Возможности технологической модернизации промышленности
преимущественно на основе импортных технологий.
К ограничениям относятся:
недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной
экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;
недопустимость существенного ослабления сектора исследований и
разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития
базовых военных технологий;
социальные и политические проблемы, связанные с сокращением
сектора исследований и разработок.
К благоприятным факторам относятся:
растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе
цен на энергоносители на 1 - 2 года, позволяющий осуществлять
стимулирование импорта технологий;
рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию
высокотехнологических секторов промышленности;
общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения
транснациональных корпораций, связанные с децентрализацией не только
производственных, но и технологических комплексов;
высокий образовательный потенциал российской экономики;
нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков
традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных
секторов;
исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных
технологий для развития отечественной промышленности.
Основной стимулирующий эффект должно обеспечить совершенствование
в выбранном направлении законодательной базы и институциональной
среды.
Роль государства в обеспечении финансирования технологической
модернизации на основе импортных технологий состоит, в основном, в
стимулировании долгосрочных инвестиционных кредитов с помощью
государственных институтов развития и в содействии развитию рынка
инвестиционных кредитов. Основные риски реализации рассматриваемого
способа инновационного и технологического развития обусловлены:
созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных
производств с низкой добавленной стоимостью, вместо саморазвивающихся
высокотехнологических комплексов, что приведет к вступлению страны в
конкуренцию за привлечение дешевой рабочей силы;
утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным
потенциалом сферы исследований и разработок и развитием "человеческого
капитала" в целом; ослаблением эффективности системы разработки
базовых военных технологий.
В целом осуществление технологической модернизации
преимущественно на основе зарубежных технологий не решает поставленной
проблемы. К 2010 г. возможно существенное увеличение доли валового
внутреннего продукта, производимого в высокотехнологичных секторах на
базе технологического переоснащения. В то же время, не обеспечивается
рост или сохранение сферы генерации знаний, что может привести к
исчерпанию потенциала конкурентных преимуществ, связанных с качеством
"человеческого капитала" и развитым уровнем исследований и разработок.
Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы
приводит к выводу о необходимости формирования более сложного,
комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического
развития отечественной экономики.
|