2.2. Активный сценарий
В рамках активного сценария предлагается следующее направление
решения проблемы: опережающее развитие среды "генерации знаний",
обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на
ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной
инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической
модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Российской Федерации и приоритетов технологического развития <1> в
ограниченном числе секторов.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под приоритетами технологического развития
понимаются приоритеты, которые формируются в сфере коммерциализации
результатов исследований и разработок во взаимодействии с
предпринимательским сектором экономики исходя из национальных
интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки,
технологий и техники.
Основные элементы реализации активного сценария:
1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных
для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:
фундаментальной науке, являющейся одной из стратегических
составляющих развития общества, при ее существенном реформировании -
базе среды "генерации знаний", высокий уровень развития которой
признается основным конкурентным преимуществом России в развитии
прикладных исследований и ОКР;
ограниченном числе приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации, для обеспечения их
конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации
сектора исследований и разработок;
создании инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как
доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций
реального сектора экономики, так и обратную связь - информацию о
спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально
коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам";
развитии ограниченного числа "технологических коридоров", в
рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов
российской экономики достигается преимущественно за счет технологий
отечественной разработки.
2. Расширение частно-государственного (или
государственно-частного) партнерства в сфере развития сектора
исследований и разработок и технологической модернизации отраслей
экономики на следующих принципах:
финансирование прикладных исследований и создание инновационной
инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с
коммерческим сектором экономики;
технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в
интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования
в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и
разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с
использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в
том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;
реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития
происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств,
при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются
федеральные целевые программы технологического профиля.
Такой подход к реализации активного сценария обусловлен
следующими обстоятельствами.
Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний
логичной является модификация российских научных программ в интересах
интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
Для предпринимательского сектора в ближайшие годы принципиальной
с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей
модернизации производственной базы. В этой связи очевидна
необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое
оборудование и технологии.
В то же время меры по повышению эффективности сектора
исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику
преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика
знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых
фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные
экономики; стимулирование спроса предпринимательского сектора на
инновации в основном проявится в расширении импорта российскими
компаниями зарубежных технологий, что повысит риск "обедняющего"
развития.
В целом при таком варианте развития капитализация сектора
исследований и разработок будет происходить преимущественно вне
пределов России, а ресурсы предпринимательского сектора в значительной
степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований
и разработок.
В то же время попытка обеспечить немедленную системную
целостность российской экономики по линии "фундаментальная наука -
прикладная наука - предпринимательский сектор" чревата следующими
рисками.
Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление
ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований
той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для
технологически отсталого предпринимательского сектора. Это негативно
скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской
фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для
долгосрочного экономического роста.
Во-вторых, предпринимательский сектор нуждается сейчас в
скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование
технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы
будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую
роль играют невысокое качество предпринимательского управления,
слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса.
Стремление "переключить" инвестиционный спрос предпринимательского
сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления
протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта
оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит
темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой
конкурентоспособности предпринимательского сектора. Однако Россия не
может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в
условиях ухудшения промышленной базы.
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в
качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и
разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
3. Развитие институтов использования и правовой охраны
результатов исследований и разработок.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В результате решения этих задач по мере развития потенциала и
формирования адекватной спросу структуры предложения сектора
исследований и разработок предполагается реализация приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти
объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора
исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.
Существенными ограничениями реализации активного сценария
являются:
ограниченность ресурсов федерального бюджета, которые могут быть
направлены на развитие преимущественно государственных секторов:
исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;
ограниченная инвестиционная привлекательность России для
размещения высокотехнологических бизнесов.
К благоприятным факторам относятся:
растущий профицит федерального бюджета при осуществлении
благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года,
позволяющий осуществлять меры бюджетной поддержки реализации
Стратегии;
наличие сохраненного потенциала РАН и других отраслевых академий
наук, имеющих государственный статус;
эффективная и количественно измеримая (с широким спектром
индикаторов) конкурсная деятельность Российского фонда фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию
высокотехнологических секторов промышленности;
общая конъюнктура глобального рынка;
начавшийся процесс интеграции высшего образования и сектора
исследований и разработок;
позитивные тенденции последних 2-х лет развития инновационной
инфраструктуры и предпринимательского интереса к инновационной
деятельности;
развитая научная российская диаспора за рубежом;
рост расходов на военные технологии в стране и в мире.
Бенефициарами реализации данного сценария являются:
активная часть научной и технической интеллигенции, в том числе
молодежь, получающая перспективы развития (в науке, промышленности и
малом технологическом предпринимательстве);
академическое научное сообщество;
вузовское научное сообщество;
предпринимательское сообщество в части крупного и среднего
промышленного и финансового бизнеса, получающее реальные
институциональные ориентиры, помощь в преодолении государственных
ограничений повышения своей конкурентоспособности, снятие
внеэкономических ограничений эффективным способам ведения бизнеса в
высокотехнологичных секторах промышленности;
прагматично настроенные общественные организации бизнеса,
получающие поле для участия в формировании правил игры, интересной
большинству их членов;
государство;
международные транснациональные корпорации, получающие
возможность использования хорошо оснащенной территориальной площадки
для формирования технологических комплексов нового поколения;
страны - стратегические партнеры, получающие возможность на
долгосрочную перспективу кооперации в создании развитых
технологических комплексов.
Основными оппонентами станут:
руководители и коллективы малоэффективных предприятий и научных
организаций государственного сектора, в том числе некоторых компаний,
занимающих монопольное положение на рынках товаров и услуг.
Финансирование реализации данного сценария складывается из
бюджетной и внебюджетной составляющих.
Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:
бюджетные НИОКР и фундаментальные исследования, в рамках которых
происходит перераспределение ресурсов в направлении закрытия части
малоперспективных и принципиально недофинансируемых прикладных
исследований узко отраслевого характера в пользу развития
фундаментальной науки, перспективных прикладных исследований на
конкурентоспособных направлениях и создания инновационной
инфраструктуры. Рациональный рост финансирования около 20% в год в
сопоставимых ценах от бюджета исследований и разработок 2005 г. (около
2 млрд. долл.), при условии существенной реструктуризации его
размещения;
кредитные ресурсы государственных банков, предоставляемые в
режиме кредитов развития на технологическое переоснащение и на
вхождение в международные технологические проекты (3 - 5 млрд. долл. в
год);
средства на технологическое переоснащение и вхождение в
международные технологические проекты, привлекаемые экономическими
субъектами, в том числе субъектами Российской Федерации. Лимитирующим
фактором финансирования данного процесса является не объем доступных
средств, а готовность российских компаний к квалифицированному
вхождению в технологические инвестиционные проекты. Ежегодно
представляется реалистичным привлечение инвестиций на указанные цели в
пределах 10 - 15 млрд. долл.
Основные риски реализации данного направления связаны со
следующим:
1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов
исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению
бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования
исследований и разработок и концентрации ресурсов на приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетах технологического развития, противодействие изменению
законодательной и нормативной базы (операционные риски). Вероятность
возникновения этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия -
неполное достижение целей, срыв сроков и превышение стоимости
результатов, какие бы сроки и лимиты не были заданы. Адекватная
реакция на указанные риски может быть осуществлена органами
исполнительной власти в рамках совершенствования структуры системы
управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых
изменений.
2. Ухудшение макроэкономической ситуации, снижение возможностей
федерального бюджета (макроэкономические риски). Вероятность высокая в
силу исчерпания ресурсов роста экономики на основе сырьевого экспорта.
Ведет к увеличению сроков реализации Стратегии и неполному достижению
планируемых значений целевых индикаторов. Возникновение ситуации, хуже
предусмотренной пессимистическим прогнозом, потребует рациональных
решений в рамках системы управления (перераспределение ресурсов по
приоритетным направлениям финансирования, дополнительные усилия по
привлечению внебюджетных средств, изменение тактики реализации
мероприятий).
3. Ошибки в прогнозе эффективности сектора исследования и
разработки в худшую сторону, включая дефицит интеллектуального
потенциала. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки
Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя.
Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых
индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления
реализацией Стратегии.
4. Ошибки в прогнозе предпринимательского климата, активности и
эффективности деятельности предпринимательского сообщества.
Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и
составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к
увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых
индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления
реализацией Стратегии. Может потребоваться дополнительное изменение
законодательной и нормативной базы.
5. Неблагоприятные изменения международной политической,
экономической и технологической конъюнктуры. Вероятность не подлежит
формализованной оценке (обстоятельства непреодолимой силы). В рамках
управления реализацией Стратегии могут производиться возможные
корректировки, предугадать направление которых не представляется
возможным.
В целом, реализация активного сценария является наиболее
рациональным вариантом действий в рамках рассматриваемой Стратегии.
Вероятность его успешной реализации может быть оценена как умеренная.
Этот сценарий предполагается реализовать в рамках выполнения
Стратегии.
|