5. Этапы и сроки реализации Стратегии
Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три
этапа:
первый этап - 2006 - 2007 годы;
второй этап - 2008 - 2010 годы
третий этап - 2011 - 2015 годы.
В соответствии с основными целями на этих этапах определены
приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий:
-----------------------------------------------------------------------------------
| Первый этап | Второй этап | Третий этап |
| (2006 - 2007 годы) | (2008 - 2010 годы) | (2011 - 2015 годы) |
| | | |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Основные цели |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Развитие сектора| Активное позиционирование| Устойчивое и|
|исследований и разработок,|сектора исследований и|сбалансированное |
|в первую очередь|разработок в глобальной|развитие сектора|
|опережающее развитие|экономике. |исследований и|
|фундаментальной науки. | Реализация крупных проектов|разработок, |
| Повышение восприимчивости|в рамках приоритетных|обеспечивающее |
|предпринимательского |направлений развития науки,|расширенное |
|сектора к технологическим|технологий и техники|воспроизводство знаний.|
|инновациям. |Российской Федерации и| Масштабирование |
| Ускоренная "достройка"|приоритетов технологического|реализации крупных|
|отдельных элементов|развития. |проектов в рамках|
|инновационной | Создание эффективной|приоритетных |
|инфраструктуры, |целостной инновационной|направлений развития|
|гармонизация институтов в|системы. |науки, технологий и|
|сфере инноваций с| |техники Российской|
|международными принципами. | |Федерации и приоритетов|
| | |технологического |
| | |развития. |
| | | Развитие |
| | |технологической |
| | |способности российских|
| | |компаний, укрепление|
| | |международных позиций|
| | |российских |
| | |высокотехнологичных |
| | |компаний. |
| | | Динамичное развитие|
| | |современной |
| | |инновационной системы,|
| | |соответствующей по|
| | |основным параметрам|
| | |инновационным системам|
| | |развитых зарубежных|
| | |стран. |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| Основной маневр в управлении ресурсами |
|---------------------------------------------------------------------------------|
| - Сокращается в| - Опережающий рост| - Увеличение|
|абсолютном и относительном|расходов на обновление|бюджетных расходов на|
|выражении финансирование|научной и приборной базы,|развитие научных основ|
|НИОКР по направлениям, не|усиление |перспективных |
|отнесенным к приоритетным|"институционализации" |технологий как основы|
|направлениям развития|расходов по исследованиям и|формирования |
|науки, технологий и|разработкам. |последующих |
|техники Российской| - Увеличение программной|технологических |
|Федерации и приоритетам|составляющей в бюджетных|укладов. |
|технологического развития,|расходах по научным| - Рост бюджетных|
|при этом опережающими|исследованиям и|расходов по реализации|
|темпами возрастает|экспериментальным |крупных целевых|
|финансирование |разработкам гражданского|программ |
|фундаментальных |назначения. |технологического |
|исследований. | - Концентрация ресурсов|профиля при сокращении|
| - Опережающий рост|в сфере научно-технического|долевого участия|
|финансирования |сотрудничества на|государства и|
|академического сектора|ограниченном числе проектов|расширении |
|науки, существенное|международной кооперации на|внебюджетного |
|повышение заработной платы|основе разделения рисков. |финансирования. |
|научных работников. | - Консолидация| - Увеличение|
| - Оптимизация|программных бюджетных|бюджетных расходов по|
|программных расходов|расходов на НИОКР на|формированию крупных|
|(увеличение длительности и|ограниченном числе крупных|объектов научной|
|объемов контрактов по|федеральных целевых программ|инфраструктуры. |
|НИОКР в рамках закупок для|технологического профиля. | - Увеличение доли|
|государственных нужд). | - Рост частного|частных и смешанных|
| - Государственная|софинансирования научных|фондов поддержки|
|поддержка инновационных|разработок на основе|научной и (или)|
|проектов смещается на|механизмов частно-|научно-технической |
|ранние стадии их|государственного партнерства|деятельности в|
|реализации. |в рамках реализации|финансировании сектора|
| |приоритетных направлений|исследований и|
| |развития науки, технологий и|разработок, расширение|
| |техники Российской Федерации|финансирования науки|
| |и приоритетов|за счет зарубежных|
| |технологического развития. |научных фондов, в|
| | - Существенное увеличение|рамках международных|
| |бюджетных расходов на|научно-технических |
| |развитие отдельных элементов|программ. |
| |инновационной финансовой и| - Рост частных|
| |производственно- |инвестиций в научную и|
| |технологической |инновационную сферу. |
| |инфраструктуры. | - Существенное|
| | |перераспределение |
| | |расходов по поддержке|
| | |и развитию|
| | |инновационной |
| | |инфраструктуры от|
| | |государства к частному|
| | |бизнесу, выход|
| | |государства из части|
| | |элементов инновационной|
| | |инфраструктуры. |
-----------------------------------------------------------------------------------
В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие
основные группы мероприятий:
------------------------------------------------------------------------------------
| Группы мероприятий, специфические для этапа |
|----------------------------------------------------------------------------------|
| на первом этапе | на втором этапе | на третьем этапе <1> |
| (2006 - 2007 годы) | (2008 - 2010 годы) | (2011 - 2015 годы) |
|----------------------------|-----------------------------|-----------------------|
| 1.1. Повышение| 2.1. Развитие механизмов| 3.1. Развитие|
|результативности сектора|частно-государственного |механизмов частно-|
|исследований и разработок |партнерства в инновационной|государственного |
| Развитие системы|сфере |партнерства в научной|
|определения и реализации| Государственная поддержка|и инновационной сферах |
|приоритетных направлений|формирования долгосрочного| Формирование |
|проведения исследований,|перспективного |условий и стимулов для|
|обеспечивающей реальную|инновационного спроса в|спонсирования частным|
|концентрацию ресурсов,|предпринимательском секторе. |бизнесом социально-|
|иерархию направлений,| Формирование и реализация|значимых |
|включая приоритеты в сфере|4 - 6 крупных федеральных|фундаментальных |
|гуманитарных наук, четкие|целевых программ|исследований. |
|процедуры участия|технологического профиля. | Расширение участия|
|представителей научного и| Расширение практики|частного бизнеса в|
|экспертного сообщества,|формирования и реализации|формировании и|
|бизнеса, власти в|мегапроектов при смещении|софинансировании |
|определении приоритетов. |акцентов на предметно-|деятельности фондов|
| Инвентаризация |ориентированные проекты для|поддержки науки и|
|имущественных комплексов|определения перспективных|инноваций. |
|научных организаций,|направлений технологического| Стимулирование |
|включая права на результаты|развития. |расширения участия|
|интеллектуальной | |бизнеса в развитии|
|деятельности. | 2.2. Стимулирование|инновационной |
| Совершенствование |предпринимательского сектора|инфраструктуры. |
|механизмов реформирования и|к финансированию НИОКР,| |
|приватизации |содействие развитию| 3.2. Реализация|
|государственных научных|внутрикорпоративного |прорывных направлений|
|организаций, создание|научного сектора и|технологического |
|необходимой нормативной|технологического аутсорсинга |развития и|
|базы для оптимизации| Государственное |распространения |
|организационно-правовых |софинансирование проектов|передовых технологий в|
|форм таких организаций. |НИОКР, проводимых крупными|экономике. |
| Развитие системы ГНЦ,|частными компаниями в| Формирование и|
|создание условий для|сотрудничестве с вузами и|развитие новых|
|организации и|научными организациями. |механизмов |
|функционирования крупных| Определение требований к|комплексирования |
|научно-исследовательских |компаниям по заключению|НИОКР, проводимых|
|центров ("национальных|субконтрактов с небольшими|различными |
|лабораторий"), |инновационными фирмами при|ведомствами, и их|
|институциональная |выполнении работ в рамках|программно-целевой |
|концентрация расходов по|заказа для государственных|координации с|
|НИОКР. |нужд. |применением различных|
| Формирование системы| |механизмов бюджетного|
|оценки глобальной| 2.3. Повышение|финансирования. |
|конкурентоспособности |инвестиционной | Реализация крупных|
|российского сектора|привлекательности и|межведомственных |
|исследований, а также|обеспечение воспроизводства|междисциплинарных |
|системы мониторинга и|в секторе исследований и|технологических |
|оценки результативности|разработок |проектов, |
|научных организаций. | Увеличение программной|ориентированных на|
| |составляющей в бюджетных|широкое |
| 1.2. Повышение|расходах по научным|распространение |
|капитализации научных|исследованиям и|технологий в экономике|
|организаций и вовлечение в|экспериментальным |и определяющих переход|
|хозяйственный оборот|разработкам. |к новым|
|результатов | Опережающий рост расходов|технологическим |
|интеллектуальной |на обновление научной и|укладам. |
|деятельности |приборной базы, усиление| Реализация крупных|
| Принципиальное повышение|"институционализации" |научно-технических |
|качества и результативности|расходов по исследованиям и|программ с опорой на|
|системы охраны прав на|разработкам. |научную координацию со|
|результаты исследований и| Реформирования |стороны национальных|
|разработок. |государственных научных|лабораторий. |
| Передача государством|организаций и изменение их| |
|прав на результаты|организационно-правовых форм| 3.3. Привлечение|
|интеллектуальной |в целях расширения|частных и зарубежных|
|деятельности, полученные за|возможностей привлечения|инвестиций в сектор|
|счет бюджетных средств,|внебюджетного |исследований и|
|научным организациям, малым|финансирования. |разработок |
|инновационным фирмам. | Содействие реализации| Проведение |
| Поддержка патентования|"жестких" форм интеграции|приватизаций части|
|государственными научными и|научной и образовательной|государственных |
|образовательными |деятельности, формирование|научных организаций в|
|организациями результатов|крупных интегрированных|целях привлечения|
|интеллектуальной |научно-образовательных |стратегических |
|деятельности. |комплексов, в том числе|инвесторов и|
| Создание с участием|"исследовательских |обеспечения |
|государства фондов|университетов". |долгосрочного развития|
|"посевного" финансирования. | |при обязательном|
| | 2.4. Интеграция и|условии сохранения|
| 1.3. Смягчение проблемы|позиционирование сектора|научного профиля. |
|дефицита молодых научных|исследований и разработок в| Содействие |
|кадров и реализация|глобальной экономике |формированию |
|"мягких" форм интеграции| Развитие научно-|устойчивых научно-|
|научной и образовательной|технического взаимодействия|производственных |
|деятельности |в рамках СНГ, создание|комплексов. |
| Предоставление |совместных научных и| Формирование |
|исследовательских грантов|технологических центров. |условий и стимулов для|
|молодым ученым. | Активное позиционирование|привлечения зарубежных|
| Развитие системы базовых|сектора исследований и|инвестиций в интересах|
|кафедр при крупных научных|разработок в рамках 7-й|развития научных|
|организациях, расширение|Рамочной программы ЕС. |организаций и их|
|практики стажировок| Расширение практики|интеграции в|
|студентов. |государственного |международную систему|
| Развитие системы научно-|софинансирования реализации|научно-технической |
|образовательных центров при|тех донорских научных|кооперации. |
|крупных вузах. |программ, которые в целом| |
| |усиливают международные| 3.4. Развитие|
| 1.4. Стимулирование|позиции российских научных|научной инфраструктуры |
|технологического |организаций. | Формирование |
|перевооружения в| |крупных объектов|
|предпринимательском секторе | 2.5. Содействие|научной инфраструктуры|
| Снижение пошлин по|формированию "центров|и содействие|
|импорту компаниями|превосходства" в научно-|формированию научных и|
|передового оборудования и|технической сфере |инновационных |
|технологий. | Формирование сети|кластеров на основе|
| Налоговое стимулирование,|"национальных лабораторий"|таких объектов. |
|в частности, освобождение|по прорывным направлениям| Развитие |
|от обложения НДС выполнения|технологического развития,|деятельности ресурсных|
|любых НИОКР и ввоза|выступающих в качестве|фондов поддержки|
|необходимого для этого|научных координаторов по|научной деятельности. |
|технологического |проводимым за счет средств| Формирование и|
|оборудования. |федерального бюджета НИОКР. |поддержка "институтов|
| Содействие в обмене| Содействие формированию и|развития" в научно-|
|лучшим опытом в организации|развитию отраслевых научно-|технической сфере. |
|управления инновациями в|технологических "центров| |
|корпорациях. |превосходства" (в том числе| 3.5. Развитие рынков|
| |на основе ГНЦ и|интеллектуальных |
| 1.5. Формирование|"исследовательских |активов и технологий,|
|благоприятных условий для|университетов"), |а также фондового|
|расширения международной|обеспечивающих разработку|рынка |
|технологической интеграции |передовых коммерческих|высокотехнологичных |
| Совершенствование |технологий и содействующих|компаний. |
|таможенного |их распространению в| Стимулирование |
|законодательства в|отраслях экономики. |процессов передачи|
|интересах расширения| |прав на результаты|
|использования компаниями| 2.6. Развитие|научно-технической |
|различных режимов ввоза|инновационной финансовой и|деятельности в|
|передовых технологий. |производственно- |интересах расширения|
| Развитие системы|технологической |трансфера результатов|
|технических регламентов и|инфраструктуры |НИОКР, выполненных за|
|гармонизация их с| Существенное расширение|счет средств|
|международными. |системы региональных|федерального бюджета. |
| Либерализация рынков|венчурных фондов,| Развитие механизмов|
|капитала в рамках отдельных|капитализируемых Венчурным|трансфера результатов|
|отраслей в интересах|инвестиционным фондом;|НИОКР гражданского,|
|создания условий для|содействие формированию|двойного и военного|
|прихода иностранных|фондового рынка|назначения. |
|технологических инвесторов|высокотехнологичных | Стимулирование |
|при обеспечении необходимых|компаний. |капитализации |
|требований национальной| Содействие (в том числе|интеллектуальных |
|безопасности. |имущественная поддержка)|активов в научно-|
| |созданию технопарков и|технологических |
| |бизнес-инкубаторов при|организациях. |
| |крупных вузах и научных| Содействие развитию|
| |организациях. |"бирж высоких|
| | Государственная поддержка|технологий". |
| |формирования инфраструктуры| |
| |технико-внедренческих зон. | |
| | Поддержка формирования| |
| |региональных инновационных| |
| |кластеров. | |
------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<1> Представленные основные параметры третьего этапа приведены в
относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных
направлений государственной политики в сфере науки и инновационной
деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны
корректироваться исходя из складывающейся в стране
социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих
этапов.
Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и
выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
На начальном этапе системная основа для решения поставленных в
Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы;
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы;
программ Российского фонда фундаментальных исследований и
Российского гуманитарного научного фонда;
программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере;
программ Российского фонда технологического развития;
Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010
годы.
В последующем в 2006 - 2007 годах эта основа модернизируется и
расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и
ведомственных целевых программ:
--------------------------------------------------------------------------------
| Наименование | Основное содержание | Тип целевой | Начало |
| целевой программы | | программы | реализации |
| | | | программы |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Развитие научного|Конкурсное финансирование|ведомственная | 2006 г.|
|потенциала высшей|научных исследований| | |
|школы (2006 - 2008|подведомственных | | |
|годы) |Рособразованию вузов и| | |
| |научных организаций | | |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Приоритетная |Конкурсное финансирование|ведомственная | 2007 г.|
|поддержка |фундаментальных | | |
|фундаментальных |исследований мирового| | |
|исследований |уровня, проводимых| | |
|мирового уровня |организациями РАН | | |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Ориентированные |Конкурсное финансирование|ведомственная | 2007 г.|
|фундаментальные |фундаментальных | | |
|исследования в|исследований высших| | |
|вузах России на|учебных заведений| | |
|2007 - 2009 годы |независимо от их| | |
| |ведомственной | | |
| |принадлежности | | |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Поддержка |Поддержка и развитие|ведомственная | 2007 г.|
|уникальных |существующих уникальных| | |
|установок и|научно-технических | | |
|коллективных форм|объектов и приборной базы| | |
|использования |науки, проведение научных| | |
|научного |исследований с| | |
|оборудования на|использованием их| | |
|2007 - 2009 годы |технической и кадровой| | |
| |базы | | |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Научно- |Ускоренное формирование|федеральная | 2007 г.|
|технологическая |технологического | | |
|база России |потенциала в соответствии| | |
| |с приоритетными| | |
| |направлениями развития| | |
| |науки, технологий и| | |
| |техники Российской| | |
| |Федерации и приоритетами| | |
| |технологического развития| | |
| |и "достройка" необходимых| | |
| |элементов инновационной| | |
| |инфраструктуры | | |
|---------------------|--------------------------|---------------|-------------|
|Трансфер двойных|Развитие трансфера|федеральная | 2008 г.|
|технологий |технологий между военным| | |
| |и гражданским секторами | | |
--------------------------------------------------------------------------------
Формирование названных федеральных целевых программ должно
осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации
федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594,
ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о
разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.04.2005 N 239.
Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках
Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и
ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых
формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы
России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках
Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010
годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по
реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и
модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ
технологического профиля определены <1>:
--------------------------------
<1> Необходимо отметить, что в данном случае речь идет лишь о
перспективных направлениях формирования ФЦП, соответствующих
национальным приоритетам технологического развития. Разработка
соответствующих программ должна осуществляться в соответствии с
Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует
Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, включая подготовку концепции
программы, принятие Правительством Российской Федерации решения о
разработке программы и т.д.
---------------------------------------------------------------------------
| Отраслевая направленность | Характер целевой | Начало реализации |
| целевой программы | программы | программы |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие российской|Модернизация | 2006 - 2007 гг. |
|авиатехники |существующих | |
| |федеральных и| |
| |ведомственных программ | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Федеральная космическая|Модернизация | 2006 г. |
|программа России на 2006-|существующих | |
|2015 годы |федеральных и| |
| |ведомственных программ | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие российской отрасли|Модернизация | 2006 - 2007 гг. |
|ИТ |существующих | |
| |федеральных и| |
| |ведомственных программ | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие рынка|Новая программа | 2007 - 2008 гг. |
|специализированных | | |
|высокотехнологических | | |
|медицинских услуг | | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Разработка и производство|Новая программа | 2007 - 2008 гг. |
|оптоэлектронных устройств | | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Развитие перспективных|Новая программа | 2007 - 2008 гг. |
|источников энергии и| | |
|средств энергосбережения | | |
|----------------------------|-----------------------|--------------------|
|Разработка и производство|Новая программа | 2007 - 2008 гг. |
|высокотехнологичных | | |
|материалов | | |
---------------------------------------------------------------------------
В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных
целевых программ технологического профиля также в сферах использования
энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития
микроэлектроники, биотехнологий.
Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
повышение эффективности и результативности государственного
сектора исследований и разработок; реформирование РАН и отраслевых
академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы
государственных научных центров;
формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные
стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи
между участниками инновационного процесса;
"достройка" ряда недостающих элементов инновационной
инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития за счет реализации
мегапроектов;
разработка целевых федеральных и ведомственных программ
технологического профиля.
Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
модификация состава и структуры государственного сектора науки,
оптимизация используемых организационно-правовых форм;
создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора
исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство
знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;
формирование и развитие "центров превосходства" в научной сфере,
сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;
создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей
взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным
предпринимательским сектором;
технологическая модернизация экономики на основе передовых
технологий; создание и расширение "технологических коридоров",
обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской
экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа
Стратегии:
достижение уровня научных исследований, соответствующих целям
инновационного развития экономики;
масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития;
динамичное развитие и укрепление международных позиций российских
высокотехнологичных компаний;
масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в
российский сектор исследований и разработок;
формирование системного спроса на результаты исследований и
разработок со стороны предпринимательского сектора;
динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной
системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам
развитых зарубежных стран.
|