1. Рыночный эволюционный
Этот вариант предполагает формирование национальной инновационной
системы (НИС) "естественным" образом снизу вверх - от генерируемого
платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения.
В этом случае задачи государства состоят в реализации двух
функций:
продолжении политики поддержки (безвозмездного субсидирования)
системы производства научных кадров, сферы фундаментальных
исследований и, возможно, части прикладных исследований и разработок,
как системы производящей "общественное благо" и среды, необходимой для
становления всех остальных "рыночных" институтов НИС;
снижении трансакционных барьеров на пути инноваций и
стимулировании частного спроса на инновационную деятельность и
инновации, независимо от источника этих инноваций: совершенствование
законодательной и нормативной базы, налоговое стимулирование вложений
в технологии и инновации и т.д.
Существенной особенностью данного подхода является отказ
государства от выстраивания институциональной структуры новой НИС:
структурные элементы создаются и развиваются под воздействием и в меру
развития платежеспособного спроса субъектов (одним из которых является
и само государство в рамках своих функций). В рамках такой стратегии
основной упор государственной политики должен быть сделан на повышении
эффективности расходования государственных средств.
Вероятный сценарий развития событий (вероятный облик будущей НИС)
в случае реализации этого варианта состоит в сохранении в сильно
"сжатом" масштабе государственной системы фундаментальной науки и
государственного образования, развитии до определенного (небольшого)
размера сегмента "корпоративной науки", сконцентрированной в
ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций,
создании сети малых предприятий, обслуживающий сегмент среднего
бизнеса и удовлетворяющей их спрос на мелкие инновационные проекты
(адаптация зарубежных технологий к специфическим условиям и т.п.).
Основные риски:
сохранение сегментации и неполноты НИС (отсутствие связей между
государственным сектором образования и фундаментальных исследований и
негосударственным сектором ОКР, при отсутствии промежуточного сектора
прикладных исследований), усиление технологической зависимости
экономики от зарубежных производителей технологий, формирование
устойчивого отставания в технологиях (технологический уклад n-1 от
уровня лидеров), отток наиболее талантливых кадров в другие страны.
|