2. Рыночный радикальный
Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария
и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по
финансированию только тех исследований и разработок, которые
необходимы для реализации функций самого государства. При этом
радикально меняется система государственного финансирования научных
исследований, при котором средства распределяются на проектной
конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы
собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно
высвобожденные ресурсы "транслируются" в промышленность и другие
отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию
инноваций и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации
за счет сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь
предполагает также ускоренный переход к частному (или, по меньшей
мере, к платному) высшему образованию, что позволит "транслировать"
спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.
Вероятный сценарий развития событий: кардинальное сокращение
государственного сектора, прежде всего - академического, быстрая
переориентация организаций на иные источники финансирования -
зарубежные и частные российские, ускоренный рост частного сегмента в
ОКР, рост внутрикорпоративных исследовательских подразделений.
Основные риски:
вероятна ликвидация российской фундаментальной науки, сокращение
производства научных кадров (или "потенциально-научных" кадров -
имеющих адекватное образование для занятий наукой), замедленное
развитие инновационных фирм, генерирующих значимые продуктовые и
технологические инновации.
|