СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
Современная статистика науки и инноваций в России в значительной
степени позволяет оценить процессы инновационного развития экономики.
За последние десять лет организована периодическая статистическая
отчетность, отражающая состояние и развитие научной,
научно-технической и инновационной деятельности в стране, включая
всестороннюю информацию о выполнении научных исследований и
разработок, технологическом обмене, создании и использовании передовых
производственных технологий, технологических и организационных
инновациях на крупных и средних предприятиях промышленности и др.
Национальная статистика формировалась в тесной координации с
деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и
Статистической службы ЕС (Евростата). Принятые в стране система
показателей и инструментарий статистических обследований, методология
сбора и обработки данных строятся в соответствии с действующими
международными стандартами в этой области. Такой подход обеспечивает
получение статистических данных, сопоставимых с показателями
индустриально развитых стран.
Тем не менее, существующие инструменты статистического наблюдения
в сфере науки, технологий и инноваций не позволяют в полной мере
решать возникшие в последние годы новые задачи информационного
обеспечения государственной политики в данных областях и требуют
совершенствования, в первую очередь, с целью комплексного анализа
оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной
деятельности.
В российской государственной статистике остается нерешенным целый
ряд проблем, касающихся методологии и организации статистического
наблюдения в сфере науки и инноваций, связанных с недостаточной
актуализацией существующего инструментария статистического наблюдения,
развитием и пересмотром соответствующих международных статистических
стандартов, а также быстро меняющейся ситуацией в сфере науки,
технологий и инноваций.
К вопросам, которые требуют разработки новых методологических
подходов, относятся в частности: оценка состояния, уровня развития и
использования материально-технической и опытно-экспериментальной базы
науки; формирование системы мониторинга результативности деятельности
научных организаций; изучение процессов интеграции науки и
образования, деятельности интегрированных научно-образовательных
структур; анализ интернационализации научной деятельности; обеспечение
полноты обследуемой совокупности в сфере науки, включая организации,
выполняющие исследования и разработки, независимо от формы
собственности, организационно-правовой формы. Следует указать также на
информационные пробелы, связанные с отсутствием систематизированных
данных об объектах инновационной инфраструктуры, объемах и структуре
венчурных инвестиций; существенной неполнотой статистического
измерения малого инновационного бизнеса; почти полным отсутствием
статистической информации об инновационных кластерах и др.
В связи с этим необходимо обеспечить развитие статистики науки и
инноваций в следующих направлениях:
- уточнение состава статистической совокупности и обеспечение ее
полноты, совершенствование регионального разреза статистического
анализа научного потенциала (с выделением наукоградов);
- анализ состояния, уровня реализации приоритетных направлений
развития науки, технологий и техники Российской Федерации;
- анализ процессов интеграции науки и образования, включая
характеристику институциональных форм интеграционной деятельности,
измерение их научного и образовательного потенциала;
- анализ состояния, уровня развития и использования
материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки, включая
оценку наличия и технического уровня дорогостоящих машин и
оборудования, возрастной структуры технических средств, состояния и
использования опытно-экспериментальных производств, развития форм
коллективного пользования научным оборудованием, наличия и
использования земельных участков, уникальных научных установок,
зданий, сооружений;
- измерение процессов глобализации научных исследований и
разработок, включая углубленный анализ зарубежных источников
финансирования науки в России, исследовательской деятельности
транснациональных корпораций на территории страны и российских
организаций за рубежом, международной миграции ученых (выезда и въезда
на постоянное место жительства либо на временную работу);
- разработка методологии комплексного анализа человеческих
ресурсов сферы науки и технологий на основе рекомендаций ОЭСР и
Евростата;
- создание системы оценки и организация мониторинга
результативности деятельности научных организаций, включая
гармонизированную систему статистических показателей, сопоставимых с
принятыми в мировой практике, инструментарий статистического
наблюдения и рекомендации по внедрению процедур оценки в практику
деятельности научных организаций и органов государственного управления
в сфере науки;
- разработка методологии и организация мониторинга процессов
создания и использования критических технологий, включая формирование
классификаторов критических технологий и видов продукции (услуг),
производимых с их использованием, системы показателей и инструментария
обследования;
- формирование системы статистического наблюдения за развитием
внутреннего рынка технологий (вовлечением результатов исследований и
разработок в экономический оборот, развитием лицензионного обмена и
др.);
- актуализация программы статистического обследования инноваций в
координации с деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и
Евростата, очередными раундами Европейских обследований инновационной
деятельности. Это позволит, сохраняя преемственность уже наработанных
методов, программы статистического исследования и практики анализа
инновационной деятельности, расширить существующие рамки
количественного и качественного измерения инновационных процессов по
целому ряду направлений, связанных с охватом более широкого круга
инноваций (в том числе маркетинговых и организационных),
структуризацией результатов инновационной деятельности по типам
инноваций, исследованием кооперационных связей и т.д.;
- разработка методологии и организация мониторинга инновационной
инфраструктуры, включая оценку ее ресурсной базы и эффективности
деятельности, связанной с коммерциализацией результатов
научно-технических разработок, оказанием иных услуг интеллектуального
характера, на основе сочетания статистической отчетности и
единовременных обследований (в том числе выборочных);
- разработка методологических подходов к статистическому
измерению венчурного капитала с учетом различных форм венчурного
финансирования, оценке объема и структуры активов венчурных фондов,
направлений использования средств, в том числе в целях поддержки
инновационных проектов и фирм на ранних стадиях;
- организация мониторинга малого инновационного бизнеса на основе
создания системы сбора, обработки и представления статистической
информации, адекватно отражающей основные тенденции развития
инновационной деятельности малых предприятий. В рамках мониторинга
следует предусмотреть формирование панелей наиболее активных в
инновационном плане малых предприятий с устойчивыми партнерскими
связями в данной сфере, используя как статистический, так и
социологический инструментарий для углубленного анализа результатов их
инновационной деятельности;
- статистический анализ инновационных кластеров, включая как
анализ развития существующих кластеров (в частности, особых
экономических зон и наукоградов), так и выявление территорий,
обладающих существенным научно-техническим и инновационным потенциалом
с точки зрения возможностей выхода на мировые рынки наукоемкой
продукции;
- разработка методологии и организация статистического наблюдения
за производством и реализацией высокотехнологичной продукции (включая
экспорт). При этом особое внимание должно быть уделено методам оценки
наукоемкости видов экономической деятельности, продукции (услуг) и их
группировки по соответствующим категориям (высоко-, средне-,
низкотехнологичные).
Приложение N 4
|