3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере
Цель
Главная цель Фонда - оказание прямой финансовой, информационной и
иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по
разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на
основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
Опыт и масштаб применения
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере (ФСМП) имеет более чем 10-летний опыт работы,
располагает представительствами в 25 регионах России.
Представительства ФСМП в регионах информируют общественность о
деятельности Фонда, содействуют предприятиям в подготовке заявок,
предоставляют Фонду информацию о предприятиях-заявителях, осуществляют
контроль за ходом выполнения проектов.
Законодательная база
Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 1994 года N 65 в форме государственной некоммерческой
организации. По существу своей деятельности и в соответствии с
Федеральным законом "О государственной научно-технической политике"
Фонд, как один из трех государственных научных фондов, является
государственным научным учреждением.
Особенности подхода
ФСМП работает по следующим основным базовым принципам,
сформулированным в самом начале деятельности Фонда, которые остаются
практически неизменными:
- Фонд осуществляет поддержку только юридических лиц в форме
малых инновационных компаний <1>;
--------------------------------
<1> Под малыми инновационными компаниями понимаются компании,
соответствующие законодательному определению малого предприятия,
основным видом деятельности которых является инновационная
деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных
на создание и организацию производства принципиально новой или с
новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов
(технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых,
информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или
создающих условия для такой экономии.
- экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причем не
только по их научно-техническому содержанию, но и по вопросам
финансового, экономического, производственного характера, проработке
платежеспособного рынка. Аппарат Фонда проводит только формальную
экспертизу заявок на наличие в них всех необходимых документов;
- решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе
рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой
по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты
различного профиля;
- экспертиза заявок должна быть бесплатной. Компенсация затрат
Фонда на организацию экспертизы должна осуществляться за счет уже
принятых проектов и быть минимальной;
- деятельность Фонда должна быть максимально скоординирована с
аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных
органов исполнительной власти
- поддержка проектов за счет средств федерального бюджета может
осуществляться как на безвозвратной (в форме грантов), так и на
возвратной основе. В последнем случае предприятия не должны
предоставлять Фонду гарантии и залоги в обеспечение возврата заемных
средств, проценты по займам не должны превышать половины учетной
ставки Центрального Банка, а сроки возврата средств должны быть
достаточными для коммерческой окупаемости проекта;
- не более половины средств Фонда должна использоваться на
поддержку проектов заявителей из московского региона;
- заявки от предприятий из регионов России должны поступать
непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоемких регионах России Фонд
должен иметь свои представительства для информирования общественности
о деятельности Фонда, содействия предприятиям в подготовке заявок,
предоставления Фонду информации о предприятии-заявителе, контроля за
ходом выполнения проекта;
- при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с
паритетным участием в финансировании работы наряду со средствами
федерального бюджета и других источников финансирования. Доля средств
Фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50%.
Специфика деятельности Фонда обуславливает необходимость
эффективной координации с аналогичными/дополняющими программами
федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Объект поддержки
Малые инновационные компании.
Основные позитивные эффекты
ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной
политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической
сфере, включающий оказание прямой финансовой, информационной и иной
помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по
разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на
основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности,
а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки
малого инновационного предпринимательства.
Основные показатели - количество полученных и профинансированных
от малых предприятий проектов, количество созданных
инновационно-технологических центров, освоение поддерживаемыми фирмами
в своем производстве новых технологий, объем выпущенной ими продукции,
объем налоговых отчислений этих фирм.
Необходимые затраты
Правительством Российской Федерации установлено, что в ФСМП
ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального
бюджета на гражданскую науку. При образовании ФСМП эта величина
составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания ее
научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в
Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации эта величина возрастала и в настоящее
время составляет 1,5%.
Целевые индикаторы по применению инструмента
С момента основания в ФСМП подано 6500 проектов от малых
предприятий из 50 регионов России.
Профинансировано более 2000 проектов на сумму 1,7 млрд. руб. Фонд
имеет представительства в 25 регионах России.
При финансовой поддержке Фонда в 11 регионах России создано 24
ИТЦ, объединяющих более 250 малых предприятий научно-технической сферы
с общим объемом производства более 3 млрд. руб. в год.
Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000
запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на
десятки миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов
превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость
их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного
работающего в 12,7 раза (на компаниях по информационным технологиям
достигла 1,5 млн. рублей), на фирмах созданы тысячи новых рабочих
мест. Предприятия получили столько же новых патентов, а их сотрудники
- четыре государственных премии в области науки и техники. Доля
продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы
средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий
составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт,
научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.
Около 15,0% средств Фонда направляются на создание сети
инновационно-технологических центров (создано по России около 30 ИТЦ
площадью 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на
льготных условиях сотням предприятий), развитие инфраструктуры
трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и
университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия
компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
Фонд в соответствии со своими уставными функциями постоянно ведет
мониторинг состояния малого инновационного предпринимательства в
стране, анализирует ситуацию, информирует о ней и своей деятельности
научно-техническую общественность и Правительство Российской
Федерации, формирует соответствующие предложения.
Основные этапы применения инструмента
Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 1994 года N 65.
При образовании Фонда на его деятельность направлялось 0,5% от
средств федерального бюджета на гражданскую науку. В настоящее время
этот показатель составляет 1,5%.
В ближайшей перспективе Фонд предполагает осуществлять свою
основную деятельность в направлении:
- поддержки малых инновационных компаний, находящихся на
начальной стадии развития (программа "СТАРТ");
- содействия процессу коммерциализации результатов научной
деятельности, созданной в основном за счет средств Федерального
бюджета инновационными предприятиями (программа "ТЕМП"), в том числе
на основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий
(программа "ПУСК");
- активного участия в создании особых экономических зон
технико-внедренческого типа и технопарков посредством финансирования
инновационных проектов их резидентов.
|