4. Российский фонд технологического развития
(РФТР) и система отраслевых фондов финансирования
научных исследований и экспериментальных разработок
Цель создания
Мобилизация (объединение) собственных средств предприятий для
реализации прикладных, коммерчески перспективных разработок; ускорение
процесса передачи новейших разработок в реальный сектор экономики;
создание технологических заделов и проектной документации для
обеспечения технической реконструкции промышленности на новой
высокотехнологичной базе, поддержка высокотехнологичного
инновационного бизнеса; развитие инновационной инфраструктуры (как
одна из возможных перспективных целей дальнейшего развития
деятельности РФТР) <1>.
--------------------------------
<1> Справочно: в СССР существовал Единый фонд поддержки науки и
техники (ЕФРНТ), в который в обязательном порядке направлялось 3% от
себестоимости продукции всех предприятий народного хозяйства,
ликвидированный в 1991 году. В настоящее время в России сформировалась
система отраслевых внебюджетных фондов, образуемых федеральными
органами исполнительной власти и коммерческими организациями для
финансирования научных исследований и экспериментальных разработок
поддержки, во главе с РФТР.
Основные задачи деятельности
Система таких внебюджетных фондов НИОКР и РФТР предполагает
финансовую поддержку научных организаций и инновационных предприятий
на всех стадиях цепи "прикладные НИОКР - опытный образец (макет) -
выпуск опытной партии продукции".
Объект поддержки
Проекты НИОКР, реализуемые научными организациями (включая
государственные научные центры) и инновационно активными предприятиями
Российской Федерации в рамках приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации и критических технологий
Российской Федерации.
Законодательная и нормативная правовая база
Порядок образования и использования средств внебюджетных фондов
НИОКР и РФТР определяется в соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 27 апреля 1992 г. N 426 "О неотложных мерах по
сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации",
Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической политике", а также статьей 262
Налогового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении
порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных
органов исполнительной власти и коммерческих организаций для
финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
Источники и механизмы формирования средств
В соответствии с действующим законодательством внебюджетные фонды
НИОКР формируются за счет добровольных отчислений в размере до 0,5% от
валовой выручки, а РФТР - 25% от средств таких фондов <1>. Кроме того,
РФТР формирует свои ресурсы за счет средств, возвращаемых
организациями-исполнителями НИОКР (в соответствии с договорами РФТР
финансирование НИОКР осуществляется на возвратной основе).
--------------------------------
<1> Справочно: до принятия главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (2002 год) внебюджетные фонды НИОКР образовывались за счет
добровольных взносов предприятий всех форм собственности в размере до
1,5% от себестоимости продукции.
Структура внебюджетных фондов НИОКР
Система внебюджетных фондов НИОКР в настоящее время включает 29
фондов, из которых 16 образованы федеральными органами исполнительной
власти, а остальные - коммерческими организациями. Наиболее крупные
фонды созданы Минтрансом России, Мининформсвязи России, Росатомом, РАО
"ЕЭС России" и ОАО "РЖД".
Организация деятельности РФТР
Заявки на финансирование НИОКР за счет средств РФТР, включающие
описание содержания НИОКР, техническое задание, календарный план,
смету, технико-экономическое обоснование, оценку эффектов от
практической реализации ожидаемых результатов, проходят независимую
экспертизу <1>. Решение о целесообразности предоставления средств
принимается Научно-техническим советом фонда, который предоставляет
рекомендации Роснауке о поддержке проекта или отказе в финансировании.
--------------------------------
<1> Организация проведения экспертизы и определение состава
экспертов осуществляются Республиканским исследовательским научно -
консультационным центром экспертизы (РИНКЦЭ), аккредитованным в
Ростехрегулировании (ранее - Госстандарте) и имеющим государственный
сертификат на право проведения экспертной деятельности в Российской
Федерации.
Анализ опыта и основные позитивные результаты деятельности РФТР
РФТР работает с 1992 г. При формировании внебюджетных фондов
НИОКР в первой половине 90-х годов в основу была положена
трехуровневая система финансирования НИОКР: на первом уровне
предприятия за счет собственных средств финансируют относительно
недорогие и быстро реализуемые разработки; на следующем уровне
предприятия объединяют ресурсы путем создания отраслевых и
межотраслевых внебюджетных фондов для решения за счет этих средств
задач научно-технического развития профильных технологий; на третьем
уровне четверть средств всех внебюджетных фондов НИОКР аккумулируется
в РФТР для решения крупных межотраслевых проблем, носящих
общесистемный характер, нацеленных на перспективу и создающих
технологические заделы для развития наукоемких технологий и
высокотехнологичных производств.
За время деятельности РФТР была создана и отработана на практике
система возвратного финансирования проектов, сформированы требования к
научно-техническим проектам, разработаны методики научно-технической и
экономической экспертизы, отлажена система проведения конкурсов и
тендеров, организована практическая работа с заявителями по оформлению
и сопровождению проектов и обеспечению выполнения всех договорных
обязательств, включая контроль за целевым использованием средств
фонда, выполнением требований технического задания и возвратом
средств. Впервые в практике взаимоотношений государственной структуры
с научно-техническими организациями, для цивилизованного решения
возникавших споров и претензий, был успешно задействован механизм
арбитражного судопроизводства.
Оценка эффективности деятельности РФТР
Эффективность деятельности РФТР целесообразно оценивать по
следующим параметрам:
а) поскольку фонд поддерживает реализацию научно-технических
проектов, прошедших отбор государственной экспертизы, первым
показателем должна являться реализация в полном объеме технического
задания. За время деятельности РФТР имелось лишь несколько случаев,
когда заявители не выполнили требований технического задания;
б) в связи с тем, что фонд финансирует проекты, направленные на
создание коммерчески перспективной продукции, косвенным показателем
коммерческого успеха проектов является способность заявителя вернуть
заемные средства в установленный срок. В целом просроченная
задолженность составляет 7,8% от общего объема предоставленных фондом
средств. При этом возникновение просроченной задолженности
обусловлено, главным образом, ошибками в оценке ситуации на рынке
наукоемкой продукции;
в) важным показателем эффективности деятельности является
способность предприятий и организаций, поддержанных фондом, успешно
продолжать свою деятельность (реализацию проектов) после завершения
финансового участия РФТР, обеспечить свою конкурентоспособность на
рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. По имеющимся
данным, 39% заявителей РФТР по окончании таких проектов увеличили
объемы реализации (выручки) и долю на рынках продукции в области
приборостроения, энергетики, электротехники, биотехнологии,
компьютерных и телекоммуникационных технологий и программного
обеспечения, химии, элементной базы, медицины и фармакологии и т.д.
За период 1994 - 2003 гг. профинансировано 840 проектов НИОКР и
на общую сумму 3,938 млрд. руб. Из них на сегодняшний день возвращено
1,7 млрд. руб. Срок возврата средств по части проектов (на общую сумму
3 млрд. руб.) еще не наступил.
Общая экономическая эффективность по уже возвращенным средствам
(1,7 млрд. руб.), учитывая, что предприятия для того, чтобы вернуть
средства, предприятия должны были произвести и реализовать
научно-технической продукции на сумму не менее 2,6 млрд. руб.,
составляет:
- НДС (18%) - 0,4 млрд. руб.;
- налог на прибыль (24%) - 0,5 млрд. руб.;
- возврат основной суммы (1,7 млрд. руб.)
Таким образом, не получив в виде доходов по налогу на прибыль 0,4
млрд. руб. при формировании средств Фонда (25% от 1,7 млрд. руб.), так
как платежи в фонды НИОКР включаются в затраты предприятий в пределах
0,5% от выручки, государство получает более чем двойную компенсацию в
виде налоговых платежей (НДС + налог на прибыль = 0,9 млрд. руб.), не
учитывая даже доходы бюджетов всех уровней от ЕСН, подоходного налога
и налога на имущество.
Направления совершенствования деятельности РФТР и системы
внебюджетных фондов НИОКР
Учитывая, что нормативная правовая база РФТР и системы
внебюджетных фондов НИОКР была сформирована в середине 90-х годов
прошлого века, для создания условий их дальнейшего развития необходимо
решить следующие проблемы:
снятие нормативных правовых ограничений на вложения фондом
средств в предприятия и организации инновационной инфраструктуры
(технопарки, ИТЦ, ЦТТ, венчурные фонды и т.д.);
обеспечение РФТР, представляющему интересы государства,
возможности выступать юридически равноправной стороной в отношениях с
хозяйствующими субъектами, включая взаимодействие с управляющими
компаниями внебюджетных фондов НИОКР, другими партнерами по реализации
с финансовым участием фонда проектов (в т.ч. в соответствии с
международными договорами) <1>;
--------------------------------
<1> Отличительной особенностью деятельности РФТР является
реинвестирование возвращаемых средств и получаемой прибыли на
поддержку наукоемких инновационных проектов. В этой связи важное
значение имеет придание фонду статуса юридического лица, что позволит
ему выступать равноправной стороной в договорных отношениях, а также
обеспечит расширение возможностей по привлечению в такие проекты
внебюджетных средств.
формирование механизмов разделения коммерческих рисков между
всеми субъектами реализации проектов, финансируемых с участием РФТР
или внебюджетных фондов НИОКР;
разработка механизмов участия РФТР и других внебюджетных фондов
НИОКР в реализации важнейших инновационных проектов государственного
значения;
обеспечение возможности создания представительств РФТР в
регионах, в т.ч. для целей повышения качества оценки отбираемых для
финансирования предприятий, мониторинга использования собственности (в
т.ч. интеллектуальной), полученной за счет такого финансирования и др.
Целевые индикаторы по применению инструмента
рост объемов средств, направляемых предприятиями страны на
формирование фондов НИОКР;
рост объемов и номенклатуры высокотехнологичной продукции
инновационных компаний, профинансированных РФТР и другими
внебюджетными фондами НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и
по регионам Российской Федерации;
оценка влияния деятельности РФТР и других внебюджетных фондов
НИОКР на изменение таких показателей (результатов статистического
наблюдения Росстата), как удельный вес инновационной промышленной
продукции Российской Федерации в общем объеме промышленной продукции
на внутреннем рынке; удельный вес инновационной промышленной продукции
в общем объеме экспорта промышленной продукции Российской Федерации;
удельный вес инновационной промышленной продукции
инновационно-активных предприятий малого предпринимательства,
осуществляющих выпуск товаров и услуг, в общем объеме промышленной
продукции; объем научно-технических работ инновационно-активных
предприятий малого предпринимательства, выполняющих научные
исследования и разработки, и др.;
динамика изменения (рост) количества экономически и
технологически успешных проектов, профинансированных РФТР и другими
внебюджетными фондами НИОКР, - в целом, по отраслям промышленности и
по регионам Российской Федерации;
количество новых рабочих мест, созданных при финансовом участии
РФТР и других внебюджетных фондов НИОКР.
Основные этапы применения инструмента:
2006 г. - совершенствование законодательной и нормативной
правовой базы по совершенствованию деятельности РФТР и других
внебюджетных фондов НИОКР путем внесения дополнений и изменений в
Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и
государственной научно-технической политике" и Постановление
Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об
утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов
федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций
для финансирования научных исследований и экспериментальных
разработок", а также Положение о Федеральном агентстве по науке и
инновациям, утвержденное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 июня 2004 г. N 281;
2007 г. - обеспечение участия РФТР и других внебюджетных фондов
НИОКР, как формы внебюджетного источника финансирования, в реализации
важнейших инновационных проектов государственного значения и ФЦП
научного и технологического профиля;
2007 - 2009 гг. - создание в представительств РФТР в регионах
наибольшей концентрации научно-технического потенциала страны (г.
Санкт-Петербург, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток);
2006 - 2015 гг. - формирование и реализация Минобрнауки России
системы мер по методической и организационной поддержке создания
внебюджетных фондов НИОКР в перспективных высокотехнологичных отраслях
реального сектора экономики.
|