Положение в научной сфере
Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов
характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и
разработки в России составили в 2004 г. 196,0 млрд. рублей (43% в
постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования
и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Если в
1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне,
сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе
к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия,
Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного
занятого исследованиями и разработками (с учетом
профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз
меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.
Основной причиной утечки кадров и сокращения
материально-технических средств в науке является недостаток
финансирования этой сферы.
Основным источником финансирования науки в текущий период
являются средства бюджета. В 2004 г. доля бюджетного финансирования в
целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с
показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки,
соответственно, - 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования -
58,6% и 64,5%.
Структура и состав кадров науки за период экономических реформ
также претерпели значительные изменения. Численность персонала,
занятого исследованиями и разработками, за период 1990 - 2004 гг.
снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек).
Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная
деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению
подверглись непосредственные участники научного процесса -
исследователи (на 59,6% за 1990 - 2004 гг.) и техники (на 70,2%);
численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%,
хозяйственного - на 29,0%.
Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России,
по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является
престижной в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по
результатам исследований, направленных на ранжирование профессий
исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002
г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту
профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% -
престижной.
Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской
науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских
вузов с учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в
том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная
численность научных работников вузов составляла около 26 тысяч
человек.
Следует отметить, что общая численность исследователей России с
учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава)
составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук
и 76 808 кандидатов наук.
В то же время объем финансирования научных исследований в вузах,
выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на
содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя
из штатной численности научных работников в секторе высшего
образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального
бюджета на гражданскую науку. На практике, в проведении научных
исследований в высшей школе участвует почти весь
профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше
300 тысяч человек).
Фактически не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России.
По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20
тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным
контрактам. Хотя это составляет около 5 - 6% кадровой численности
научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее
конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном
возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства
(90%) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда
ученых на родине. В начале 2005 г. средняя начисленная заработная
плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб.
(около 300 долларов), что примерно в 3 - 4 раза ниже, чем пороговая
величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции
научных кадров из России.
Ощутимое сокращение касается параметров материально-технической
базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок
в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к уровню 1990 г. -
почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля
машин и оборудования. Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с
60% до 30%. Доля оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла
почти 27%.
Система формирования приоритетов бюджетного финансирования
неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового
компонента развития национальной инновационной системы. В то же время
за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество
прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и
глобальном рынках. Отсутствие действенных механизмов реализации
определенных государством приоритетов научно-технологического
развития, а также объективных критериев оценки результатов
деятельности научных организаций не позволило сконцентрировать ресурсы
на поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических
школ и обеспечении опережающего развития их материально-технической
базы и кадрового потенциала.
За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных
связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования
- промышленное производство".
Недостаточно востребован высокий потенциал академического и
вузовского секторов науки, эти сектора мало вовлечены в процесс
формирования экономики знаний.
Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не
реализуется синергетический эффект от научно-образовательной
деятельности.
|