Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Положение в инновационной сфере

     В переходный период развития российской экономики (начиная с 1991
года)  в  рамках  целого  ряда  правительственных  решений  и программ
предпринимались    неоднократные    попытки   формирования   целостной
государственной  политики  по поддержке и развитию российской науки, а
также  формированию  адекватных вызовам глобализации институциональной
среды и организационно-правовых форм осуществления предпринимательской
деятельности  в  данной  сфере.  Тем  не  менее,  к настоящему времени
тенденции     технологического     отставания    значительной    части
перерабатывающих   отраслей   российской   экономики  до  сих  пор  не
преодолены. Интеллектуальный потенциал общества задействован в решении
ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.
     Мировой       опыт       показывает,      что      поступательное
социально-экономическое   развитие   государства   и  обеспечение  его
конкурентоспособности  на  внешнем рынке (преодоление технологического
отставания)  обеспечивается,  прежде  всего,  наличием  развитой среды
"генерации знаний", основанной на значительном секторе фундаментальных
исследований  в сочетании с эффективной системой образования, развитой
национальной   инновационной   системой,   целостной   государственной
политикой  и  нормативным  правовым обеспечением в сфере инновационной
деятельности.
     Основные  предпосылки  для  формирования  такой модели развития в
России - при безусловной необходимости их реформирования - сохранены:
     наличие   значительного  сектора  фундаментальной  науки  (прежде
всего,  научные организации Российской академии наук и других академий
наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);
     обеспечение  проведения прикладных исследований и технологических
разработок  и  внедрения научно-технических результатов в производство
(система   государственных   научных   центров  Российской  Федерации,
отраслевые   научные   организации,   корпоративная   наука),  наличие
конкурентных  преимуществ  России  в  ряде  важнейших  технологических
направлений,   в   частности   в   авиационно-космической   и  атомной
промышленности;
     эффективная  система  образования,  а также практика подготовки и
аттестации кадров высшей квалификации;
     наличие  отдельных  базовых  элементов  инновационной структуры -
инновационно-технологических  центров,  центров  трансфера технологий,
технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на
поддержке  инновационного предпринимательства, включая государственные
и частные венчурные, и др.
     В  то  же  время  дальнейшее  формирование  инновационной системы
России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития
страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:
     наличие  низкого спроса со стороны реального сектора экономики на
перспективные   -   с  точки  зрения  их  коммерческого  применения  -
результаты   научно-технической   деятельности.   При  этом  основными
экономическими   факторами,   сдерживающими  инновационную  активность
предприятий   реального   сектора   экономики,   являются   недостаток
собственных  средств для расширения данного вида деятельности, высокая
стоимость   нововведений,   экономические  риски  и  длительные  сроки
окупаемости;
     отсутствие  развитой  нормативной правовой (законодательной) базы
для   осуществления   инновационной   деятельности,  а  также  мер  ее
государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и
косвенные  (налоговые  преференции,  государственные  гарантии и т.п.)
механизмы;
     отсутствие   действенных   механизмов   реализации   определенных
государством  приоритетных  направлений  развития  науки, технологий и
техники  Российской  Федерации, общая "размытость" перечня критических
технологий федерального значения, множественность научных организаций,
претендующих  на соответствующую государственную поддержку. Следствием
этого   становится   нерациональное  распыление  бюджетных  средств  и
недофинансирование  исследований  (развития  знаний)  в  перспективных
областях   науки,   обеспечивающих,   в   т.ч.,  конкурентоспособность
экономики России на мировом рынке;
     отсутствие    общей    координации    финансируемых    отдельными
федеральными  органами  исполнительной  власти НИОКР, что препятствует
как  консолидации  финансовых,  кадровых  и  организационных  ресурсов
государства  для  реализации крупных научно-производственных проектов,
так  и  инвентаризации  и  введению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической    деятельности,   полученных   за   счет   средств
федерального бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;
     ослабление  кооперационных  связей  между научными организациями,
учреждениями  образования и производственными предприятиями, в т.ч. на
уровнях   системы  воспроизводства  научных  кадров,  организационного
обеспечения  цепи  "прикладные  исследования  - опытно-конструкторские
разработки   -   производство",   подготовки   кадров  под  конкретные
направления инновационной деятельности;
     низкая  информационная  прозрачность  инновационной сферы, прежде
всего,  недостаток  информации  о новых технологиях и возможных рынках
сбыта  принципиально  нового  (инновационного) продукта, а также - для
частных  инвесторов  и  кредитных  организаций  - об объектах вложения
капитала с потенциально высокой доходностью;
     низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства
(в т.ч., без образования юридического лица);
     наличие  законодательных ограничений, не позволяющих использовать
бюджетные  средства,  выделяемые  РАН  и отраслевым академиям, имеющим
государственный статус, ведомственным и другим государственным научным
организациям  на развитие инновационной деятельности, прежде всего, на
создание  аффилированных  академическим  институтам лиц (инновационных
предприятий и инновационной инфраструктуры академий);
     недооценка  частью  органов  государственной  власти и управления
(включая     администрации     субъектов     Российской     Федерации)
социально-экономической  значимости развития инновационных процессов в
стране,  что  приводит  к  не всегда обоснованному выбору отраслевых и
региональных  приоритетов технологического развития и, соответственно,
снижению эффективности использования бюджетных средств.
     В   результате   для   инновационной  сферы  России  до  сих  пор
характерны:
     низкая  инновационная  активность  значительной части предприятий
реального сектора экономики;
     дисбаланс  в  развитии и отсутствие экономического взаимодействия
между   отдельными  элементами  инновационной  инфраструктуры  и,  как
следствие,   неэффективность   механизмов  трансфера  знаний  и  новых
технологий на внутренний и мировой рынки;
     низкая   капитализация  научных  результатов  и,  как  следствие,
недостаточная      привлекательность     научных     организаций     и
инновационно-активных    предприятий    как   объекта   инвестиций   и
кредитования;
     неразвитость   экономических   и   правовых  механизмов  введения
результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
     Такая ситуация сохраняется на фоне того, что к началу 2006 года в
России:
     сформировалась   система   реализации   важнейших   инновационных
проектов  государственного  значения,  основанная  на  долевом участии
федерального  бюджета  (финансирование  стадии  НИОКР)  и внебюджетных
источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции);
     формируются   основы   нормативного   правового   обеспечения   и
государственной  поддержки  инновационной деятельности (первым шагом в
этом   отношении   стали   утвержденные   Председателем  Правительства
Российской Федерации 5 августа 2005 года Основные направления политики
Российской  Федерации  в  области  развития  инновационной  системы на
период до 2010 года);
     создается   система   прямой   государственной   поддержки  малых
инновационных   предприятий,   одним  из  основных  элементов  которой
является   Фонд   содействия   развитию   малых   форм  предприятий  в
научно-технической сфере;
     в  основном  сформировалась  система  частных венчурных фондов, а
также  -  через  реализацию  мер  по  поддержке  малого инновационного
предпринимательства   и   развитию   системы   венчурных  фондов  <1>,
деятельность Венчурного инновационного фонда - создается система таких
отраслевых и региональных венчурных фондов с государственным участием;
--------------------------------
     <1>  В  соответствии  с  Постановлением  Правительства Российской
Федерации  от  22  апреля  2005  г.  N  249  "Об  условиях  и  порядке
предоставления    в    2005   году   средств   федерального   бюджета,
предусмотренных      на      государственную      поддержку     малого
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".

     в  субъектах  Российской  Федерации с высоким научным потенциалом
(например,  в  Московской,  Томской  и  других  областях)  реализуются
пилотные  проекты по формированию региональных инновационных систем; в
части   регионов   уже   приняты   местные   законы  об  инновационной
деятельности;
     сформирована   система   и  механизмы  государственной  поддержки
наукоградов,  специфической особенностью которых является приоритетное
развитие  инновационной  деятельности  и  ее инфраструктуры; в четырех
регионах    уже    создаются    первые   особые   экономические   зоны
технико-внедренческого типа;
     получили  развитие  новые  для национальной инновационной системы
негосударственные    формы:   независимые   исследовательские   центры
(преимущественно   ориентированные   на   зарубежный   рынок),   малые
инновационные  предприятия  (включая  инжиниринговые  и консалтинговые
фирмы);
     получил развитие научно-исследовательский комплекс внутри крупных
корпораций (корпоративная наука);
     формируется  способная  к саморазвитию инновационная подсистема в
рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь, на базе
имеющих  высокий  научный  потенциал организаций РАН и других академий
наук, имеющих государственный статус;
     началось  создание региональных и отраслевых структур кластерного
типа    <1>,    позволяющих    существенно    повысить   эффективность
взаимодействия   предприятий   частного  высокотехнологичного  сектора
экономики и научных организаций.
--------------------------------
     <1> Например,   в   области   электроники,   микроэлектроники   и
информационно    -   телекоммуникационных   технологий   -   на   базе
инновационно-промышленного  комплекса   Московского   государственного
института    электронной    техники   (г.   Зеленоград);   в   области
оптоэлектроники  -  на   базе   инновационно-промышленного   комплекса
"Светлана" (г. Санкт-Петербург).

     Однако  в  целом  отсутствие  действенных  механизмов  реализации
определенных  государством  приоритетных  направлений  развития науки,
технологий  и техники Российской Федерации привело большинство научных
организаций  к  реализации  "политики  консервации и выживания" вместо
"политики развития".

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2003 - 2024 © НП "НПРС"