РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ЦЕЛЬЮ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 2006 - 2007 годах планируются к разработке и принятию с целью
стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство
наукоемких технологий следующие законопроекты:
"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в
производство наукоемких технологий";
"О передаче технологий";
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации,
направленных на стимулирование инновационной деятельности";
"О фондах поддержки науки и инноваций".
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в
производство наукоемких технологий
В Федеральном законе "О государственном прогнозировании и
программах социально-экономического развития Российской Федерации"
предполагается дать определение понятию "инновационная политика", а
также дополнить указанием, что обязательным разделом прогноза развития
Российской Федерации является инновационная политика государства.
В Федеральном законе "О науке и государственной
научно-технической политике" (далее - Закон о науке) с целью уточнения
правовых понятий, используемых в области научно-технической и
инновационной деятельности, нужно законодательно закрепить такие
понятия, как "национальная инновационная система", "инновация",
"инновационная деятельность".
В Законе о науке предполагается норма, что любые результаты
научно-технической деятельности, созданные за счет или с привлечением
бюджетных средств, закрепляются за организациями-исполнителями, если
иное не предусмотрено законом или государственным контрактом.
Закрепление научно-технических результатов за Российской Федерацией
должно ограничиваться случаями, когда соответствующие результаты
создаются для нужд обороны и безопасности страны, а также когда
государство берет на себя доведение соответствующих результатов до
стадии промышленного применения. Порядок передачи соответствующих прав
на результаты научно-технической деятельности иным лицам должен
содержаться в Федеральном законе "О передаче технологий", а в Законе о
науке - соответствующая ссылка.
В Закон о науке предполагается внести понятие субъекта малого
инновационного предпринимательства в научно-технической сфере, а также
установить общую обязанность государства оказывать таким субъектам
поддержку.
В Законе о науке необходимо расширить перечень организаций,
которым может быть присвоен статус государственного научного центра
(ГНЦ), для возможности присвоения такого статуса научным организациям
и высшим учебным заведениям, находящимся в ведении федеральных органов
государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации
или РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, а
также акционерным обществам, у которых более половины уставного
капитала находится в государственной собственности. Порядок присвоения
и подтверждения статуса ГНЦ должен утверждаться Правительством России.
О передаче технологий
В законопроекте предполагается ввести норму, определяющую, что
передача (уступка) первыми правообладателями прав на технологии,
созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, третьим лицам
осуществляется с согласия госзаказчика или главного распорядителя
бюджетных средств. Законопроект будет распространяться на результаты
научно-технической деятельности гражданского, военного, специального и
двойного назначения, созданные за счет или с привлечением бюджетных
средств, выделяемых по государственным контрактам, по сметам доходов и
расходов, а также в виде субвенций и субсидий.
В Законопроекте предполагается дать определение "технологии", под
которой предлагается понимать охраноспособные нематериальные
результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской или
технологической работы, включающие в различных сочетаниях изобретения,
полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных,
топологии интегральных микросхем, технические данные, научные
произведения и научно-техническую информацию, способные служить
технологической основой хозяйственной деятельности в военной или
гражданской сфере.
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации,
направленных на стимулирование инновационной деятельности
Для решения проблемы стимулирования предполагается внесение
изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих
введение льгот по уплате налога на прибыль, на имущество, налога на
добавленную стоимость (НДС), и распространяющихся на организации,
занимающиеся освоением в производстве новой техники и технологий,
содержащих объекты интеллектуальной собственности, в том числе
созданные за счет федерального бюджета.
В Налоговый кодекс Российской Федерации должны быть внесены
изменения, связанные с обложением НДС.
Во-первых, необходимо распространить действие статьи 145
Налогового кодекса Российской Федерации "Освобождение от исполнения
обязанностей налогоплательщика" на малые инновационные предприятия и
индивидуальных предпринимателей, занимающихся инновационной
деятельностью.
К малым инновационным предприятиям отнести юридические лица,
обладающие следующими признаками:
количество работающих (по трудовому договору и договору подряда)
менее 100 человек;
основным видом деятельности организации (доходы и (или) расходы
составляют более 60% всех доходов и (или) расходов) является
инновационная деятельность - по созданию и использованию
интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до
реализации их в виде готового товара (работы, услуги) на рынке.
Для применения вышеуказанных правил вновь созданными малыми
инновационными предприятиями в течение первого года деятельности
необходимо представление в налоговый орган устава организации и
информационного письма о присвоении кодов статистики.
Во-вторых, необходимо:
внести изменения в подпункт 16 пункта 3 статьи 149 Налогового
кодекса Российской Федерации, предусматривающее освобождение от уплаты
НДС при выполнении любых научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ;
дополнить подпункт 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ положением, в
соответствии с которым от уплаты НДС будет освобождаться реализация
научной и учебной книжной продукции, периодических печатных изданий
научного и образовательного характера, услуг по экспедированию и
доставке печатных изданий и книжной продукции научного и
образовательного характера, редакционных и издательских работ (услуг),
связанных с производством книжной продукции и печатных изданий
научного и образовательного характера;
внести дополнения в подпункт 3 пункта 2 статьи 164 Налогового
кодекса Российской Федерации, посвященной налогообложению по ставке
10%, согласно которым данный подпункт не будет распространяется на
товары, работы и услуги, указанные в подпункте 17 статьи 149
Налогового кодекса Российской Федерации.
В-третьих, необходимо в статье 150 Налогового кодекса Российской
Федерации установить, что от налогообложения НДС освобождается ввоз
технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему
не только в качестве вклада в уставный капитал, но и для проведения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и для
образовательных нужд, а также ввоз печатной продукции научного и
образовательного характера.
В-четвертых, необходимо освободить от налогообложения НДС (путем
внесения дополнений в статью 149 Налогового кодекса Российской
Федерации) либо снизить налоговую ставку (путем внесения дополнений в
пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации) по
патентно-лицензионным операциям (кроме посреднических), связанным с
объектами промышленной собственности (исключая товарные знаки и знаки
обслуживания).
Также предусматривается внесением дополнений в статью 251
Налогового кодекса Российской Федерации освободить от налогообложения
прибыль организаций:
полученную банками по договорам о предоставлении кредита малым
инновационным предприятиям;
полученную страховыми организациями, осуществляющими страхование
предпринимательских рисков малых инновационных предприятий.
Предлагается дополнить главу 25 Налогового кодекса Российской
Федерации статьей об освобождении от исполнения обязанностей
налогоплательщика малых инновационных предприятий в первые два года
независимо от размера годового оборота.
В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации
необоснованно сужен перечень фондов, денежные средства которых, будучи
переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами.
Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской
Федерации необходимо дополнить фразой: "а также иных из иных фондов
поддержки науки и инноваций".
В статьях 254, 264, 266 Налогового кодекса Российской Федерации
необходимо внести дополнения, предусматривающие в числе расходов
расходы на приобретение спецоборудования для научных
(экспериментальных) работ и т.п.
Предлагается внести в статью 381 Налогового кодекса Российской
Федерации дополнения об освобождении от обложения налогом на прибыль
имущества, используемого для осуществления научной
(научно-исследовательской) и опытно-экспериментальной деятельности.
Необходимо освободить от обложения налогом на имущество
организации в отношении машин, оборудования, приборов, опытных
образцов, макетов и других изделий, которые были получены ими (на
возвратной или безвозвратной основе) для испытаний и экспериментов или
были безвозмездно получены в процессе исполнения договора (заказа) о
создании научно-технической продукции в соответствии с условиями
такого договора.
Представляется целесообразным предусмотреть в статье 346.12
Налогового кодекса Российской Федерации норму о применении упрощенной
системы налогообложения инновационными предприятиями с доходом до 30
млн. рублей по итогам девяти месяцев и 40 млн. рублей по итогам года.
О фондах поддержки науки и инноваций
Содержание законопроекта: определение правового статуса
государственных и частных фондов, осуществляющих финансирование
научной, научно-технической и инновационной деятельности, выбор
организационно-правовой формы деятельности фондов поддержки научной,
научно-технической и инновационной деятельности, утверждение
организационно-правовой формы некоммерческой организации -
государственного фонда - которая будет содержать в себе как признаки
фонда, так и признаки финансируемого собственником учреждения.
Предполагается, что общий типовой порядок проведения конкурсов по
отбору проектов для финансирования и распределения средств
утверждается Правительством Российской Федерации, а фонды имеют право
разрабатывать собственные порядки проведения конкурсов. Законопроектом
необходимо закрепить общую норму, которая будет предусматривать
возможность установления различного рода льгот (льготные налоговый и
таможенный режимы, специальные нормы амортизации имущества,
возможность получения кредитов по льготным ставкам в государственных
банках и т.д.) для фондов, осуществляющих деятельность по поддержке
научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Будут установлены общие нормы относительно приобретения прав на
результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за
счет финансирования, полученного из соответствующих фондов. В качестве
общего правила должно быть установлено, что права на любые результаты
творческой деятельности, созданные за счет или с использованием
средств фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной
деятельности, принадлежат исполнителям (грантополучателям).
Приложение N 6
|