2.3. Университетская (вузовская) наука
К числу основных направлений модернизации вузовского сектора
науки относятся:
Формирование сбалансированной структуры и механизмов
финансирования, включая:
а) формирование системы средне- и долгосрочного финансирования
научных исследований за счет средств федерального бюджета в составе:
базовой части - выделяется на период 3 - 5 лет для обеспечения
содержания основного персонала, а также приобретения оборудования,
развития инфраструктуры и оплаты коммунальных расходов вузов для
выполнения ими основных функций;
проектной части - выделяется в качестве основы для селективной
поддержки конкурентоспособных коллективов и отдельных ученых;
б) совершенствование процедур конкурсного отбора
научно-исследовательских программ и проектов, финансируемых за счет
средств федерального бюджета;
в) существенное увеличение финансирования фундаментальных
исследований в рамках тематических планов вузов;
г) опережающий рост финансирования исследований, проводимых в
ведущих университетах;
д) финансирование проектов молодых преподавателей, ученых и
аспирантов;
е) синхронизацию мероприятий по развитию и модернизации
образования, развитию вузовской науки, интеграции науки и образования
в рамках федеральных целевых программ.
Развитие кооперационных связей вузовского сектора науки с
организациями академического сектора науки и сектора прикладной науки,
а также реального сектора экономики, включая:
а) заключение договоров на реализацию совместных образовательных
программ, научных и инновационных проектов, организацию совместных
научных изданий, а также участие в конкурсах на получение российских и
международных грантов;
б) создание центров передовых исследований, совместных
испытательных центров, полигонов, научных и технологических парков;
в) организацию региональных межведомственных координационных
центров и специализированных советов по присуждению ученых степеней;
проведение совместных конкурсов научных проектов для молодых ученых и
преподавателей, учреждение совместных стипендий;
г) активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов
коммерциализации результатов прикладных научных исследований и
разработок, а также передачу технологий в реальный сектор экономики.
Модернизация системы подготовки кадров высшей квалификации и
федеральной системы повышения научной квалификации
профессорско-преподавательского состава, включая:
а) уточнение требований по аккредитации (аттестации) высших
учебных заведений для привлечения и закрепления талантливой молодых
кадров в науке и образовании;
б) повышение эффективности работы аспирантуры и докторантуры.
Проведение структурных преобразований, направленных на повышение
эффективности использования кадрового потенциала и имущества, включая:
а) реорганизацию научных организаций, ранее созданных при вузах в
качестве юридических лиц, путем их присоединения к соответствующим
вузам;
б) реорганизацию научных организаций путем их слияния
(укрупнения) и создание укрупненных научно-образовательных структур по
направлениям деятельности, включая создание учебно - научно -
производственных комплексов;
в) ликвидацию неэффективных научных организаций, утративших связи
с высшей школой, и передачу федерального имущества этих организаций в
оперативное управление вузам.
|