Подождите, идет загрузка документа...

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БИЗНЕСА
www.subcontract.ru

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.2. Академическая наука

     Главной    функцией   академического   сектора   науки   является
расширенное  воспроизводство  знаний  мирового  уровня, способствующих
технологическому,  экономическому,  социальному  и  духовному развитию
России;  сохранение  на этой основе статуса России как мировой научной
державы.  Для  обеспечения  эффективного  осуществления данной функции
необходимо  реализовать  в  отношении академического сектора науки ряд
мероприятий по выделенным ниже базовым направлениям.

     Модернизация   организационной  структуры  и  системы  управления
академического сектора науки
     - Совершенствование  системы  управления  академическим  сектором
науки    на    основе    сочетания   государственного   управления   и
самоорганизации   научного  сообщества.  Введение  в  действие  нового
порядка  утверждения  в  должности  президента  академий наук, имеющих
государственный  статус,  и  уставов  соответствующих  академий (после
внесения  соответствующих  изменений  в законодательство). Обеспечение
демократичности системы управления за счет повышения уровня открытости
и  привлечения  молодых  кадров  в  органы  управления  академического
сектора науки.
     - Совершенствование  механизмов формирования и выбора приоритетов
и  основных  направлений  исследований  академического  сектора науки.
Формирование сети координационных советов по приоритетным направлениям
фундаментальных исследований.
     - Разработка  общих  требований  к  структуре научной организации
академического  сектора  науки  и  подготовка  предложений  по  новому
типовому  уставу  научной  организации  академического сектора науки с
закреплением  в  уставах  конкретных организаций их функций и основных
направлений деятельности.
     - Оптимизация     организационно-правовых     форм    организаций
академического   сектора   науки,   приведение  их  в  соответствие  с
возложенными   на   организации  функциями.  Механизмы  преобразования
научных организаций будут рассмотрены ниже.
     - Оптимизация  сети  научных  организаций  академического сектора
науки.  Перепрофилирование  организаций,  не обеспечивающих выполнение
полномочий  государства  в  сфере  науки,  в  интересах  осуществления
инновационной     деятельности.    Передача    научных    организаций,
осуществляющих  деятельность  регионального  или  местного  характера,
соответствующим  субъектам  Российской  Федерации или органам местного
самоуправления.    Передача    научных   организаций,   осуществляющих
узковедомственную  (отраслевую) деятельность в ведение соответствующих
федеральных органов исполнительной власти. Консолидация однопрофильных
научных организаций в рамках отдельных направлений деятельности.
     - Формирование      в      составе     академического     сектора
специализированной холдинговой компании в форме открытого акционерного
общества  со 100%-ным участием государства. Внесение в качестве вклада
Российской  Федерации в уставный капитал данной компании принадлежащих
государству   пакетов   акций   организаций   академического  сектора,
действующих  в  форме  ОАО, научно-техническая продукция которых имеет
высокий   потенциал   коммерциализации.  Основная  задача  холдинговой
компании должна заключаться в обеспечении реальной коммерческой отдачи
от деятельности академических организаций.

     Повышение бюджетной обеспеченности академического сектора науки
     Ключевым  условием  ускоренного  развития  академического сектора
науки  является  увеличение  его бюджетной обеспеченности в расчете на
одного   научного   работника.   Текущий   низкий   уровень  бюджетной
обеспеченности  является  основной  причиной низкого уровня заработной
платы,  служит  барьером  на  пути  создания эффективных мотиваций для
работников,        препятствует        нормальному       возобновлению
материально-технической  базы  и,  тем самым, принципиально сдерживает
поступательное    развитие   академической   науки.   Для   достижения
качественного сдвига в бюджетной обеспеченности академического сектора
необходимо реализовать меры по двум базовым направлениям:
     - увеличение  расходов  федерального  бюджета  на фундаментальную
науку  как в абсолютном, так и в относительном выражении в сочетании с
концентрацией  ресурсов на программах, реализуемых ведущими научными и
научно-образовательными  центрами.  Планируется  в 2008 году увеличить
удельный  вес  финансирования  фундаментальных исследований в расходах
федерального бюджета на гражданскую науку до 58%.
     - оптимизация  численности  персонала,  занятого  в академическом
секторе,  на  основе  рационализации  состава  и структуры организаций
академической  науки  и переаттестации их сотрудников. При этом должна
быть учтена и в максимальной степени использована возможность создания
научными  организациями  дополнительных  ставок, финансируемых за счет
внебюджетных средств. "Бюджетные" рабочие места должны предназначаться
персоналу,  непосредственно  занятому фундаментальными исследованиями,
"внебюджетные" - работникам, осуществляющим инновационную деятельность
и ведущим прикладные разработки. Предполагаемое сокращение к 2008 году
количества  бюджетных  рабочих мест в академическом секторе - не более
25%.

     Модернизация  механизмов  финансирования  академического  сектора
науки
     Представляется   необходимым   провести  оптимизацию  соотношения
базового  и  программно-целевого  финансирования  научных  организаций
академического    сектора   науки,   расширить   практику   проектного
финансирования   с   использованием   механизмов   целевых   программ.
Соответствующие меры должны реализовываться в рамках следующих базовых
направлений:
     - внедрение  системы  финансового стимулирования результативности
деятельности академических институтов. Необходимо сформировать рейтинг
результативности  однопрофильных  академических  институтов.  При этом
следует   использовать   такие   объективные   показатели,  как  число
публикаций   на   одного  научного  работника,  удельный  вес  молодых
специалистов и аспирантов, доля внебюджетных и целевых средств в общем
бюджете  института  и  др.  В  отношении институтов, имеющих стабильно
низкий  рейтинг результативности в сравнении с однопрофильными, должны
приниматься  меры  организационно-управленческого характера, вплоть до
их  ликвидации  в  качестве отдельной научной организации. Институтам,
демонстрирующим    стабильно   высокую   результативность   профильной
деятельности,  должны  выделяться  дополнительные  финансовые ресурсы.
Целесообразно  использовать  для этих целей ежегодно не менее 15 - 20%
совокупного объема финансирования академических институтов <1>;
--------------------------------
     <1>  Подобного рода система в настоящее время успешно применяется
в рамках Сибирского отделения РАН.

     - разработка   и   начало   реализации   целевой   программы  РАН
"Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня",
основанной   на   принципах   проектной   организации  фундаментальных
исследований,    конкурентности,   объективной   экспертизы,   строгой
отчетности.   В   перспективе   распространение   этой   программы  на
фундаментальные  исследования,  выполняющиеся  в  отраслевых академиях
наук.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2003 - 2024 © НП "НПРС"