3. Интеграция научной и образовательной деятельности
В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию
Российской Федерации от 26 мая 2004 г. указано на необходимость
"...интегрировать образование и научную деятельность. Развитие
вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать
приоритетной задачей".
Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также
российский опыт, высшее образование и наука (в частности
фундаментальная) как специализированные области деятельности без
взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором
экономики теряют дееспособность и становятся все менее
самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ
высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую
неконкурентоспособны на рынке труда; с другой стороны, научные
организации практически утратили источники воспроизводства кадрового
потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное
существование научных и образовательных структур снижает потенциал их
развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества,
препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное
пространство. В сегодняшних условиях в России научные организации и
вузы создаются, функционируют и управляются практически без учета
взаимных потребностей, формы их интеграции не соответствуют
потребностям современной рыночной экономики, не имеют адекватного
правового обеспечения и государственной поддержки.
Конечной целью интеграции науки и образования является кадровое
обеспечение национальной инновационной системы России и экономики
страны в целом.
Интеграция научной и образовательной деятельности должна решать
следующие задачи:
повышение качества образования и подготовку научно-технических
кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений
науки и технологий и практическим опытом участия в научных
исследованиях, полученным в процессе обучения;
привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и
образовании;
повышение эффективности использования бюджетных средств,
кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных
организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных
исследований и подготовке научных кадров;
активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики
и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных
исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор
экономики.
Меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере
науки и образования должны быть сосредоточены на следующих
направлениях:
1. Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность
формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции
науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений,
устранение существующих административных и правовых барьеров.
2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных
структур, включая:
продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских
университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со
стороны государства на основе установления повышенных нормативов
финансирования, охватывающих в том числе исследовательскую работу
преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое
развитие;
создание сети научно-образовательных объединений для реализации
образовательных программ и/или проведения научных исследований (в
последнем случае - центров передовых исследований, формируемых путем
объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов
и финансируемых на конкурсной основе);
использование образовательного потенциала ведущих научных (в том
числе институтов академий наук, имеющих государственный статус)
организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр,
совместных научно-исследовательских лабораторий;
создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные
организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с
последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных
кластеров;
расширение практики совместного участия научно-исследовательских
институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на
НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
формирование совместных ученых советов по научным направлениям,
специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе
научно-исследовательских институтов и вузов.
3. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для
поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в
увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности
использования бюджетных средств в сфере науки (пересмотр структуры
бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с
выделением средств на институциональное развитие эффективных
организационных форм научной и образовательной деятельности;
сокращение числа научных учреждений, финансируемых по смете;
концентрация средств на приоритетных направлениях развития науки,
технологий и техники Российской Федерации и приоритетах
технологического развития; переход к долгосрочным крупным комплексным
проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:
финансирование на конкурсной основе сетевых проектов
(консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между
вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров
с привлечением бизнеса;
целевое финансирование среднесрочных (на 3 - 5 лет) программ
развития научно-образовательных структур (исследовательских
университетов, научно-образовательных центров, центров передовых
исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие
академических исследований, материальной, приборной и информационной
базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и
преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием
необходимой для этого правовой основы.
4. Развитие кадрового потенциала, включая:
предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов
для проведения исследований, приобретения научного оборудования,
подготовки и реализации инновационных образовательных программ,
создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных
ипотечных кредитов;
формирование специальной программы поддержки молодежных
исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в
вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых
научно-исследовательских институтов);
реализацию схем мобильности кадров между
научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
5. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере
науки и образования, в том числе:
передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и
иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации
государственных научных учреждений;
создание центров коллективного пользования научным оборудованием
(в том числе на базе уникальных научных установок),
телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической
информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и
т.п.;
формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и
государственных научных учреждений и организаций (центров передачи
технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм,
бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых
инновационных фирм;
реализация образовательных программ в области инновационного
менеджмента.
Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут
принимать различные формы и носить институциональный, программный либо
кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам
интеграционных структур - высокий уровень научных исследований и
образовательной деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Критерии оценки подлежат определению.
В зависимости от глубины интеграционных процессов могут быть
выделены:
I. Полная интеграция науки и образования
(в форме юридических лиц)
1.1. Исследовательские университеты
Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые
осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку
специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с
фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и
докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок
мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.
1.2. Научно-образовательные центры <1>
--------------------------------
<1> Для реализации определенных образовательных и
исследовательских программ (программная интеграция).
К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей
квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований
(магистров, кандидатов и докторов наук).
Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно
широкого, но и узкого профиля) <1>.
--------------------------------
<1> Условия создания (функционирования) - предоставление научным
организациям права на участие в осуществлении образовательной
деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие
лицензии.
II. Частичная интеграция науки и образования
2.1. НИИ при вузах.
Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или вузах
без образования юридического лица:
2.2. Базовые кафедры вузов в научных организациях.
2.3. Базовые лаборатории НИИ в вузах.
III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы,
в том числе с созданием управляющей компании)
Возможны следующие варианты таких объединений:
3.1. НИИ - вуз, юридически независимые друг от друга.
3.2. Вуз - НИИ "при вузе".
3.3. Медицинский вуз - клиника.
Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются
гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на
основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные
организации, предприятия, инновационные фирмы.
Приложение N 7
|