ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАУКИ
Реформирование государственного сектора науки будет
осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006
- 2008 (этап институциональных преобразований) и 2009 - 2010 годов
(этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006 - 2008 годы)
предполагается решение следующих основных задач:
совершенствование нормативной правовой базы и оптимизация
организационно-правовых форм в государственном секторе науки;
формирование эффективных механизмов финансирования
государственного сектора науки;
повышение качества управления государственным сектором науки;
рационализация имущественных комплексов организаций;
оптимизация количества и размера научных организаций, включая
укрупнение организаций путем слияний и присоединений.
Сокращение числа организаций в государственном секторе науки на
первом этапе будет в основном связано с укрупнением организаций,
передачей части организаций на иной уровень бюджетной системы, а также
акционированием отдельных организаций.
На первом этапе будут реализованы следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД,
постановка нематериальных активов на баланс;
определение и нормативное закрепление способов акционирования,
способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций,
включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
создание системы мониторинга результативности и эффективности
организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования
научной и экономической эффективности организаций;
оптимизация соотношения базового и программного финансирования,
включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого
исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление
экспериментальной базы;
формирование и реализация ведомственных программ по развитию
академического сектора науки и вузовского сектора науки, включая
формирование сети научно-образовательных центров как среды
расширенного воспроизводства знаний;
развитие системы государственных научных учреждений, включая
федеральные центры науки и высоких технологий, а также "национальные
лаборатории" по приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
сформированы критерии оценки эффективности научной и
экономической деятельности организаций, разработана нормативная
правовая база, определяющая уточненный порядок финансирования
организаций государственного сектора науки;
созданы предпосылки для реструктуризации организаций
государственного сектора науки (по оценкам, их количество может
уменьшится на 15 - 20%), при этом сократится число государственных
учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в
общем числе организаций государственного сектора науки сократится с
50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет
сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14 - 16% к 2008 году);
созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных
предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем
числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005
году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из
экономической целесообразности.
На втором этапе структурной модернизации (2009 - 2010 годы) будут
реализованы следующие основные мероприятия:
структурная оптимизация государственного сектора науки;
приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных
на государственный сектор науки функций;
формирование сектора научных организаций со смешанной формой
собственности;
консолидация ресурсов в рамках системы "национальных
лабораторий";
развитие системы связей в рамках государственного сектора науки,
в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими
субъектами реального сектора экономики;
активное позиционирование государственного сектора в реальном
секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.
В результате реализации мероприятий второго этапа:
приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение
5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций
для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских,
проектных и т.п. организаций);
продолжится процесс реструктуризации государственных учреждений
(к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по
оценкам, до 25 процентов).
Таким образом, к 2010 году в организационной структуре
государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор
прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к
функционированию в предпринимательском секторе;
во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций
вузовского сектора науки в проведении исследований и разработок.
Функциональная структура государственного сектора науки будет
трансформироваться следующим образом:
---------------------------------------------------------------------------
|Удельный вес в общем числе организаций | 2005 год | 2008 год | 2010 год |
| государственного сектора науки | | | |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|академический сектор | 32,7% | 31,0% | 34,4% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|прикладной сектор | 48,1% | 44,3% | 31,3% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|вузовский сектор науки | 19,2% | 24,8% | 34,4% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Итого | 100% | 100% | 100% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Число организаций (справочно) | 2600 | 2100 | 1600 |
---------------------------------------------------------------------------
Организационно-правая структура государственного сектора науки
будет трансформироваться следующим образом:
---------------------------------------------------------------------------
|Удельный вес в общем числе организаций | 2005 год | 2008 год | 2010 год |
| государственного сектора науки | | | |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Государственные унитарные предприятия | 48,0% | 2,4% | 1,3% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Государственные учреждения | 50,0% | 28,6% | 25,0% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Государственные автономные учреждения | 0% | 11,9% | 21,9% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Государственные автономные | | | |
|некоммерческие организации | 0% | 9,5% | 15,6% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Акционерные общества, более 50% акций | | | |
|которых находится в федеральной | | | |
|собственности | 2,0% | 47,6% | 36,3% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Итого | 100% | 100% | 100% |
|---------------------------------------|----------|-----------|----------|
|Число организаций (справочно) | 2600 | 2100 | 1600 |
---------------------------------------------------------------------------
|