Развитие конкуренции в сфере государственных
и муниципальных закупок
Основные показатели размещения государственного заказа в городе
Москве в плане усиления конкуренции поступательно улучшаются.
По итогам 2009 года проведено 59,2 тыс. процедур в форме торгов,
запросов котировок и аукционов в электронной форме на общую сумму
369,2 млрд. руб. При этом запросами котировок размещено лишь 4%
заказа.
Доля контрактов, заключаемых без проведения торгов и запросов
котировок, снизилась с 13% в 2008 году до 10%.
За указанный период в Единой автоматизированной информационной
системе торгов зарегистрировано около 81 тыс. государственных
контрактов.
Из общего количества проведенных процедур определен поставщик по
56,5 тыс. лотов (более 95%).
В целом по городу Москве снижение начальных цен по результатам
процедур размещения заказа составило 30,2 млрд. руб.
Кроме того, государственными заказчиками была обеспечена
дополнительная экономия бюджетных средств за счет заключения
контрактов по согласованной цене по результатам несостоявшихся
аукционов (2,8 млрд. руб.), а также заключения дополнительных
соглашений о снижении цен заключенных контрактов без изменения объемов
закупаемой продукции (1,8 млрд. руб.).
Таким образом, общее снижение начальных цен увеличилось вдвое и
составило около 35 млрд. руб. (свыше 9%).
В 1,5 раза увеличилось количество участников торгов, и по итогам
текущего года среднее количество поданных заявок на один лот составило
3,3.
Доля процедур с единственным участником в 2009 году снизилась в
два раза и составила менее 20% от общего количества лотов.
Вместе с тем изменение основных экономических показателей
снижения цены на торгах при переходе от конкурсов к процедурам
открытых аукционов не произошло и не принесло ожидаемых результатов.
В 2009 году проведено торгов:
- в форме конкурсов - 8,1 тыс. на сумму 56,8 млрд. руб., снижение
по лотам, где поставщик определен, составило 11,2%;
- в форме аукционов - 15,7 тыс. на сумму 297,3 млрд. руб.,
снижение по лотам, где поставщик определен, составило 7,5%.
Доля аукционов в общем объеме процедур по сумме составила более
80%.
В то же время при проведении 3,8 тыс. аукционов в электронной
форме на сумму 3,2 млрд. руб. снижение начальных цен составило 21,0%,
почти в 3 раза превысив аналогичный показатель открытых аукционов.
Таким образом, необходимость перехода на размещение заказов
преимущественно путем проведения аукционов в электронной форме как
наиболее открытой, конкурентной и экономически эффективной форме
размещения заказа не вызывает сомнений. Проведение аукционов в
электронной форме исключает возможности согласованных действий
недобросовестных участников торгов по поддержанию цены на торгах.
В рамках реализации Национального плана по борьбе с коррупцией
Правительство Москвы ведет активную работу по совершенствованию
системы размещения городского заказа.
Создана и успешно эксплуатируется единая система, объединяющая
весь комплекс задач от стадии планирования размещения заказов до
стадии исполнения контрактов. Система охватывает 6 тыс.
государственных заказчиков, обеспечивая проведение более 80 тыс.
процедур размещения заказа объемом 900 млрд. руб. ежегодно. Информация
обо всех процедурах в соответствии с Федеральным законом от 21 июля
2005 г. N 94-ФЗ размещена в официальном печатном издании и на сайте в
сети Интернет.
В рамках единой городской системы проведено свыше 5 тыс.
электронных торгов. При этом государственные заказчики города все
активнее используют электронные аукционы в практике своей работы. В
текущем году данным способом проведено почти 15% всех торгов.
Аукционы в электронной форме продемонстрировали ряд важных
преимуществ. Прежде всего, это высокая доступность и эффективность
проведения торгов, исключение бумажного документооборота, появление
возможности формализованного оперативного контроля, анонимность
участников размещения заказа. На Единой электронной торговой площадке
города Москвы со своих рабочих мест через сеть Интернет ведут торги
поставщики из других субъектов Российской Федерации, средний уровень
снижения цены составляет 20% при надлежащем качестве исполнения
контрактов (по другим видам процедур снижение около 9%), среднее
количество участников 4-5 (по другим видам процедур - 3-4). Более 10%
электронных аукционов - это заказы для малого бизнеса, при этом в
целом более 60% участников торгов являются субъектами малого
предпринимательства.
На Единой электронной торговой площадке города Москвы размещают
заказы и субъекты Российской Федерации, и муниципальные заказчики в
рамках "старой редакции" статьи 41 Федерального закона от 21 июля 2005
г. N 94-ФЗ, а также коммерческие предприятия. При этом коммерческий
сектор провел в системе Московских торгов более 2500 электронных
аукционов на сумму свыше 3,79 млрд. руб. Кроме того, активно
проводятся торги по реализации имущества. Лоты включают в себя
неликвидное и невостребованное имущество крупных промышленных
предприятий. На текущий момент объем торгов по реализации имущества
превысил 1,5 млрд. руб.
В 2009 году проведено аукционов в электронной форме - 3,8 тыс. на
сумму 3,2 млрд. руб., снижение начальных цен составило 21,0%.
В 2009 году проводился комплекс мероприятий по участию города
Москвы в отборе национальных операторов торговых площадок для
проведения аукционов в электронной форме для государственных и
муниципальных заказчиков России (создание компании - оператора
электронных аукционов; создание программно-аппаратного комплекса
электронной площадки, отвечающего требованиям конкурсной
документации).
В соответствии с частью 32 статьи 65 Федерального закона от 21
июля 2005 г. N 94-ФЗ и в целях проведения в соответствии с главой 3.1
указанного Федерального закона с 1 июля 2009 г. открытых аукционов в
электронной форме распоряжением Правительства Российской Федерации от
1 июня 2009 г. N 755-р ОАО "Единая Электронная Торговая Площадка" было
определено оператором для проведения открытых аукционов в электронной
форме до момента подведения итогов отбора национальных операторов
электронных площадок.
21 ноября 2009 г. Министерством экономического развития
Российской Федерации объявлен конкурс по отбору электронных площадок в
целях проведения открытых аукционов в электронной форме.
По результатам рассмотрения предложений о проектах лучшими
названы пять электронных торговых площадок, в том числе Единая
электронная торговая площадка Правительства Москвы.
В 2010 году в сфере размещения государственного заказа
необходимо:
1. Продолжение реализации комплекса мер, направленных на
расширение конкуренции, обеспечение максимальной экономической
эффективности размещения заказа, привлечение добросовестных
исполнителей государственного заказа.
2. Повышение ответственности государственных заказчиков, главных
распорядителей бюджетных средств (ГРБС) за планирование, размещение и
исполнение заказа.
3. Обеспечение применения штрафных санкций за ненадлежащее
исполнение государственных контрактов.
4. Продолжение практики привлечения представителей
правоохранительных, контролирующих органов в качестве наблюдателей по
особо значимым для города торгам.
5. Расширение практики направления по результатам проведения
торгов материалов в Московское УФАС России для проверки фактов
согласованных действий участников размещения заказа.
6. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение
эффективности использования существующих информационных ресурсов всех
органов исполнительной власти города Москвы при размещении
государственного заказа и привлечения инвестиций, а именно:
- согласование проектов правовых актов исключительно в
Корпоративной информационной системе Правительства Москвы с
использованием ЭЦП;
- использование возможности проведения видеоконференцсвязи при
проведении процедур торгов всей городской системой размещения
государственного заказа.
|