Программа
развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого из них исключается или
ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке
воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке (статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г.
N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев,
определяемых экономической целесообразностью, является
основополагающим условием эффективного социально-экономического
развития.
За последние годы конкуренция в городе Москве в целом развивалась
динамично. Департаментом города Москвы по конкурентной политике
совместно с Московской торгово-промышленной палатой был проведен опрос
свыше 2 тыс. руководителей предприятий и организаций в целях выявления
проблемных зон и дополнительных возможностей развития конкуренции в
отраслях с учетом потребностей предпринимательского сообщества.
Общественная оценка динамики развития конкуренции в городе Москве
свидетельствует о значительном возрастании уровня конкуренции во всех
отраслях (свыше 70% опрошенных). При этом около 80% считают уровень
конкуренции в отрасли очень высоким. Вместе с тем на фоне роста
конкуренции, несмотря на предпринимаемые Правительством Москвы меры,
также возросло и число случаев недобросовестной конкуренции (65%
респондентов). Демпинг, введение в заблуждение потребителей,
копирование чужого продукта, незаконное получение и распространение
конфиденциальной информации, сговор между юридическими лицами -
наиболее распространенные формы недобросовестной конкуренции,
отмеченные участниками опроса.
Более 90% опрошенных респондентов пользуются информацией,
размещаемой на официальных Интернет-сайтах органов исполнительной
власти города Москвы, причем 45% обращаются к такой информации каждый
день. Наиболее востребованы информация о госзакупках, новости, анонсы
мероприятий Правительства Москвы, информация о мерах по предоставлению
государственной помощи, продаже и аренде нежилых помещений и т.п.
Особое внимание обращается на необходимость предсказуемости и
информационной прозрачности действий органов исполнительной власти
города Москвы и особенно работе сайтов органов исполнительной власти
города Москвы, публикации на них актуальной, полной информации,
например, о наличии свободных участков земли и/или помещений,
предназначенных для реконструкции, проектов развития территорий
(отраслей), о планах госзакупок с заблаговременной (в среднем за
полгода до проведения процедур размещения госзаказа) публикацией на
официальном сайте.
Среди наиболее часто встречающихся предложений можно выделить
предложения по:
1. Упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности:
- сокращение количества и частоты новаций в сфере бухгалтерской и
налоговой отчетности, а также установление предельных (не свыше трех
лет) сроков хранения такой отчетности;
- снижение налоговой нагрузки на предпринимателей;
- оказание правовой и консультативной поддержки развитию бизнеса;
- внедрение системы онлайн регистрации предприятий, упразднение
бумажной волокиты и очередей в регистрирующем органе, введение единой
цифровой подписи (для предприятий) для внесения изменений в данные
регистрации в режиме реального времени;
- внедрение цифровой подписи в качестве полноценного аналога
печати предприятия для совершения всех видов сделок.
2. Развитию инфраструктуры городского хозяйства, инфраструктуры
производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально
пригодных для ведения бизнеса, в том числе созданию условий для
приобретения нежилых помещений в собственность по реальной цене, минуя
спекулянтов-посредников.
3. Совершенствованию системы государственного контроля (надзора)
и усилению гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц:
- изменение административно-карательных отношений контролирующих
органов на контрольно-консультативные;
- осуществление полномочий контролирующих организаций в
соответствии с общедоступными регламентами;
- организация контрольной работы таким образом, чтобы предметом
контроля были не предприниматели, а их продукция и услуги;
- введение системы общественного контроля.
4. Обеспечению равных возможностей получения государственной
поддержки.
При этом сферы деятельности органов исполнительной власти города
Москвы, связанные с предоставлением прав пользования государственным
имуществом в том или ином виде (аренда земельных участков, нежилых
помещений, предоставление государственной поддержки хозяйствующим
субъектам, размещение государственного заказа и т.п.), демонстрировали
поступательное развитие конкурентных отношений. Это обусловлено, в
первую очередь, необходимостью исполнения соответствующих норм
федерального законодательства.
Так, в целях совершенствования инструментов развития конкуренции
по поддержке малого и среднего предпринимательства принят Закон города
Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного
имущества города Москвы". Согласно статье 13 установлены предельное
значение размера нежилых помещений (до 100 кв. м), на которое
распространяется преимущественное право субъектов малого и среднего
предпринимательства на выкуп арендуемых нежилых помещений, и срок
рассрочки платежа за выкупаемое имущество.
Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N
1140-ПП утвержден Перечень государственного имущества,
предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование
субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям,
образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Передача нежилых помещений, включенных в
указанный перечень, осуществляется по результатам проведения
конкурсов/аукционов либо в порядке оказания государственной помощи.
С учетом требований антимонопольного законодательства доработано
положение о государственной имущественной поддержке в виде снижения
стоимости аренды за нежилые помещения. Правительством Москвы принято
постановление от 9 июня 2009 г. N 533-ПП "Об утверждении Положения об
установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого
фонда, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации -
города Москвы, составляющие имущественную казну города Москвы".
В сфере привлечения инвестиций в экономику города Москвы в ходе
сравнительного анализа ситуации в период 2007-2009 гг. просматривается
ежегодная тенденция уменьшения количества фактически проведенных
конкурентных процедур к запланированному объему, следствием чего
является уменьшение объема финансовых средств, привлеченных в бюджет
города Москвы в результате инвестиционных торгов.
Итоги 2008-2009 гг. выявили несколько основных причин уменьшения
количества состоявшихся торгов и низкой заинтересованности
потенциальных инвесторов при проведении торгов на право заключения
договоров аренды земельных участков.
Основные причины, по мнению представителей бизнес-сообщества,
следующие:
- забюрократизированность процесса предпродажной подготовки
объектов, в том числе по причинам:
- отсутствия четкого порядка разработки градостроительной
документации;
- отсутствия структурных подразделений, ответственных за
подготовку
технических условий подключения объектов капитального
строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения, являющихся необходимыми для
расчета
стартовой цены и выставления земельного участка на торги;
- отсутствия порядка разработки таких технических условий,
предварительной работы по расчету предстоящих затрат инвестора на
рекультивацию земельного участка для приведения его к состоянию,
пригодному
для осуществления строительных работ, в то время как получение
такой
информации необходимо при принятии инвестором решения об участии
в торгах;
- низкая инвестиционная привлекательность выставляемых на торги
объектов в связи с их завышенной стартовой стоимостью и не вызывающим
интереса предлагаемым функциональным назначением участка
(строительство гостиничных или гаражных комплексов) в совокупности с
его местоположением.
Решение изложенных проблем возможно при условии выполнения
плановых мероприятий, которые должны привлечь потенциальных инвесторов
к активному участию в торгах.
В целях информационного обеспечения деятельности Правительства
Москвы в инвестиционной сфере, своевременного и эффективного
информирования жителей, бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов
об инвестиционных проектах города, а также решения задач упрощения
финансового планирования для потенциальных инвесторов и оперативного
получения необходимой информации в открытом источнике единого
информационного пространства для оценки инвестиционной
привлекательности проектов Правительством Москвы принято постановление
от 23 июня 2009 г. N 597-ПП "О неотложных мерах по стимулированию
инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве".
В рамках данного постановления Департаментом города Москвы по
конкурентной политике ведется работа по созданию Единого
информационного инвестиционного портала города Москвы (далее -
Инвестиционный портал).
С 1 января 2010 г. Инвестиционный портал введен в опытную
эксплуатацию по электронному адресу: http://mosinvestportal.ru.
При этом конкуренция в отдельных отраслях городского хозяйства
развивается неравномерно. Данная особенность прослеживается во
взаимосвязи со спецификой развития непосредственно самих отраслей.
Так, отрасли городского хозяйства, непосредственно связанные
(взаимодействующие) в своей работе с наиболее активной частью
предпринимателей - малым бизнесом (Департамент потребительского рынка
и услуг города Москвы, Департамент поддержки и развития малого и
среднего предпринимательства города Москвы, Департамент
продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и
другие), в силу того, что результат их деятельности напрямую зависит
от успешности такого взаимодействия, наиболее широко и планомерно
используют методы развития конкуренции в качестве одного из средств
достижения задач социально-экономического развития отраслей.
Вместе с тем органы исполнительной власти города Москвы,
взаимодействующие в основном с крупными представителями
предпринимательского сообщества, размещающие существенные объемы
государственного заказа города Москвы, связанные с развитием
инфраструктуры города Москвы, ограничиваются строгим соблюдением
требований федерального законодательства о размещении государственного
заказа и не используют предоставляемые конкуренцией возможности для
стимулирования развития отраслей.
Аналогичная ситуация и в отраслях социальной сферы города Москвы,
для которых характерно применение различных методов бюджетного
финансирования мероприятий (размещение госзаказа, предоставление
государственной помощи и т.п.). При этом инструменты развития
конкуренции как одно из средств привлечения частных инвестиций
применяются мало.
В ряде случаев в работе органов исполнительной власти города
Москвы присутствует сформировавшаяся в период 90-х годов идеология
исключительной ответственности за конкретные отраслевые показатели без
учета того, какими методами (конкурентными или нет) они достигнуты.
При этом вопросы развития конкуренции воспринимаются автоматически как
"досадная необходимость, отвлекающая от конкретной отраслевой работы".
Как следствие - формальный подход к данным вопросам.
Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.
призвана в корне изменить подходы в данном вопросе.
|