Развитие конкуренции в сфере потребительского
рынка и услуг
С 1998 года развитие потребительского рынка осуществляется в
соответствии с отраслевыми целевыми программами, предусматривающими
комплекс мер по созданию условий для развития конкурентной среды на
рынке товаров и услуг.
В рамках Городской целевой программы развития потребительского
рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы в городе Москве
построено 144 крупных торговых объекта за счет средств инвесторов.
Наряду с торговыми площадями торговые комплексы включают многозальные
кинотеатры, катки, предприятия общественного питания, бытового
обслуживания и т.д.
Введено в строй 9329 предприятий потребительского рынка и услуг
(в том числе 3437 - торговли, 1809 - общественного питания, 4083 -
бытового обслуживания), реконструировано 2313 предприятий (в том числе
1161 - торговли, 581 - общественного питания, 571 - бытового
обслуживания).
К началу 2010 года на тысячу жителей Москвы приходилось: в
розничной торговле - 795 кв. м торговой площади, в бытовом
обслуживании - 7,6 рабочего места, в общественном питании
(общедоступная сеть) - 40,9 посадочного места.
В городе Москве активно развиваются отечественные ("Седьмой
Континент", "Перекресток", "Пятерочка", "Копейка" и другие) и
зарубежные ("Метро Кэш энд Керри", "Ашан", "Media Markt", "ОБИ" и
другие) сетевые компании. Их участие в создании современных торговых
предприятий позволяет решить проблему обеспечения населения товарами
широкого ассортимента и по доступным ценам.
На московский потребительский рынок за последние годы стали
активно приходить и региональные сети, такие как: ЗАО "Тандер" -
магазины "Магнит" (Краснодар), "Карусель" (Санкт-Петербург), ЗАО
"Торкас" - магазины "Квартал" и "Виктория" (Калининград) и другие.
В городе Москве функционирует порядка трех тысяч предприятий
потребительского рынка, входящих в состав сетевых компаний.
Ежегодно под патронатом Правительства Москвы проводятся
выставочно-ярмарочные мероприятия с участием московских
товаропроизводителей, регионов Российской Федерации, стран ближнего и
дальнего зарубежья.
Большое внимание уделяется поддержке и развитию фирменной
торговли предприятий московской промышленности. Общее количество
магазинов фирменной торговли московской промышленности
продовольственной и непродовольственной сети составляет более 170.
В 2009 году активно развивались "ярмарки выходного дня", для их
организации выделено 185 площадок, на которых организовано 9,0 тысячи
торговых мест. В ярмарках принимают участие промышленные предприятия
московской промышленности, предприятия малого и среднего
предпринимательства.
Повышаются темпы развития сети предприятий бытового обслуживания
населения. В последние годы темпы развития сети предприятий бытового
обслуживания значительно возросли: если в 2002-2004 гг. было открыто
1249 объектов бытового обслуживания, то в 2005-2007 гг. - 2080, а в
2009 году в городе Москве открыто 1359 объектов. К настоящему времени
сеть предприятий бытового обслуживания составляет более 11,0 тыс.
объектов.
В целях рационального и социально обоснованного размещения
предприятий бытового обслуживания населения на территории города
Москвы с учетом сложившихся особенностей территориального размещения
районов и интересов населения, обеспечения территориальной доступности
предприятий по поручению Правительства Москвы Москомархитектурой
разработаны дифференцированные расчетные показатели обеспеченности
предприятиями бытового обслуживания по административным округам и
районам города Москвы.
Созданию условий для добросовестной конкуренции будет
способствовать организация саморегулируемых организаций в сфере
потребительского рынка и услуг.
Проводится работа по созданию саморегулируемых организаций на
базе профессиональных ассоциаций.
Для поддержания прожиточного минимума и покупательской
способности малообеспеченных граждан в соответствии с постановлением
Правительства Москвы от 28 мая 2002 г. N 399-ПП "Об утверждении
Положения о проведении аккредитации социальных магазинов" создана и
успешно функционирует система торгового обслуживания через
аккредитованные социальные магазины.
В настоящее время Правительством Москвы аккредитовано 622
предприятия торговли для обслуживания лиц льготных категорий, и по
результатам проводимого мониторинга цены на товары потребительской
корзины в данных магазинах ниже на 15-20% среднегородских по данным
Мосгорстата, а лицам льготных категорий (более 450000 граждан)
предоставляется 10% скидка.
В период 2000-2005 гг. аккредитованным социальным магазинам
предоставлялись льготы по арендной плате (в размере 50% от минимальной
ставки) и коммунальным платежам (оплата в размере 50%). В 2005 году
льготы для аккредитованных магазинов были отменены. Правительством
Москвы с 2005 года аккредитованным социальным магазинам
предоставляются льготы только по арендной плате на уровне минимальной.
Постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N
1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций
и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в
имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой
системы" предусмотрено замораживание ставок арендной платы на уровне
2008 года и установление на 2009 год ставки арендной платы в размере
1000 руб. за 1 кв. в год для всех субъектов малого
предпринимательства, что уравняло их с аккредитованными социальными
магазинами.
Органами власти города Москвы реализуется комплекс мероприятий по
развитию системы товарообеспечения и логистики, который должен
способствовать оптимизации каналов поступления продовольственных и
непродовольственных товаров в розничную торговлю, особенно социальные
магазины и магазины шаговой доступности.
Прорабатываются вопросы развития системы логистических
распределительных центров на базе существующих оптовых предприятий для
централизованного снабжения аккредитованных социальных магазинов и
предприятий торговли шаговой доступности товарами "потребительской
корзины", а также вопросы организации системы снабжения
аккредитованных социальных магазинов и магазинов шаговой доступности
на базе мелкооптовых магазинов малого формата.
С учетом проведения анализа закупочных цен на товары
"потребительской корзины" выработаны условия поставок товаров
"потребительской корзины" в аккредитованные социальные магазины и
магазины шаговой доступности - разработан проект типового документа
поставок, определена стоимость транспортной доставки, финансовая
поддержка предприятий (кредитные предложения, отсрочки платежей).
В целях рационального развития инфраструктуры предприятий
розничной торговли, создания условий по комплексному обслуживанию
населения товарами и услугами постановлением Правительства Москвы от
20 января 2009 г. N 25-ПП "О совершенствовании комплексного
обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе
Москве" предусмотрены:
- разработка схемы размещения объектов потребительского рынка и
услуг города Москвы в режиме шаговой (пешеходной) доступности на 2009
- 2011 гг. с учетом их специализации, мощности и предоставления
социально значимых услуг населению (в том числе на площадях
реконструируемых ЦТП);
- подготовка методических указаний по составлению перспективных
планов (схем) развития и размещения сети предприятий потребительского
рынка и услуг города Москвы (с учетом их структуры, типов и мощности)
для дальнейшего включения их в инструкцию по градостроительному
проектированию в городе Москве предприятий розничной торговли;
- разработка и ввод в действие новых научно обоснованных
дифференцированных нормативов минимальной обеспеченности населения
сетью предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе
социально значимых (по типам предприятий и специализации).
Вопросы дальнейшего развития конкуренции нашли отражение в
Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг
города Москвы на 2010-2012 гг., утвержденной постановлением
Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1507-ПП.
|