СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
ПРОТОКОЛ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
15 февраля 2006 г.
N 1
(Д)
УТВЕРЖДЕНА
Межведомственной комиссией
по научно-инновационной политике
(протокол от 15 февраля 2006 года
N 1)
Паспорт Стратегии
---------------------------------------------------------------------------
|1. Наименование Стратегии |Стратегия развития науки и инноваций в|
| |Российской Федерации на период до 2015 года |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|2. Дата, номер и |протокол заседания Правительства Российской|
| наименование |Федерации от 8 июля 2004 г. N 24; |
| нормативного акта о |поручение Председателя Правительства|
| подготовке Стратегии |Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N МФ-|
| |П13-4480; |
| |поручение Председателя Правительства|
| |Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. N|
| |МФ-П13-40пр; |
| |выписка из протокола заседания Правительства|
| |Российской Федерации от 15 декабря 2005 г.|
| |ПП-48-1 |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|3. Разработчик Стратегии |Министерство образования и науки Российской|
| |Федерации |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|4. Системная социально- | Основная системная проблема заключается в|
| экономическая проблема,|том, что темпы развития и структура|
| решаемая Стратегией |российского сектора исследований и разработок|
| |не в полной мере отвечают потребностям|
| |системы обеспечения национальной безопасности|
| |и растущему спросу со стороны ряда сегментов|
| |предпринимательского сектора на передовые|
| |технологии; при этом предлагаемые российским|
| |сектором исследований и разработок отдельные|
| |научные результаты мирового уровня не находят|
| |применения в российской экономике ввиду|
| |несбалансированности национальной|
| |инновационной системы, а также вследствие|
| |общей низкой восприимчивости к инновациям|
| |российского предпринимательского сектора. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|5. Цель Стратегии | Целью реализации Стратегии является|
| |формирование сбалансированного сектора|
| |исследований и разработок и эффективной|
| |инновационной системы, обеспечивающих|
| |технологическую модернизацию экономики и|
| |повышение ее конкурентоспособности на основе|
| |передовых технологий и превращение научного|
| |потенциала в один из основных ресурсов|
| |устойчивого экономического роста. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|6. Ожидаемые результаты | Создание сбалансированного, устойчиво|
| реализации Стратегии, |развивающегося сектора исследований и|
| целевые индикаторы |разработок, имеющего оптимальную|
| |институциональную структуру, обеспечивающего|
| |расширенное воспроизводство знаний,|
| |конкурентоспособного на мировом рынке. |
| | Создание эффективной инновационной системы,|
| |встроенной в глобальную инновационную|
| |систему, обеспечивающей взаимодействие|
| |сектора исследований и разработок с|
| |отечественным предпринимательским сектором и|
| |соответствующей по основным параметрам|
| |инновационным системам развитых зарубежных|
| |стран. |
| | Технологическая модернизация экономики и|
| |повышение ее конкурентоспособности на основе|
| |передовых технологий. |
| | |
| | Целевыми индикаторами реализации Стратегии|
| |являются: |
| | 1. Устойчивый рост внутренних затрат на|
| |исследования и разработки: до 2% ВВП в 2010|
| |г. и до 2,5% в 2015 г., при этом|
| |увеличивается доля внебюджетных средств во|
| |внутренних затратах на исследования и|
| |разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015|
| |г. |
| | 2. Укрепление престижа российской науки,|
| |усиление притока молодых кадров в научную|
| |сферу: удельный вес исследователей в возрасте|
| |до 39 лет возрастет до 36% к 2016 г. |
| | 3. Повышение патентной активности, рост|
| |капитализации научных результатов, в|
| |частности: увеличение коэффициента|
| |изобретательской активности (4,0 к 2011 г. и|
| |5,5 к 2016 г.), увеличение удельного веса|
| |нематериальных активов в общей сумме активов|
| |организаций сектора исследований и разработок|
| |(к 2011 г. до 15% и к 2016 г. до 30%). |
| | 4. Устойчивый рост малых инновационных|
| |предприятий (с ежегодным приростом их числа|
| |до 85 к 2011 г. и до 120 к 2016 г.), при этом|
| |ежегодный прирост рабочих мест в малых и|
| |средних предприятиях технологического профиля|
| |составляет не менее 10% в год. |
| | 5. Повышение инновационной активности в|
| |экономике: удельный вес предприятий,|
| |осуществляющих технологические инновации, в|
| |общем их числе достигнет 15% к 2011 г. и 20%|
| |к 2016 г., при этом объем собственных затрат|
| |российских компаний на НИОКР растет не менее|
| |чем на 10% в год в сопоставимых ценах. |
| | 6. Рост удельного веса инновационной|
| |продукции как в общем объеме продаж|
| |промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к|
| |2016 г. - до 18%), так и в экспорте|
| |промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к|
| |2016 г. - до 15%). |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|7. Задачи Стратегии | 1. Создание конкурентоспособного сектора|
| |исследований и разработок и условий для его|
| |расширенного воспроизводства. |
| | 2. Создание эффективной национальной|
| |инновационной системы. |
| | 3. Развитие институтов использования и|
| |правовой охраны результатов исследований и|
| |разработок. |
| | 4. Модернизация экономики на основе|
| |технологических инноваций. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|8. Сроки и этапы |2006 - 2015 гг. |
| реализации Стратегии | |
| |Первый этап: 2006 - 2007 годы; |
| |второй этап: 2008 - 2010 годы; |
| |третий этап: 2011 - 2015 годы. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|9. Перечень целевых |Реализация действующих федеральных программ: |
| программ и основных | - федеральная целевая научно-техническая|
| мероприятий |программа "Исследования и разработки по|
| |приоритетным направлениям развития науки и|
| |техники" на 2002 - 2006 годы (в редакции|
| |Постановления Правительства Российской|
| |Федерации от 12 октября 2004 г. N 540); |
| | - федеральная целевая программа|
| |"Национальная технологическая база" на 2002 -|
| |2006 гг.; |
| | - федеральная целевая программа развития|
| |образования на 2006 - 2010 годы. |
| |Разработка и реализация новых программ <1>: |
| | - федеральная целевая программа "Научно-|
| |технологическая база России" на 2007 - 2012|
| |годы; |
| | - федеральная целевая программа|
| |"Трансфер двойных технологий"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Приоритетная поддержка фундаментальных|
| |исследований мирового уровня"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Ориентированные фундаментальные исследования|
| |в вузах России" на 2007 - 2009 годы; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Развитие научного потенциала высшей школы|
| |(2006 - 2008 годы)"; |
| | - ведомственная целевая программа|
| |"Поддержка уникальных установок и|
| |коллективных форм использования научного|
| |оборудования на 2007 - 2009 годы"; |
| | - федеральные целевые программы|
| |технологического профиля по следующим|
| |направлениям: |
| | - развитие российской авиатехники; |
| | - освоение и использование космического|
| |пространства; |
| | - развитие российской отрасли ИТ; |
| | - развитие рынка специализированных|
| |высокотехнологических медицинских услуг; |
| | - разработка и производство|
| |оптоэлектронных устройств; |
| | - развитие перспективных источников|
| |энергии и средств энергосбережения; |
| | - разработка и производство|
| |высокотехнологичных материалов. |
| |Осуществление программ фондов поддержки|
| |научной и (или) научно-технической|
| |деятельности: |
| | - Российского фонда фундаментальных|
| |исследований; |
| | - Российского гуманитарного научного|
| |фонда; |
| | - Фонда содействия развитию малых форм|
| |предприятий в научно-технической сфере; |
| | - Российского фонда технологического|
| |развития. |
| |Основные комплексы мероприятий: |
| |- осуществление эффективной|
| |государственной поддержки фундаментальной|
| |науки и обеспечение ее опережающего развития; |
| |- совершенствование механизмов и|
| |принципов бюджетного финансирования|
| |прикладных научных исследований и разработок; |
| |- поддержка эффективного воспроизводства|
| |кадрового потенциала науки; |
| |- содействие интеграции науки и|
| |образования; |
| |- реформирование научных организаций и|
| |повышение их капитализации, реструктуризация|
| |государственного сектора исследований и|
| |разработок; |
| |- активное позиционирование сектора|
| |исследований и разработок в глобальной|
| |экономике; |
| |- развитие институтов использования и|
| |правовой охраны результатов исследований и|
| |разработок; |
| |- обеспечение непрерывности|
| |финансирования бизнес-проектов на всех|
| |стадиях инновационного цикла;|
| |перераспределение государственного|
| |финансирования на программы поддержки|
| |инновационных проектов, находящихся на|
| |начальной стадии; |
| |- поддержка формирования и развития|
| |системы государственных научно-технических и|
| |инновационных фондов; |
| |- развитие производственно-|
| |технологической инфраструктуры (технопарки,|
| |инновационно-технологические центры, бизнес-|
| |инкубаторы, центры трансфера технологий,|
| |инжиниринговые центры и т.п.); |
| |- содействие развитию связей в рамках|
| |инновационной деятельности и "диффузии"|
| |знаний, поддержка совместных исследований на|
| |доконкурентной стадии; |
| |- подготовка кадров для инновационной|
| |сферы, обучение инновационному менеджменту; |
| |- стимулирование наукоемкого экспорта и|
| |расширения международной технологической|
| |интеграции; |
| |- стимулирование компаний к производству|
| |новой продукции, технологическому|
| |перевооружению и проведению НИОКР; |
| |- содействие формированию устойчивых|
| |кооперационных связей и инновационных|
| |кластеров; |
| |- системное влияние государства на|
| |формирование предметного перспективного|
| |инновационного спроса в предпринимательском|
| |секторе; |
| |- развитие механизмов частно-|
| |государственного партнерства в реализации|
| |крупных перспективных направлений|
| |инновационного развития; |
| |- формирование системы эффективного|
| |управления в инновационной сфере, в том числе|
| |выработки и реализации долгосрочной|
| |государственной инновационной политики. |
|--------------------------|----------------------------------------------|
|10. Объемы и источники |4052,5 млрд. рублей, из них: |
| финансирования |2688,3 млрд. рублей - средства федерального|
| Стратегии на 2006 - |бюджета; |
| 2015 (в ценах текущих |257,1 млрд. рублей - средства бюджетов|
| лет) |субъектов Российской Федерации <2>; |
| |1107,1 млрд. рублей - средства из|
| |внебюджетных источников <3>. |
---------------------------------------------------------------------------
--------------------------------
<1> Здесь и далее название планируемых программ может быть
изменено.
<2> Без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и
инновации, не связанных непосредственно с софинансированием
мероприятий по реализации Стратегии.
<3> Без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и
разработки, не связанных непосредственно с софинансированием
мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на
период до 2015 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с
протоколами заседаний Правительства Российской Федерации от 8 июля
2004 г. N 24, от 15 декабря 2005 г. ПП-48-01 и поручениями
Председателя Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.
N МФ-П13-4480, от 28 декабря 2004 г. N МФ-П13-40пр. Стратегия
подготовлена с учетом и в развитие положений Основ политики Российской
Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года
и дальнейшую перспективу (письмо Президента Российской Федерации от
30.03.2002 N Пр-576) и Основных направлений политики Российской
Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010
года (утверждены письмом Правительства Российской Федерации от
05.08.2005 N 2473п-П7). Стратегия призвана обеспечить комплексность и
целенаправленность усилий государства, частного бизнеса и институтов
гражданского общества по обеспечению динамичного и целенаправленного
развития Российской Федерации в области науки и инноваций на период до
2015 года и дальнейшую перспективу.
Стратегия разработана на период до 2015 г., определены целевые
показатели, характеризующие реализацию Стратегии по годам до 2015 г. и
необходимые объемы и источники финансирования Стратегии. При этом
рассмотрение проводилось как в рамках инерционной динамики, которая,
по сути, не дает должных оснований надеяться на формирование в стране
"экономики, основанной на знании" и приводит к дальнейшей стагнации
науки и инноваций в стране, так и в рамках рационального варианта
реализации Стратегии, основанного на разумной консервативности в
увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии и направленного
на активизацию государственной политики по обеспечению инновационного
развития страны.
1. Описание системной проблемы
1.1. Текущая ситуация
Характерной чертой современного мирового хозяйственного развития
является переход ведущих стран к новому этапу формирования
инновационного общества - построению экономики, базирующейся
преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний.
Уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно
меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся
ведущим производственным ресурсом, главным фактором материального
достатка и общественного статуса личности и организации. Инвестиции в
интеллектуальный (человеческий) капитал превращаются в наиболее
эффективный способ размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают
все большую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация
производства и использования новых научно-технических результатов
предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение
темпов обновления продукции и технологий.
Место России в мировых инновационных процессах <1> пока не
адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному
потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата
потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых
рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе
ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.
--------------------------------
<1> Основные определения в инновационной сфере приведены в
Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития
инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем
Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 года N
2473п-П7).
Формирование Стратегии развития науки и инноваций в Российской
Федерации на период до 2015 года требует адекватного анализа текущей
ситуации, которому и посвящен настоящий раздел.
Положение в научной сфере
Динамика финансирования российской науки с начала 1990-х годов
характеризуется резким спадом. Внутренние затраты на исследования и
разработки в России составили в 2004 г. 196,0 млрд. рублей (43% в
постоянных ценах от уровня 1990 г.). Доля в ВВП затрат на исследования
и разработки в 2004 г. равнялась 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Если в
1990 г. по величине данного показателя Россия находилась на уровне,
сопоставимом с ведущими странами ОЭСР, то в настоящее время она ближе
к группе стран с низким научным потенциалом (Испания, Польша, Венгрия,
Новая Зеландия). В настоящее время величина затрат в расчете на одного
занятого исследованиями и разработками (с учетом
профессорско-преподавательского состава вузов) в России в 8 раз
меньше, чем в Южной Корее, и в 12 раз меньше, чем в Германии.
Основной причиной утечки кадров и сокращения
материально-технических средств в науке является недостаток
финансирования этой сферы.
Основным источником финансирования науки в текущий период
являются средства бюджета. В 2004 г. доля бюджетного финансирования в
целом по науке составляла 59,6%, что несколько выше в сравнении с
показателем 1998 г. (52,2%), по государственному сектору науки,
соответственно, - 77,7% и 74,3%, по сектору высшего образования -
58,6% и 64,5%.
Структура и состав кадров науки за период экономических реформ
также претерпели значительные изменения. Численность персонала,
занятого исследованиями и разработками, за период 1990 - 2004 гг.
снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. человек до 839,3 тыс. человек).
Итогом переходного периода в экономике страны стала заметная
деформация структуры занятости в науке. Наибольшему сокращению
подверглись непосредственные участники научного процесса -
исследователи (на 59,6% за 1990 - 2004 гг.) и техники (на 70,2%);
численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%,
хозяйственного - на 29,0%.
Наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. В России,
по данным опроса Левада-Центра в 2003 г., профессия ученого является
престижной в оценках только 9% жителей страны. В то же время в США по
результатам исследований, направленных на ранжирование профессий
исключительно по степени престижности в глазах жителей страны, в 2002
г. профессия ученого была самой престижной - 51% населения назвали эту
профессию в высшей степени престижной, 25% - весьма престижной и 20% -
престижной.
Остается невостребованным высокий кадровый потенциал вузовской
науки. Численность профессорско-преподавательского состава российских
вузов с учеными степенями в 2004 году составляла 184 354 человека, в
том числе 35 769 докторов наук и 148 585 кандидатов наук. Штатная
численность научных работников вузов составляла около 26 тысяч
человек.
Следует отметить, что общая численность исследователей России с
учеными степенями (без профессорско-преподавательского состава)
составляла в 2004 году 99 910 человек, в том числе 23 102 доктора наук
и 76 808 кандидатов наук.
В то же время объем финансирования научных исследований в вузах,
выделяемый им из федерального бюджета в виде ассигнований на
содержание подведомственных учреждений, определяется до сих пор исходя
из штатной численности научных работников в секторе высшего
образования и составляет в 2006 году менее 4% от расходов федерального
бюджета на гражданскую науку. На практике, в проведении научных
исследований в высшей школе участвует почти весь
профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений (свыше
300 тысяч человек).
Фактически не снижается интенсивность "утечки мозгов" из России.
По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 гг. за рубеж уехали более 20
тыс. ученых и около 30 тыс. работают за границей по временным
контрактам. Хотя это составляет около 5 - 6% кадровой численности
научного потенциала страны, уехавшие являются, как правило, наиболее
конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном
возрастном интервале. Главной причиной для подавляющего большинства
(90%) уехавших жить и работать за границу является низкая оплата труда
ученых на родине. В начале 2005 г. средняя начисленная заработная
плата в сфере науки и научного обслуживания составляла 8725 руб.
(около 300 долларов), что примерно в 3 - 4 раза ниже, чем пороговая
величина, которая смогла бы, по оценкам, остановить процесс миграции
научных кадров из России.
Ощутимое сокращение касается параметров материально-технической
базы науки. С 1995 г. объем основных средств исследований и разработок
в постоянных ценах сократился вдвое, а по отношению к уровню 1990 г. -
почти в четыре раза. В общей стоимости основных средств снижается доля
машин и оборудования. Так, за 1990-е гг. она уменьшилась примерно с
60% до 30%. Доля оборудования старше 11 лет еще к 2002 г. достигла
почти 27%.
Система формирования приоритетов бюджетного финансирования
неэффективна. Существует недооценка фундаментальной науки как базового
компонента развития национальной инновационной системы. В то же время
за счет средств федерального бюджета финансируется большое количество
прикладных разработок, не имеющих перспективы спроса на внутреннем и
глобальном рынках. Отсутствие действенных механизмов реализации
определенных государством приоритетов научно-технологического
развития, а также объективных критериев оценки результатов
деятельности научных организаций не позволило сконцентрировать ресурсы
на поддержке ведущих институтов, университетов, научно-педагогических
школ и обеспечении опережающего развития их материально-технической
базы и кадрового потенциала.
За последнее десятилетие произошел разрыв междисциплинарных
связей и цикла "фундаментальные исследования - прикладные исследования
- промышленное производство".
Недостаточно востребован высокий потенциал академического и
вузовского секторов науки, эти сектора мало вовлечены в процесс
формирования экономики знаний.
Сохраняется разрыв между наукой и образованием, как следствие не
реализуется синергетический эффект от научно-образовательной
деятельности.
Положение в инновационной сфере
В переходный период развития российской экономики (начиная с 1991
года) в рамках целого ряда правительственных решений и программ
предпринимались неоднократные попытки формирования целостной
государственной политики по поддержке и развитию российской науки, а
также формированию адекватных вызовам глобализации институциональной
среды и организационно-правовых форм осуществления предпринимательской
деятельности в данной сфере. Тем не менее, к настоящему времени
тенденции технологического отставания значительной части
перерабатывающих отраслей российской экономики до сих пор не
преодолены. Интеллектуальный потенциал общества задействован в решении
ключевых задач развития страны недостаточно эффективно.
Мировой опыт показывает, что поступательное
социально-экономическое развитие государства и обеспечение его
конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического
отставания) обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды
"генерации знаний", основанной на значительном секторе фундаментальных
исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой
национальной инновационной системой, целостной государственной
политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной
деятельности.
Основные предпосылки для формирования такой модели развития в
России - при безусловной необходимости их реформирования - сохранены:
наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде
всего, научные организации Российской академии наук и других академий
наук, имеющих государственный статус, ведущие вузы);
обеспечение проведения прикладных исследований и технологических
разработок и внедрения научно-технических результатов в производство
(система государственных научных центров Российской Федерации,
отраслевые научные организации, корпоративная наука), наличие
конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических
направлений, в частности в авиационно-космической и атомной
промышленности;
эффективная система образования, а также практика подготовки и
аттестации кадров высшей квалификации;
наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры -
инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий,
технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на
поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные
и частные венчурные, и др.
В то же время дальнейшее формирование инновационной системы
России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития
страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:
наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на
перспективные - с точки зрения их коммерческого применения -
результаты научно-технической деятельности. При этом основными
экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность
предприятий реального сектора экономики, являются недостаток
собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая
стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки
окупаемости;
отсутствие развитой нормативной правовой (законодательной) базы
для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее
государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и
косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.п.)
механизмы;
отсутствие действенных механизмов реализации определенных
государством приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники Российской Федерации, общая "размытость" перечня критических
технологий федерального значения, множественность научных организаций,
претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием
этого становится нерациональное распыление бюджетных средств и
недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных
областях науки, обеспечивающих, в т.ч., конкурентоспособность
экономики России на мировом рынке;
отсутствие общей координации финансируемых отдельными
федеральными органами исполнительной власти НИОКР, что препятствует
как консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов
государства для реализации крупных научно-производственных проектов,
так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов
научно-технической деятельности, полученных за счет средств
федерального бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;
ослабление кооперационных связей между научными организациями,
учреждениями образования и производственными предприятиями, в т.ч. на
уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного
обеспечения цепи "прикладные исследования - опытно-конструкторские
разработки - производство", подготовки кадров под конкретные
направления инновационной деятельности;
низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде
всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках
сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также - для
частных инвесторов и кредитных организаций - об объектах вложения
капитала с потенциально высокой доходностью;
низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства
(в т.ч., без образования юридического лица);
наличие законодательных ограничений, не позволяющих использовать
бюджетные средства, выделяемые РАН и отраслевым академиям, имеющим
государственный статус, ведомственным и другим государственным научным
организациям на развитие инновационной деятельности, прежде всего, на
создание аффилированных академическим институтам лиц (инновационных
предприятий и инновационной инфраструктуры академий);
недооценка частью органов государственной власти и управления
(включая администрации субъектов Российской Федерации)
социально-экономической значимости развития инновационных процессов в
стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и
региональных приоритетов технологического развития и, соответственно,
снижению эффективности использования бюджетных средств.
В результате для инновационной сферы России до сих пор
характерны:
низкая инновационная активность значительной части предприятий
реального сектора экономики;
дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия
между отдельными элементами инновационной инфраструктуры и, как
следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых
технологий на внутренний и мировой рынки;
низкая капитализация научных результатов и, как следствие,
недостаточная привлекательность научных организаций и
инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и
кредитования;
неразвитость экономических и правовых механизмов введения
результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.
Такая ситуация сохраняется на фоне того, что к началу 2006 года в
России:
сформировалась система реализации важнейших инновационных
проектов государственного значения, основанная на долевом участии
федерального бюджета (финансирование стадии НИОКР) и внебюджетных
источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции);
формируются основы нормативного правового обеспечения и
государственной поддержки инновационной деятельности (первым шагом в
этом отношении стали утвержденные Председателем Правительства
Российской Федерации 5 августа 2005 года Основные направления политики
Российской Федерации в области развития инновационной системы на
период до 2010 года);
создается система прямой государственной поддержки малых
инновационных предприятий, одним из основных элементов которой
является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в
научно-технической сфере;
в основном сформировалась система частных венчурных фондов, а
также - через реализацию мер по поддержке малого инновационного
предпринимательства и развитию системы венчурных фондов <1>,
деятельность Венчурного инновационного фонда - создается система таких
отраслевых и региональных венчурных фондов с государственным участием;
--------------------------------
<1> В соответствии с Постановлением Правительства Российской
Федерации от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке
предоставления в 2005 году средств федерального бюджета,
предусмотренных на государственную поддержку малого
предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства".
в субъектах Российской Федерации с высоким научным потенциалом
(например, в Московской, Томской и других областях) реализуются
пилотные проекты по формированию региональных инновационных систем; в
части регионов уже приняты местные законы об инновационной
деятельности;
сформирована система и механизмы государственной поддержки
наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное
развитие инновационной деятельности и ее инфраструктуры; в четырех
регионах уже создаются первые особые экономические зоны
технико-внедренческого типа;
получили развитие новые для национальной инновационной системы
негосударственные формы: независимые исследовательские центры
(преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые
инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые
фирмы);
получил развитие научно-исследовательский комплекс внутри крупных
корпораций (корпоративная наука);
формируется способная к саморазвитию инновационная подсистема в
рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь, на базе
имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других академий
наук, имеющих государственный статус;
началось создание региональных и отраслевых структур кластерного
типа <1>, позволяющих существенно повысить эффективность
взаимодействия предприятий частного высокотехнологичного сектора
экономики и научных организаций.
--------------------------------
<1> Например, в области электроники, микроэлектроники и
информационно - телекоммуникационных технологий - на базе
инновационно-промышленного комплекса Московского государственного
института электронной техники (г. Зеленоград); в области
оптоэлектроники - на базе инновационно-промышленного комплекса
"Светлана" (г. Санкт-Петербург).
Однако в целом отсутствие действенных механизмов реализации
определенных государством приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации привело большинство научных
организаций к реализации "политики консервации и выживания" вместо
"политики развития".
1.2. Главная системная проблема
и цель реализации Стратегии
Основная системная проблема заключается в том, что темпы развития
и структура российского сектора исследований и разработок не в полной
мере отвечают потребностям системы обеспечения национальной
безопасности и растущему спросу со стороны ряда сегментов
предпринимательского сектора на передовые технологии; при этом
предлагаемые российским сектором исследований и разработок отдельные
научные результаты мирового уровня не находят применения в российской
экономике ввиду несбалансированности национальной инновационной
системы, а также вследствие общей низкой восприимчивости к инновациям
российского предпринимательского сектора.
Для детализации указанной системной проблемы целесообразно
выделить четыре проблемы следующего уровня.
1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде
областей фундаментальной науки, однако отсутствуют условия для его
расширенного воспроизводства. Это обуславливает высокий риск
деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России
как научной державы.
2. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от
фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям,
низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость
инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых
технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при
крайне низком уровне экспорта технологий.
3. В предпринимательском секторе доминируют отсталые
технологические уклады, низким остается уровень восприимчивости
компаний к новым технологическим решениям, в значительной части
компании инновационная деятельность осуществляется ситуативно. Это
предопределяет, при наличии роста инновационной активности
предпринимательского сектора, доминирование в его затратах на
технологические инновации расходов на новое оборудование при низком
спросе на исследования и разработки.
4. В целом ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в
большей степени на закупку импортного оборудования, при этом
предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей
степени востребованы за рубежом. Таким образом, капитализация высокого
интеллектуального ресурса происходит преимущественно вне пределов
России, а значительные средства предпринимательского сектора исключены
из процессов воспроизводства отечественного сектора исследований и
разработок.
Целью реализации Стратегии является формирование
сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной
инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию
экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых
технологий и превращение научного потенциала в один из основных
ресурсов устойчивого экономического роста.
1.3. Обоснование уровня решения системной проблемы
Возникновение проблемы торможения среды "генерации знаний",
низкой инновационной активности и технологического отставания в
российской экономике во многом носит объективный характер и
обусловлено серьезными структурными диспропорциями советской
экономики, сложностью и длительностью формирования новой
институциональной среды. В то же время субъективная недооценка глубины
проблемы органами управления всех уровней, не всегда рациональный
выбор приоритетов и инструментов стимулирования инновационного
развития в ряде случаев усугубили кризис в научно-технической сфере,
привели к нерациональному использованию значительных объемов ресурсов,
ослаблению кадрового потенциала научного и технологического развития.
В настоящее время инвестиционный барьер технологического
переоснащения экономики весьма высок, а динамика инвестиций в секторах
высоких переделов неудовлетворительна. Инерционные прогнозы развития
несырьевых отраслей показывают, что без дополнительных усилий
обеспечение технологической составляющей их конкурентоспособности
желаемыми темпами нереалистично.
Преодоление инерционных тенденций развития требует изменения
условий, стимулирующих инновационное развитие, включая:
необходимость относительного повышения привлекательности
инвестиций в сферу генерации знаний и использования высоких технологий
с сохранением и развитием (на основе качественных преобразований)
базовой среды;
обеспечение технологической восприимчивости субъектов экономики;
возможность поддержки рациональной инновационной динамики путем
периодической модернизации и обновления технологий.
Формирование благоприятного налогового режима и таможенной
политики, регулирование использования прав на интеллектуальную
собственность, государственное регулирование и поддержка системы
высшего образования и фундаментальных исследований (системообразующей
составляющей сферы генерации знаний) находятся в зоне ответственности
федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в их
компетенции находится и управление государственными предприятиями и
учреждениями, доминирующими в научно-исследовательском секторе.
Таким образом, решение проблемы ускорения инновационного развития
российской экономики находится в зоне ответственности Правительства
Российской Федерации, включая участие в ее решении администраций
субъектов Российской Федерации.
Такая ответственность в полной мере определена в перечне
системных проблем, подлежащих решению в приоритетном порядке в рамках
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации
на период до 2008 года (утверждены Председателем Правительства
Российской Федерации 28.07.2004 N 3944-П1).
1.4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
1. Создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора
исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство
знаний, конкурентоспособного на мировом рынке.
2. Создание эффективной инновационной системы, обеспечивающей
взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным
предпринимательским сектором и встроенной в глобальную инновационную
систему.
3. Технологическая модернизация экономики на основе передовых
технологий.
4. Создание и расширение "технологических коридоров",
обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской
экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
1.5. Критерии и индикаторы решения проблемы
Основными критериями решения поставленной проблемы являются:
обеспечение заданного темпа роста сектора исследований и
разработок;
обеспечение заданных темпов технологической инновационной
динамики в промышленности.
Целевыми индикаторами реализации Стратегии являются:
1. Устойчивый рост внутренних затрат на исследования и
разработки: до 2% ВВП в 2010 г. и до 2,5% в 2015 г., при этом
увеличивается доля внебюджетных средств во внутренних затратах на
исследования и разработки: до 60% в 2010 г. и до 70% в 2015 г.
2. Укрепление престижа российской науки, усиление притока молодых
кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39
лет возрастет до 36% к 2016 г.
3. Повышение патентной активности, рост капитализации научных
результатов, в частности: увеличение коэффициента изобретательской
активности (2,0 к 2007 г. и 4,0 к 2011 г.), увеличение удельного веса
нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора
исследований и разработок (к 2011 г. до 15% и к 2016 г. до 30%).
4. Повышение уровня инновационной активности в сфере малого
бизнеса: ежегодный прирост числа малых инновационных предприятий
составит 85 единиц в 2010 г. и 120 единиц в 2015 г., при этом
ежегодный прирост рабочих мест в малых и средних предприятиях
технологического профиля будет составлять не менее 10% в год.
5. Повышение инновационной активности в экономике: удельный вес
предприятий, осуществляющих технологические инновации, в общем числе
организаций достигнет 15% к 2011 г. и 20% к 2016 г., при этом объем
собственных затрат российских компаний на НИОКР будет расти не менее
чем на 10% в год в сопоставимых ценах.
6. Рост удельного веса инновационной продукции как в общем объеме
продаж промышленной продукции (к 2011 г. - до 15%, к 2016 г. - до
18%), так и в экспорте промышленной продукции (к 2011 г. - до 12%, к
2016 г. - до 15%).
Реализация Стратегии окажет существенное влияние на укрепление
конкурентной позиции российской экономики за счет следующих элементов:
обеспечения технологической восприимчивости ключевых секторов
промышленности, обеспечивающей возможность их устойчивого развития и
адекватной реакции на технологические вызовы глобальной экономики;
конкурентного в глобальном мире уровня развития "человеческого
капитала";
создания условий для обеспечения рациональной степени
технологической независимости в сфере обороны;
обеспечения благоприятных социальных условий для развития научной
и технической интеллигенции.
Основные целевые показатели реализации Стратегии и их обоснование
приведены в Приложении 2.
2. Выбор направления решения системной проблемы
Разрешение сформулированного выше системного противоречия,
связанного с позиционированием российского сектора исследований и
разработок, может осуществляться как в рамках модернизированного
инерционного сценария, так и в рамках активного сценария,
предусматривающего существенное изменение государственной политики в
сфере науки и инноваций, перехода от практики консервации и сохранения
интеллектуального потенциала к его активному использованию для
развития российской экономики и общества.
2.1. Инерционный сценарий
Сценарий основывается на предположении о возможности увеличения
притока ресурсов в сектор исследований и разработок и экстенсивном
развитии существующих позитивных тенденций.
В рамках данного сценария сохраняются две практически независимые
тенденции:
- ориентация сектора исследований и разработок на создание
технологической основы для модернизации широкого круга отраслей
российской экономики;
- де-факто ориентация отраслей на модернизацию преимущественно на
базе импортных технологий.
В рамках инерционного сценария возможно дальнейшее развитие этих
тенденций. Основные элементы возможного плана действий по их усилению
представлены ниже.
1. Развитие работ по созданию технологий, ориентированных на
технологическую модернизацию широкого круга отраслей реального сектора
российской экономики:
концентрация ресурсов на разработке технологий для секторов
экономики, имеющих рыночные перспективы, при наличии научных и
технологических заделов;
государственная поддержка экономических субъектов в этих секторах
на период разработки отечественных технологий;
реорганизация сектора исследований и разработок для расширения
его возможностей по реализации широкомасштабных технологических
программ.
2. Стимулирование технологической модернизации российской
экономики преимущественно на основе внедрения зарубежных технологий:
создание благоприятных условий для размещения зарубежных
технологий на территории России, включая развитую инфраструктуру и
правовое обеспечение;
обеспечение модернизации системы образования с ориентацией на
внедрение зарубежных технологий;
использование сферы исследований и разработок, прежде всего, для
улучшения качества системы образования в интересах развития
импортируемых технологий.
Существует ряд ограничений и благоприятных факторов в реализации
данного сценария.
1. Возможности широкомасштабной модернизации отраслей экономики
на базе отечественных разработок.
К ограничениям относятся:
неопределенности в прогнозе развития высокотехнологических
секторов промышленности на перспективу 5 - 10 лет при технологическом
отставании отечественных разработок по большинству перспективных
направлений приблизительно на такие же сроки;
пределы темпов роста сектора исследований и разработок, связанные
с периодом послевузовской подготовки специалистов для осуществления
передовых разработок;
ресурсные ограничения.
К благоприятным факторам относятся:
наличие "незагруженного" потенциала сектора исследований и
разработок;
растущий профицит федерального бюджета при осуществлении
благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года.
Оценка финансовых ресурсов, необходимых для широкомасштабной
технологической модернизации на базе отечественных технологий, может
быть сделана исходя из данных по затратам на НИОКР международных
компаний. Эти оценки показывают, что для большинства секторов, в
которых уже фиксируется существенное технологическое отставание,
программы достижения мирового технологического уровня за счет
собственных разработок требуют ресурсов на НИОКР в течение ближайших 5
лет, сопоставимых с оборотом соответствующих российских отраслей
промышленности. Инвестиции только в разработку технологий должны
составлять не менее 5% ВВП в течение 5 лет, т.е. должны быть увеличены
в 3,5 раза, по крайней мере.
Основные риски реализации рассматриваемого способа инновационного
и технологического развития обусловлены:
невостребованностью разработок к сроку их окончания в связи с
изменением конъюнктуры рынка и, прежде всего, с технологическим
отрывом зарубежных конкурентов. Данный фактор риска особенно велик в
связи со слабой встроенностью российских компаний в глобальный
высокотехнологический рынок, отсутствием опыта коммерческих работ в
российском секторе исследований и разработок;
снижением уровня финансирования, в том числе бюджетного, в ходе
разработок, вследствие неблагоприятной экономической конъюнктуры;
недоведением разработок до желаемого результата, вследствие
недостаточной квалификации и опыта в прикладной сфере;
деградацией среды "генерации знаний".
Частичная компенсация рисков и ошибок в анализе конъюнктуры за
счет предоставления преференций на внутреннем рынке, включая
использование защитных мер, вряд ли будут эффективными ввиду
недостаточной развитости внутреннего рынка.
Характер описанных рисков делает маловероятным привлечение к
реализации указанного направления внебюджетных ресурсов. Реализация
данного способа может привести к существенному снижению
предпринимательской активности в секторах, реализующих внедрение
разрабатываемых отечественных технологий. При этом влияние на
макроэкономические показатели развития страны реализации данного
способа решения проблемы можно ожидать лишь в долгосрочной перспективе
в силу сложившегося сегодня серьезного отставания уровня развития
сектора исследований и разработок как раз на наиболее экономически
перспективных направлениях развития промышленности. До 2010 г.
реализация стратегии опережающего технологического развития на основе
отечественных разработок не может дать существенного вклада в рост
ВВП.
В целом успешная реализация рассмотренного способа инновационного
и технологического развития на основе ускорения разработок
отечественных технологий для массового переоснащения российской
экономики представляется крайне маловероятной.
2. Возможности технологической модернизации промышленности
преимущественно на основе импортных технологий.
К ограничениям относятся:
недостаточная инвестиционная привлекательность отечественной
экономики для размещения высокотехнологического предпринимательства;
недопустимость существенного ослабления сектора исследований и
разработок с позиций обеспечения требуемого потенциала развития
базовых военных технологий;
социальные и политические проблемы, связанные с сокращением
сектора исследований и разработок.
К благоприятным факторам относятся:
растущий профицит федерального бюджета при благоприятном прогнозе
цен на энергоносители на 1 - 2 года, позволяющий осуществлять
стимулирование импорта технологий;
рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию
высокотехнологических секторов промышленности;
общая конъюнктура глобального рынка, тенденции поведения
транснациональных корпораций, связанные с децентрализацией не только
производственных, но и технологических комплексов;
высокий образовательный потенциал российской экономики;
нереализованный потенциал развития внутреннего рынка и рынков
традиционного присутствия российских компаний высокотехнологичных
секторов;
исторический опыт успешного использования (адаптации) зарубежных
технологий для развития отечественной промышленности.
Основной стимулирующий эффект должно обеспечить совершенствование
в выбранном направлении законодательной базы и институциональной
среды.
Роль государства в обеспечении финансирования технологической
модернизации на основе импортных технологий состоит, в основном, в
стимулировании долгосрочных инвестиционных кредитов с помощью
государственных институтов развития и в содействии развитию рынка
инвестиционных кредитов. Основные риски реализации рассматриваемого
способа инновационного и технологического развития обусловлены:
созданием на территории России хорошо оснащенных промышленных
производств с низкой добавленной стоимостью, вместо саморазвивающихся
высокотехнологических комплексов, что приведет к вступлению страны в
конкуренцию за привлечение дешевой рабочей силы;
утратой конкурентных преимуществ, связанных с креативным
потенциалом сферы исследований и разработок и развитием "человеческого
капитала" в целом; ослаблением эффективности системы разработки
базовых военных технологий.
В целом осуществление технологической модернизации
преимущественно на основе зарубежных технологий не решает поставленной
проблемы. К 2010 г. возможно существенное увеличение доли валового
внутреннего продукта, производимого в высокотехнологичных секторах на
базе технологического переоснащения. В то же время, не обеспечивается
рост или сохранение сферы генерации знаний, что может привести к
исчерпанию потенциала конкурентных преимуществ, связанных с качеством
"человеческого капитала" и развитым уровнем исследований и разработок.
Анализ инерционного сценария решения стратегической проблемы
приводит к выводу о необходимости формирования более сложного,
комплексного механизма обеспечения инновационного и технологического
развития отечественной экономики.
2.2. Активный сценарий
В рамках активного сценария предлагается следующее направление
решения проблемы: опережающее развитие среды "генерации знаний",
обеспечение конкурентоспособности сектора исследований и разработок на
ограниченном числе приоритетных направлений, создание эффективной
инновационной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической
модернизации отраслей экономики с использованием механизма реализации
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Российской Федерации и приоритетов технологического развития <1> в
ограниченном числе секторов.
--------------------------------
<1> Здесь и далее под приоритетами технологического развития
понимаются приоритеты, которые формируются в сфере коммерциализации
результатов исследований и разработок во взаимодействии с
предпринимательским сектором экономики исходя из национальных
интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки,
технологий и техники.
Основные элементы реализации активного сценария:
1. Концентрация ресурсов федерального бюджета, предназначенных
для финансирования НИОКР, на следующих направлениях:
фундаментальной науке, являющейся одной из стратегических
составляющих развития общества, при ее существенном реформировании -
базе среды "генерации знаний", высокий уровень развития которой
признается основным конкурентным преимуществом России в развитии
прикладных исследований и ОКР;
ограниченном числе приоритетных направлений развития науки,
технологий и техники Российской Федерации, для обеспечения их
конкурентоспособности на мировом рынке и повышения капитализации
сектора исследований и разработок;
создании инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как
доведение новых наукоемких технологий до предприятий и организаций
реального сектора экономики, так и обратную связь - информацию о
спросе производителя и инвестора к интересным для рынка и потенциально
коммерциализуемым научным исследованиям и разработкам";
развитии ограниченного числа "технологических коридоров", в
рамках которых конкурентоспособность отдельных выбранных секторов
российской экономики достигается преимущественно за счет технологий
отечественной разработки.
2. Расширение частно-государственного (или
государственно-частного) партнерства в сфере развития сектора
исследований и разработок и технологической модернизации отраслей
экономики на следующих принципах:
финансирование прикладных исследований и создание инновационной
инфраструктуры осуществляется бюджетом на долевой основе с
коммерческим сектором экономики;
технологическая модернизация широкого круга отраслей экономики в
интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования
в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и
разработок стимулируется государством и происходит, в основном, с
использованием внебюджетных средств на базе передовых технологий, в
том числе в рамках интеграции с мировыми технологическими комплексами;
реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и
техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития
происходит при привлечении существенных объемов внебюджетных средств,
при этом в интересах обеспечения таких приоритетов реализуются
федеральные целевые программы технологического профиля.
Такой подход к реализации активного сценария обусловлен
следующими обстоятельствами.
Для сохранения Россией своих позиций в производстве знаний
логичной является модификация российских научных программ в интересах
интеграции сектора исследований и разработок в глобальную экономику.
Для предпринимательского сектора в ближайшие годы принципиальной
с позиций обеспечения конкурентоспособности является задача скорейшей
модернизации производственной базы. В этой связи очевидна
необходимость мер по стимулированию инвестиций компаний в новое
оборудование и технологии.
В то же время меры по повышению эффективности сектора
исследований и разработок, по его интеграции в глобальную экономику
преимущественно проявятся в повышении роли России как поставщика
знаний (но не технологий), при этом позитивные эффекты от генерируемых
фундаментальной наукой знаний в основном придутся на зарубежные
экономики; стимулирование спроса предпринимательского сектора на
инновации в основном проявится в расширении импорта российскими
компаниями зарубежных технологий, что повысит риск "обедняющего"
развития.
В целом при таком варианте развития капитализация сектора
исследований и разработок будет происходить преимущественно вне
пределов России, а ресурсы предпринимательского сектора в значительной
степени будут выведенными из цепи воспроизводства сектора исследований
и разработок.
В то же время попытка обеспечить немедленную системную
целостность российской экономики по линии "фундаментальная наука -
прикладная наука - предпринимательский сектор" чревата следующими
рисками.
Во-первых, при таком подходе весьма вероятно стремление
ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований
той проблематикой, которая уже в настоящее время актуальна для
технологически отсталого предпринимательского сектора. Это негативно
скажется на обеспечении глобальной конкурентоспособности российской
фундаментальной науки, на формировании научного потенциала для
долгосрочного экономического роста.
Во-вторых, предпринимательский сектор нуждается сейчас в
скорейшей модернизации оборудования, при этом стимулирование
технологических инноваций в условиях изношенной производственной базы
будет малоэффективным. Помимо этого, принципиальную ограничивающую
роль играют невысокое качество предпринимательского управления,
слабость мотиваций у собственников к долгосрочному развитию бизнеса.
Стремление "переключить" инвестиционный спрос предпринимательского
сектора на отечественное предложение может создать почву для усиления
протекционизма, возведения дополнительных барьеров в отношении импорта
оборудования и технологий. Это, в свою очередь, неизбежно затормозит
темпы промышленной модернизации, станет прямой угрозой
конкурентоспособности предпринимательского сектора. Однако Россия не
может в длительной перспективе оставаться мировой научной державой в
условиях ухудшения промышленной базы.
В рамках активного сценария реализации данной Стратегии в
качестве основных задач Стратегии выделены следующие:
1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и
разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
2. Создание эффективной национальной инновационной системы.
3. Развитие институтов использования и правовой охраны
результатов исследований и разработок.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций.
В результате решения этих задач по мере развития потенциала и
формирования адекватной спросу структуры предложения сектора
исследований и разработок предполагается реализация приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетов технологического развития. Одновременно будет расти
объем экспорта научных услуг и результатов деятельности сектора
исследований и разработок как самостоятельной отрасли экономики.
Существенными ограничениями реализации активного сценария
являются:
ограниченность ресурсов федерального бюджета, которые могут быть
направлены на развитие преимущественно государственных секторов:
исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образования;
ограниченная инвестиционная привлекательность России для
размещения высокотехнологических бизнесов.
К благоприятным факторам относятся:
растущий профицит федерального бюджета при осуществлении
благоприятного прогноза цен на энергоносители на 1 - 2 года,
позволяющий осуществлять меры бюджетной поддержки реализации
Стратегии;
наличие сохраненного потенциала РАН и других отраслевых академий
наук, имеющих государственный статус;
эффективная и количественно измеримая (с широким спектром
индикаторов) конкурсная деятельность Российского фонда фундаментальных
исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
рост предпринимательского интереса внутри страны к развитию
высокотехнологических секторов промышленности;
общая конъюнктура глобального рынка;
начавшийся процесс интеграции высшего образования и сектора
исследований и разработок;
позитивные тенденции последних 2-х лет развития инновационной
инфраструктуры и предпринимательского интереса к инновационной
деятельности;
развитая научная российская диаспора за рубежом;
рост расходов на военные технологии в стране и в мире.
Бенефициарами реализации данного сценария являются:
активная часть научной и технической интеллигенции, в том числе
молодежь, получающая перспективы развития (в науке, промышленности и
малом технологическом предпринимательстве);
академическое научное сообщество;
вузовское научное сообщество;
предпринимательское сообщество в части крупного и среднего
промышленного и финансового бизнеса, получающее реальные
институциональные ориентиры, помощь в преодолении государственных
ограничений повышения своей конкурентоспособности, снятие
внеэкономических ограничений эффективным способам ведения бизнеса в
высокотехнологичных секторах промышленности;
прагматично настроенные общественные организации бизнеса,
получающие поле для участия в формировании правил игры, интересной
большинству их членов;
государство;
международные транснациональные корпорации, получающие
возможность использования хорошо оснащенной территориальной площадки
для формирования технологических комплексов нового поколения;
страны - стратегические партнеры, получающие возможность на
долгосрочную перспективу кооперации в создании развитых
технологических комплексов.
Основными оппонентами станут:
руководители и коллективы малоэффективных предприятий и научных
организаций государственного сектора, в том числе некоторых компаний,
занимающих монопольное положение на рынках товаров и услуг.
Финансирование реализации данного сценария складывается из
бюджетной и внебюджетной составляющих.
Объем бюджетной составляющей формируется из следующих источников:
бюджетные НИОКР и фундаментальные исследования, в рамках которых
происходит перераспределение ресурсов в направлении закрытия части
малоперспективных и принципиально недофинансируемых прикладных
исследований узко отраслевого характера в пользу развития
фундаментальной науки, перспективных прикладных исследований на
конкурентоспособных направлениях и создания инновационной
инфраструктуры. Рациональный рост финансирования около 20% в год в
сопоставимых ценах от бюджета исследований и разработок 2005 г. (около
2 млрд. долл.), при условии существенной реструктуризации его
размещения;
кредитные ресурсы государственных банков, предоставляемые в
режиме кредитов развития на технологическое переоснащение и на
вхождение в международные технологические проекты (3 - 5 млрд. долл. в
год);
средства на технологическое переоснащение и вхождение в
международные технологические проекты, привлекаемые экономическими
субъектами, в том числе субъектами Российской Федерации. Лимитирующим
фактором финансирования данного процесса является не объем доступных
средств, а готовность российских компаний к квалифицированному
вхождению в технологические инвестиционные проекты. Ежегодно
представляется реалистичным привлечение инвестиций на указанные цели в
пределах 10 - 15 млрд. долл.
Основные риски реализации данного направления связаны со
следующим:
1. Неготовность или противодействие аппаратов федеральных органов
исполнительной власти предлагаемому рациональному перераспределению
бюджетных ресурсов в пользу расширения объема финансирования
исследований и разработок и концентрации ресурсов на приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и приоритетах технологического развития, противодействие изменению
законодательной и нормативной базы (операционные риски). Вероятность
возникновения этих рисков высока. Наиболее реалистичные последствия -
неполное достижение целей, срыв сроков и превышение стоимости
результатов, какие бы сроки и лимиты не были заданы. Адекватная
реакция на указанные риски может быть осуществлена органами
исполнительной власти в рамках совершенствования структуры системы
управления, процедур принятия и реализации решений, кадровых
изменений.
2. Ухудшение макроэкономической ситуации, снижение возможностей
федерального бюджета (макроэкономические риски). Вероятность высокая в
силу исчерпания ресурсов роста экономики на основе сырьевого экспорта.
Ведет к увеличению сроков реализации Стратегии и неполному достижению
планируемых значений целевых индикаторов. Возникновение ситуации, хуже
предусмотренной пессимистическим прогнозом, потребует рациональных
решений в рамках системы управления (перераспределение ресурсов по
приоритетным направлениям финансирования, дополнительные усилия по
привлечению внебюджетных средств, изменение тактики реализации
мероприятий).
3. Ошибки в прогнозе эффективности сектора исследования и
разработки в худшую сторону, включая дефицит интеллектуального
потенциала. Вероятность возникновения с учетом качественной проработки
Стратегии и составляющих ее программ на этапе формирования - средняя.
Ведет к увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых
индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления
реализацией Стратегии.
4. Ошибки в прогнозе предпринимательского климата, активности и
эффективности деятельности предпринимательского сообщества.
Вероятность возникновения с учетом качественной проработки Стратегии и
составляющих ее программ на этапе формирования - средняя. Ведет к
увеличению сроков, стоимости, неполному достижению целевых
индикаторов. Возможна корректировка мероприятий в системе управления
реализацией Стратегии. Может потребоваться дополнительное изменение
законодательной и нормативной базы.
5. Неблагоприятные изменения международной политической,
экономической и технологической конъюнктуры. Вероятность не подлежит
формализованной оценке (обстоятельства непреодолимой силы). В рамках
управления реализацией Стратегии могут производиться возможные
корректировки, предугадать направление которых не представляется
возможным.
В целом, реализация активного сценария является наиболее
рациональным вариантом действий в рамках рассматриваемой Стратегии.
Вероятность его успешной реализации может быть оценена как умеренная.
Этот сценарий предполагается реализовать в рамках выполнения
Стратегии.
3. Распределение ответственности
по реализации Стратегии
Координатором реализации Стратегии является Минобрнауки России.
Минобрнауки России обеспечивает формирование Стратегии в области
развития науки и инноваций как системы мер по развитию среды генерации
знаний, формированию инновационной инфраструктуры, нормативному
стимулированию инноваций и осуществлению прикладных НИОКР на
направлениях, перспективных для технологического использования в
широком спектре секторов экономики.
Минобрнауки России несет ответственность за сбалансированность
принимаемой нормативной базы и предложений по изменению
законодательства, отвечает за реализацию программ (в формате ФЦП или
других форматах), включая:
развитие сектора исследований и разработок в интересах
превращения его в относительно самостоятельную отрасль, реализующую
полученные результаты на глобальном рынке знаний;
развитие инновационной инфраструктуры, стимулирующей трансфер
результатов сектора исследований и разработок в российскую и
глобальную экономику, прежде всего, путем стимулирования создания
технологических инновационных компаний, стимулирования
технологического аутсорсинга во всех отраслях промышленности;
совершенствование организации и содержания технического
образования на базе сближения (интеграции) с сектором исследований и
разработок и сращиванием с инновационной инфраструктурой.
Минпромэнерго России, МПР России, Мининформсвязи России, Минтранс
России, Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Росатом,
Роскосмос организуют выполнение мероприятий по стимулированию
технологической модернизации соответствующих отраслей экономики.
Российская академия наук, отраслевые академии наук, имеющие
государственный статус, государственные фонды поддержки научной и
(или) научно-технической деятельности, министерства и ведомства в
сфере своей компетенции обеспечивают формирование и реализацию
приоритетных направлений фундаментальных исследований, участвуют в
создании национальной инновационной системы. РАН также участвует в
координации всех фундаментальных исследований, выполняемых за счет
средств федерального бюджета.
Минэкономразвития России совместно с Минфином России осуществляют
ресурсное обеспечение реализации Стратегии, формирование институтов
развития, выполняющих кредитные программы технологического
переоснащения, во взаимодействии с перечисленными выше отраслевыми
ведомствами.
Ведомственные стратегии и федеральные целевые программы развития
формируются упомянутыми выше федеральными органами исполнительной
власти, а также академиями наук, имеющими государственный статус, в
части технологического развития на основе положений настоящей
Стратегии. Также формируются региональные стратегии и программы,
направленные на развитие научно-технического и инновационного
потенциала.
Организационно Минобрнауки России (и находящиеся в его ведении
федеральные службы и федеральные агентства) осуществляет реализацию
следующих основных задач в рамках Стратегии:
организует и проводит работу по корректировке приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и Перечня критических технологий Российской Федерации;
обеспечивает сбор и доведение до научного и делового сообщества
согласованных объемов информации обо всех научно-исследовательских
работах, финансируемых из федерального бюджета всеми федеральными
ведомствами, в том числе всеми государственными агентствами. Ведет
учет НИОКР гражданского назначения, выполняемых за счет средств
федерального бюджета, а также крупными компаниями-монополистами,
контролируемыми государством. Ведет реестр результатов
научно-технической деятельности, учет их использования организациями,
которым переданы права по распоряжению ими;
организует межведомственное обсуждение результатов,
технологического уровня и перспектив развития научно-исследовательских
и технологических программ;
разрабатывает предложения по координации научно-исследовательских
проектов различных ведомств, в том числе РАН и отраслевых академий
наук, имеющих государственный статус. Организует работу
межведомственной рабочей группы (комиссии) по научно-исследовательским
и технологическим программам;
организует и обеспечивает бюджетное софинансирование создания
инновационной инфраструктуры;
осуществляет формирование и реализацию базовой ФЦП,
обеспечивающей доведение фундаментальных разработок до практического
(коммерческого) применения в экономике, в том числе в других ФЦП
технологического профиля;
разрабатывает предложения по использованию результатов ранее
выполненных НИОКР и по организации новых для реализации всех ФЦП
технологического профиля и ведомственных технологических программ;
участвует в подготовке прогнозов технологического развития;
участвует в экспертизе результатов НИОКР в ФЦП технологического
профиля. Организует мероприятия по стимулированию трансфера технологий
между ФЦП, а также из ФЦП в различные сектора экономики <1>.
--------------------------------
<1> В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных
целевых программ и межгосударственных целевых программ, в
осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594,
Минобрнауки России принимает непосредственное участие в согласовании,
экспертизе и контроле за ходом реализации всех федеральных целевых
программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения.
Координация в сфере НИОКР, в том числе в сфере НИОКР военного и
двойного назначения, осуществляется Межведомственной комиссией по
научно-инновационной политике (утверждена Приказом Минобрнауки России
от 17 ноября 2004 г. N 111). Рабочим органом этой Комиссии является
Минобрнауки России. Ежегодно не позднее 1 февраля ведомства, РАН и
отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, представляют
в Комиссию информацию о результатах работ в сфере науки и развития
технологий за предыдущий год и о своих перспективных планах. Не
позднее 1 марта каждого года указанная Комиссия готовит доклад о
результатах развития науки и технологий в предыдущем году, в том числе
о выполнении ФЦП технологического профиля и рекомендации по повышению
эффективности в сфере науки и развития технологий.
Доклад и Рекомендации представляются на обсуждение и утверждение
в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и
образованию. По результатам обсуждения Доклада на Совете рекомендации
дорабатываются. Рекомендации утверждаются на Совете не позднее 15
апреля и должны использоваться ведомствами и государственными
академиями при формировании бюджета на следующий год. Рекомендации в
отношении закрытых военных технологий утверждаются отдельным
документом.
Ежегодно не позднее 1 мая ведомства, РАН и отраслевые академии
наук, имеющие государственный статус, представляют в Комиссию
информацию о планах в сфере НИОКР на следующий год. До 15 июня
Комиссия организует межведомственные обсуждения по координации
указанных планов и принимает на своем заседании Рекомендации по
корректировке планов в сфере НИОКР на следующий год. В рамках
координации деятельности заинтересованных министерств, ведомств, РАН и
отраслевых академий, имеющих государственный статус, Межведомственная
комиссия по научно-инновационной политике подготавливает согласованные
предложения в Правительство Российской Федерации по направлениям и
объемам финансирования в сфере фундаментальных научных исследований,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского
назначения. Это позволит скоординировать деятельность субъектов
бюджетного планирования.
Для осуществления координации при планировании научных
исследований и разработок гражданского и двойного назначения
Межведомственная комиссия по научно-инновационной политике формирует
рабочую группу с участием представителей Минобрнауки России,
Минобороны России и других заинтересованных федеральных органов
исполнительной власти, на которой рассматриваются предложения как по
взаимосогласованному подходу по организации таких научных исследований
и разработок, так и по дальнейшему их введению в хозяйственный оборот.
Ведомства, РАН и отраслевые академии наук, имеющие
государственный статус, руководствуются решениями Межведомственной
комиссии по научно-инновационной политике при корректировке своих
планов и программ.
Кроме того, Комиссия готовит рекомендации по реализации
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Российской Федерации, Перечня критических технологий Российской
Федерации и приоритетов технологического развития в рамках действующих
и планируемых ФЦП, ведомственных программ, программ и планов работ РАН
и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.
Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти РАН, академиями наук, имеющими
государственный статус, организует и проводит работу по корректировке
приоритетных направлений развития науки, технологий и техники
Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской
Федерации.
Корректировка приоритетных направлений развития науки, технологий
и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий
Российской Федерации направлена на уточнение ориентиров развития
отечественного научно-технического комплекса и национальной
инновационной системы, исходя из национальных интересов России и
тенденций мирового научного, технологического и инновационного
развития, соответствующих решений Президента Российской Федерации, с
учетом необходимости формирования экономики знания, среднесрочных
задач социально-экономического развития страны, Основами
военно-технической политики Российской Федерации на период до 2010
года и дальнейшую перспективу и важнейших государственных программ и
проектов.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники
Российской Федерации задают общий вектор научно-технического развития
страны и представляют собой те области реального сектора экономики
России, в которых применение новых технологий и техники может принести
наибольший совокупный эффект. Одним из важнейших критериев выбора
критических технологий Российской Федерации должна стать их
реализуемость и востребованность отечественной экономикой. Данные
документы формируются с учетом формулируемых научным сообществом
приоритетов науки и техники и привлечением представителей как
государства и научного сообщества, так и представители бизнеса. Работа
строится во взаимодействии с Советом при Президенте Российской
Федерации по науке, технологиям и образованию. В целях повышения
эффективности фундаментальной науки формируется и корректируется
перспективный план фундаментальных исследований по приоритетным
направлениям развития науки, технологий и техники на период до 2025
года.
Указанные выше документы в устанавливаемом порядке представляются
в Правительство Российской Федерации. Корректировка приоритетных
направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации
и Перечня критических технологий Российской Федерации осуществляется
соответствующими решениями Президента Российской Федерации по
представлению Правительства Российской Федерации. Основные вопросы по
формированию и корректировке системы приоритетов
научно-технологического развития приведены в Приложении 6.
Планы и результаты реализации настоящей Стратегии должны
учитываться при анализе возможностей российской науки и инновационной
системы при разработке промышленной политики и отраслевых Стратегий
(программ) технологического профиля. Указанные Стратегии (программы)
должны предусматривать максимально эффективное использование
потенциала отечественного сектора исследований и разработок и
инновационной инфраструктуры. Требования по повышению инновационной
активности в экономике, обеспечению конкурентоспособности российских
компаний на глобальном высокотехнологическом рынке, использованию и
развитию потенциала российского сектора исследований и разработок
должны предусматриваться в рамках показателей отраслевых Стратегий и
деятельности соответствующих ведомств. Минобрнауки разрабатывает
предложения по номенклатуре и значения соответствующих показателей
развития научной и инновационной деятельности на этапе
межведомственного согласования проектов отраслевых Стратегий, ФЦП и
других плановых документов ведомств, касающихся данной сферы.
Федеральная целевая программа "Научно-технологическая база
|